НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Рязанского областного суда (Рязанская область) от 07.06.2017 № 33-1188/2017

33-1188/2017 судья Жирухин А.Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Рязань

7 июня 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Насоновой В.Н.,

судей Споршевой С.В., Рогозиной Н.И.,

при секретаре Корастелевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кобина А.В. на решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 31 марта 2017 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Кобина А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани о признании права на одновременное получение страховой пенсии по старости и государственной пенсии по инвалидности, - отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения представителя Кобина А.В. – Аминина В.В., представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Рязани Пастухова С.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кобин А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Рязани о признании права на одновременное получение страховой пенсии по старости и государственной пенсии по инвалидности.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является инвалидом-участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Причиной инвалидности послужило увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанных с указанной катастрофой.

Истец в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» является получателем государственной пенсии по инвалидности.

15 декабря 2016 года по достижении возраста 50 лет и при наличии более 15 лет страхового стажа он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении второй пенсии - страховой пенсии по старости. Однако в назначении пенсии ему было отказано.

Кобин А.В. полагает, что ответчиком допущено нарушение действующего пенсионного законодательства, в частности ст. 3 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», ст.ст. 29, 20 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем просил суд признать за ним право на одновременное назначение двух пенсий: страховой пенсии по старости и государственной пенсии по инвалидности вследствие военной травмы с 15.12.2016 года.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе Кобин А.В. просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на его незаконность, поскольку суд не применил к правоотношениям положения ст.30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающих право на назначение пенсии по старости военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

В суде апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика возражал по доводам жалобы и просил решение суда оставить без изменения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

Из материалов дела усматривается, что Кобин А.В., 1966 года рождения, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Ему установлена 2 группа инвалидности бессрочно в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС.

Кобин А.В. является получателем государственной пенсии по инвалидности, назначенной с 01.03.2003г. в соответствии с пп.2 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

15 декабря 2016г. он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Рязани с заявлением о назначении второй пенсии - по старости наряду с пенсией по инвалидности.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Рязани № 8 от 20.01.2017г. ему отказано в одновременном назначении двух пенсий: страховой пенсии по старости и государственной пенсии по инвалидности в соответствии со ст.3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ как не достигшему возраста 55 лет и не имеющему 25 лет страхового стажа, право на получении пенсии по инвалидности в соответствии с пп.2 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" сохранено.

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области подтвердило отказ в назначении двух пенсий Кобину А.В.

Разрешая исковые требования истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу п.1 ст.29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244- "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014г. № 216-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Согласно п. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

В силу ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Условия назначения страховой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В частности, ч.1 ст.8 указанного закона предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно ч.2 той же статьи страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона № 400-ФЗ в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подпунктом 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.

Подпунктом 3 пункта 1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривается, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение второй - страховой пенсии по старости на основании Федерального закона "О страховых пенсиях" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Судом по делу установлено, что к моменту обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении и получении второй пенсии - страховой пенсии по старости, истец Кобин А.В. достиг возраста 50 лет, имеет страховой стаж 15 лет 10 дней.

При таких обстоятельствах правовые основания для назначения Кобину А.В. второй пенсии - страховой пенсии по старости, предусмотренной пп.3 п.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях", отсутствуют, поскольку он не достиг возраста 55 лет и его страховой стаж составляет менее 25 лет.

Судебная коллегия по гражданским делам находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы Кобина А.В. сводятся к несогласию с выводами суда и основаны на неправильном толковании положений ст.28.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые вопреки утверждению истца не предусматривают возможности суммирования льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию по старости и страхового стажа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 31 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кобина А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи