НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 29.10.2020 № 2-753/20

Судья Горбань И.А. дело № 33-12737/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 октября 2020 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Юрченко Т.В.,

судей Котельниковой Л.П., Руденко Т.В.,

при секретаре Атикян Э.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-753/2020 по иску Ковалевич Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонному), третьи лица: Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Родионово-Несветайского района «Центральная районная больница», Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница скорой медицинской помощи г. Ростова-на-Дону», Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Перинатальный центр», о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в трудовой стаж периоды работы, по апелляционной жалобе Ковалевич Н.А. на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 06 июля 2020г. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия

установила:

Ковалевич Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонному), третьи лица: Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Родионово-Несветайского района «Центральная районная больница», Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница скорой медицинской помощи г. Ростова-на-Дону», Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Перинатальный центр», о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в трудовой стаж периоды работы, указав в обоснование заявленных исковых требований, что полагая, что имеет льготный стаж работы (более 35 лет) и право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с положением Федерального закона «О страховых пенсиях» независимо от возраста, 18.02.2020 истец обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) о назначении ей страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением комиссии ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонного) от 2020 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу в назначении досрочной страховой пенсии отказано, ввиду отсутствия специального стажа требуемой продолжительности. Отказ в назначении пенсии комиссия мотивирует тем, что ее специальный стаж составляет 25 лет 1 месяц 3 дня, то есть менее 30 лет. Комиссией в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не были включены периоды работы: с 13.07.1995 по 12.04.1996 - работа фельдшером Павленковского ФП; с 11.02 1998 по 02.12.1999 - работа медицинской сестрой МУЗ Родионово-Несветайского района; с 10.12.1999 по 11.07.2000 - работа медицинской сестрой Родионово-Несветайской МУП ЦРБ. Ответчик указал, что фельдшерский пункт МУЗ Родионово-Несветайского ЛПО, МУЗ Родионово-Несветайского района; Родионово-Несветайской МУП ЦРБ, как виды учреждения не указаны в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Не учтены также периоды: с 13.04.1996 по 10.02.1998; с 08.06.2012 по 30.09.2012; с 01.01.2013 по 28.09.2013 - периоды отпуска по уходу за детьми. Периоды с 01.01.2002 по 31.12.2002; с 11.10.2010 по 13.12.2010; с 01.01.2012 по 31.12.2012 - не учтены в связи с тем, что работодателями предоставлены сведения в индивидуальном лицевом счёте без кода льгот, на общих основаниях. Из льготного стажа исключен период ее обучения на курсах повышения квалификации: с 14.02.2012 по 10.02.2015 комиссия безмотивно указала, что эти периоды не подлежат включению в специальный стаж. С решением комиссии в части исключения из льготного стажа по вышеуказанным основаниям она не согласна, считает это незаконным и необоснованным.

Уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит: признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске (межрайонного) НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) засчитать в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 13.04.1995 по 22.04.1996 фельдшером ФП в муниципальном учреждении здравоохранения Родионово-Несветайского района (1 год 9 дней ) и зачесть данный период в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год 3 месяца; с 11.02.1998 по 11.07.2000 медицинской сестрой детского отделения муниципального учреждения здравоохранения Родионово-Несветайского района (2 года 5 месяцев) и зачесть период с 11.02.1998 по 31.10.1999 в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год 3 месяца; с 01.01.2002 по 31.03.2002 медицинской сестрой палаты интенсивной терапии МБУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи № 2» и с 01.04.2002 по 31.12.2002 медицинской сестрой палаты реанимации и интенсивной терапии (1 год) и зачесть данный период в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год 6 месяцев; с 14.02.2015 по 10.03.2015 (27 дней) нахождения на курсах повышения квалификации и зачесть данный период в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год 6 месяцев; назначить страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 18.02.2020; взыскать с ответчика - ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске (межрайонного) в ее пользу понесенные судебные издержки по оплате государственной пошлины суда, по оплате услуг адвоката в размере 4000 руб. за составление искового заявления и 20 000 руб. за представление ее интересов в суде.

Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 06 июля 2020г. исковые требования Ковалевич Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в трудовой стаж периоды работы, взыскании судебных расходов, удовлетворены частично.

Суд обязал Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) включить в стаж Ковалевич Н.А., дающий право на досрочное назначение пенсии по основаниям, предусмотренным п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды ее работы: с 13.04.1995 по 22.04.1996 в должности заведующей пунктом - фельдшером в структурном подразделении - фельдшерский пункт х. Павленки в Государственном (муниципальном) учреждении здравоохранения Родионово-Несветайской Центральной районной больнице; с 11.02.1998 по 02.12.1999 в качестве медицинской сестры МУЗ Родионово-Несветайского района и с 10.12.1999 по 11.07.2000 в должности медицинской сестры Родионово-Несветайского МУП ЦРБ, период работы 11.02.1998 по 31.10.1999 в качестве медицинской сестры МУЗ Родионово-Несветайского района зачесть в льготном исчислении: 1 год работы за 1 год 3 месяца; с 01.01.2002 по 31.03.2002 в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии МБУЗ «Городская Больница скорой медицинской помощи № 2» и с 01.04.2002 по 31.12.2002 в должности медицинской сестрой палаты реанимации и интенсивной терапии МБУЗ «Городская Больница скорой медицинской помощи № 2» и зачесть данный период работы в льготном исчислении: 1 год работы за 1 год 6 месяцев; период нахождения на курсах повышения квалификации с 14.02.2015 по 10.03.2015 в период работы в ГБУ Ростовской области «Перинатальный центр».

Суд взыскал с Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонного) в пользу Ковалевич Н.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп., расходы по оплате услуг адвоката за составление искового заявления в размере 3000 руб. 00 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 руб. 00 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.

В апелляционной жалобе Ковалевич Н.А., полагает решение суда незаконным и необоснованным в части отказа во включении в специальный стаж истца периодов работы истца с 13.04.1995 по 22.04.1996 в должности заведующей пунктом - фельдшером в структурном подразделении - фельдшерский пункт х. Павленки в Государственном (муниципальном) учреждении здравоохранения Родионово-Несветайской Центральной районной больнице, с 03.12.1999г. по 09.12.1999 г. в должности медицинской сестры МУЗ Родионово-Несветайского района в льготном исчислении: 1 год работы за 1 год 3 месяца; отказа в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости с 18 февраля 2020 года. Заявитель жалобы просит в указанной части решение суда отменить и принять в отмененной части новое решение об удовлетворении указанных исковых требований. Истец также просит взыскать с ответчика - ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 руб. 00 коп., расходы по оплате юридических услуг за составление апелляционной жалобы в размере 4000 руб. 00 коп.

На апелляционную жалобу истца ответчиком поданы возражения, в которых он просит об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения ( л.д. 190).

Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 167, 327 ГПК РФ в отсутствие истца, ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления (л.д. 192-196).

На основании положений ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно правовой позиции, закрепленной в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в соответствии с частями 1, 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно доводов жалобы.

Поскольку решение суда обжалуется истцом только в части отказа в удовлетворении части исковых требований истца, а в остальной части сторонами не обжалуется, то в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГК РФ судебной коллегией в не обжалуемой части не проверяется и не ревизуется.

Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, закреплено в п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2015 и действующего на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (здесь и далее - в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением N 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу положений ч. 3 ст. 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий соответствии с Законом №400-ФЗ в части, ему не противоречащей.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Указанным приложением предусмотрено увеличение на 12 месяцев срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.

Части 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В п.п. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Ко всем периодам работы одновременно могут быть применены Список и Правила от 29.10.2002.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В соответствии с пунктом 58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (иной) деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, применяемых указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П право на указанную пенсию может быть определено с применением всех вышеназванных Списков к соответствующим периодам работы. По желанию заявителя, Правила от 22.09.1999 могут быть применены к периодам работы до 01.11.1999.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.02.2020 Ковалевич Н.А. обратилась с заявлением к ответчику о назначении пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Исходя из пояснений представителя ответчика, данных им в судебном заседании суда первой инстанции, указанное заявление Ковалевич Н.А. подано в пенсионный орган в электронном виде, однако, как пояснила истец, к ответчику она обращалась также и лично, при этом представила весь пакет документов, который необходим для назначения пенсии, заявление заполнял сотрудник пенсионного органа, никакого согласия на назначение пенсии только по сведениям ИЛС она не давала.

Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) от 27.02.2020г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» отказано ввиду отсутствия специального стажа требуемой продолжительности - 30 лет (л.д. 85-87).

Документы, которые были рассмотрены пенсионным органом при вынесении указанного решения, это заявление истца о назначении досрочной страховой пенсии от 18.02.2020 и сведения ИЛС.

Продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» Ковалевич Н.А. на дату обращения (18.02.2020) по расчетам ответчика составила 25 лет 1 месяц 3 дня.

Согласно указанному решению спорные периоды работы истца, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации не включены в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.

Принимая во внимание тот факт, что представителем ответчика не представлено достоверных доказательств того, что истец обращалась с заявлением о назначении пенсии в электронной форме, что ей были разъяснены последствия назначения пенсии только по сведениям ИЛС, после чего она выразила свое согласие на данный вариант расчета стажа, также принимая во внимание, что в выплатном (пенсионном) деле Ковалевич Н.А. имеются документы, подтверждающие и трудовой стаж истца, и наличие детей у нее, справки работодателей истца, то суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец 18.02.2020 лично обратилась к ответчику и представила необходимые документы, должным образом сотрудником пенсионного органа истцу не были разъяснены последствия назначения пенсии по сведениям ИЛС, при этом сотрудником ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) были отобраны у истца указанные документы, судом первой инстанции сделаны правильные выводы о том, что назначение варианта расчета стажа истца только по сведениям ИЛС, при отсутствии на то волеизъявления истца Ковалевич Н.А., является необоснованным.

Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки истца следует, что Ковалевич Н.А. в период с 13.04.1995 по 11.02.1998 работала в должности фельдшера Павленковского ФП Родионово-Несветайского ЛПО, заведующей пунктом по 9 разряду ЕТС на основании приказа № 21 от 13.04.1995.

Однако, согласно сведениям ИЛС, на лицевом счете истца первым указан период трудовой деятельности, только начиная с 13.07.1995 по 12.04.1996 в МУЗ Родионово-Несветайском лечебно-профилактическом объединении (ЛПО).

Указанный период не включен ответчиком в специальный стаж истца, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей, учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществляющим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002.

В материалы дела представлена копия справки МБУЗ Родионово-Несветайского района «Центральная районная больница» от 05.10.2016 № 708, из содержания которой следует, что истец с 13.04.1995 по 11.02.1998 работала заведующей пунктом - фельдшером в структурном подразделении - фельдшерский пункт х.Павленки, с 04.12.1995 по 22.04.1996 получала пособие по беременности и родам, то есть являлась временно нетрудоспособной, а с 23.04.1996 по 12.08.1997 находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, с 13.08.1997 по 11.02.1998 в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет ( л.д. 14).

При этом, как следует из содержания указанной справки, истец в данный период работала в Государственном (муниципальном) учреждении здравоохранения Родионово-Несветайской Центральной районной больнице, а не в МУЗ Родионово-Несветайском лечебно-профилактическом объединении (ЛПО).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Пунктами 1 (подп. "н") и 3 (абзац 1, подп. "в") Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее Список № 781), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее по тексту - Правила № 781).

Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Согласно Списку № 781 в разделе "Наименование должностей" предусмотрены должности среднего медицинского персонала, в том числе, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), заведующий медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер), фельдшер, а в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены больницы всех наименований.

В силу п. 2 Правил организации деятельности фельдшерского здравпункта медицинской организации (Приложение № 18 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н), фельдшерский здравпункт медицинской организации (далее - фельдшерский здравпункт) является структурным подразделением медицинской организации и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах с малой численностью населения и (или) находящихся на значительном удалении от медицинских организаций, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, либо при наличии водных, горных и иных преград, а также в случае преимущественного (более 40%) проживания в них лиц старше трудоспособного возраста.

Также в соответствии с п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, действующим в указанный период работы истца такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Учитывая изложенное выше, судебная коллегия полагает, что указанный спорный период: с 13.04.1995 по 22.04.1996 должен быть включен в специальный стаж истца, но засчитан не в календарном исчислении, а в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца по следующим основаниям.

Согласно подпункте «а» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Как следует из справки МБУЗ Родионово-Несветайского района «Центральная районная больница» от 05.10.2016 № 708 следует, что структурное подразделение - фельдшерский пункт, в котором истец работала заведующей пунктом - фельдшером в период с 04.12.1995 по 22.04.1996 находился в хуторе Павленки, который отнесен к сельской местности.

Судебная коллегия не соглашается с доводами ответчика о не включении указанного спорного периода в льготном исчислении в специальный стаж истца, поскольку Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 г. N 566 "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско - акушерских пунктов страны" утверждены Положения о фельдшерско-акушерском пункте, о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, об акушерке фельдшерско-акушерского пункта, которыми установлено, что фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке, работу фельдшерско-акушерского пункта возглавляет заведующий; на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки, который при отсутствии в штате других средних медицинских работников выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.

В связи с тем, что данная лечебная работа истца осуществлялась в лечебном учреждении (фельдшерском пункте хутора Павленки), расположенном в сельской местности, указанный период работы также подлежит льготному исчислению как 1 год работы за 1 год и 3 месяца на основании подпункта "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. В связи с чем, спорный период подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год 3 мес.

Кроме того, отказ пенсионного фонда во включении спорного периода был вызван отсутствием в индивидуальном лицевом счете истца сведений по коду выслуги особых условий труда, однако по данным основаниям отказ во включении спорных периодов признается судебной коллегией необоснованным, поскольку неисполнение работодателем обязанности по представлению в пенсионный фонд индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не является виной истца и не может служить основанием для отказа во включении указанного периода в специальный стаж.

Доводы ответчика о не включении указанного периода в льготном исчислении, судом приняты быть не могут, поскольку основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства.

Судебная коллегия не может согласиться с решением ответчика о не включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периода ее работы с 03.12.1999г. по 09.12.1999 г. в должности медицинской сестры МУЗ Родионово-Несветайского района в льготном исчислении: 1 год работы за 1 год 3 месяца, поскольку наименование учреждений в вышеуказанных периодах работы не предусмотрены Списком должностей № 781 и данные периоды на ИЛС представлены на общих основаниях. Судом также не указаны в решении обоснования не включения указанного периода в специальный стаж истца в льготном исчислении: 1 год работы за 1 год 3 месяца

Принимая во внимание изложенное выше, в том числе указанные положения Списков № 781 и № 464, а также то, что согласно справке МБУЗ Родионово-Несветайского района «Центральная районная больница» № 708 от 05.10.2016 истец с 11.02.1998 по 03.05.2001 работала медицинской сестрой в детском отделении, а также то обстоятельство, что название работодателя истца претерпевало изменения а именно: 14.05.1992 - Родионово-Несветайская центральная районная больница, 30.06.1994 - муниципальное учреждение здравоохранения Родионово-Несветайского района, 10.12.1999 - Родионово-Несветайское муниципальное унитарное предприятие Центральная районная больница, 12.07.2000 - Родионово-Несветайское муниципальное учреждение здравоохранения Центральная районная больница, при этом вид деятельности не изменялся, суд счел, что указанный спорный период работы истца должен быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

При этом, в мотивировочной части суд обоснованно указал на то, что период с 11.02.1998 по 31.10.1999 подлежит зачесть в льготном исчислении -1 год работы как 1 год 3 месяца с учетом положений Списка № 464, однако, совершенно не мотивировал причину не включения периода работы истца с 03.12.1999г. по 09.12.1999 г. в должности медицинской сестры МУЗ Родионово-Несветайского района в льготном исчислении: 1 год работы за 1 год 3 месяца.

В соответствии со ст. 4 Областного закона Ростовской области от 25.07.2005 N 340-ЗС (в ред. от 29.02.2016) "Об административно-территориальном устройстве Ростовской области" (принят ЗС РО 07.07.2005) видами сельских населенных пунктов являются: 1) поселок, станица, слобода - крупный, большой и средний сельский населенный пункт, при обозначении которого учитываются, кроме численности населения, местные национальные и исторические традиции.

Так, согласно справке МБУЗ Родионово-Несветайского района «Центральная районная больница» № 708 от 05.10.2016 период работы истца с 11.02.1998 по 03.05.2001 в должности медицинской сестры в детском отделении является единым и неделимым, периодов не подлежащих включению в специальный стаж для досрочное назначения страховой пенсии в нем не имеется, детское отделение МБУЗ Родионово-Несветайского района «Центральная районная больница» расположено в слободе Радионово-Несветайская, Родионово-Несветайского района Ростовской области, относящейся к сельской местности и в силу ранее упомянутых положений пенсионного законодательства подпункта "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. спорный период с 03.12.1999г. по 09.12.1999 г. в должности медицинской сестры МУЗ Родионово-Несветайского района подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год 3 мес.

В соответствии с пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с пп. "б" п. 4 указанного Постановления периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица засчитываются в страховой стаж на основании сведений персонифицированного учета. В соответствии с п. 43 указанного Постановления, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены также ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. № 1015, определено, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Из положений ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1-3 ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"), упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

В соответствии со ст. 1 указанного Федерального Закона, страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 8 ФЗ РФ N 27-ФЗ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Ковалевич Н.А. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 17.07.1998г.( л.д.80).

Поскольку ответственность за достоверность сведений, представляемых работодателем для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, лежит на работодателе, истец не может быть лишен права на включение спорных периодов в льготном исчислении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии ввиду недобросовестного исполнения работодателем своих обязанностей.

Принимая во внимание, то обстоятельство, что в представленной в материалы дела уточняющей справке (л.д.14) сам работодатель истца Ковалевич Н.А. подтверждает ее работу в указанные спорные периоды на полной ставке в особых условиях труда, судебная коллегия приходит к выводу о том, что неисполнение страхователями указанной обязанности при доказанности правовых оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, само по себе не может служить основанием для отказа в реализации права застрахованного лица на пенсионное обеспечение.

Материалами дела подтверждается, что истцом предприняты все возможные меры для получения сведений о характере осуществляемой им работы в спорные периоды и представлена справка работодателя, уточняющая характер работы истца, оформленная надлежащим образом и содержащая необходимые реквизиты. Незаконность выдачи истцу справки работодателем истца, а также ее фальсификация материалами дела не подтверждается.

Судебная коллегия полагает, что судом необоснованно отказано в удовлетворении исковых требований истца об обязании ответчика назначить ей страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В силу приложения № 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» о сроках назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19-21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста), право возникшее на страховую пенсию в 2020 году назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения указанной категории граждан считается отложенным, но не более чем на 6 месяцев со дня возникновения такого права.

При этом днем возникновения права на досрочное назначение пенсии является не день подачи соответствующего заявления в пенсионный орган, а наступление совокупности условий, указанных в ч. 1 ст. 8 и п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

С днем подачи заявления в пенсионный орган законодатель связывает лишь срок назначения пенсии, но не возникновение на нее права.

Как установлено судом и не опровергнуто при разрешении дела в апелляционной инстанции, право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения возникло у истца и на момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии, поскольку на данную дату истец имела необходимый специальный стаж работы - более 30 лет, т.е. на 18 февраля 2020 года специальный стаж истца с учетом включенных пенсионным органом и судом периодов составлял более 30 лет 09 месяцев.

Между тем, делая вывод об отсутствии возникновении у истца права на досрочное назначение страховой пенсии с 18 февраля 2020 года - дня подачи истцом заявления в пенсионный орган, суд первой инстанции не учел положения указанных норм материального права.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Учитывая, что право на назначение пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у истца возникло более, чем за шесть месяцев до обращения с заявлением в пенсионный орган, то имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в части отказа в назначении пенсии и с учетом положений ст. 196 ГПК РФ возложения на ответчика обязанности назначить истцу пенсию с 18 февраля 2020 года и принятия по делу в этой части нового решения об отказе истцу в иске у суда первой инстанции не имелось.

Также судебная коллегия, с учетом установленных по делу обстоятельств, указанных выше, считает требования истца о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске (межрайонного) от 2020 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" подлежащими удовлетворению.

Что касается требований истца о взыскании с ответчика в ее пользу расходов на оплату государственной пошлины в размере 150 руб., на оплату услуг адвоката за составление апелляционной жалобы в размере 4000 руб. и судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно имеющейся в деле квитанции к приходному кассовому ордеру НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.07.2020 Ковалевич Н.А. оплатила АК «Адвокат Третяк С.Н.» 4000 руб. за составление апелляционной жалобы (л.д.163).

В этой связи судебная коллегия считает указанные расходы документально подтвержденными и полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 4000 руб., поскольку данная сумма соответствует сложности и объему написания апелляционной жалобы на решение суда по настоящему делу.

В соответствии со статьей 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора (пункт 11 подраздела «Вопросы уплаты государственной пошлины» раздела «Судебная практика по гражданским делам» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2011 года).

Аналогичные положения содержатся в подпункте 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, согласно которому по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами от уплаты государственной пошлины освобождаются: прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных (или) общественных интересов; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.

Под иными органами в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов (абзац 2 пункта 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

В случае, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в судебном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.

Из изложенного следует, что для освобождения от уплаты государственной пошлины необходимо, чтобы участие соответствующего учреждения в судебном процессе было обусловлено выполнением отдельных функций государственного (муниципального) органа с целью защиты государственных и (или) общественных интересов.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Согласно пунктам 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2122-1 Пенсионный фонд Российской Федерации (России) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, являются частью бюджета России, имеют строго целевое назначение и направляются на выплату государственных пенсий.

На основании пунктов 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по назначению и выплате государственных пенсий, передана в оперативное управление материально-техническая база, обеспечивающая реализацию указанных полномочий.

В силу статьи 3.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относится: установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения; установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования; управление системой обязательного пенсионного страхования; обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществляет контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета; обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из материалов дела, спор возник в связи с отказом истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, участие Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонному) в судебном процессе обусловлено осуществлением указанных выше функций органа управления средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования в Российской Федерации, в связи с чем, он по существу наделяется публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, и в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Кроме того, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» признан утратившим силу пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», содержащий разъяснения о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, составляющие единую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, являются органами, исполняющими государственные функции, и в настоящее время освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд. При этом право на льготу применяется на всех стадиях судебного рассмотрения дела, в том числе при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.

Учитывая, что участие в судебном процессе обусловлено исполнением государственных функций по социальному обеспечению пенсионеров, ответчик как государственный орган подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, в том числе при рассмотрении дела в судле апелляционной инстанции.

Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В силу положений ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, в том числе, неправильное истолкование закона.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части обязания ответчика включить в специальный стаж истца периода работы: с 13.04.1995г. по 22.04.1996г. в должности заведующей пунктом - фельдшером в структурном подразделении - фельдшерский пункт х.Павленки в Государственном (муниципальном) учреждении здравоохранения Родионово-Несветайской Центральной районной больнице в календарном исчислении, отказа во включении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 03.12.2019г. по 09.12.1999г., отказа в признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, отказе в назначении досрочной страховой пенсии, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку при вынесении решения судом неправильно определенны обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда принято с нарушением норм материального права, соответственно в силу п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении указанных исковых требований, признав незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонного) от 27 февраля 2020 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе в назначении Ковалевич Н.А. досрочной страховой пенсии по старости, обязав Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) включить в специальный стаж Ковалевич Н.А., дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды ее работы: с 13.04.1995 по 22.04.1996 в должности заведующей пунктом - фельдшером в структурном подразделении - фельдшерский пункт х.Павленки в Государственном (муниципальном)учреждении здравоохранения Родионово-Несветайской Центральной районной больнице, с 03.12.1999г. по 09.12.1999г. в должности медицинской сестры МУЗ Родионово-Несветайского района в льготном исчислении: 1 год работы за 1 год 3 месяца; назначив Ковалевич Н.А. досрочную страховую пенсию по старости с 18 февраля 2020 года.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 06 июля 2020г. в части обязания ответчика включить в специальный стаж истца периода работы: с 13.04.1995г. по 22.04.1996г. в должности заведующей пунктом - фельдшером в структурном подразделении - фельдшерский пункт х.Павленки в Государственном (муниципальном) учреждении здравоохранения Родионово-Несветайской Центральной районной больнице в календарном исчислении, отказа во включении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 03.12.2019г. по 09.12.1999г., отказа в признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, отказа в назначении досрочной страховой пенсии отменить, в отмененной части постановить новое решение, которым признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске (межрайонного) от 27 февраля 2020 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе в назначении Ковалевич Н.А. досрочной страховой пенсии по старости, обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) включить в специальный стаж Ковалевич Н.А., дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды ее работы: с 13.04.1995 по 22.04.1996 в должности заведующей пунктом - фельдшером в структурном подразделении - фельдшерский пункт х.Павленки в Государственном (муниципальном) учреждении здравоохранения Родионово-Несветайской Центральной районной больнице, с 03.12.1999г. по 09.12.1999г. в должности медицинской сестры МУЗ Родионово-Несветайского района в льготном исчислении: 1 год работы за 1 год 3 месяца; назначить Ковалевич Н.А. досрочную страховую пенсию по старости с 18 февраля 2020 года.

Взыскать с Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новошахтинске Ростовской области (межрайонного) в пользу Ковалевич Н.А. расходы по оплате юридических услуг за составление апелляционной жалобы в размере 4000 руб.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 05 ноября 2020 года