НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 29.11.2021 № 33А-21720/2021

Судья: Чимидов М.В. Дело № 33а-21720/2021

УИД61RS0024-01-2021-003421-20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 ноября 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Авиловой Е.О.

судей: Зенько Н.В., Медведева С.Ф.

при секретаре Соловьевой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя Таганрогского транспортного прокурора к Ростовской таможне о признании незаконным решения, обязании не допускать нарушения, по апелляционной жалобе Ростовской таможни на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 13 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Зенько Н.В., судебная коллегия по административным делам

установила:

Таганрогский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Ростовской таможне о признании незаконным решения, обязании не допускать нарушения.

В обоснование заявленных требований указано, что Таганрогской транспортной прокуратурой в Ростовской таможне проведена проверка соблюдения трудового законодательства, а также законодательства, регулирующего вопросы предоставления социальных прав и гарантий сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим, уволенным из таможенных органов.

В ходе проверки были выявлены нарушения при расчете лицам, занимающими должности федеральных государственных служащих, денежного содержания на период нахождения их в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением замещаемых ими должностей и за неиспользованный отпуск.

Так, в нарушение требований законодательства не учтено материальное стимулирование в виде квартальных выплат при расчетах вышеуказанным лицам среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, а также денежного содержания на период нахождения их в ежегодном оплачиваемом отпуске, что привело к существенным недоплатам денежных средств, положенных государственным гражданским служащим при увольнении.

По факту выявленных нарушений требований таможенного законодательства в адрес начальника Ростовской таможни внесено представление от 9 марта 2021 года № 23/2-3-2021/314, однако требования прокурора об устранении выявленных нарушений, изложенные в акте прокурорского реагирования, не исполнены.

Согласно ответу Ростовской таможни на представление от 21 апреля 2021 года №20-46/11946, анализ позиций Министерства финансов Российской Федерации Министерства труда Российской Федерации по указанному вопросу не позволяет сделать вывод о нарушении таможенным органом положений чч. 1, 2, 5, 10 ст. 50, ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562.

Как указывает административный истец, позиция таможенного органа ошибочна, не соответствует положениям действующего законодательства, разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, Министерства труда Российской Федерации от 12 марта 2019 года № 18-4/10/В-2197, и основана на неверном толковании норм действующего законодательства.

В октябре 2020 года в Таганрогской таможне проведены организационно-штатные мероприятия, в соответствии с которыми с федеральной государственной гражданской службы уволено 517 человек, 87 из которых получили компенсацию при увольнении и уволены из таможенных органов, 430 человек переведены в другие таможенные органы, в том числе Ростовскую и Южную электронную таможню, с выплатой компенсаций за неиспользованные ежегодные отпуска.

В соответствии с приказами ФТС России, Таганрогской и Ростовской таможен «О материальном стимулировании государственных гражданских служащих» в 2019 - 2020 году выделены средства для материального стимулирования государственных гражданских служащих таможенных органов, производились ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования.

В нарушение требований законодательства Таганрогской таможней не учтено материальное стимулирование в виде квартальных выплат при расчетах 87 федеральным государственным гражданским служащим среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности, а также 430 федеральным государственным гражданским служащим среднего заработка для оплаты компенсации за неиспользованный отпуск. Также указанные нарушения были допущены в 2019 - 2021 годах при расчетах среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения федеральных государственных гражданских служащих Таганрогской и Ростовской таможен в ежегодных оплачиваемых отпусках и выплатах компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении, что свидетельствует о существенных недоплатах денежных средств, положенных федеральным государственным гражданским служащим Таганрогской и Ростовской таможен при увольнении, а также при расчете выплат в период нахождения их в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2019 - 2021 годах.

Согласно приказу ФТС России от 27 марта 2020 года № 330 «О реорганизации Миллеровской, Таганрогской и Ростовской таможен» Таганрогская таможня с 1 октября 2020 реорганизована путем присоединения к Ростовской таможне, в связи с чем, Ростовская таможня является правопреемником Таганрогской таможни.

Установленные в результате проверки нарушения привели к существенным нарушениям трудовых и социальных прав государственных гражданских служащих Таганрогской и Ростовской таможен, к недоплатам денежных средств, положенных государственным гражданским служащим при увольнении, и стали возможны по причине ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами Таганрогской и Ростовской таможен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточненных требований, административный истец просил суд признать незаконным решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, изложенное в ответе Ростовской таможни от 21 апреля 2021 года № 20-46/11946 на представление об устранении нарушений таможенного законодательства от 5 марта 2021 года № 23/2-3-2021/314; обязать Ростовскую таможню в дальнейшем не допускать нарушения, указанные в представлении об устранении нарушений таможенного законодательства от 5 марта 2021 года № 23/2-3-2021/314, а именно, учитывать материальное стимулирование в виде квартальных выплат при расчете федеральным государственным гражданским служащим среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 13 августа 2021 года административные исковые требования заместителя Таганрогского транспортного прокурора удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Ростовская таможня, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, ссылаясь на подачу административного иска в защиту интересов определенных лиц, а также указывая на то, что материальное стимулирование не является гарантированной выплатой в структуре денежного содержания гражданских служащих, в связи с чем единовременные поощрения за квартал не могут учитываться при исчислении денежного содержания гражданских служащих за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, при расчете компенсации за неиспользованные отпуска и компенсации, выплачиваемой при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.

В возражениях на апелляционную жалобу, старший помощник Таганрогского транспортного прокурора Маштаков Р.В. считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, указывая на то, что административное исковое заявление подано в соответствии с требованиями статей 17, 22, 39, главы 22 КАС РФ, в связи с чем, оснований для отказа в его принятии к производству суда первой инстанции не имелось. Кроме того, указывает, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. В связи с чем, полагает, что судом правомерно удовлетворены заявленные исковые требования.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Ростовской таможни Ефимов А.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований административного искового заявления.

Старший помощник прокурора Таганрогского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Маштаков Р.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

В соответствии со ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Анализ положений ст.ст. 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.

При этом в силу п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС Российской Федерации на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа Ростовской таможни от 25 марта 2021 года № 689-КМ «О проведении служебной проверки» (в редакции приказов Ростовской таможни от 06 апреля 2021 года № 818-КМ «О продлении срока проведения служебной проверки и внесении изменений в приказ таможни от 25 марта 2021 года № 689-КМ», от 19 апреля 2021 года № 958-КМ «О внесении вменений в приказ таможни от 25 марта 2021 года № 689-КМ») Таганрогской транспортной прокуратурой в Ростовской таможне проведена проверка соблюдения трудового законодательства, а также законодательства, регулирующего вопросы предоставления социальных прав и гарантий сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим, уволенным из таможенных органов.

В ходе проверки были выявлены нарушения при расчете лицам, занимающим должности федеральных государственных служащих, денежного содержания на период нахождения их в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением замещаемых ими должностей и за неиспользованный отпуск.

В соответствии с Заключением о результатах служебной проверки, утвержденным начальником Ростовской таможни 21 апреля 2021 года, комиссия пришла к выводу о том, что средства материального стимулирования, предусмотренные бюджетными ассигнованиями федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, выплачиваемого ФГГС, не включались в расчет денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении.

Таким образом, в нарушение положений Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных гражданских служащих», позиции Министерства финансов Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации Таганрогской и Ростовской таможнями не учтено материальное стимулирование в виде квартальных выплат при расчетах вышеуказанным лицам среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, а также денежного удержания на период нахождения их в ежегодном оплачиваемом отпуске, что привело к существенным недоплатам денежных средств, положенных государственным гражданским служащим при увольнении.

По факту выявленных нарушений требований таможенного законодательства в адрес начальника Ростовской таможни внесено представление от 9 марта 2021 года № 23/2-3-2021/314 о безотлагательном рассмотрении представления с участием представителя Таганрогской транспортной прокуратуры, заблаговременно проинформировав о дате, времени и месте рассмотрения представления; незамедлительном принятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих; рассмотрении по результатам рассмотрения представления вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения действующего законодательства, и сообщении о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в Таганрогскую транспортную прокуратуру в установленный законом месячный срок.

Согласно ответу Ростовской таможни на представление от 21 апреля 2021 года № 20-46/11946 указано на отсутствие нарушения таможенным органом положений ч.ч. 1, 2, 5. 10 ст. 50, ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ и правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, исходя из анализа позиций Министерства финансов Российской Федерации Министерства труда Российской Федерации по указанному вопросу.

Удовлетворяя требования административного искового заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, Министерства труда Российской Федерации от 22 марта 2019 года № 18-4/10/В-2197 для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, указанные суммы подлежат включению в фонд оплаты труда федеральных государственных служащих, в связи с чем, решение Ростовской таможни об отказе в удовлетворении требований прокурора, изложенное в ответе от 21 апреля 2021 года №20-46/11946 на представление об устранении нарушений таможенного законодательства от не может являться законным.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное государственному служащему материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Учитывая изложенное вывод суда о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданских служащих, в связи с чем, учитывается при расчетах вышеуказанным лицам среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, а также денежного содержания на период нахождения их в ежегодном оплачиваемом отпуске, основан на верном толковании и применении норм материального права.

Ссылки заявителя жалобы о том, что административный иск предъявлен прокурором в защиту прав лиц, круг лиц которых определен, не обоснован, противоречит содержанию административного искового заявления, в котором отсутствует указание на нарушение прав конкретных лиц.

В соответствии со статьями 1 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.

Согласно статье 24 названного Федерального закона представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд.

Поскольку в ходе проведения документарной проверки соблюдения Ростовской таможней требований трудового законодательства, проведенной прокуратурой в рамках предоставленных ей полномочий, выявлены нарушения требований законодательства, настоящий иск прокурора был направлен на защиту и восстановление гарантированного Конституцией Российской Федерации права федеральных государственных гражданских служащих на оплату денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, в соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом указанные выплаты касаются в целом всех государственных служащих, проходящих службу в настоящее время, и потенциальных работников, т.е. заявлен в интересах неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных прокурору федеральным законодательством.

При таких обстоятельствах прокурор вправе в порядке административного судопроизводства обратиться в суд с названным иском.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора в части возложения на Ростовскую таможню обязанности в дальнейшем не допускать нарушения, указанные в представлении об устранении нарушений таможенного законодательства от 5 марта 2021 года №23/2-3-2021/314, а именно учитывать материальное стимулирование в виде квартальных премий при расчете федеральным государственным гражданским служащим среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за не использованный отпуск.

С учетом периодичного принятия Правительством Российской Федерации постановлений об объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, возложение обязанности на дальнейшее проведение расчета вышеуказанных выплат с учетом материального стимулирования в виде квартальных премий, является неправомерным в силу возможного изменения законодательства.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым принять по административному делу в указанной части новое решение об отказе удовлетворении административных исковых требований об обязании в дальнейшем не допускать нарушения, указанные в представлении об устранении нарушений таможенного законодательства от 5 марта 2021 года №23/2-3-2021/314.

Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Аксайского районного суда Ростовской области от 13 августа 2021 года отменить в части обязания Ростовской таможни в дальнейшем не допускать нарушения, указанные в представлении об устранении нарушений таможенного законодательства от 5 марта 2021 года №23/2-3-2021/314, а именно учитывать материальное стимулирование в виде квартальных премий при расчете федеральным государственным гражданским служащим среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за не использованный отпуск.

В отмененной части принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований Таганрогской транспортной прокуратуры об обязании Ростовской таможни в дальнейшем не допускать нарушения, указанные в представлении об устранении нарушений таможенного законодательства от 5 марта 2021 года №23/2-3-2021/314, а именно учитывать материальное стимулирование в виде квартальных премий при расчете федеральным государственным гражданским служащим среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за не использованный отпуск, отказать.

В остальной части решение Аксайского районного суда Ростовской области от 13 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ростовской таможни - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Авилова Е.О.

Судьи: Зенько Н.В.

Медведев С.Ф.