НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Рязанского областного суда (Рязанская область) от 10.07.2019 № 33-1590/19

33-1590/2019 судья Фрумкин Р.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июля 2019 года г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Насоновой В.Н.,

судей Рогозиной Н.И., Бокановой Е.В.,

при секретаре Максимовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 22 марта 2019 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, установлении льготного трудового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рогозиной Н.И., объяснения представителя ФИО1 адвоката Матулина А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов жалобы представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ по Рязанской району Рязанской области (межрайонного) по доверенности ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, установлении льготного трудового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Требования мотивировал тем, что при его обращении к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости ответчиком было установлено, что общая продолжительность периода работы, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости составила 9 лет 3 месяца 7 дней, а не установленные законом 12 лет 6 месяцев.

При этом ответчиком при исчислении стажа на работах с тяжелыми условиями труда не были учтены следующие периоды работы: в должности ученика формовщика в цехе стального литья на <скрыто> литейном заводе с 30.10.1984 года по 03.03.1985 года (4 месяца 3 дня), в должности электромонтера контактной сети 5-го разряда в трамвайном цехе <скрыто> нефтеперерабатывающего завода имени <скрыто> с 19.08.1986 года по 26.09.1998 года (2 года 1 месяц 7 дней), в должности электромонтера 6-го разряда в цехе литья медных сплавов в ООО «<скрыто>» с 12.10.1998 года по 14.11.2000 года (2 года 1 месяц 2 дня), в связи с чем, ответчик незаконно отказал ему в назначении пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ.

Полагая отказ необоснованным, ФИО1 просил суд признать вынесенное ГУ – УПФ РФ по Рязанскому району Рязанской области Решение №13 от 25.07.2018 года незаконным, установить ему стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – 12 лет 7 месяцев 7 дней и назначить страховую пенсию по старости с 23.04.2018 года.

В дальнейшем от требований в части включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в должности ученика формовщика в цехе стального литья на <скрыто> литейном заводе с 30.10.1984 года по 03.03.1985 года (4 месяца 3 дня), в должности электромонтера контактной сети 5-го разряда в трамвайном цехе <скрыто> нефтеперерабатывающего завода имени <скрыто> с 19.08.1986 года по 26.09.1988 года (2 года 1 месяц 7 дней) истец отказался, и отказ был принят судом.

После уточнения заявленных требований, истец ФИО1 ссылался на то, что при исчислении стажа на работах с тяжелыми условиями труда необходимо учитывать период работы в должности электромонтера 6-го разряда в цехе литья медных сплавов в ООО «<скрыто>» с 12.10.1998 года по 14.11.2000 года (2 года 1 месяц 2 дня) и суммировать его с установленным ответчиком специальным стажем, а также указал на необходимость пропорционального снижения возраста для назначения пенсии.

Просил суд признать вынесенное ответчиком решение №13 от 25.07.2018 года незаконным, зачесть ему в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы в должности электромонтера 6-го разряда в цехе литья медных сплавов в ООО «<скрыто>» с 12.10.1998 года по 14.11.2000 года и назначить страховую пенсию по старости с 27.04.2018 года.

Суд отказал в удовлетворении иска, постановив указанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ФИО1, представитель третьего лица – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Рязанской области в суд апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены, о причинах неявки не сообщили. На основании части 3 статьи 167 и части 2 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Как следует из материалов дела, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 23.04.2018 года (в возрасте 56 лет) обратился в УПФ РФ по Рязанскому району Рязанской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением ГУ – УПФ РФ по Рязанскому району Рязанской области №13 от 25.07.2018 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано ввиду отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ.

Пенсионным органом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 или пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в результате суммирования были включены следующие периоды:

- с 04.03.1985 года по 28.07.1986 года в качестве формовщика на Рязанском литейном заводе «<скрыто>»;

- с 01.09.1982 года по 13.06.1983 года в должности электромонтера контактной сети <скрыто> дистанции электроснабжения;

- с 02.08.2002 года по 03.05.2010 года в должности электромонтера, электромеханика контактной сети <скрыто> дистанции электроснабжения, за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы, работы с сокращенным рабочим днем, периода работы в режиме неполной рабочей недели.

При этом продолжительность периода работы ФИО1, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, составила 9 лет 3 месяца 7 дней, хотя в результате суммирования периодов работ по Списку №272 и Списку №2 стаж на соответствующих видах работ должен составлять не менее 12 лет 6 месяцев.

Пенсионным органом при исчислении стажа на работах с тяжелыми условиями труда не были учтены следующие периоды работы истца: в должности ученика формовщика в цехе стального литья на Рязанском литейном заводе с 30.10.1984 года по 03.03.1985 года (4 месяца 3 дня); в должности электромонтера контактной сети 5-го разряда в трамвайном цехе <скрыто> нефтеперерабатывающего завода имени <скрыто> с 19.08.1986 года по 26.09.1988 года (2 года 1 месяц 7 дней); в должности электромонтера 6-го разряда в цехе литья медных сплавов в ООО «<скрыто>» с 12.10.1998 года по 14.11.2000 года (2 года 1 месяц 2 дня).

Разрешая спор, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования ФИО1 о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Согласно пункту 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015, при подсчете страхового стажа подтверждаются:

а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу пункта 10 вышеуказанных Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

Согласно пункту 12 Правил в случае если трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктами 3, 13 "Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

Аналогичные положения содержались в статье 13 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пункте 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555.

Положениями статьи 96 Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 05.05.1997г. № 77-ФЗ) также предусматривалось, что трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.

Трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу разъяснений, данных в пункте 15 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 02.10.2000г., спорный период его трудовой деятельности имел место в том числе и после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования.

Согласно трудовой книжке истца, с 12.10.1998 года по 14.11.2000 года он работал в ООО «Окамет» в должности электромонтера 6 разряда в цехе литья медных сплавов.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

К спорному периоду работы истца применяется Список N2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10.

Обращаясь в суд с иском, истец указал, что указанным Списком поименованы "электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).

Таким образом, для зачета в стаж для досрочного назначения пенсии спорного периода работы необходимо подтверждение факта работы в должности "электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования», что может подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица ФИО1, работодателем ООО «Окамет» представлены сведения о его работе и начисленных страховых взносах за период с 12.10.1998 года по 14.11.2000 года без указания кода льготных условий, справка, уточняющая особый характер работы или условия труда для досрочного назначения пенсии по старости за спорный период, ФИО1 не представлена.

Судом учтено, что в отношении ФИО1 работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлялись сведения о периодах деятельности на соответствующих видах работ, однако в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорного периода работы истицы являются недостоверными.

Истцом не оспаривались сведения, поданные его работодателем в пенсионный орган в отношении его условий труда после регистрации в системе пенсионного страхования, в том числе в отношении спорного периода.

При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие выполнение ФИО1 работы постоянно в течение полного рабочего дня в спорный период, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно сообщению УПФР в г. Рязани от 19.03.2019 года, ООО «<скрыто>» была зарегистрирована по Железнодорожному району г. Рязани 28.12.1999 года и снята с учета 23.12.2015 года в связи с ликвидацией. В наблюдательном деле ООО «<скрыто>» имеются документы предприятия с 1997 года по 2003 год, в том числе Перечень льготных профессий за 1997-2002 годы, согласно которому в структурном подразделении «Цех литья медных сплавов, служба энергетика» представлена должность «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в службе энергетика в цехе литья медных сплавов» с кодом позиции 2092300а-19861 и описанием характера работ «Ремонт и обслуживание электрооборудования. Производство работ на электроустановках на плавильном участке». Акт документальной проверки от 02.04.2003 года, подтверждающий обоснованность включения профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» в перечень льготных профессий и характер выполняемой работы. К акту прилагается таблица, в которой должность, занимаемая ФИО1 с 12.10.1998 года по 14.11.2000 года, значится как «Электромонтер 6 разряда», в графе «Необходимость корректировки» указано «Льготы нет». Других документов не имеется.

Как следует из представленного в суд апелляционной инстанции УПФР в городе Рязани акта документальной проверки достоверности индивидуальных сведений в части специального трудового стажа, дающего право на льготное пенсионное обеспечение застрахованным лицам ООО «<скрыто>» за период с 1997-2002г.г., проведенной ГУ-УПФ РФ №3 по г. Рязани с участием представителей юридического лица от 02.04.2003г., видами деятельности ООО «<скрыто>» являлись переплав отходов цветных металлов и концентратов, вторичная обработка после переплава ковкой, штамповкой, волочением, прокаткой, прессованием, экструзией, сверлением, гофрированием, изготовление различных видов сплавов.

Согласно штатных расписаний, предусматривалась структура производственной базы в г. Рязани – с 01.06.1996г. по 15.12.2001г. – цех лить и медных сплавов, вспомогательные службы и участки – Участок механической обработки, Транспортный участок, Служба механика, Служба энергетика.

По виду производства и технологическим процессам, в которых заняты работники, ООО «<скрыто>» относится к Списку №1, раздел VII «Металлургическое производство (цветные металлы)», п. 18 «Обработка и переработка цветных и драгоценных металлов», п.п.1 «Плавильное производство» или Список №2, раздел VIII «Металлургическое производство (цветные металлы)», п. 19 «Обработка и переработка цветных и драгоценных металлов», п.п. 1 «Плавильное производство».

Аттестация рабочих мест органами Госэкспертизы условий труда не проводилась.

Списком №2 в разделе VIII «Металлургическое производство (цветные металлы)», п. 19 «Обработка и переработка цветных и драгоценных металлов», п.п. 1 «Плавильное производство» поименованы «Электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Как следует из Таблицы № 9, являющейся приложением к Акту от 02.04.2003г., в ООО «<скрыто>» имелись как должности «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», так и должности «электромонтер», должность, занимаемая ФИО1 с 12.10.1998 года по 14.11.2000 года, значится как «Электромонтер 6 разряда», в графе «Необходимость корректировки» указано «Льготы нет».

Должностные обязанности ФИО1 за спорный период в материалах дела отсутствуют, истцом не представлялись.

Таким образом, при отсутствии допустимых доказательств, подтверждающих льготный характер работы истца и его занятости на этих работах в течение полного рабочего времени в спорный период, требования ФИО1 о зачете в стаж для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периода его работы с 12.10.1998 года по 14.11.2000 года в ООО «<скрыто>» в должности электромонтера 6 разряда в цехе литья медных сплавов удовлетворению не подлежат.

Кроме того, суд обоснованно не принял во внимание доводы истца о суммировании страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы с тяжелыми условиями труда, подлежащих зачету в стаж для назначения пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 указанного Закона, в том числе спорного периода и пропорциональном снижении возраста для назначения пенсии.

В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2) и работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (подпункт 5).

Согласно абзацу 3 пункта 3 этих же Правил суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона.

Так, к работе, указанной в подпункте 2 пункта настоящих Правил (работе с тяжелыми условиями труда) производится суммирование периодов работ по подпункту 5 пункта 2 настоящих Правил (работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене), только при досрочном назначении пенсии в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, который предусматривает специальный стаж для мужчин 12 лет 6 месяцев.

Из изложенного следует, что такое суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, установленных в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ

Если же в результате суммирования стаж составит менее 12 лет 6 месяцев, то правило о назначении досрочной пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа, предусмотренное абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, не применяется в силу прямого указания на это в абзаце 3 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.

Таким образом, возможность суммирования периодов работы, учтенных в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗс периодами работы, учтенными по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗв целях определения права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗвозможно только при выработке полного стажа, предусмотренного первым предложением пункта 2 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ (ранее действовавшим абзацем 1 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 12 лет и 06 месяцев, который у истца не образуется.

Доводы представителя истца о том, что суду следовало сделать вывод о тождественности выполняемых истцом функций, условиям и характеру деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не влекут отмены постановленного судом решения, поскольку основаны на неправильном толковании и применении норм материального закона к возникшим правоотношениям.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем, на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 22 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи