НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 30.11.2020 № 33А-14176/20

УИД 61RS0044-01-2020-000597-44

Судья Даглдян М.Г. Дело № 33а-14176/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 ноября 2020 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе

председательствующего судьи Ушникова М.П.,

судей Чайка Е.А., Сачкова А.Н.,

при секретаре Асташеве Р.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Ростовской области к Вонярха Марине Викторовне о взыскании задолженности по страховым взносам, недоимки по налогам и пени

по апелляционной жалобе Вонярха М.В. на решение Мясниковского районного суда Ростовской области от 27 июля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Чайка Е.А., судебная коллегия по административным делам

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Ростовской области обратилась в суд с административным иском к Вонярха М.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, недоимки по налогам и пени.

В обоснование своих требований административный истец указал, что Вонярха М.В. является плательщиком транспортного и земельного налогов, поскольку в период с 27 января 2011 года по 18 сентября 2019 года она являлась собственником транспортного средства марки Рено Клио, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а также ей принадлежат земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, и земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

В установленный законом срок Вонярха М.В. не выполнила свою обязанность по уплате налогов за 2017 и 2018 годы, в связи с чем ей были направлены: требование № 7853 от 1 февраля 2019 года об уплате транспортного налога в сумме 600, 00 руб. и пени в сумме 9, 08 руб., земельного налога в сумме 105, 00 руб. и пени в сумме 1, 59 руб. со сроком уплаты до 11 марта 2019 года; требование № 76534 от 25 июня 2019 года об уплате пени по транспортному налогу в сумме 2, 17 руб. и по земельному налогу в сумме 0, 27 руб. в срок до 30 июля 2019 года; требование № 162541 от 25 декабря 2019 года об уплате транспортного налога в сумме 600, 00 руб. и пени в сумме 2, 81 руб., земельного налога в сумме 397, 00 руб. и пени в сумме 1, 86 руб. со сроком уплаты до 28 января 2020 года.

Кроме того, Вонярха М.В. в налоговом периоде 2019 года состояла на налоговом учёте в МИФНС России № 1 по Ростовской области в качестве плательщика страховых взносов, поскольку до 14 января 2020 года имела статус индивидуального предпринимателя.

В связи с неисполнением ею в установленный законом срок до 31 декабря 2019 года обязанности по внесению обязательных платежей налоговый орган направил в адрес Вонярха М.В. требование № 1505 от 13 января 2020 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 29 354 руб. и пени 73, 38 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 6 884 руб. и пени 17, 21 руб. со сроком исполнения до 5 февраля 2020 года.

Требование № 7853 от 1 февраля 2019 года не исполнено налогоплательщиком в части уплаты пени по транспортному налогу в размере 5, 46 руб., пени по земельному налогу в размере 0, 59 руб.; требование № 76534 от 25 июня 2019 года не исполнено в части уплаты пени по транспортному налогу в размере 2,17 руб., пени по земельному налогу - 0, 27 руб.; требование № 162541 от 25 декабря 2019 года также не исполнено в части уплаты пени по транспортному налогу в размере 2, 81 руб., пени по земельному налогу - 1, 86 руб.; требование № 1505 от 13 января 2020 года не исполнено в полном объёме, что послужило основанием для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа.

6 марта 2020 года мировым судьёй на судебном участке № 1 Мясниковского судебного района Ростовской области вынесен судебный приказ о взыскании с должника Вонярха М.В. в пользу МИФНС России № 1 по Ростовской области задолженности по страховым взносам и налогам в размере 37338, 75 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Мясниковского судебного района Ростовской области от 6 апреля 2020 года указанный судебный приказ отменён в связи с поступлением возражений от должника.

Учитывая изложенное, МИФНС России № 1 по Ростовской области просила суд взыскать с Вонярха М.В. задолженность по налогам и пене на общую сумму 36341, 75 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 29354, 00 руб., пени в размере 73, 38 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884, 00 руб., пени - 17, 21 руб., пени по транспортному налогу – 10, 44 руб., пени по земельному налогу - 2, 72 руб.

Решением Мясниковского районного суда Ростовской области от 27 июля 2020 года административные исковые требования МИФНС № 1 по Ростовской области удовлетворены в полном объеме.

Принимая решение, суд пришёл к выводу, что установленные по делу обстоятельства и положения налогового законодательства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения требований Межрайонной ИФНС России № 1 по Ростовской области, так как налоговым органом представлены в материалы дела доказательства выполнения необходимых действий, с которыми закон связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога, при этом задолженность по взносам, налогам и пене налогоплательщиком не погашена. Шестимесячный срок обращения в суд, исчисляемый со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, налоговым органом не пропущен.

Доводы административного ответчика о тяжёлом материальном положении суд отклонил, указав, что эти обстоятельства не предусмотрены налоговым законодательством в качестве основания для освобождения её от уплаты задолженности по страховым взносам и налогам, при этом она вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении ей отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда.

В апелляционной жалобе Вонярха М.В. просит решение суда первой инстанции отменить, полагая, что оно является незаконным, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных налоговым органом требований.

По мнению заявителя жалобы, она не должна была уплачивать страховые взносы, поскольку в период с 3 сентября 2012 года до 24 июля 2020 года была трудоустроена, и отчисления на обязательное пенсионное и медицинское страхование производились работодателем. В качестве индивидуального предпринимателя Вонярха М.В. не имела доходов, о чём свидетельствуют её налоговые декларации, ввиду чего обязанность произвести отчисления на обязательное пенсионное и медицинское страхование у неё не возникла.

Также в жалобе указано, что в связи с введением ограничений по причине угрозы распространения новой короновирусной инфекции у неё не было возможности участвовать в ежегодных ярмарках на территории Ростовской области, поэтому она не имела заработка и попала в тяжёлую жизненную ситуацию, обусловленную тяжёлым материальным положением и отсутствием работы.

В возражениях на апелляционную жалобу МИФНС России № 1 по Ростовской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.

Дело рассмотрено в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Изучив материалы дела и поступившего по запросу суда апелляционной инстанции дела № 2а-1-312/2020 по заявлению МИФНС России № 1 по Ростовской области о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Вонярха М.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.

Вопросы налогообложения физических лиц регулируются законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ), введённой в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Из подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

В силу положений пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчётный период не превышает 300 000 рублей, в фиксированном размере 29 354 рублей за расчётный период 2019 года; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рублей за расчётный период 2019 года.

В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356); налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (статья 357); объектом налогообложения данным видом налога признаются автомобили, иные транспортные средства, в частности, мотоциклы, зарегистрированные в установленном порядке (пункт 1 статьи 358); налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом; налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункты 1, 3 статьи 363).

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ). Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391 НК РФ).

На основании пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Частью 1 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.

В соответствии со статьёй 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (пункты 1, 3, 4).

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьёй 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о выдаче судебного приказа подаётся в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3 000 рублей, данное заявление подаётся в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 рублей, но не позднее трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности. При последующей отмене судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Статья 286 КАС РФ содержит положения о том, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2).

Судом установлено и административным ответчиком не оспаривается факт наличия у Вонярха М.В. задолженности по уплате пени по транспортному и земельному налогам за 2017 и 2018 годы.

Судом первой инстанции также установлен факт неуплаты административным ответчиком, как индивидуальным предпринимателем, страховых взносов за расчётный период 2019 года и пени, начисленной за несвоевременную уплату страховых взносов.

Материалами дела подтверждается, что налоговым органом соблюдены все последовательные сроки, установленные статьёй 48 НК РФ, как для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налогов, страховых взносов, пеней за счёт имущества физического лица, так и для последующего обращения в суд после его отмены.

Представленные административным истцом расчёты задолженности и пени по страховым взносам за 2019 год, задолженности по уплате пени по транспортному и земельному налогам за 2017 и 2018 годы соответствуют требованиям действующего законодательства.

Поскольку административный ответчик доказательств уплаты страховых взносов и пеней суду не представил, суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении административных исковых требований.

Судебная коллегия находит, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Вонярха М.В. обязанности по уплате страховых взносов за 2019 год судебная коллегия находит несостоятельными.

Положениями главы 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пункт 7 статьи 430 НК РФ), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от неё доходов в конкретном расчетном периоде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только даёт ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к её осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Не предприняв этих действий, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы.

С учётом изложенного ссылки апеллянта на то, что в период с 3 сентября 2012 года до 24 июля 2020 года она была трудоустроена, а в качестве индивидуального предпринимателя не имела доходов, не могут являться основанием для освобождения её от уплаты страховых взносов.

Прочие доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для разрешения заявленных требований, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем они не могут повлечь отмену постановленного решения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мясниковского районного суда Ростовской области от 27 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вонярха М.В. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий М.П. Ушников

Судьи Е.А. Чайка

А.Н. Сачков

Мотивированное апелляционное определение составлено 8 декабря 2020 года.