33-3168/2023 судья Степанова А.П.
№ 2-831/2023
УИД 62RS0010-01-2023-000767-98
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Рязань
13 декабря 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Кондаковой О.В.,
судей Масловой О.В., Кирюшкина А.В.,
при секретаре Лариной А.О., помощнике судьи Шиленкиной О.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Киташова Александра Михайловича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Рязанской области о частичном возврате оплаченного налога на имущество с апелляционной жалобой Киташова Александра Михайловича на решение Касимовского районного суда Рязанской области от 25 сентября 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Киташова Александра Михайловича, заявленных к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Рязанской области, об обязании произвести перерасчет взысканного за период 2019,2020,2021 годы налога на имущество и возврате излишне оплаченных денежных средств, - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кондаковой О.В., объяснения истца Киташова А.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Тамилиной Г.Ю., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Киташов А.М. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Рязанской области о частичном возврате оплаченного налога на имущество.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ему до 12.04.2023 года принадлежало на праве собственности нежилое здание (магазин) с кадастровым номером №, площадью 135,4 кв.м. расположенное по адресу: <адрес>.
С 2009 по 2022 год по сведениям органов Росреестра по Рязанской области площадь данного нежилого здания значилась как 251,7 кв.м., следовательно, с учетом данных ошибочных сведений, была завышена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости и с него взыскивали завышенный налог на имущество.
Решением Клепиковского районного суда Рязанской области от 12.07.2022 и апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 19.10.2022, данная реестровая ошибка по характеристике нежилого здания, а именно размера его площади, была исправлена. Вместо площади здания 251,7 кв.м. значится верная фактическая площадь – 135,4 кв.м.
С целью возврата ошибочно завышенных с него денежных средств за последние три года (2019, 2020, 2021) он дважды обращался с заявлением в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №9 по Рязанской области и дважды (02.12.2022 и 01.06.2023) получал ответы о том, что налог на имущество взыскивается с него верно, поскольку налог на имущество рассчитывается не от площади здания, а как кадастровая стоимость, умноженная на ставку налога.
Считает, что кадастровая стоимость объекта в соответствии со ст.14 Федерального закона №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценки» и методическими указаниями о государственной кадастровой оценки напрямую зависит от площади данного объекта, так как производится расчет удельной стоимости одного квадратного метра. Следовательно, противоправными действиями налогового органа нарушено его имущественное право, т.к. он был вынужден заплатить завышенный налог на имущество.
Просит суд обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №9 по Рязанской области произвести перерасчет взысканного с него за период 2019, 2020, 2021 годы налога на имущество по нежилому зданию (магазин) с кадастровым номером №, площадью 135,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вернув ему излишне оплаченные им денежные средства по данному налогу на имущество; взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Рязанской области в его пользу судебные издержки, потраченные им на юридические услуги адвоката в размере 3000 рублей и оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указал, что суд необоснованно отклонил его ходатайство о назначении оценочной экспертизы с целью установления кадастровой стоимости спорного нежилого здания. Отсутствие оценки с объективной площадью здания 135,4 кв.м. препятствует ответчику произвести перерасчет взысканного налога на имущество.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик Межрайонная ИФНС России №9 по Рязанской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 06.12.2023 произведено процессуальное правопреемство – замена ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Рязанской области на его правопреемника – Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области.
В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика ФИО2 возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица Филиала ППК «Роскадастр» по Рязанской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, ходатайств об отложении дела не заявлял.
На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, а в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене либо изменению не подлежит.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, исходя из положений статей 399 и 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Здание в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ относится к объектам налогообложения.
Как установлено пунктом 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных поименованной статьей. При этом налоговым периодом признается календарный год (статья 405 этого кодекса).
Пунктом 2 статьи 403 НК РФ предусмотрено, что в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения (пункт 1).
В силу пункта 2 статьи 408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.
Исходя из положений пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируют положения Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
С 01.01.2017 отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ; Закон "О государственной регистрации недвижимости").
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с пунктами 4, 5 ст. 11 Закона N 237-ФЗ очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 настоящей статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года. Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Закона N 237-ФЗ в редакции, действующей на дату перерасчета кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).
Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (часть 2).
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением (часть 4).
В течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 5).
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости (часть 6).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2018 N 514 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка, настоящий Порядок устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях:
а) осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
б) внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости;
в) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений:
о значении площади (в отношении земельного участка, здания, здания, машино-места);
о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
о категории земель (в отношении земельного участка);
о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, здания, объекта незавершенного строительства);
об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с 10.02.2009 по 12.04.2023 ФИО1 являлся собственником нежилого здания – магазина, с кадастровым номером №, общей площадью 251,7 кв.м., количество этажей 1, кирпичное, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по этому же адресу.
ФИО1, полагая, что в сведениях ГКН допущена реестровая ошибка в отношении площади здания, обратился в Клепоковский районный суд Рязанской области с иском об исправлении реестровой ошибки
Решением Клепиковского районного суда Рязанской области от 12.07.2022 исковые требования ФИО1 частично удовлетворены, постановлено исправить реестровую ошибка, содержащаяся в сведениях ГКН в указании основных характеристик нежилого здания, принадлежащего ФИО1, назначение – магазин, инв. №, лит.А, кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, а именно – в части указания наличия у здания мансарды и в части указания общей площади здания; исключить из ЕГРН в указании основных характеристик нежилого здания сведения о наличии мансарды и сведения о размере в 251,7 кв.м., общей площади; внести в ЕГРН сведения о нежилом здании – общая площадь здания 135,4 кв.м.
Данным решением суда установлено, что включение в сведения ЕГРН данных об увеличенной площади нежилого здания (251,7 кв.м.) и о наличии мансардного этажа являются ошибочными, причиной реестровой ошибки в сведениях ГКН явились неверные сведения при постановке на реестровый учет технического паспорта от 29.07.2009 после проведенной реконструкции здания в соответствии с выданным разрешением на реконструкцию от 27.09.2009; общая площадь здания составляет 135,4 кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 19.10.2022 решение суда от 12.07.2022 оставлено без изменения.
На основании решения суда в сведения ГКН внесены изменения в части сведений об общей площади здания.
С 13.04.2023 на основании договора дарения от 12.04.2023 ФИО3 является собственником указанного здания площадью 135,4 кв.м., кадастровой стоимостью 2488144,25 рублей и земельного участка, расположеных по адресу: <адрес>.
Согласно выпискам из ЕГРН кадастровая стоимость спорного нежилого здания определена актом об утверждении кадастровой стоимости № от 14.10.2015 в размере 4078587,07 рублей, применяемом с 2015 г. по 2019 г.
Актом об утверждении кадастровой стоимости № от 14.10.2020 кадастровая стоимость здания определена в размере 3845940,76 рублей, применяемом в 2020 г. и 2021 г.
Спорное нежилое здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, 2020 год и на 2021 года. Указанные перечни были утверждены Приказами Минимущества Рязанской области от 14.11.2018 N 132-Д (ред. от 31.08.2023), от 03.11.2020 № 137-Д и от 15.11.2019 № 134-Д.
Решением Совета депутатов МО - Тумское городское поселение Клепиковского района Рязанской области от13.11.2014 № 47 в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, установлены налоговые ставки по налогу: в 2019 году - 1,2 процента, в 2020 году и последующие годы - 1,5 процента.
Налоговым органом ФИО1 начислен налог на имущество физических лиц на помещение с кадастровым номером 62:05:0020119:116:
- за 2021 год в сумме 57689,00 рублей, исходя из следующего расчета: 3845940 (налоговая база – кадастровая стоимость)х1(доля в праве)х1,50%(налоговая ставка)х12/12(количество месяцев владения);
- за 2020 год в сумме 57689,00 рублей, исходя из следующего расчета: 3845940 (налоговая база – кадастровая стоимость)х1(доля в праве)х1,50%(налоговая ставка)х12/12(количество месяцев владения);
- за 2019 год в сумме 48943,00 рублей, исходя из следующего расчета: 4078587 (налоговая база – кадастровая стоимость)х1(доля в праве)х1,50%(налоговая ставка)х12/12(количество месяцев владения).
Налог ФИО1 уплачен в полном объеме.
ФИО1, обращаясь в суд с настоящим иском, фактически оспаривал кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, полагая, что она должна быть определена с учетом внесенных в ГКН изменений в части общей площади здания.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 52, 85, 378.2, 382, 403, 408, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд исходил из того, что налог на имущество исчислен налоговым органом правомерно исходя из сведений о кадастровой стоимости объекта, представленных Управлением Росреестра по Рязанской области; с заявлением об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с изменением площади объекта недвижимости, за предыдущие года (2019, 2020, 2021) годы ФИО1 не обращался, сведений о том, что в отношении данного объекта недвижимости вносились изменения по результатам рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019 – 2021 г.г, исходя только из изменений сведений о площади объекта недвижимости и внесение данных сведений в 2022 году в ЕГРН.
С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, получивших надлежащую оценку в суде первой инстанции по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума N 28) кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (далее также - заказчик работ) проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений; с 15 сентября 2015 года по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), статья 24.12 Закона об оценочной деятельности, глава 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), статья 1 Федерального закона от 8 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Таким образом, решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости или ее изменении может быть принято только компетентным органом в соответствии с указанными нормами права.
При этом действующее законодательство, регламентируя порядок рассмотрения споров о кадастровой стоимости, не наделяет налоговые органы какими-либо функциями по определению кадастровой стоимости объекта налогообложения, а также внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
Соответствующие вопросы относятся к сфере компетенции иных органов власти (органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета и др.).
Налоговые органы в силу норм НК РФ и Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" не уполномочены рассматривать вопросы, связанные с правомерностью установления, изменения и утверждения величин кадастровой стоимости и порядком внесения соответствующих сведений об объектах недвижимого имущества в ЕГРН.
По этой причине в случае несогласия налогоплательщика с кадастровой стоимостью недвижимости он вправе заявить самостоятельное требование, направленное на оспаривание кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН, с соблюдением правил подсудности и подведомственности дел, определенных Гражданском процессуальном кодексе РФ, Кодексе административного судопроизводства РФ.
Соответствующие разъяснения о недопустимости совместного рассмотрения требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и требования о пересмотре налоговых обязательств содержатся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 403 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2021) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Руководствуясь положениями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, разъяснениями, изложенными в п.п. 43, 44 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», принимая во внимание доводы апелляционной жалобы ФИО1, судебная коллегия сочла необходимым истребовать в ГБУ РО «Центр государственной кадастровой оценки» сведения, обращался ли ФИО1 с заявлением об изменении кадастровой стоимости нежилого здания (магазин) с кадастровым номером № площадью 135,4 кв.м. адрес объекта: <адрес> за 2019-2021гг., изменялась ли кадастровая стоимость указанного имущества за 2019-2023гг, и что явилось причиной изменения кадастровой стоимости.
Представленные доказательства приняты судом апелляционной инстанции в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в качестве новых (дополнительных) доказательств.
Согласно сообщению ГБУ РО «Центр ГКО» от 12.12.2023 ФИО1 с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а также с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости здания, с 2020 по настоящее время не обращался.
В результате проведения в 2020 году государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области на основании ст. 14 Закона об оценке кадастровая стоимость здания определена в размере 3 845 940,76 рублей исходя из следующих сведений о здании: площадь здания 251,70 кв.м., наименование «магазин», год постройки 1980, материал стен «кирпичные».
Письмом от 18.11.2022 № из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области в ГБУ РО «Центр ГКО» в рамках ст. 16 Закона об оценке поступили сведения, в том числе, о здании, в связи с изменением его площади с 251,70 кв.м. на 135,40 кв.м. Кадастровая стоимость здания определена в размере 2 488 144,25 рубля, сведения о кадастровой стоимости письмом от 01.12.2022 № направлены в Управление Росреестра по Рязанской области.
В результате проведения в 2023 году последней государственной кадастровой оценки одновременно в отношении всех учтенных в ЕГРН зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Рязанской области, кадастровая стоимость здания определена в размере 2 520 545,47 рублей исходя из сведений о площади здания (135,4 кв.м.), содержащихся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, содержащего сведения ЕГРН. Результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 02.10.2023 № 28-П.
Из изложенного следует, что изменение кадастровой стоимости здания с учетом измененных сведений о площади здания (135,4 кв.м.) и определение ее в размере 2488144,25 рублей произошло в декабре 2022 года.
В связи с чем, налоговый орган при формировании налоговых уведомлений за 2019-2021 гг. руководствовался сведениями о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, внесенными ЕГРН, которые на этот момент не были изменены, что соответствует требованиям приведенных выше норм права.
С учетом установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для перерасчета взысканного с ФИО1 за спорные периоды (2019, 2020, 2021) годы налога на имущество физических лиц, исходя только из изменений сведений о площади объекта недвижимости и внесение данных сведений в 2022 году в Единый государственный реестр недвижимости.
Довод истца о том, что судом необоснованно отклонено его ходатайство о назначении оценочной экспертизы с целью установления кадастровой стоимости спорного нежилого здания, не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку основан на неправильном применении норм права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, оснований для иной оценки которых судебная коллегия не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, подателем жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Касимовского районного суда Рязанской области от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи