Судья: Гречко Е.С. Дело № 33а-15593 /2017 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2017г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой М.В.,
судей: Богатых О.П., Шикуля Е.В.,
при секретаре Зайцеве С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Ассорти» к Государственной инспекции труда в Ростовской области о признании предписания незаконным, по апелляционной жалобе ООО «Ассорти» на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 июня 2017г.
Заслушав доклад судьи Богатых О.П., судебная коллегия по административным делам
установила:
ООО «Ассорти» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Ростовской области (далее – ГИТ в РО) №3.1.13-20/3 от 31 марта 2017г.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемое предписание обязывает ООО «Ассорти» в соответствии с ч.1 ст.133.1 ТК Российской Федерации, п.2.4.1 «Ростовского областного трехстороннего (регионального) соглашения между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2017-2019 годы» обеспечивать работникам выплату заработной платы в размере 1,2 величины прожиточного минимума, установленной для трудоспособного населения Ростовской области за 4 квартал предшествующего года с применением повышающего коэффициента, устанавливаемого ежегодно областной трехсторонней комиссией.
Ссылаясь на ст.381 ТК Российской Федерации, заявитель считает спор по выплате заработной платы с участием ООО «Ассорти» индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.
В связи с тем, что предписание №3.1.13-20/3 от 31 марта 2017г. вынесено государственным инспектором по вопросам, не относящимся к его компетенции, истец полагает его незаконным.
ООО «Ассорти» также считает необоснованным привлечение к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП Российской Федерации, так как не участвовало в заключении Ростовского трехстороннего (регионального) соглашения между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2017-2019 годы от 16.11.2016г. №12, не принимало на себя обязательства по его выполнению.
В дополнении к административному иску указано, что «Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Ростовской области, союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2017-2019 годы» не является региональным соглашением о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации, поэтому срок 30 календарных дней, предусмотренный ст.4 Областного закона Ростовской области № 1013-ЗС от 24 декабря 2012г., не распространяется. Более того, должны быть предложения от руководителей уполномоченных органов с соблюдением определенного порядка, в силу чего ООО «Ассорти» не нарушало требований, установленных ст.133.1 ТК Российской Федерации.
Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13.06.2017г. административное исковое заявление ООО «Ассорти» о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Ростовской области №3.1.13-20/3 от 31.03.2017г. оставлено без удовлетворения.
В своей апелляционной жалобе ООО «Ассорти» считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает на доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
По мнению апеллянта, присоединение к Соглашению сторон социального партнерства в Ростовской области является добровольным. В добровольном порядке присоединившимися к соответствующему соглашению осуществляется обеспечение в полном объеме условий соглашения и приобретение права контроля за его выполнением.
Автор жалобы считает, что Ростовское трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2017-2019 годы от 16.11.2016г. №12 не является отраслевым (межотраслевым), поэтому порядок присоединения к нему регламентирован п.1 ст.4 Областного закона «О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области» от 24.12.2012 №1013-ЗС, что подтверждается ответом зам. министра труда и социального развития Ростовской области от 13.07.2017 №27.4-16/728 на запрос.
Заявитель полагает, что на него не распространяется действие трехстороннего соглашения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО «Ассорти» - Ливаднова Т.П. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель Государственной инспекции труда в Ростовской области – Семчук Ю.В. в судебном заседании апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Ливадновой Т.П. и Семчук Ю.В., судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст.310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Из содержания ст.218, п.1 ч.2 ст.227 КАС Российской Федерации следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц публичного органа могут быть признаны незаконными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают законные права и интересы граждан либо иных лиц.
Согласно ст. 353 ТК Российской Федерации, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К основным задачам федеральной инспекции труда относятся обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Указанные задачи и полномочия федеральная инспекция труда реализует, в том числе посредством проверок и выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений (ст.356 ТК Российской Федерации).
Статья 357 ТК Российской Федерации предусматривает наличие у государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, права на расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве, предъявление работодателям и их представителям обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников.
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд (ст.361 ТК Российской Федерации).
При осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекторы труда обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц, и работодателей – юридических лиц (организаций) (ст.358 ТК Российской Федерации).
Судом установлено, что в ходе проведенной Государственной инспекцией труда в Ростовской области проверки в отношении ООО «Ассорти» выявлено нарушение требований ч.1 ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, п.2.4.1 Ростовского областного трехстороннего (регионального) соглашения, выразившееся в необеспечении выплаты работникам ОБЕЗЛИЧЕНО., ОБЕЗЛИЧЕНО. за январь 2017 года, февраль 2017 года заработной платы в размере 1,2 величины прожиточного минимума, установленной для трудоспособного населения Ростовской области за IV квартал предшествующего года с применением повышающего коэффициента, устанавливаемого ежегодно областной трехсторонней комиссией.
ГИТ в РО в отношении ООО «Ассорти» выдано предписание №3.1.13-20/3 от 31.03.2017 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно которому на ООО «Ассорти» возложена обязанность в соответствии с требованиями ч.1 ст.133.1 ТК Российской Федерации, п.2.4.1 Ростовского областного трехстороннего (регионального) соглашения между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2017-2019 годы обеспечивать работникам выплату заработной платы в размере 1,2 величины прожиточного минимума, установленной для трудоспособного населения Ростовской области за IV квартал предшествующего года с применением повышающего коэффициента, устанавливаемого ежегодно областной трехсторонней комиссией – с момента вручения предписания постоянно.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО «Ассорти» требований, районный суд пришел к выводу о законности предписания ГИТ в РО.
Судебная коллегия, находя данный вывод обоснованным, соглашается с ним по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ТК Российской Федерации соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
В зависимости от сферы регулирования могут заключаться генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей), может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях (ст. 48 ТК Российской Федерации).
Статьей 133.1 ТК Российской Федерации предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном ст.47 настоящего Кодекса
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашение.
В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.
Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч.ч.3, 4 ст.48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч.6-8 настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Как установлено судом, «Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2017-2019 годы», опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru 06 декабря 2016 г.
Из представленных представителем ГИТ в РО в настоящее судебное заседании апелляционной инстанции скриншотов сайтов, копии письма администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 26.09.2017 №59-26-6788 усматривается, что предложение о присоединении к вышеуказанному соглашению неоднократно опубликовано вместе с текстом данного соглашения. При этом работодателям разъяснено, что в случае отказа работодателей присоединиться к Соглашению, направляется мотивированный письменный отказ.
Учитывая то обстоятельство, что письменный отказ от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования соответствующего предложения в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ООО «Ассорти» не направлялся, следовательно, административный истец присоединился к вышеназванному соглашению.
Таким образом, судебная коллегия признаёт правильным вывод суда первой инстанции о том, что в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации вышеуказанное соглашение считается распространенным на ООО «Ассорти» и подлежит обязательному исполнению обществом.
Поскольку государственным инспектором труда в ходе проведенной проверки выявлено очевидное нарушение трудового законодательства, то и предписание выдано законно и обоснованно.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, но имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, равно как и на обстоятельства, опровергающие выводы суда первой инстанции. Таких обстоятельств, в процессе рассмотрения дела также не установлено.
Разрешая дело, районный суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подробно мотивированы, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, в соответствии со ст. 84 КАС Российской Федерации, с которой судебная коллегия согласна, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы административного иска, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, и направлены на иную оценку надлежаще исследованных судом первой инстанции доказательств, поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную ООО «Ассорти» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи