НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 30.05.2022 № 33А-8628/2022

Судья: Черепанова Л.Н. УИД 61RS0023-01-2021-011408-71

Дело № 33а-8628/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 мая 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Проданова Г.А.

судей: Чеботаревой М.В., Яковлевой Э.Р.

при секретаре Иванове И.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу к Администрации г. Шахты, заинтересованные лица: Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, Прокуратура Ростовской области, Управление Росреестра по Ростовской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области, Городская Дума г. Шахты о признании незаконным бездействия, по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 14 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Ростовского областного суда М.В. Чеботаревой, судебная коллегия по административным делам

установила:

Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г. Шахты, выразившегося в неисполнении решения Ростовского областного суда от 2 октября 2020 года, а именно, в невнесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о границах городского округа – город Шахты в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ); обязании Администрации г. Шахты направить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области документы для внесения изменений в сведения ЕГРН о границах городского округа – город Шахты и исключения из границ городского округа лесных участков, расположенных на землях лесного фонда земель лесного фонда Красносулинского участкового лесничества Шахтинского лесничества Ростовской области месторасположением: городской округ город Шахты Ростовской области – квартал 7, часть выдела 13; квартал 8, выдел 1, части выделов 2-5, 8, 9, 10, 21; квартал 9, выдел 4; квартал 11, части выделов 1, 2, 22, 23, 24; квартал 37, выдел 12, часть выдела 2; квартал 38, выделы 6-9, части выделов 1-5; квартал 39, выделы 1-4; квартал 40, части выделов 2-6; квартал 41, части выделов 1, 5-8; квартал 42, части выделов 5, 7, 8; квартал 43, части выделов 2, 5, 7, 8, площадью пересечения 917 961 кв.м.

В обоснование требований Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу, являющийся территориальным органом федерального органа, уполномоченного осуществлять от имени Российской Федерации защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, указал, что решением Ростовского областного суда от 2 октября 2020 года признано недействующим со дня принятия решение Городской Думы г. Шахты Ростовской области от 25 декабря 2008 года № 533 «Об утверждении Генерального плана городского округа муниципального образования «Город Шахты» на 2008-2015 годы» (в редакции решений Городской Думы г. Шахты Ростовской области от 23 апреля 2015 года № 621, от 24 декабря 2015 года № 63) в части включения в границы городского округа город Шахты земель лесного фонда Красносулинского участкового лесничества Шахтинского лесничества Ростовской области указанным выше месторасположением.

Административный истец указывает, что решение суда, вступившее в законную силу 19 января 2021 года, не исполнено Администрацией г. Шахты в части внесения изменений в сведения ЕГРН о границах населенных пунктов, входящих в состав города Шахты, тогда как Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.

В административном иске также указано, что после вступления решения Ростовского областного суда от 2 октября 2020 года в законную силу Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу обратился в Администрацию г. Шахты с требованием предпринять необходимые действия для внесения соответствующих изменений в ЕГРН на основании статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ. Согласно ответу Администрации г. Шахты от 2 марта 2021 года № 61.03/206, органом местного самоуправления ведется работа по разработке проекта «дорожной карты» выполнения мероприятий по приведению границ территории городского округа муниципального образования «Город Шахты» в соответствие с государственным лесным реестром; окончательные этапы и сроки внесения сведений в ЕГРН о границах земель населенного пункта будут определены после решения вопроса о софинансировании мероприятий по координатному описанию границ муниципального образования и населенного пункта.

По мнению представителя Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу, наличие в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов, содержащихся в документах территориального планирования муниципальных образований, признанных недействующими на основании вступившего в законную силу решения суда, свидетельствует о ненадлежащем исполнении Администрацией г. Шахты такого решения. При этом бездействие органа местного самоуправления создает препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов Российской Федерации, в том числе в части изменения границ лесов, лесничеств и лесопарков.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 14 февраля 2022 года административные исковые требования Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу удовлетворены.

Суд признал незаконным бездействие Администрации г. Шахты по ненаправлению документов для внесения изменений в сведения ЕГРН о границах городского округа – город Шахты в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Одновременно суд обязал Администрацию г. Шахты направить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области документы для внесения изменений в сведения ЕГРН о границах городского округа – город Шахты и исключения из границ городского округа лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Красносулинского участкового лесничества Шахтинского лесничества Ростовской области месторасположением: городской округ город Шахты Ростовской области – квартал 7, часть выдела 13; квартал 8, выдел 1, части выделов 2-5, 8, 9, 10, 21; квартал 9, выдел 4; квартал 11, части выделов 1, 2, 22, 23, 24; квартал 37, выдел 12, часть выдела 2; квартал 38, выделы 6-9, части выделов 1-5; квартал 39, выделы 1-4; квартал 40, части выделов 2-6; квартал 41, части выделов 1, 5-8; квартал 42, части выделов 5, 7, 8; квартал 43, части выделов 2, 5, 7, 8, площадью пересечения 917 961 кв.м.

В апелляционной жалобе административный ответчик Администрация г. Шахты в лице представителя по доверенности просит отменить решение суда от 14 февраля 2022 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Заявитель апелляционной жалобы полагает, что при вынесении решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В апелляционной жалобе указано на неверное определение Департаментом лесного хозяйства по Южному федеральному округу административного ответчика и неверную формулировку заявленных требований, учитывая, что в рамках административного дела, рассмотренного Ростовским областным судом 2 октября 2020 года, не разрешались требования к Администрации г. Шахты, судебный акт в отношении органа местного самоуправления не принимался, на него не возлагались никакие обязанности, в связи с чем отсутствуют основания полагать Администрацию г. Шахты допустившей незаконное бездействие.

Также заявитель апелляционной жалобы ссылается на пропуск административным истцом срока обращения в суд и отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу со стороны Администрации г. Шахты.

В возражении на апелляционную жалобу административный истец Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу в лице представителя по доверенности просит оставить решение суда от 14 февраля 2022 года без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Шахты – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Городской Думы г. Шахты – ФИО1, действующая на основании доверенности, полагала апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Дело рассмотрено в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие представителя административного истца Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу, представителя административного ответчика Администрации г. Шахты, представителей заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, Управления Росреестра по Ростовской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, а также в отсутствие представителя заинтересованного лица Прокуратуры Ростовской области, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом и просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица Городской Думы г. Шахты ФИО1, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

По делу установлено, что решением Ростовского областного суда от 2 октября 2020 года признано недействующим со дня принятия решение Городской Думы г. Шахты Ростовской области от 25 декабря 2008 года № 533 «Об утверждении Генерального плана городского округа муниципального образования «Город Шахты» на 2008-2015 годы» (в редакции решений Городской Думы г. Шахты от 23 апреля 2015 года № 621, от 24 декабря 2015 года № 63) в части включения в границы городского округа – город Шахты земель лесного фонда Красносулинского участкового лесничества Шахтинского лесничества Ростовской области месторасположением: городской округ город Шахты Ростовской области – квартал 7, часть выдела 13; квартал 8, выдел 1, части выделов 2-5, 8, 9, 10, 21; квартал 9, выдел 4; квартал 11, части выделов 1, 2, 22, 23, 24; квартал 37, выдел 12, часть выдела 2; квартал 38, выделы 6-9, части выделов 1-5; квартал 39, выделы 1-4; квартал 40, части выделов 2-6; квартал 41, части выделов 1, 5-8; квартал 42, части выделов 5, 7, 8; квартал 43, части выделов 2, 5, 7, 8 площадью пересечения 917 961 кв.м.

Решение суда вступило в законную силу 19 января 2021 года.

Материалами дела подтверждается, что во исполнение указанного решения суда Городской Думой г. Шахты сообщение о его принятии опубликовано в официальном печатном издании.

С учетом состоявшегося решения суда, вступившего в законную силу, заместителем начальника Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу 27 января 2021 года в адрес Администрации г. Шахты направлено письмо № 01-03-06/655, содержащее, в том числе, требование о принятии мер по приведению границ населенного пункта в соответствие с государственным лесным реестром путем внесения изменений в генеральный план муниципального образования «город Шахты» с учетом решения Ростовского областного суда от 2 октября 2020 года в установленном порядке.

По результатам рассмотрения указанного письма заместителем главы Администрации г. Шахты в адрес Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу направлено письмо от 2 марта 2021 года № 61.03/206 об осуществлении Администрацией г. Шахты разработки проекта «дорожной карты» выполнения мероприятий по приведению границ территории городского округа муниципального образования «Город Шахты», относящейся в категории земли населенных пунктов, в соответствие с государственным лесным реестром, на основании градостроительного и земельного законодательства, рекомендаций Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу. Одновременно указано, что этапы и сроки внесения сведений в ЕГРН о границах земель населенных пунктов в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ будут определены после решения вопроса софинансирования мероприятий по координатному описанию границ муниципального образования и границ земель населенного пункта.

Вместе с тем, как указывал административный истец, к моменту обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением изменения в ЕГРН в отношении границ городского округа – город Шахты в части исключения сведений о включении перечисленных выше земель лесного фонда в границы соответствующего городского округа не внесены.

Удовлетворяя административные исковые требования Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу, суд первой инстанции на основании положений статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, а также пункта 7 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1532 (далее – Правила), исходил из того, что административным ответчиком не совершено действий, направленных на внесение изменений в сведения ЕГРН о границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа – город Шахты, что не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом городского суда, ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов.

Указанному положению закона корреспондирует положение пункта 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории.

Согласно абзацу первому части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочиями по решению вопросов местного значения уставом муниципального образования наделяется местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

На основании пункта 8 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.

В соответствии с частью 16 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 – 13.3, 15, 15.1, 15.2 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенного положения закона Правительством Российской Федерации утверждены Правила, в силу пункта 7 которых, в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель.

На основании пункта 26 части 1 статьи 39 Устава муниципального образования «Город Шахты» - городского округа Ростовской области, утвержденного Решением Городской Думы г. Шахты от 8 ноября 2005 года № 106, Администрация г. Шахты под руководством и контролем главы Администрации г. Шахты реализует исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, разрабатывает проекты генеральных планов г. Шахты, правил землепользования и застройки, утверждает подготовленную на основе генеральных планов г. Шахты документацию по планировке территории.

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, возлагаются на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Однако как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто в рамках апелляционного производства по делу, Администрацией г. Шахты не предпринято действий, направленных на исполнение возложенной на нее как орган местного самоуправления обязанности по направлению в регистрирующий орган документов для исключения из ЕГРН необходимых сведений, и при этом не представлено доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих исполнению в настоящее время соответствующей обязанности, в том числе обстоятельств, связанных с осуществлением иных мероприятий, предшествующих и способствующих исполнению данной обязанности.

Суд апелляционной инстанции учитывает, что, как указано ранее, в письме Департаменту лесного хозяйства по Южному федеральному округу от 2 марта 2021 года № 61.03/206 заместителем главы Администрации г. Шахты сообщалось о разработке проекта «дорожной карты» выполнения мероприятий по приведению границ территории городского округа муниципального образования «Город Шахты», относящейся в категории земли населенных пунктов, в соответствие с государственным лесным реестром, на основании градостроительного и земельного законодательства, а также рекомендаций Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу.

Однако в рамках рассмотрения настоящего административного дела по истечении более года с момента направления указанного письма Администрацией г. Шахты ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии не представлено достоверных данных, объективно подтверждающих разработку «дорожной карты», а также совершение конкретных действий на отдельных этапах ее исполнения.

В частности, в условиях дефицита местного бюджета муниципального образования «Город Шахты», не предусматривавшего финансирование в 2021 году работ по подготовке проекта внесения изменений в документ территориального планирования городского округа, что, как указывалось заместителем главы Администрации г. Шахты, делает невозможными определение достоверного перечня мероприятий, очередности этапов выполняемых мероприятий «дорожной карты» и определение сроков их выполнения, сведения о разрешении вопроса софинансирования необходимых мероприятий административным ответчиком не представлены.

Также, вопреки соответствующему заверению заместителя главы Администрации г. Шахты в письме от 2 марта 2021 года № 61.03/206, органом местного самоуправления в адрес Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу не направлялась дополнительная информация о выполнении мероприятий на отдельных этапах реализации «дорожной карты», в том числе о сроках внесения необходимых сведений в ЕГРН.

Кроме того, как установлено в рамках апелляционного производства по делу, информация о принятии мер, направленных на исполнение решения Ростовского областного суда от 2 октября 2020 года, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, не была направлена Администрацией г. Шахты также и в адрес Городской Думы г. Шахты, обращавшейся в орган местного самоуправления с соответствующим письмом от 7 апреля 2022 года № 61.24/335.

С учетом изложенного административные исковые требования Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу правильно удовлетворены городским судом.

Доводы апелляционной жалобы об обратном, равно как и об ошибочном предъявлении требований к Администрации г. Шахты, учитывая, что решением Ростовского областного суда от 2 октября 2020 года никакие решения, действия (бездействие) органа местного самоуправления незаконными не признавались, на орган местного самоуправления не возлагались какие-либо обязанности, несостоятельны, учитывая, что выполнение перечисленных выше обязанностей возложено на Администрацию г. Шахты как уполномоченный орган местного самоуправления законом и обусловлено объективными обстоятельствами, возникшими вследствие признания муниципального правового акта в области территориального планирования недействующим.

При этом суд апелляционной инстанции также учитывает, что неисполнение Администрацией г. Шахты возложенной на нее обязанности фактически способствует неисполнению вступившего в законную силу решения суда, являющегося в силу части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязательным для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежащего исполнению на всей территории Российской Федерации.

Утверждение представителя Администрации г. Шахты в апелляционной жалобе о пропуске Департаментом лесного хозяйства по Южному федеральному округу срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением неубедительно, принимая во внимание, что предметом заявленных административным истцом требований является бездействие органа местного самоуправления, существовавшее, в том числе, и на момент обращения в суд.

Ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба Администрации г. Шахты не содержит и по сути сводится к выражению представителем административного ответчика несогласия с принятым судебным актом, что само по себе основанием для отмены обжалуемого решения не является.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели либо могли привести к вынесению неправильного решения, городским судом не допущено.

Основания для отмены решения суда от 14 февраля 2022 года отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 14 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Шахты – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Г.А. Проданов

Судьи: М.В. Чеботарева

Э.Р. Яковлева

Мотивированное апелляционное определение составлено 6 июня 2022 года.