НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Рязанского областного суда (Рязанская область) от 22.06.2022 № 33-1431/2022

УИД 62RS0001-01-2020-002891-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2022 года г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Споршевой С.В.,

судей Рогозиной Н.И., Масловой О.В.,

при секретаре Русановой О.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Коноваловой Ларисы Анатольевны на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 30 сентября 2021 года, которым, с учетом определений того же суда от 10 марта 2022 года, 08 апреля 2022 года, постановлено:

В удовлетворении исковых требований Коноваловой Ларисы Анатольевны к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рязани о признании решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Рязани от 15.04.2020г. об отказе в назначении страховой пенсии по старости – незаконным, об обязании более точно определить периоды трудового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости; произвести расчёт, исходя из суммы уплаченных страховых взносов с 2002г. по 2014г. в размере 28 794,78 рублей; суммы расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов за 2002г.-2014г. в размере 43 569,38 рублей, о включении в периоды трудовой деятельности участия в оплачиваемых общественных работах с 2010г. по 2019г. – 00 л. 11 м. 06д., об исчислении величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере 29,695, о назначении страховой пенсии по старости с 19.04.2020г. – отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рогозиной Н.И., объяснения Коноваловой Л.А., ее представителя Зиминой Л.В., поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Коновалова Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований, уточненных в ходе судебного разбирательства, указала, что в связи с достижением пенсионного возраста, 09 апреля 2020 года на основании статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» она обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани от 15 апреля 2020 года ей отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента - 18,6.

Пенсионный орган признал наличие у нее страхового стажа продолжительностью 15 лет 00 месяцев 26 дней, величины индивидуального пенсионного коэффициента – 15,413.

Считает решение пенсионного органа незаконным и необоснованным, поскольку ответчиком неверно подсчитан её трудовой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент, необходимый для назначения пенсии.

С учетом уточнения заявленных требований просила суд:

признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Рязани от 15 апреля 2020 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным;

обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани более точно определить периоды ее трудового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости:

- с 04.09.1987 по 28.03.1988 – 06 мес. 25 дней (инженер конструкторского бюро «»);

- с 29.03.1988 по 31.03.1989 – 01 г. 00 мес. 02 дня (инженер НИИ «»);

- с 01.04.1989 по 31.03.1992 – 03 года 00 мес. 00 дней (уход за ребёнком до 3-х лет);

- с 01.04.1992 по 06.04.1992 – 00 год 00 мес. 06 дней (инженер НИИ «»);

- с 07.07.1992 по 12.07.1992 – 00 год 00 мес. 06 дней (получение пособия по безработице);

- с 16.07.1992 по 31.03.1993 – 00 лет 08 мес. 19 дней (получение пособия по безработице);

- с 01.04.1993 по 30.06.1993 – 00 лет 03 мес. 01 день (переобучение);

- с 20.12.1993 по 19.12.1994 – 01 год 00 мес. 00 день (получение пособия по безработице);

- с 01.06.1996 по 15.07.1996 – 00 л. 01 м. 15 дней (воспитатель детского лагеря «»);

- с 13.07.1997 по 27.08.1997 – 00 л. 01 м. 16 дней (воспитатель детского лагеря «»);

- с 01.04.2000 по 31.05.2000 – 00 лет 02 мес. 01 день (продавец в кафе ЧП ФИО1);

- с 01.01.2002 по 28.02.2002 – 00 лет 01 мес. 29 дней (продавец в МП «»);

- с 05.04.2002 по 12.04.2011 – 09 лет 00 мес. 08 дней (деятельность ИП ФИО2);

включить в периоды ее трудовой деятельности в соответствии с пунктом 4 статьи 12 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» периоды участия в оплачиваемых общественных работах с 2010 года по 2019 год:

- с 18.01.2010 по 14.03.2010 - 00 л. 11 м. 06д. - (14+28+14=56 дней);

- с 01.07.2013 по 08.09.2013 (31+31+8 =70 дней);

- с 06.07.2015 по 13.09.2015 (26+31+13=70 дней);

- с 04.07.2016 по 18.09.2016 (28+31+18=77 дней);

- с 15.01.2018 по 18.08.2018 (17+28+18=63 дня);

обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани произвести расчёт исходя из:

- суммы уплаченных страховых взносов с 2002 года по 2014 год в размере 28 794,78 руб.;

- суммы расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов за 2002 – 2014 года в размере 43 569,38 руб.;

обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани исчислить величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере 29,695;

обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани назначить ей страховую пенсию по старости с 19.04.2020г.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лиц привлечен Отдел по городу Рязани Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Рязанской области».

В суде ФИО3 заявленные требования поддержала, пояснила, что по ее мнению наиболее выгодным вариантом исчисления размера страховой пенсии по старости для нее является расчет в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и статьями 91, 100-103 Закона Российской Федерации № 340-1 от 20 ноября "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Представители ответчика ФИО4, ФИО5 иск не признали.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО3 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В обоснование доводов жалобы указала, что суд дал неверную оценку заявлению от ФИО3 в УПФР г. Рязани о назначении страховой пенсии от 09 апреля 2020 года, поскольку она отрицает свою подпись на данном заявлении.

Вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных ею требований сделан без учета положений статей 21, 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правил обращения за страховой пенсией, согласно которым при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов, пенсионный орган проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам, разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно. Однако УПФР г. Рязани свою обязанность не исполнило, никаких разъяснений о представлении дополнительных документов не давало, что привело к нарушению ее прав.

Кроме того, суд необоснованно отказал произвести расчет ИПК исходя из суммы уплаченных страховых взносов с 2002 года по 2014 год в размере 28 794 рубля 78 копеек, суммы расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов за 2002 – 2014 годы в размере 43 569 рублей 38 копеек.

Суд, отказывая исчислить ИПК в размере 29,695 баллов правильность ее расчетов не проверил, в основу решения положен расчет, представленный ответчиком, суд не учел, что действующим законодательством предусмотрено несколько вариантов расчета ИПК.

Ответчик не признал заявленные требования, указав, что денежные средства в сумме 112 рублей 58 копеек, уплаченные ею в апреле 2011 года, являются переплатой. Однако в материалы дела не представлено доказательств, что излишне уплаченная сумма была задепонирована, либо каким-то образом направлена в доход государства.

Также ФИО3 не согласна с отказом суда определить более точно периоды трудового стажа, дающего право на назначение пенсии, а также с отказом в зачете в ее страховой стаж периодов участия в оплачиваемых общественных работах.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.

В суде апелляционной инстанции на основании статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани его правопреемником – Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области.

Представители Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области, Отдела по городу Рязани Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Рязанской области» не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Гражданам, указанным в части 1 статьи Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 6 к Закону от 28.12.2013 года, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2015 году составляет шесть лет, начиная с 1 января 2016 года ежегодно минимальное значение данного показателя увеличивается на один год до достижения 15 лет.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Таким образом, ФИО3, достигшая возраста 55 лет 19 октября 2019 года, учитывая приведенные нормы закона, могла претендовать на назначение страховой пенсии по достижении возраста 55 лет 6 месяцев, то есть с 19 апреля 2020 года, при этом в 2020 году требуемая продолжительность страхового стажа составляет 11 лет, требуемая величина ИПК - 18,6.

В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

На основании Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Величина ИПК зависит от стажа и заработка до 1 января 2002 года и страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле: ИПК = (ИПКс + ИПКн),

где ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент;

ИПКс – индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01.01.2015года;

ИПКн – индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 01.01.2015 года.

Пенсионные права граждан, сформированные до 01.01.2015 года, переводятся в индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПКс). Расчет ИПКс производится по следующей формуле:

ИПКс = П/СПК, где:

П – размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учёта фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленный по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 года – 64,10 рублей (часть 10 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013г.).

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При определении размера страховой пенсии учитывается общий трудовой стаж и заработная плата до 01.01.2002, а после 01.01.2002 во внимание принимаются только страховые взносы, учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

При установлении пенсии расчет пенсии всегда производится по более выгодному для пенсионера варианту.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Как следует из материалов дела, установлено судом, 09 апреля 2020 года ФИО3 обратилась в УПФР в г. Рязани с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», данное заявление было подано ею посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", дала согласие на назначение пенсии по данным индивидуального (персонифицированного) учета (т.1, л.д. 199-206).

На этапе заблаговременной работы по назначению пенсии, ФИО3 в пенсионный орган были представлены диплом Рязанского радиотехнического института ПВ от 25 июня 1987 года, трудовая книжка серии от 04 августа 1987 года, свидетельство о рождении ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В целях оказания содействия в истребовании уточняющих документов УПФР в г. Рязани были запрошены сведения о стаже работы истца и ее заработной плате в НИИ «Рассвет», а также сведения о периоде получения ею пособия по безработице в порядке межведомственного электронного взаимодействия в ГКУ Центр занятости населения Рязанской области.

В марте 2020 года пенсионным органом были получены справка о периоде работы ФИО3 в КБ «» с 04 сентября 1987 года по 28 марта 1988 года, справка о периоде работы в НИИ «» с 29 марта 1988 года по 06 апреля 1992 года и справки о заработной плате за указанные периоды.

Из ГКУ Центра занятости населения Рязанской области на запрос УПФР в г. Рязани поступила информация о получении ФИО3 пособия по безработице в период с 20 декабря 1993 года по 19 декабря 1994 года.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани от 15 апреля 2020 года ФИО3 было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 19 апреля 2020 года в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (18,6).

На основании имеющихся в распоряжении ответчика документов в страховой стаж ФИО3 для определения права на назначение страховой пенсии по старости были включены следующие периоды:

с 01.09.1982 по 12.06.1987 - 04 года 09 месяцев 12 дней (учеба);

с 04.09.1987 по 29.01.1989 - 01 год 04 месяца 26 дней (работа);

с 30.01.1989 по 30.07.1990 - 01 год 06 месяцев 00 дней (период ухода за ребенком);

с 31.07.1990 по 06.04.1992 - 01 год 08 месяцев 06 дней (работа);

с 20.12.1993 по 19.12.1994 - 01 год 00 месяцев 00 дней (период получения пособия по безработице);

с 01.06.1998 по 15.07.1998 - 00 лет 01 месяц 15 дней (работа);

с 01.05.2000 по 31.05.2000 - 00 лет 01 месяц 01 день (работа);

с 15.12.2001 по 28.02.2002 - 00 лет 02 месяца 13 дней (работа);

с 01.01.2007 по 31.12.2009 - 03 года 00 месяцев 01 день (работа);

с 01.01.2010 по 12.04.2011 - 01 год 03 месяца 11 дней (работа).

Итого: 15 лет 00 месяцев 26 дней.

Пенсионным органом была определена величина индивидуального пенсионного коэффициента на дату обращения истца за назначением пенсии и достижения общеустановленного возраста, а именно на 19 апреля 2020 года, которая составила 15,4.

Необходимый стаж для назначения пенсии у ФИО3 имелся.

Ответчиком в суд представлен расчет ИПК ФИО3, произведенный по состоянию на 15 апреля 2020 года - дату вынесения решения пенсионным органом, согласно которому исчисление расчетного размера пенсии ФИО3 осуществлено в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года с учетом периода учебы, расчет произведен из общего трудового стажа до 01.01.2002.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ФИО3, представленный ответчиком расчет ИПК по состоянию на 15 апреля 2020 года проанализирован и проверен судом.

При этом судебная коллегия учитывает, что расчет ИПК произведен ответчиком исходя из оценки пенсионных прав истца по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как по наиболее выгодному для ФИО3 варианту, с учетом периода учебы.

Доводы апелляционной жалобы истца о неверном определении ответчиком ИПК подлежат отклонению, как ошибочные, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Также их материалов дела следует, что 31 августа 2020 года ФИО3 в пенсионный орган были представлены дополнительные документы о трудовом стаже.

Согласно сообщению УПФР в г. Рязани от 11 сентября 2020 года , адресованному ФИО3, по представленным дополнительным справкам, ее страховой стаж увеличился и составил 15 лет 11 месяцев 2 дня, ИПК равен 16,323, право на страховую пенсию в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отсутствует.

09 февраля 2021 года ФИО3 вновь обратилась в УПФР в г. Рязани с заявлениями о принятии дополнительных копий документов для расчета пенсии по старости - свидетельства о внесении в Единый государственный реестр, трудовой книжки (страницы 4,5,6,7,8,9), архивной справки из РГРУ им. , справки из АО Корпорация «» о заработной плате; справки из Министерства труда и социальной защиты; удостоверения о переобучении, выписки из лицевого счета безработного, справки из ПАО «», трудового соглашения с ЧП ФИО1, извещений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица за 2006 год, 2010 год, 2011 год, квитанции об оплате страховых взносов с 2002 года по 2011 год ПАО Сбербанк, справки о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год, справок об участии в общественных работах.

15 февраля 2021 года ФИО3 обратилась в УПФР в г. Рязани с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, а именно сведений о страховом стаже с 13 июля 1997 года по 27 августа 1997 года, с 01 июня 1998 года по 15 июля 1998 года в пионерском лагере «» ПАО завод «»; периода получения пособия по безработице с 07.07.1992 года по 12.07.1992 года, с 16.07.1992 года по 31.03.1993 года; сведений о периоде обучения в региональном институте повышения квалификации и образования за период с 01 апреля 1993 года по 30 июня 1993 года, сведений о заработке в АО «Корпорация «» НИИ «» за период с сентября 1987 года по январь 1992 года.

15 февраля 2021 года решением УПФР в г. Рязани произведена корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесены дополнения в индивидуальный лицевой счет ФИО3 с учетом указанных периодов.

04 марта 2021 года ФИО3 обратилась в УПФР в г. Рязани с заявлениями о принятии дополнительных документов для расчета пенсии по старости, просила принять копию справки ПАО «» о работе в детском лагере за период с 01 июня 1996 года по 15 июля 1996 года, копию трудового соглашения с ЧП ФИО1, уточняющий расчет пенсии.

15 марта 2021 года ФИО3 обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением ГУ – УПФР в г. Рязани от 22 марта 2021 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (18,6).

При этом Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани признало наличие у истца страхового стажа продолжительностью 21 год 03 месяца 00 дней, указало, что включению в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, подлежат следующие периоды:

с 01.09.1982 по 12.06.1987 (04 года 09 месяцев 12 дней (учеба));

с 04.09.1987 по 29.01.1989 (01 год 04 месяца 26 дней (работа));

с 30.01.1989 по 30.07.1990 (01 год 06 месяцев 00 дней (период ухода за ребенком));

с 31.07.1990 по 06.04.1992 (01 год 08 месяцев 06 дней (работа));

с 07.07.1992 по 12.07.1992 (00 лет 00 месяцев 06 дней (получение пособия по безработице);

с 01.04.1993 по 30.06.1993 (00 лет 03 месяца 00 дней (учеба);

с 20.12.1993 по 19.12.1994 (1 год 00 месяцев 00 дней (период получения пособия по безработице));

с 01.06.1996 по 15.07.1996 (00 лет 01 месяц 15 дней (работа);

с 13.07.1997 по 27.08.1997 (00 лет 01 месяц 15 дней (работа);

с 01.06.1998 по 15.07.1998 (00 лет 01 месяц 15 дней (работа));

с 01.05.2000 по 31.05.2000 (00 лет 01 месяц 01 день (работа));

с 15.12.2001 по 31.12.2001 (00 лет 00 месяцев 17 дней (работа));

с 01.01.2002 по 28.02.2002 (00 лет 01 месяц 28 дней (работа));

с 05.04.2002 по 31.12.2006 (04 года 08 месяцев 26 дней (работа));

с 01.01.2007 по 31.12.2009 (03 года 00 месяцев 01 день (работа));

с 01.01.2010 по 12.04.2011 (01 год 03 месяца 11 дней (работа));

с 26.08.2020 по 26.09.2020 (00 лет 01 месяц 01 день (работа));

с 05.11.2020 по 18.11.2020 (00 лет 00 месяцев 14 дней (работа));

с 01.12.2020 по 31.12.2020 (00 лет 01 месяц 00 дней (уход трудоспособным лицом за лицом, достигшим 80 лет).

По расчетам пенсионного органа на момент обращения ФИО3 с заявлением о назначении пенсии 15 марта 2021 года величина ИПК, с учетом всех документально подтвержденных истцом периодов, составила 17,051.

Данное решение ФИО3 не обжаловалось.

В суде апелляционной инстанции ФИО3 пояснила, что пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначена ей пенсионным органом с 23 декабря 2021 года, при этом был дополнительно учтен период ухода трудоспособным лицом за лицом, достигшим 80 лет.

Разрешая требования ФИО3 о включении в стаж для назначения пенсии периодов ее участия в оплачиваемых общественных работах с 2010 года по 2018 год, суд первой инстанции верно исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

Согласно пункту 58 Постановления Правления ПФ РФ от 23.01.2019 года № 16п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» в качестве документов, подтверждающих иные периоды, засчитываемые в страховой стаж согласно пунктам 4, 7 и 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, гражданин вправе представить: для подтверждения периода получения пособия по безработице, периода участия в оплачиваемых общественных работах и периода переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства - справку государственного учреждения службы занятости населения по форме согласно приложению N 2 к Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015.

В обоснование заявленных требований о включении в страховой стаж периодов участия в оплачиваемых общественных работах с 18.01.2010 по 14.03.2010, с 01.07.2013 по 08.09.2013, с 06.07.2015 по 13.09.2015, с 04.07.2016 по 18.09.2016, с 15.01.2018 по 18.03.2018 истцом представлены:

- характеристика, выданная Комитетом территориального общественного самоуправления «III Квартал микрорайона Канищево» города Рязани от 02.12.2020, согласно которой ФИО3 является общественным деятелем микрорайона «Канищево» , председателем комитета совета дома . Являясь авторитетным человеком района, на протяжении многих лет принимала участие в организации мероприятий выборных кампаний: 2010 год – период с 18.01.2010 по 14.03.2010 - в Рязанскую областную Думу; 2013 год – период с 01.07.2013 по 08.09.2013 - в Рязанскую городскую Думу; 2015 год – период с 06.07.2015 по 13.09.2015 - в Рязанскую областную Думу; 2016 год – период с 04.07.2016 по 18.09.2016 - в Государственную Думу ФС РФ; 2018 год – период с 15.01.2018 по 18.03.2018 - выборы Президента РФ, а также на выборах в Рязанскую Городскую Думу;

- справка Территориального общественного самоуправления «III квартал микрорайона Канищево» города Рязани (ТОС «III квартал микрорайона Канищево» г. Рязани) от 02.12.2020, о том, что ФИО3 в период с 15.01.2018 по 18.03.2018 действительно была агитатором избирательной кампании кандидата ФИО6 на выборах Президента Российской Федерации.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор.

В соответствии с пунктом 30 Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 11.03.2021) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждается справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме согласно приложению N 2.

Учитывая, что истцом в материалы дела не представлены документы об участии в оплачиваемых общественных работах, которые бы соответствовали положениям пункта 30 раздела IV Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015, вывод суда первой инстанции об отказе во включении указанных периодов в стаж для определения права на пенсию является верным.

Разрешая требования ФИО3 о возложении обязанности на пенсионный орган произвести расчёт ИПК исходя из суммы уплаченных страховых взносов с 2002 года по 2014 год в размере 28 794,78 рублей, суммы расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов за период 2002 – 2014 года в размере 43 569,38 рублей, суд исходил из того, что ФИО7 произведена оплата страховых взносов на финансирование трудовой пенсии 14 декабря 2009 года в размере 4849 рублей 60 копеек, 03 декабря 2010 года в размере 10392 рублей, 04 апреля 2011 года в размере 3940 рублей 30 копеек, что подтверждено представленными ею квитанциями.

Согласно разделу 2 (сведения о страховом стаже и страховых взносах застрахованного лица с 1 января 2002 года) выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО3, пенсионным органом учтена сумма страховых взносов на страховую пенсию за 2009 год – 4850 рублей, за 2010 год – 10392 рубля, за 2011 год – 3827 рублей 72 копейки, всего учтено страховых взносов на страховую пенсию за период с 2002 года по 2011 год на сумму 28682 рубля 20 копеек.

По мнению истца, поскольку ею были оплачены страховые взносы 04 апреля 2011 года в размере 3940 рублей 30 копеек, то, данная сумма должна быть учтена и пенсионным органом, в связи с чем, произойдет увеличение учтенных страховых взносов на страховую пенсию за период с 2002 года по 2011 год с суммы в размере 28682 рубля 20 копеек до суммы в размере 28 794 рубля 78 копеек, то есть на 112 рублей 58 копеек, а, следовательно, произойдет увеличение и суммы расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов за период с 2002 года по 2011 год с 43434 рублей 32 копеек до 43 569 рублей 38 копеек.

На момент оплаты ФИО3 страховых взносов – 04 апреля 2011 года, действовал Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Таким образом, индивидуальные предприниматели в силу закона обязаны самостоятельно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 11 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Судом установлено, что в 2011 году индивидуальные предприниматели должны были уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 13509 рублей 60 копеек из расчета 4330 рублей (МРОТ, установленный № 91-ФЗ от 24.06.2008 года х 12 (месяцев) х 26% (тариф для ПФР в соответствии со статьей 12 ФЗ от 24.07.2009 года № 212-ФЗ).

В связи с тем, что ФИО3 была снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя 12 апреля 2011 года, сумма страховых взносов, подлежащая уплате в 2011 году, составила 3827 рублей 72 копейки, следовательно, истец при оплате страховых взносов в 2011 году произвел переплату в размере 112 рублей 58 копеек.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ФИО7 в 2011 году страховые взносы были уплачены своевременно и в полном объеме, однако исчислены были неверно, в связи с чем, образовалась переплата в размере 112 рублей 58 копеек, вместе с тем, согласно пункту 11 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрена возможность возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов, которой истец в установленном законодательством порядке не воспользовался.

Уплата страховых взносов в большем размере, чем это предусмотрено законом, не является основанием для учета излишне уплаченной суммы при определении права на пенсию.

Также судом обоснованно отказано в удовлетворении требований ФИО3 о возложении обязанности на пенсионный орган более точно определить периоды ее трудового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости с 04.09.1987 по 28.03.1988 – 06 мес. 25 дней (инженер конструкторского бюро «»); с 29.03.1988 по 31.03.1989 – 01 г. 00 мес. 02 дня (инженер НИИ «»); с 01.04.1989 по 31.03.1992 – 03 года 00 мес. 00 дней (уход за ребёнком до 3-х лет); с 01.04.1992 по 06.04.1992 – 00 год 00 мес. 06 дней (инженер НИИ «»); с 07.07.1992 по 12.07.1992 – 00 год 00 мес. 06 дней (получение пособия по безработице); с 16.07.1992г. по 31.03.1993 г. – 00 лет 08 мес. 19 дней (получение пособия по безработице); с 01.04.1993 г. по 30.06.1993 г. – 00 лет 03 мес. 01 день (переобучение); с 20.12.1993 по 19.12.1994 – 01 год 00 мес. 00 день (получение пособия по безработице); с 01.06.1996 по 15.07.1996 – 00 л. 01 м. 15 дней (воспитатель детского лагеря «»); с 13.07.1997 по 27.08.1997 – 00 л. 01 м. 16 дней (воспитатель детского лагеря «»); с 01.04.2000 по 31.05.2000 – 00 лет 02 мес. 01 день (продавец в кафе ЧП ФИО1); с 01.01.2002 по 28.02.2002 – 00 лет 01 мес. 29 дней (продавец в МП г. Рязани «»); с 05.04.2002 по 12.04.2011 – 09 лет 00 мес. 08 дней (деятельность ИП ФИО2), поскольку они были включены в стаж истца в точном соответствии с представленными ею документами, что отражено в решении УПФР в городе Рязани от 22 марта 2021 года, с учетом этих периодов произведен расчет ИПК (17,051).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани от 15 апреля 2020 года об отказе ФИО3 в назначении страховой пенсии по старости, и возложении на пенсионный орган обязанности назначить ей пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19 апреля 2020 года.

Доводы апелляционной жалобы ФИО2 об обратном не опровергают выводы суда, а сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной им в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Доводы апелляционной жалобы ФИО3 о том, что суд дал неверную оценку заявлению от ФИО3 в УПФР г. Рязани о назначении страховой пенсии от 09 апреля 2020 года, поскольку она отрицала свою подпись на данном заявлении, не являются основанием для отмены постановленного судом решения.

Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как следует из материалов дела, 15 октября 2019 года в порядке заблаговременной работы по назначению пенсии, ФИО3 обращалась в УПФР г. Рязани, представила следующие документы для назначения пенсии – паспорт, трудовую книжку, при этом ей было выдано письменное уведомление о предоставлении дополнительных документов – свидетельства о браке, свидетельство о рождении ребенка, справки из Центра занятости, диплома (т.1, л.д. 223). Кроме того, разъяснено, что с заявлением о назначении пенсии она может обратиться не ранее чем за месяц до даты наступления права на пенсию (19 апреля 2020 года), при этом с заявлением о назначении пенсии может обратиться как лично в пенсионный орган, так и направив в территориальный орган ПФР электронное заявление с использованием сети «Интернет».

20 февраля 2020 года ФИО3 в ГУ УПФР г. Рязани дополнительно представлены диплом, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении ребенка (т.1, л.д. 224).

Распоряжением Губернатора Рязанской области от 17.03.2020 N 70-рг на территории Рязанской области введен режим повышенной готовности в связи с новой коронавирусной инфекцией, с 28 марта по 30 апреля было приостановлено предоставление государственных и иных услуг в помещениях центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области и государственных учреждений Рязанской области, за исключением услуг, предоставление которых может осуществляться исключительно в указанных помещениях, при условии обеспечения предварительной записи граждан. При этом государственные и иные услуги, предоставление которых возможно в электронном виде, предоставляются исключительно в электронном виде.

09 апреля 2020 года ФИО3 посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" представила в УПФР в г. Рязани электронное заявление о назначении пенсии (т. 1, л.д. 199-206), в нем она дала согласие на назначение пенсии по имеющимся в пенсионном органе документам.

Как следует из пояснений представителя ответчика данных в суде первой инстанции, поскольку обращение истца за назначением пенсии имело место в период карантинных мероприятий, когда доступ граждан УПФР в г. Рязани был ограничен, после получения заявления в электронном виде, заявление о назначении пенсии, в том числе согласие на назначение страховой пенсии по данным индивидуального (персонифицированного) учета было оформлена сотрудником управления (т. 2, л.д. 40-43).

Судебная коллегия критически относится к пояснениям ФИО3 о том, что она не общалась 09 апреля 2020 года с заявлением о назначении пенсии, поскольку именно по данному заявлению пенсионным органом было принято решение от 15 апреля 2020 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости, кроме того, при обращении в суд в исковом заявлении ФИО3 указала, что она обратилась в УПФР г. Рязани с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 09 апреля 2020 года.

Доводы жалобы ФИО3 о том, что при ее обращении за назначением пенсии ответчиком не исполнена обязанность предусмотренная положениями статьями 21, 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правил обращения за страховой пенсией, никаких разъяснений о представлении дополнительных документов сотрудниками пенсионного орган ей не дано, что привело к нарушению ее прав, не являются основанием для отмены постановленного судом решения ввиду следующего.

Согласно положениям статей 21, 22, Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пунктов 20, 22, 31 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н, при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Материалы дела не содержат сведений о том, что ФИО3 при ее обращении с заявлением о назначении пенсии 09 апреля 2020 года пенсионным органом были даны разъяснения о представлении дополнительных документов, однако это не привело к нарушению ее прав на своевременное назначение пенсии по старости.

Как указано выше, обращаясь в УПФР г. Рязани с заявлением о назначении пенсии, ФИО3 просила назначить ей пенсию по сведениям, имеющимся в ее лицевом счете.

Кроме того, с учетом всех подтвержденных ФИО3 периодов работы, учебы, ухода за ребенком, получения пособия по безработице, которые были учтены впоследствии пенсионным органом в ее стаж для назначения пенсии, что отражено в решении УПФР в г. Рязани от 22 марта 2021 года , ее ИПК составил 17,051, что являлось недостаточным для назначения пенсии. Как указано выше, согласно пояснениям ФИО3, пенсия по старости назначена ей пенсионным органом с 23 декабря 2021 года, при этом был дополнительно учтен период ухода трудоспособным лицом за лицом, достигшим 80 лет.

В целом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем, на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 30 сентября 2021 года с учетом определений того же суда от 10 марта 2022 года, 08 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29.06.2022