33-2449/2019 судья Махова Т.Н.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Рязань
18 сентября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой Н.В.,
судей Споршевой С.В., Поштацкой В.Е.,
при помощнике судьи Коверкиной Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Зызыкина Владимира Константиновича на решение Шиловского районного суда Рязанской области от 10 июня 2019 года, которым постановлено:
Зызыкину Владимиру Константиновичу в удовлетворении его исковых требований к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области (межрайонное) о понуждении к включению в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, по основаниям, установленным ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях» периодов работы: с 17.06.1977 года по 28.06.1978 года, с 03.04.1980 года по 01.09.1980 года, с 02.02.1981 года по 23.12.1981 года, с 20.01.1982 года по 31.08.1983 года, с 01.09.1983 года по 15.02.1986 года, с 17.10.1986 года по 03.05.1987 года, с 20.10.1987 года по 11.03.1990 года, с 03.01.1996 года по 31.12.2001 года и назначении ему страховой пенсии по старости по указанным основаниям со 02.08.2018 года – отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения Зызыкина В.К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Зызыкин В.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области (межрайонному) о понуждении к включению в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, соответствующих периодов работы, и назначении указанной пенсии.
В обоснование своих исковых требований истец указал, что 02.08.2018 года ему должно было исполниться 60 лет, в связи с чем, полагая, что у него имеются необходимые условия для назначение страховой пенсии по старости, 25.07.2018 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении указанной пенсии, предоставив в пенсионный орган, имеющиеся в его распоряжении документы, требуемые для ее назначения.
Решением пенсионного органа за № от 06.11.2018 года ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости, по причине отсутствия требуемого страхового стажа, при этом в его страховой стаж не включены следующие периоды его работы: с 17.06.1977 года по 28.06.1978 года в комбинате «<скрыто>», с 03.04.1980 года по 01.09.1980 года в <скрыто> государственном университете имени <скрыто>, с 02.02.1981 года по 23.12.1981 года в столовой № 14, с 20.01.1982 года по 31.08.1983 года в <скрыто> РСУ тр. «<скрыто>», с 01.09.1983 года по 15.02.1986 года в Тресте <скрыто>, с 17.10.1986 года по 03.05.1987 года в <скрыто> РайДПО, с 20.10.1987 года по 11.03.1990 года в <скрыто> областном ДПО и с 03.01.1996 года по 29.06.2004 года в частном предприятии «<скрыто>».
В то же время, истец полагает, что исключение при принятии пенсионным органом вышеуказанного решения из подсчета его страхового стажа, части из периодов его работы является неправомерным.
Истец указывает, что исключенные из подсчета периоды его работы, подтверждаются его трудовой книжкой и иными документами.
По мнению истца, тот факт, что при разрешении вопроса о назначении ему страховой пенсии по старости, им в пенсионный орган было представлено заявление от 25.10.2018 года, в котором он просил назначить ему пенсию без учета определённых периодов работы, не имеет значения, так как в последствии он с этим не согласился, о чем 15.02.2019 года представил в пенсионный орган соответствующее заявление, однако при его повторном обращении в пенсионный орган - решением за № от 26.02.2019 года в назначении страховой пенсии по старости ему вновь было отказано.
По указанным основаниям истец просил суд обязать ответчика включить в его страховой стаж (общий), дающий ему право на назначение страховой пенсии по старости, по основаниям, установленным ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды его работы: с 17.06.1977 года по 28.06.1978 года в комбинате «<скрыто>», с 03.04.1980 года по 01.09.1980 года в <скрыто> государственном университете имени <скрыто>, с 02.02.1981 года по 23.12.1981 года в столовой №, с 20.01.1982 года по 31.08.1983 года в <скрыто> РСУ тр. «<скрыто>», с 01.09.1983 года по 15.02.1986 года в Тресте <скрыто>, с 17.10.1986 года по 03.05.1987 года в <скрыто> РайДПО, с 20.10.1987 года по 11.03.1990 года в <скрыто> областном ДПО и с 03.01.1996 года по 31.12.2001 года в частном предприятии «<скрыто>», и, поскольку с учетом включения этих периодов у него на дату достижения им возраста 60 лет имелись необходимые условия для назначения страховой пенсии по старости, обязать пенсионный орган назначить ему указанную пенсию со дня достижения им названного возраста, т.е. со 02.08.2018 года.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на свое несогласие с выводами суда, их незаконность и необоснованность.
В письменных возражениях Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области (межрайонное), полагая решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы истца ФИО1
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области (межрайонного) не явился, о слушании дела извещен. В письменном ходатайстве, поступившем по факсу, начальник Управления просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя. На основании ч.3 ст.167 и ч.2 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации. 15.01.2014г. ему выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
С 17.06.2010 года он зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.
25.07.2018 года и 21.11.2018 года он обращался в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области (межрайонное) с заявлениями о назначении страховой пенсии по старости.
Однако решениями указанного пенсионного органа за № от 06.11.2018 года и № от 26.02.2019 года ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости на основании ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. и отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В страховой стаж заявителя не включены периоды его работы: с 17.06.1977г. по 28.06.1978г.; с 03.04.1980г. по 01.09.1980г., с 02.02.1981г. по 23.12.1981г.; с 20.01.1982г. по 31.08.1983г.; с 01.09.1983г. по 15.02.1986г.; с 17.10.1986г. по 04.05.1987г.; с 20.10.1987г. по 11.03.1990г., с 11.03.1990г. без даты увольнения; с 03.01.1996г. по 29.06.2004г.
В записи трудовой книжки о периоде работы с 17.06.1977г. по 28.06.1978г. не читаема печать при увольнении.
В записи трудовой книжки о периоде работы с 03.04.1980г. по 01.09.1980г. – печать при увольнении не читаема, дата издания приказа на увольнение позже даты увольнения.
В записи трудовой книжки о периоде работы с 02.02.1981г. по 23.12.1981г. – печать при увольнении не читаема.
В записи трудовой книжки о периоде работы с 20.01.1982г. по 31.08.1983г. – печать при увольнении не читаема.
В записи трудовой книжки о периоде работы с 01.09.1983г. по 15.02.1986г. печать при увольнении не читаема, имеется исправление в дате увольнения.
В записи трудовой книжки о периоде работы с 17.10.1986г. по 04.05.1987г. печать при увольнении не читаема.
В записи трудовой книжки о периоде работы с 20.10.1987г. по 11.03.1990г. наименование организации на печати при увольнении не соответствует наименованию организации в записи о приеме на работу.
В записи трудовой книжки о периоде работы с 11.03.1990г. отсутствует запись об увольнении с работы.
Периоды работы истца в Узбекистане с 03.01.1996г. по 29.06.2004г. не подтверждены компетентным органом.
В заявлении от 25.10.2018г. ФИО2 просил назначить страховую пенсию без учета вышеуказанных периодов, так как подтверждающие документы отсутствуют.
В страховой стаж заявителя учтены следующие периоды: с 19.09.1975г. по 12.09.1976г. (работа), с 15.09.1976г. по 15.06.1977г. (учеба); с 19.10.1978г. по 10.05.1979г. (работа); с 12.11.1979г. по 01.04.1980г. (работа); с 15.02.1986г. по 13.10.1986г. (работа); с 04.05.1987г. по 13.10.1987г. (работа); с 01.04.2010г. по 31.12.2012г. (работа); с 05.05.2015г. по 31.10.2015г. (работа); с 01.04.2016г. по 12.06.2017г. (работа); с 13.07.2017г. по 31.12.2017г. (работа). Итого 7 лет 11 месяцев 12 дней.
В дальнейшем дополнительно был учтен период работы истца с 01.01.2018г. по 20.11.2018г. Итого 9 лет 7 месяцев 5 дней. Не учтены периоды: с 01.11.2015г. по 31.03.2016г. – неоплачиваемый отпуск (5 месяцев), с 13.06.2017г. по 12.07.2017г. – неоплачиваемый отпуск (29 дней). При этом индивидуальный пенсионный коэффициент составил 13,446, при требуемом – 13,8.
05.04.2019г. ФИО1 в третий раз обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением от 16.04.2019г. с 05.04.2019г. ему назначена страховая пенсия по старости в связи с наличием необходимого возраста, размере страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента.
29.04.2019г. ФИО1 подал заявление о перерасчете размера пенсии с учетом документов о стаже до 01.01.2002г.
На основании указанного заявление принято решение о проведении проверки документов (сведений) необходимых для установления (выплаты) пенсии от 08.05.2019г., в связи с чем направлен очередной запрос в территориальные структуры Агентства Узархив при кабинете Министров Республики Узбекистан о подтверждении периодов работы: с 17.06.1977г. по 28.06.1978г., с 03.04.1980г. по 01.09.1980г.; с 02.02.1981г. по 23.12.1981г.; с 20.01.1982г. по 31.08.1983г.; с 01.09.1983г. по 15.02.1986г.; с 17.10.1986г. по 04.05.1987г.; с 20.10.1987г. по 11.03.1990г.; с 11.03.1990г.; с 03.01.1996г. по 29.06.2004г.
До разрешения дела судом ответы о подтверждении стажа не поступили.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорными периодами истца являются периоды его работы на территории Республики Узбекистан, как до распада СССР, так и после.
При этом, суд обоснованно руководствовался положениями ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которыми определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Так, в силу указанной нормы (части 1) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч.2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002г. и действовал до 1 января 2015г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ.
В соответствии со ст.1 "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992г. государства-участники СНГ, к числу которых относится Российская Федерация и Республики Узбекистан, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ч.2 ст.6 вышеуказанного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г.).
В соответствии с ч.1 ст.35 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (ч.2 ст.35 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно ч.3 той же статьи с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В период с 2015 года по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону (ч.4 ст.35 Федерального закона № 400-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Согласно п.5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности (п. 8 Правил № 1015).
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил, приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001г. и с 1 января 2002г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 43 Правил № 1015).
Согласно пунктов 59 и 60 Правил № 1015 документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).
Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи.
Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6, 34, 40, 41 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002г. № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. № 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ.
Согласно данной правовой норме - установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ).
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч.7 ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч.8 ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч.9 ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно п.2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п. 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011г. № 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (п. 52 Перечня).
В соответствии с п.1 письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994г. № 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР" пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
Согласно п.3 вышеуказанного письма Минсоцзащиты РФ документы, выданные на иностранных языках в государствах, указанных в п. п. 1 и 2 настоящего письма, принимаются для назначения пенсии при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
В соответствии с п.4 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004г. № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
При этом документы, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила № 884н).
Согласно п. 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п. 65 Правил № 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008г. N ЛЧ-25-25/3283, в Республике Узбекистан органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Министерство труда и социальной защиты Республики Узбекистан.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992г.
Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.
Справки, выданные работодателем, архивными органами, должны содержать основание их выдачи, то есть ссылки на первичные документы соответствующего периода, иметь ссылки на приказы, лицевые счета и другие документы.
Кроме того, документы, выданные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык, и верность их перевода должна быть засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой или работающими в государственных нотариальных конторах, либо консульскими учреждениями Российской Федерации.
Эти документы должны быть своевременно предоставлены в пенсионный орган, т.е. до момента принятия им соответствующего решения и подлежат оценке последним в совокупности.
При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Проверяя законность принятого в отношении ФИО1 решения пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии по старости с 02.08.2018г., районный суд принял во внимание тот факт, что трудовая книжка истца ФИО1 заполнена 12.09.1976 года, в связи с чем исходил из требований, предъявляемых к указанному документу, на указанную дату, - положений Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974г. № 162 по образцу трудовой книжки, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973г. № 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих".
Суд установил, что фактически данная трудовая книжка заполнена по форме, утвержденной Постановлением Совета министров СССР от 20.12.1938г. № 1320.
Как Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974г. № 162, так и Инструкцией о порядке ведения Трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 09.07.1958 года №620, утратившей силу связи с изданием Постановления Госкомтруда СССР от 20.06.1974г. № 163 было предусмотрено, что трудовая книжка заполняется в присутствии работника.
Согласно Инструкции, утвержденной 20.06.1974 года трудовая книжка заполняется не позднее недельного срока со дня приема на работу (п. 2.2), а согласно Инструкции, утвержденной 09.07.1958 года не позже пяти дней после приема на работу (п.6).
Этими же Инструкциями был предусмотрен определенный порядок внесения исправлений в записи о периодах работы, в случаях их неправильности и неточностей, который предусматривался п. 2.5 – п. 2.9 Инструкции, утвержденной 20.06.1974 года и п. 9 Инструкции, утвержденной 09.07.1958 года.
Как Инструкцией, утвержденной 20.06.1974 года, так и Инструкцией, утвержденной 09.07.1958 года, предусматривалось, что при увольнении все записи о работе, поощрениях и награждениях, внесенные в трудовую книжку заверяются подписью руководителя или специально уполномоченного им лица и печатью (п. 4.1 Инструкции, утвержденной 20.06.1974 и п. 21 Инструкции, утвержденной 09.07.1958 года).
Из трудовой книжки ФИО1 следует, что дата заполнения трудовой книжки - 12.09.1976 года фактически внесена в день его увольнения, соответствующий первому периоду работы, а именно согласно записей №1 - №2 истец освобожден от занимаемой должности в домоуправлении № 1 – 12.09.1976 года на основании приказа №18 от 30.08.1976 года.
Помимо этого, из трудовой книжки ФИО1 следует, что печать в трудовой книжке в отношении спорного периода с 17.06.1977 года по 28.06.1978 года в полном объеме не читаема (текст на печати частично не отпечатан).
В отношении периода с 03.04.1980 года по 01.09.1980 года - дата издания приказа об увольнении в трудовой книжке указана - 17.02.1981 года, что значительно позже даты, увольнения - 01.09.1980 года, при этом печать в отношении этого периода в трудовой книжке в полном объеме также не читаема (текст на печати смазан и частично не отпечатан).
Печать в трудовой книжке в отношении спорного периода с 02.02.1981 года по 23.12.1981 года в полном объеме не читаема (текст на печати размазан и частично не отпечатан).
В отношении спорного периода с 20.01.1982 года по 31.08.1983 года печать в трудовой книжке в полном объеме не читаема (текст на печати смазан и частично не отпечатан).
Печать в трудовой книжке в отношении спорного периода с 01.09.1983 года по 15.02.1986 года в полном объеме не читаема (текст на печати смазан и частично не отпечатан), при этом в дате увольнения в отношении этого периода действительно имеются исправления.
Печать в трудовой книжке в отношении спорного периода с 17.10.1986 года по 04.05.1987 года в полном объеме не читаема (текст на печати размазан и частично не отпечатан).
В отношении спорного периода с 20.10.1987 года по 11.03.1990 года печать при приеме на работу не соответствует печати при увольнении с переводом на другую работу.
Так, при приеме на работу на русском языке на печати указано Ташкентское областное противопожарное общество Узбекистана, а при увольнении на русском языке на печати указано Ташкентское областное Добровольное Пожарное Об-во. Сведений о переименованиях одной организации в другую - непосредственно трудовая книжка не содержит.
Печать в трудовой книжке в отношении спорного периода с 03.01.1996 года по 31.12.2001 года, окончившегося согласно буквальному содержанию трудовой книжки 06.29.2004 года - полностью выполнена на иностранном языке.
Перевода этой печати, его верности, засвидетельствованного нотариусами или консульскими учреждениями Российской Федерации в пенсионный орган при разрешении вопроса о назначении пенсии - ФИО1 не предоставлялось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности проведения пенсионным органом Российской Федерации проверки относительно спорных периодов истца.
Также суд пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия пенсионным органом иных документов о работе ФИО1, представленных заявителем: архивной справки № от 12.03.2013 года, справки № от 05.04.2013 года, архивных справок №, №, №, № от 223.04.2013 года, справок № и № от 23.04.2013 года, справки б/н от 11.02.2013 года с дополнительными сведениями на обороте, справок №, № и № от 25.06.2013 года, выписки из приказа № от 15.06.2000 года, выданной 05.03.2013 года за №, справок № и № от 05.03.2013 года, справки № от 07.02.2013 года и справки без номера и даты о зарплате в 1990 году, поскольку из содержания указанных документов следует, что штампы и печати на них, а также текст одной из справок № от 23.04.2013 года, выполнены на иностранном языке, тогда как переводов на русский язык, их верности, засвидетельствованных нотариусами или консульскими учреждениями Российской Федерации в пенсионный орган - ФИО1 представлено не было.
Более того, справка № от 12.03.2013 года, содержит исправления в дате ее выдачи, справка № от 05.04.2013 года не содержит подтверждающей информации о периоде работы истца, справка о зарплате в 1990 году не содержит номера и даты ее выдачи, а две справки от 23.04.2013 года из одной и той же организации содержат один и тот же № - №.
При этом, суд первой инстанции обоснованно указал, что выполнение нотариально удостоверенного перевода документов на русский язык в ходе рассмотрения дела судом, не влияет на законность принятого пенсионным органом обжалуемого истцом решения, поскольку такой перевод не был представлен в пенсионный орган при разрешении вопроса о назначении страховой пенсии со 2 августа 2018г. и не был предметом рассмотрения при разрешении заявления ФИО1 от 25.07.2018г.
Также суд не принял во внимание показания свидетелей ФИО9 и ФИО10 в подтверждение периода работы истца работы с 20.10.1987 года по 11.03.1990 года в Ташкентском областном ДПО, сославшись на то, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, однако доказательств свидетельствующих о том, что документы о работе истца за данный период утрачены по каким-либо причинам и восстановить их невозможно - в дело не представлено. Кроме того, указанные свидетели не смогли назвать периоды работы, когда истец совместно с ними работал в данной организации.
Как следует из п.37 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015, периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. К заявлению гражданина об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний прилагаются:
а) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;
б) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи со стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
в) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом на основании свидетельских показаний.
В силу п.38 вышеназванных Правил при утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний по указанным причинам прилагается документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе не по вине работника и невозможность их получения.
Продолжительность стажа, установленного на основании свидетельских показаний, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при принятии решения об отказе в назначении страховой пенсии с 02.08.2018г. с учетом имеющихся у пенсионного органа документов ответчик действовал в рамках предоставленных ему полномочий, и принятое им решение соответствует действующему законодательству. Оснований для назначения страховой пенсии заявителю с указанной даты у него не имелось. Напротив, содержащиеся в пенсионных делах документы, свидетельствуют о том, что достаточные основания для включения спорных периодов в страховой стаж истца у пенсионного органа отсутствовали, а без включения спорных периодов у ФИО1 на дату достижения им 60-летнего возраста не имелось требуемого в 2018 году для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа продолжительностью 9 лет и величины ИПК - не ниже 13,8.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, правильными, основанными на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, и соответствующими установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным исследованными доказательствами, представленными сторонами в суд, которым дана надлежащая правовая оценка, соответствующая требованиям ст.67 ГПК РФ об относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, повторяют его правовую позицию, поддержанную в суде первой инстанции, которая была предметом проверки суда первой инстанции и последующей оценки в решении суда. По существу они сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. По мнению судебной коллегии, суд в своем решении оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора судебная коллегия не усматривает.
Ссылка в апелляционной жалобе на ответ Верховного Суда РФ, данный в Обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2006г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006г. в разделе "Вопросы пенсионного законодательства" о том, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией, не может служить основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку обстоятельств, подтверждающих наличие у истца необходимого стажа для назначения страховой пенсии, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не установлено.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Шиловского районного суда Рязанской области от 10 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи