А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 декабря 2020 года г. Рязань
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Рогозиной Н.И., Споршевой С.В.
при секретаре Оспенниковой Н.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Муратова Николая Алексеевича на решение Касимовского районного суда Рязанской области от 28 сентября 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Муратова Николая Алексеевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области об установлении факта получения заработной платы и перерасчете назначенной трудовой пенсии по старости отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Насоновой В.Н., объяснения Муратова Н.А., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муратов Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное) об установлении факта получения заработной платы и перерасчете назначенной страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указал, что он является пенсионером с 06.01.2018 г. и получает пенсию в размере 9847 рублей 20 копеек, а также имеет трудовой стаж до 2002 года - 27 лет 03 месяца 10 дней. При этом, по мнению истца, пенсионным органом в расчет пенсии были включены не все суммы его заработной платы, в связи с чем он неоднократно обращался в пенсионный орган с заявлениями о перерасчете пенсии, предоставив все необходимые документы, в чем ему необоснованно отказано.
С учетом уточнений исковых требований истец просил суд установить факт получения им заработной платы за время работы на Клетинском машиностроительном заводе за период с июля 1978 г. по декабрь 1992 г. в следующих размерах и периодах: в феврале 1979 г. в размере 152 рубля 57 копеек, в феврале 1980 г. - 172 рубля 79 копеек, в феврале 1981 г. - 272 рубля 35 копеек, в марте 1982 г. - 239 рублей 76 копеек, в марте 1983 г. - 224 рубля 36 копеек, в марте 1984 г. - 239 рублей 57 копеек, в феврале 1985 г. - 253 рубля 13 копеек, в марте 1985 г. - 270 рублей 47 копеек, в феврале 1986 г. - 351 рубль 01 копейка, в феврале 1987 г. - 267 рублей 36 копеек, в марте 1988 г. - 325 рублей 23 копейки, в апреле 1988 г. - 226 рублей 19 копеек, в феврале 1989 г. - 570 рублей 35 копеек, в апреле 1989 г. - 224 рубля 13 копеек, в июле 1989 г. - 135 рублей 73 копейки, в декабре 1989 г. - 292 рубля 35 копеек, в январе 1990 г. - 211 рублей 16 копеек, в феврале 1990 г. - 504 рубля 41 копейка, в апреле 1990 г. - 265 рублей 24 копейки, в июле 1990 г. - 334 рубля 55 копеек, в январе 1991 г. - 288 рублей 74 копейки, в феврале 1991 г. - 400 рублей 28 копеек, в марте 1991 г. - 216 рублей 48 копеек, в мае 1991 г. - 320 рублей 15 копеек, в июне 1991 г. - 266 рублей 09 копеек, в ноябре 1991 г. - 1110 рублей 68 копеек, в декабре 1991 г. - 1436 рублей 76 копеек, в январе 1992 г. - 2546 рублей 81 копейка, в феврале 1992 г. - 1789 рублей 36 копеек, в марте 1992 г. - 2581 рубль 51 копейка, в апреле 1992 г. - 7409 рублей 32 копейки, в мае 1992 г. - 2551 рубль 13 копеек, в июне 1992 г. - 2833 рубля 08 копеек, в июле 1992 г. - 10432 рубля 46 копеек, в августе 1992 г. - 5120 рублей 24 копейки, в сентябре 1992 г. - 3019 рублей 56 копеек, в октябре 1992 г. 20719 рублей 31 копейка, в ноябре 1992 г. - 7318 рублей 44 копейки, в декабре 1992 г. - 19926 рублей 38 копеек. Обязать ответчика произвести перерасчет назначенной ему страховой пенсии с учетом данной заработной платы за указанный период на основании представленных архивных справок за № от 20.02.2020 г. (5 справок), № от 12.05.2020 г. (3 справки), № от 21.05.2020 г. (7 справок), выданных сектором архива администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, по наиболее выгодному варианту.
Представитель истца Симонов В.И. в суде первой инстанции уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Пояснил, что работал главным бухгалтером на <скрыто> машиностроительном заводе, поэтому хорошо знаком с бухгалтерской отчетностью и документацией предприятия. Согласно представленным архивным справкам за период с 1978 г. по 1992 г. со всех сумм, которые указаны в книгах учета и расчетов оплаты труда <скрыто> машзавода, в том числе и разноцветными чернилами, с Муратова Н.А. удерживали подоходный налог и налог на холостяков. По правилам бухгалтерии только записи, выполненные чернилами красного цвета, означают вычет суммы. Записи, выполненные всеми другими цветами чернил, имеют одинаковую силу. Почему приписки различных сумм доходов истца выполнены различными цветами чернил, пояснить не смог, поскольку непосредственно оформлением бухгалтерской отчетности и документацией занимались находившиеся в его подчинении сотрудники. Полагает, что представленные истцом архивные справки выданы в полном соответствии с лицевыми счетами из архивного фонда <скрыто> машиностроительного завода <адрес>.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное) Белозерская Д.Л. иск не признала, суду пояснила, что при назначении пенсии Муратову Н.А. для ее расчета принимались справки архивного отдела сектора архива администрации Касимовского муниципального района Рязанской области.
Суд отказал в удовлетворении иска, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Муратов Н.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, полагая его незаконным и необоснованным, постановленным с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное) просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Муратова Н.А. – без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное), извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, о причине неявки не сообщило, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просило. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Муратов Н.А., 6 января 1958 года рождения, с 6 января 2018 г. является получателем страховой пенсии по старости.
В период с 11 июля 1978 г. по 30 ноября 2003 г. он работал шофером на Клетинском машиностроительном заводе Касимовского района Рязанской области, с 1 декабря 2003 г. по 5 ноября 2009 г. - водителем в ООО «<скрыто> машзавод».
Клетинский машзавод с 30 января 1991 г. был реорганизован в государственное арендное предприятие - АП «<скрыто> машиностроительный завод». С 29 января 1993 г. АП «<скрыто> машиностроительный завод» реорганизовано в ТОО «<скрыто> машиностроительный завод». С 18 мая 1993 г. ТОО «<скрыто> машиностроительный завод» реорганизовано в АООТ «<скрыто> машзавод». С 19 июня 1996 г. АООТ «<скрыто> машзавод» реорганизовано в ОАО «<скрыто> машзавод», которое ликвидировано в 2004 году. В 2013 году все лицевые счета были переданы на хранение в архивный отдел администрации Касимовского муниципального района.
Из представленной налоговым органом выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.06.2014 г. следует, что ООО «<скрыто> машиностроительный завод» не является правопреемником ОАО «<скрыто> машиностроительный завод», а был вновь создан 06.11.2003 г. по решению учредителей – физических лиц.
При исчислении размера пенсии Муратову Н.А. пенсионным органом принимались во внимание справки архивного отдела сектора архива документов по личному составу администрации Касимовского муниципального района Рязанской области от 13.12.2017 г. №. Размер пенсии определен на основании этих справок исходя из сведений о начисленной заработной плате по книгам учета и расчетов заработной платы труда работников Клетинского машиностроительного завода за период с июля 1978 г. по декабрь 1992 г.
12 декабря 2019 г. Муратов Н.А. обратился в УПФР в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера установленной ему пенсии, представив копию справки о заработной плате № от 30.05.2011 г., выданную Клетинским машиностроительным заводом за период с января 1988 г. по декабрь 1992 г.
Решением УПФР в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное) № от 18.12.2019 г. Муратову Н.А. отказано в перерасчете размера пенсии по старости, поскольку в представленной справке № от 30.05.2011 г. данные о размере его заработной платы отличаются (преувеличены) от данных, указанных в архивной справке, составленной на основании документов, переданных в архив организацией перед ликвидацией. Факт выдачи справки работодателем в 2011 году установить не представляется возможным, соответственно не имеется оснований для принятия справки о заработной плате и перерасчета пенсии.
2 марта 2020 г. ФИО1 повторно обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера установленной ему пенсии, представив архивные справки № от 20.02.2020 г. о среднем заработке на основании лицевых счетов из архивного фонда Клетинского машиностроительного завода Касимовского района Рязанской области по книгам учета и расчетов по оплате труда с января 1988 г. по декабрь 1992 г.
Письмом УПФР в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное) № от 11.03.2020 г. ФИО1 отказано в перерасчете размера пенсии по старости, поскольку в представленных документах данные о размере его заработной платы отличаются от данных, имеющихся в пенсионном деле. В графах № 1-4 суммы указаны зеленым цветом, не включены в сумму в графе «всего начислено», что свидетельствует о неуплате с этих сумм подоходного налога.
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, полагая, что действия пенсионного органа, выразившиеся в отказе в учете заработной платы для перерасчета назначенной ему пенсии исходя из сведений представленных им архивных справок за период с июля 1978 г. по декабрь 1992 г. № от 20.02.2020 г. (5 справок), № от 12.05.2020 г. (3 справки), № от 21.05.2020 г. (7 справок), выданных архивным отделом сектора архива документов по личному составу администрации Касимовского муниципального района, нарушает его право на пенсионное обеспечение в полном объеме, поскольку размер назначенной ему страховой пенсии по старости при её исчислении из заработка за период, выбранный для расчета пенсионным органом, занижен.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что в представленных истцом справках, выданных архивным отделом сектора архива документов по личному составу администрации Касимовского муниципального района, по всем спорным месяцам указанного истцом периода имеются приписки, выполненные чернилами различных цветов, не имеющие расшифровки, приписанные суммы не включены в сумму в графе «всего начислено», из данных сумм не удержан и не уплачен подоходный налог. Сведения о премиях и «тринадцатых» зарплатах истца в спорные периоды времени, выполненные чернилами разного цвета, судом не приняты во внимание в качестве бесспорного доказательства размера заработной платы в указанные периоды. Суд пришел к выводу, что относимых, допустимых и достаточных доказательств, достоверно подтверждающих факт получения ФИО1 в спорные периоды заработной платы в размерах, указанных им в исковом заявлении, в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд в обоснование вывода об отказе в удовлетворении иска высказал суждение о том, что именно первоначальная архивная справка архивного отдела администрации Касимовского муниципального района от 13.12.2017 г. №, на основании которой ФИО1 пенсионным органом был исчислен размер пенсии, составлена без нарушений норм закона и Методических рекомендаций по исполнению запросов социально-правового характера (утв. Росархивом).
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент назначения ФИО1 страховой пенсии по старости – 6 января 2018 г.).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Частью 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 ст. 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац 7 п. 3 и абзац 4 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяться пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный ст. 102 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (определения от 4 апреля 2017 г. № 696-О, от 28 ноября 2019 г. № 3181-О).
До вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть до 1 января 2002 г., правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Частью 1 ст. 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в редакции, действовавшей в спорный период работы ФИО1, было предусмотрено, что в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.). За период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие.
Федеральным законом от 17 марта 1997 г. № 52-ФЗ ч. 1 ст. 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» была изложена в новой редакции, согласно которой в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной ст. 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
Среднемесячный заработок, определенный частями 1 и 2 ст. 102, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями (ч. 3 ст. 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Из приведенного правового регулирования порядка подтверждения среднемесячного заработка для исчисления размера трудовых пенсий по старости, действовавшего в период работы ФИО1 с июля 1978 г. по декабрь 1992 г. до регистрации его в системе государственного пенсионного страхования, следует, что среднемесячный заработок подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Действующий с 1 января 2015 г. порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила N 884н).
При рассмотрении исковых требований ФИО1 приведенные нормативные положения, регулирующие порядок перерасчета гражданам страховых пенсий по старости, судом первой инстанции применены не были.
Судом установлено, что при обращении ФИО1 в пенсионный орган с заявлением о перерасчете назначенной ему страховой пенсии по старости к заявлению приложены архивные справки № от 20.02.2020 г., содержащие данные о его заработной плате за период работы с января 1988 г. по декабрь 1992 г., составленные на основании лицевых счетов из архивного фонда Клетинского машиностроительного завода Касимовского района Рязанской области. В названных документах не отражены сведения об уплате работодателем подоходного налога с «тринадцатой» зарплаты, имеются приписки, выполненные чернилами различных цветов, не имеющие расшифровки, приписанные суммы не включены в сумму в графе «всего начислено», из данных сумм не удержан и не уплачен подоходный налог.
Разрешая спор, суд исходил из того, что в представленных истцом выданных архивным отделом администрации Касимовского муниципального района Рязанской области архивных справках № от 20.02.2020 г., № от 12.05.2020 г. № от 21.05.2020 г., содержащих данные о его заработной плате за период работы с 1978 г. по 1992 г., отсутствует информация об удержании подоходного налога с приписанных сумм, не включенных в графу «всего начислено», сведения о премиях и «тринадцатых» зарплатах выполнены чернилами различных цветов, отсутствует систематичность в их выплате, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязании ответчика учесть при расчете страховой пенсии заработную плату за период работы истца с 1978 г. по 1992 г. согласно данным справкам и произвести перерасчет назначенной страховой пенсии.
В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований ФИО1, возражений ответчика относительно иска и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление размера заработной платы истца за спорный период, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением работодателем обязанности по удержанию с производимых выплат подоходного налога, предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу документов, необходимых для устранения противоречий в представленных сектором архива документов по личному составу архивного отдела администрации Касимовского муниципального района Рязанской области архивных справках о размере заработной платы, выданных ФИО1 в 2020 году, и в 2017 году.
Судом не приняты во внимание доводы представителя ФИО1, приводимые им в судебном заседании суда первой инстанции, о том, что все сведения о заработной плате в представленных им архивных справках, в том числе графах № 1-4 являются фактически полученными истцом суммами заработной платы с начисленными на них суммами подоходного налога в соответствии с действовавшим на те периоды законодательством.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 30.04.1943 г. «О подоходном налоге с населения» подоходный налог с заработной платы рабочих и служащих и с других денежных и натуральных выплат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей и получаемых по месту основной работы, взимается при размере месячного дохода от 101 руб. и выше – 8 руб. 20 коп. + 13% с суммы, превышающей 101 руб.
Согласно п. 9 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20.10.1983 г. №10137-х «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О подоходном налоге с населения» подоходный налог с заработной платы рабочих и служащих и с других денежных и натуральных выплат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей и получаемых по месту основной работы, взимается с суммы от 101 руб. и выше – 8 руб. 20 коп. + 13% с суммы, превышающей 100 руб.
Согласно п. 10 вышеназванного Указа в состав облагаемого подоходным налогом месячного дохода рабочих и служащих включаются суммы, начисленные по месту основной работы, в том числе за совместительство по месту основной работы.
Премии, дивиденты, вознаграждения по итогам года, выплаченные после 1 января следующего года, облагаются подоходным налогом отдельно по вышеназванным ставкам с учетом ранее удержанной суммы.
В 1990 году согласно Закону СССР от 23.04.1990 г. № 1443-1 «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» налог взимается с рабочих и служащих по суммам заработной платы, премиям и любым другим вознаграждениям и выплатам, связанным с выполнением ими трудовых обязанностей, а также по суммам, получаемым в виде дивидентов по акциям трудовых коллективов, и другим доходам, получаемым в результате распределения прибыли (дохода) предприятия с суммы месячного дохода 151 – 700 руб. – 14 руб. 70 коп. + 13% с суммы, превышающей 150 руб.
В 1991 году согласно Закону РСФСР от 02.12.1990 г. № 392-1 «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» налог взимается с суммы месячного дохода 200 - 1000 руб. – 20 руб. + 13% с суммы, превышающей 200 руб. Согласно Закону РСФСР от 03.07.1991 г. № 1534-1 ставка месячного дохода 211 – 1000 руб. – 13% от суммы, превышающей 210 руб., с суммы 1000 – 2000 руб. – 94 руб. 80 коп. + 15% с сумм, превышающих 1000 руб.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 07.12.1991 г. № 1998-1 (в ред. Закона РФ от 16.07.1992 г. № 3317-1) «О подоходном налоге с физических лиц» налог взимается с любых доходов, получаемых в течение календарного года физическими лицами, состоящими в трудовых отношениях, при совокупном доходе до 200000 руб. – ставка 12%. У физических лиц согласно п. 4 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 г. №1998-1 (в ред. Закона РФ от 16.07.1992 г. № 3317-1) совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, уменьшается на сумму дохода размера минимальной месячной оплаты труда (1 квартал 1992 г. – 342 руб., со 2 квартала – 900 руб.).
Согласно письму Госналогслужбы от 30.01.1992 г. № ИЛ-6-09/50 «О новом порядке исчисления подоходного налога с физических лиц» подоходный налог удерживается в том же месяце, когда начислена зарплата.
Из представленных истцом архивных справок № от 20.02.2020 г., № от 12.05.2020 г., № от 21.05.2020 г., выданных сектором архива архивного отдела администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, следует, что суммы заработной платы в отдельные месяцы не соответствуют суммам, указанным в архивных справках № от 13.12.2017 г., на основании которых исчислялась пенсия истцу (л.д. 84, 85), а именно:
в феврале 1979 г. заработная плата фактически составила 152 рубля 57 копеек (127,57 + 25,00–тринадцатая зарплата), из которой удержан подоходный налог в марте 1979 г. в сумме 14,96 (152-100)х13%+8,20);
в феврале 1980 г. заработная плата составила 172 рубля 79 копеек (45,00 тринадцатая зарплата+93,70+5,17+10,00+12,92+6,00), из которой удержан подоходный налог в марте 1980 г. 15,56+в феврале 2,00 (172-100)х13%+8,20);
в феврале 1981 г. заработная плата составила 272 рубля 35 копеек (102,00 – тринадцатая зарплата+128,90+7,33+2,80+6,00+18,32+7,00), из которой удержан подоходный налог в феврале 8,00+ в марте 22,56 (272-100)х13%+8,20);
в марте 1982 г. заработная плата составила 239 рублей 76 копеек (95,00-тринадцатая зарплата+4,00+140,76), из которой удержан подоходный налог в апреле 19,27+ в марте 7,00 (239-100)х13%+8,20);
в марте 1983 г. заработная плата составила 224 рубля 36 копеек (73,00 – тринадцатая зарплата+151,36), из которой удержан подоходный налог в апреле 17,32+ в марте 7,00 (224-100)х13%+8,20);
в марте 1984 г. заработная плата составила 239 рублей 57 копеек (104,00 – тринадцатая зарплата +135,57), из которой удержан подоходный налог в апреле 17,27+ в марте 9,00 (239-100)х13%+8,20);
в феврале 1985 г. заработная плата составила 253 рубля 13 копеек (133,00 - тринадцатая зарплата+90,49+6,47+7,00+16,17), из которой удержан подоходный налог в марте 16,09+ в феврале 12,00 (253-100)х13%+8,20);
в марте 1985 г. заработная плата составила 270 рублей 47 копеек (64,00+5,61+10,00+176,85 – отпуск. +14,01), из которой удержан подоходный налог в апреле 30,30 (270-100)х13%+8,20);
в феврале 1986 г. заработная плата составила 351 рубль 01 копейка (182,00 – тринадцатая зарплата + 101,19+25,62+4,91+15,00+10,00+12,29), из которой удержан подоходный налог в марте 21,83+ в феврале 19,00 (351-100)х13%+8,20);
в феврале 1987 г. заработная плата составила 267 рублей 36 копеек (100,00 - тринадцатая зарплата + 167,36), из которой удержан подоходный налог в марте 21,91+ в феврале 8,00 (267-100)х13%+8,20);
в марте 1988 г. заработная плата составила 325 рублей 23 копейки (144,00 - тринадцатая зарплата + 136,33+0,43+13,19+31,28), из которой удержан подоходный налог в апреле 23,45 + в марте 14,00 (325-100)х13%+8,20);
в апреле 1988 г. заработная плата составила 226 рублей 19 копеек (10,00+121,12+50,00+8,91+15,76+20,40), из которой удержан подоходный налог в мае 24,58 (226-100)х13%+8,20);
в феврале 1989 г. заработная плата составила 570 рублей 35 копеек (191,00 – тринадцатая зарплата + 379,35), из которой удержан подоходный налог в марте 49,30 + в феврале 20,00 (570-100)х13%+8,20);
в апреле 1989 г. заработная плата составила 224 рубля 13 копеек (10,00+214,13), из которой удержан подоходный налог в мае 24,32 (224-100)х13%+8,20);
в июле 1989 г. заработная плата составила 135 рублей 73 копейки (10,00+125,73), из которой удержан подоходный налог в августе 12,75 (135-100)х13%+8,20);
в декабре 1989 г. заработная плата составила 292 рубля 35 копеек (20,00+272,35), из которой удержан подоходный налог в январе 1990 г. 33,16 (292-100)х13%+8,20);
в январе 1990 г. заработная плата составила 211 рублей 16 копеек (10,00+201,16), из которой удержан подоходный налог в феврале 22,63 (211-100)х13%+8,20);
в феврале 1990 г. заработная плата составила 504 рубля 41 копейка (247,00 – тринадцатая зарплата + 257,41), из которой удержан подоходный налог в марте 33,72 + в феврале 27,00 (504-100)х13%+8,20);
в апреле 1990 г. заработная плата составила 265 рублей 24 копейки (10,00+255,24), из которой удержан подоходный налог в мае 29,65 (265-100)х13%+8,20);
в июле 1990 г. заработная плата составила 334 рубля 55 копеек (40,00+294,55), из которой удержан подоходный налог в августе 38,62 (334-100)х13%+8,20);
в январе 1991 г. заработная плата составила 288 рублей 74 копейки (236,34+10,00+2,16+8,64+21,60+10,00-соц.сорев.), из которой удержан подоходный налог в феврале 31,44 (288-200)х13%+20,00);
в феврале 1991 г. заработная плата составила 400 рублей 28 копеек (233,00 – тринадцатая зарплата + 167,28), из которой удержан подоходный налог в марте 22,00 + в феврале 24,00 (400-200)х13%+20,00);
в марте 1991 г. заработная плата составила 216 рублей 48 копеек (140,08+11,52+28,80+36,08), из которой удержан подоходный налог в апреле 22,08 (216-200)х13%+20,00);
в мае 1991 г. заработная плата составила 320 рублей 15 копеек (14,00+60,00+172,83+12,95+17,17+43,20), из которой удержан подоходный налог в июне 14,30 (320-210)х13%);
в июне 1991 г. заработная плата составила 266 рублей 09 копеек (5,00+60,00+144,72+12,31+7,77+10,37+25,92), из которой удержан подоходный налог в июле 7,28 (266-210)х13%);
в ноябре 1991 г. заработная плата составила 1110 рублей 68 копеек (302,00+88,00+537,80+50,00+18,84+35,39+78,65), из которой удержан подоходный налог в декабре 111,30 (1110-1000)х15%+94,80);
в декабре 1991 г. заработная плата составила 1436 рублей 76 копеек (587,00+80,00+593,90+9,42+30,00+49,93+86,51), из которой удержан подоходный налог в январе 1992 г. 160,20 (1436-1000)х15%+94,80);
в январе 1992 г. заработная плата составила 2546 рублей 81 копейка (875,00+220,00+1075,08+153,00+70,39+153,34), из которой удержан подоходный налог в феврале 264,48 (2546-342)х12%);
в феврале 1992 г. заработная плата составила 1789 рублей 36 копеек (200,00+950,28+27,14+337,00+82,77+192,17), из которой удержан подоходный налог в марте 173,64 (1789-342)х12%);
в марте 1992 г. заработная плата составила 2581 рубль 51 копейка (200,00+1713,49+112,50+76,00+35,52+148,00+296,00), из которой удержан подоходный налог в марте 268,68 (2581-342)х12%);
в апреле 1992 г. заработная плата составила 7409 рублей 32 копейки (2711,00+300,00+220,00+917,70+56,25+17,76+85,84+541,31+2381,86+177,60), из которой удержан подоходный налог в апреле 848,04 (7409-342)х12%);
в мае 1992 г. заработная плата составила 2551 рубль 13 копеек (210,00+500,00+1457,80+17,76+56,25+116,92+192,40), из которой удержан подоходный налог в мае 198,12 (2551-900)х12%);
в июне 1992 г. заработная плата составила 2833 рубля 08 копеек (360,00+2113,44+21,31+125,21+213,12), из которой удержан подоходный налог в июне 231,96 (2833-900)х12%);
в июле 1992 г. заработная плата составила 10432 рубля 46 копеек (4455,00+420,00+3250,08+1300,03+42,62+325,37+639,36), из которой удержан подоходный налог в июле 1143,84 (10432-900)х12%);
в августе 1992 г. заработная плата составила 5120 рублей 24 копейки (460,00+3552,00+85,24+135,00+532,80+355,20), из которой удержан подоходный налог в августе 506,40 (5120-900)х12%);
в сентябре 1992 г. заработная плата составила 3019 рублей 56 копеек (420,00+1918,08+42,62+177,10+461,76), из которой удержан подоходный налог в сентябре 254,35 (3019-900)х12%);
в октябре 1992 г. заработная плата составила 20719 рублей 31 копейка (11523,00+420,00+5328,00+2207,62+191,07+356,98+692,64), из которой удержан подоходный налог в октябре 2378,28 (20719-900)х12%);
в ноябре 1992 г. заработная плата составила 7318 рублей 44 копейки (440,00+3996,00+1598,40+378,28+905,76), из которой удержан подоходный налог в ноябре 770,21 (7318-900)х12%);
в декабре 1992 г. заработная плата составила 19926 рублей 38 копеек (12644,00+340,00+4528,80+1811,52+175,82+426,24), из которой удержан подоходный налог в декабре 2283,17 (19926-900)х12%).
Из всех указанных в данных справках сумм удержан подоходный налог.
Заработная плата за указанные периоды, отраженная в справках № от 13.12.2017 г., на основании которых исчислялась пенсия истцу, не соответствует указанным суммам, значительно занижена, чем нарушено право ФИО1 на определение размера страховой пенсии по старости с учетом фактически получаемого им заработка в период своей трудовой деятельности.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 07.12.1991 г. № 1998-1 (в ред. Закона РФ от 16.07.1992 г. № 3317-1) налогообложению подлежат любые доходы, получаемые в течение календарного года физическими лицами, состоящими в трудовых отношениях на одном предприятии.
Постановлением Госкомтруда СССР № 358, Секретариата ВЦСПС №16-28 от 03.09.1990 г. утвержден перечень видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию.
Согласно ч. 1 ст. 100 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.).
Федеральным законом от 17 марта 1997 г. № 52-ФЗ ч. 1 ст. 100 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» была изложена в новой редакции, согласно которой в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной ст. 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из представленных истцом в качестве доказательств справок № от 20.02.2020 г., № от 12.05.2020 г., № от 21.05.2020 г., выданных сектором архива администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, содержащих сведения о заработной плате ФИО1 за период с 1978 г. по 1992 г., со всеми начислениями, удержаниями и выплатами на основании его лицевых счетов, все произведенные ему выплаты включаются в состав заработка, из которого исчисляется пенсия.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что представленные истцом указанные архивные справки не являются относимыми, допустимыми и достаточными доказательствами размера его заработной платы в спорные периоды.
Данные справки были выданы сектором архива документов по личному составу архивного отдела администрации Касимовского муниципального района Рязанской области на основании документов архивного фонда <скрыто> машиностроительного завода <адрес> по книгам учета и расчетов по оплате труда работников завода. Справки выданы в соответствии с требованиями действующего законодательства и подвергать их сомнению оснований не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции при разрешении спора по иску ФИО1 к УПФР в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное) об установлении факта получения заработной платы и перерасчете назначенной страховой пенсии по старости с учетом этой заработной платы по наиболее выгодному варианту произвольно применил положения ст. 56 ГПК РФ, нарушил требования процессуального закона, касающиеся доказательств и доказывания в гражданском процессе, не оценил имеющиеся по делу доказательства в совокупности, как это предписывает процессуальный закон (ст. 67 ГПК РФ), неправильно применил нормы материального права, в связи с чем суждение суда в обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о непредставлении им доказательств получения в спорные периоды заработной платы в указанных в исковом заявлении размерах является неправомерным.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для его отмены с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1 об установлении факта получения им заработной платы за время работы на <скрыто> машиностроительном заводе за период с июля 1978 г. по декабрь 1992 г. в указанных им размерах и возложении на УПФР в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное) обязанности произвести перерасчет исчисленной ему страховой пенсии по старости с учетом установленной заработной платы на основании архивных справок за № от 20.02.2020 г., № от 12.05.2020 г., № от 21.05.2020 г., выданных сектором архива документов по личному составу архивного отдела администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, по наиболее выгодному варианту.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Касимовского районного суда Рязанской области от 28 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное) об установлении факта получения заработной платы и перерасчете назначенной страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать установленным факт получения ФИО1 заработной платы за время работы на <скрыто> машиностроительном заводе <адрес> за период с июля 1978 г. по декабрь 1992 г. в следующих размерах и периодах: в феврале 1979 г. в размере 152 рубля 57 копеек, в феврале 1980 г. - 172 рубля 79 копеек, в феврале 1981 г. - 272 рубля 35 копеек, в марте 1982 г. - 239 рублей 76 копеек, в марте 1983 г. - 224 рубля 36 копеек, в марте 1984 г. - 239 рублей 57 копеек, в феврале 1985 г. - 253 рубля 13 копеек, в марте 1985 г. - 270 рублей 47 копеек, в феврале 1986 г. - 351 рубль 01 копейка, в феврале 1987 г. - 267 рублей 36 копеек, в марте 1988 г. - 325 рублей 23 копейки, в апреле 1988 г. - 226 рублей 19 копеек, в феврале 1989 г. - 570 рублей 35 копеек, в апреле 1989 г. - 224 рубля 13 копеек, в июле 1989 г. - 135 рублей 73 копейки, в декабре 1989 г. - 292 рубля 35 копеек, в январе 1990 г. - 211 рублей 16 копеек, в феврале 1990 г. - 504 рубля 41 копейка, в апреле 1990 г. - 265 рублей 24 копейки, в июле 1990 г. - 334 рубля 55 копеек, в январе 1991 г. - 288 рублей 74 копейки, в феврале 1991 г. - 400 рублей 28 копеек, в марте 1991 г. - 216 рублей 48 копеек, в мае 1991 г. - 320 рублей 15 копеек, в июне 1991 г. - 266 рублей 09 копеек, в ноябре 1991 г. - 1110 рублей 68 копеек, в декабре 1991 г. - 1436 рублей 76 копеек, в январе 1992 г. - 2546 рублей 81 копейка, в феврале 1992 г. - 1789 рублей 36 копеек, в марте 1992 г. - 2581 рубль 51 копейка, в апреле 1992 г. - 7409 рублей 32 копейки, в мае 1992 г. - 2551 рубль 13 копеек, в июне 1992 г. - 2833 рубля 08 копеек, в июле 1992 г. - 10432 рубля 46 копеек, в августе 1992 г. - 5120 рублей 24 копейки, в сентябре 1992 г. - 3019 рублей 56 копеек, в октябре 1992 г. - 20719 рублей 31 копейка, в ноябре 1992 г. - 7318 рублей 44 копейки, в декабре 1992 г. - 19926 рублей 38 копеек.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное) произвести перерасчет назначенной ФИО1 страховой пенсии по старости на основании факта получения заработной платы по архивным справкам № от 20.02.2020 г., № от 12.05.2020 г., № от 21.05.2020 г., выданным сектором архива документов по личному составу архивного отдела администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, по наиболее выгодному варианту.
Председательствующий
Судьи