НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 27.02.2020 № 21884/19

Судья Селицкая М.Ю. дело № 33-3240/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2020г. г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Татуриной С.В.,

судей Корниенко Г.Ф., Тактаровой Н.П.

при секретаре Стяжкиной С.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2‑1884/2019 по иску Тишанского Владимира Петровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в перерасчете страховой пенсии по старости, обязании включить в стаж периоды работы и произвести перерасчет страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Тишанского Владимира Петровича на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 30 октября 2019 года. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

Тишанский В.П., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, с 05.11.2007г. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной ему в соответствии со ст. 27.1.1 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в настоящее время - пункт 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»), размер пенсии по состоянию на 09.04.2019г. составляет 17 191,94 руб.

09.04.2019г. истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии, на которое 12.04.2019г. получен отказ №5807.

Не согласившись с данным отказом, истец обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске (межрайонное), в котором с учетом уточнения требований, просил признать незаконным отказ ответчика от 12.04.2019г. № 5807 в перерасчете ему страховой пенсии; обязать ответчика включить в продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.30.1.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы в районах Крайнего Севера с 19.08.1981г. по 18.05.1983 г. в обсерватории мыс Челюскин, с 21.07.06.2004г. по 31.12.2006г. в ООО «Чукотгеолстрой», с 01.01.2005г. по 02.02.2005г., с 03.11.2006г. по 30.09.2009г. в ЗАО «Чукотская торговая компания» (7 лет 9 месяцев 23 дня); обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом стажа в работы в районах Крайнего Севера - 7 лет 9 месяцев 23 дня с учетом районного коэффициента 1,9 к зарплате за указанный период работы в районах Крайнего Севера, обязать ответчика установить ежемесячную доплату к пенсии истца за звание «Ветеран труда»; обязать ответчика выплачивать ему страховую пенсию по старости с учетом перерасчета, с даты обращения за перерасчетом - 09.04.2019г.

В обоснование уточненных требований истец указал, что на момент назначения пенсии (05.11.2007г.) имел стаж работы в районах Крайнего Севера — 7 лет 9 месяцев 23 дня, который не был включен Управлением Пенсионного фонда России в г. Новошахтинске Ростовской области для расчета размера пенсии, как специальный стаж в т.ч.: обсерватория мыс Челюскин с 19.08.1981г. по 18.05.1983г. (стаж 1 год 8 месяцев 29 дней); ООО «Чукотгеолстрой» с 21.07.2004г. по 31.12.2006г. (стаж 2 года 10 месяцев 23 дня); ЗАО «Чукотская торговая компания» с 01.01.2005г. по 02.02.2005г. (стаж 1 месяц 1 день); с 03.11.2006г. по 30.09.2009г. (стаж 2 года 11 месяцев 2 дня).

С учетом положений ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере, что составляет 11 лет 8 месяцев 20 дней. Согласно п.1 ч.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ, если истец проработал не менее 6 лет 8 месяцев в районах Крайнего Севера, а у него получается 11 лет, то он имеет право на назначение районного коэффициента.

В соответствии со ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Районный коэффициент, применяемый к зарплате по последнему месту работы Тишанского В.П., в 2006 году составил 2,0. Таким образом, периоды работы Тишанского В.П. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны быть пересчитаны с повышенным коэффициентом 1,9.

Кроме того, истцу присвоено звание «Ветеран труда», в связи с чем ему положена ежемесячная доплата к пенсии.

Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 30 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Тишанский В.П. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме. Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, истец приводит те же доводы, которые указывал в обоснование исковых требований, считая, что периоды работы Тишанского В.П. в районах Крайнего Севера должны быть пересчитаны с повышенным коэффициентом.

Истец считает несостоятельными указанные в решении суда выводы о том, что по состоянию на 01.01.2002г. продолжительность страхового стажа истца составляла менее 25 лет, стаж работы в РКС – менее требуемых 15 календарных лет, в связи с чем оснований для установления районного коэффициента к заработной плате не имеется.

Ссылаясь на положения п.4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», истец приводит в жалобе содержание последнего абзаца п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», полагая, что на основании указанной нормы имеет право на увеличение расчетного размера трудовой пенсии, повышенный с учетом продолжительности общего трудового стажа, на соответствующий районный коэффициент.

Кроме того, считает, что ему положена ежемесячная доплата к пенсии за звание «Ветеран труда».

ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске (межрайонное) представлены возражения на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя истца, поддержавшего доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении, суд пришел к объективному выводу, что истец, как лицо, не имевшее на день вступления в законную силу Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (на 01.01.2002г.) трудовой стаж не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним областям, не имел право на расчет трудовой пенсии с применением отношения заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) исходя из п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173‑ФЗ.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Тишанскому В.П., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, с 05.11.2007г. была назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173‑ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 01.01.2015 подпункт 1 пункта 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), согласно которому трудовая пенсия по старости назначается мужчинам ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, а именно по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет, а в случае, если они были заняты на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7, на один год за каждый полный год такой работы.

Размер страховой пенсии по старости Тишанского В.П. на 09.04.2019г. составил 17 191, 94 руб. (л.д.81).

09.04.2019г. истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии в связи с работой в условиях Крайнего Севера.

12.04.2019г. УПФР в г.Новошахтинске (межрайонное) истцу направлен ответ №КС-5807 о результатах рассмотрения обращения, в котором дано мотивированное разъяснение о порядке определения размера пенсии истца на дату назначения, при валоризации размера расчетного пенсионного капитала, а также сведения о произведенных перерасчетах пенсии по заявлениям истца, и о корректировках размера пенсии с учетом индексации. Заявителю разъяснено, что оснований для применения повышенного отношения заработков в размере от 1,4 до 1,9 не имеется (л.д.110-116).

По обращению Тишанского В.П. от 29.05.2019г. УПФР в г.Новошахтинске (межрайонное) истцу направлен ответ от 26.06.2019г. №КС-9755, в котором вновь разъяснено об отсутствии правовых оснований для применения положений об установлении районного коэффициента к заработной плате, в том числе за период работы на Крайнем Севере с 17.09.1981г. по 17.05.1983г., поскольку в пенсионном деле отсутствует справка о заработной плате за указанный период. Согласно поступившего ответа от 03.11.2011г. архивные документы Диксонского УГКС приняты на хранение в архив Северного УГМС в 2009 году. В числе принятых документов отсутствуют лицевые счета за период с 1953г. по 1992 г., вследствие пожара, а включение периода работы с 17.09.1981г. по 17.05.1983г. в стаж работы в РКС без наличия заработной платы за указанный период не приведет к увеличению размера страховой пенсии (л.д.108-109).

Из материалов дела следует, что при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002г. и расчете величины пенсионного капитала было учтено отношение среднего заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в размере 1,2 согласно абзаца 9 п. 3 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ.

К моменту обращения за назначением пенсии Тишанский В.П. достиг возраста 50 лет, имел страховой стаж продолжительностью 27 лет 1 мес. 17 дней и проработал на работах с вредными условиями труда по Списку №1 (до 01.01.2002г.) 17 лет 1 мес. 27 дней. Так же Тишанский В.П. проработал в Районах Крайнего Севера 1 год 4 мес. 20 дней.

Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, действовавшего на момент назначения истцу досрочной трудовой пенсии и подлежащего применению с 1 января 2015 года в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий в целях определения размеров страховых пенсий, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Как следует из сведений, представленных представителем ответчика, конвертация пенсионных прав истца была осуществлена в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,2, и выбор варианта конвертации пенсионных прав истцом не оспаривался.

Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173‑ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 данного закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в повышенном размере (от 1,4 до 1,9). Размер повышенного отношения заработков зависит от местности, в которой осуществлялась работа (абз. 11 - 14 п. 3 ст. 30).

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173‑ФЗ, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (абз. 16 п. 3 ст. 30)

В абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173‑ФЗ указано на назначение досрочной пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Аналогичные положения содержатся в подпункте 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из материалов дела видно, что на момент назначения досрочной пенсии истец не достиг возраста 55 лет и у него отсутствовал трудовой стаж в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и в приравненных к ним местностям не менее 20 календарных лет, т.е. он не относится к лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173‑ФЗ.

Согласно разъяснениям, данным в пп. 4 «в» п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ производится по состоянию на 01.01.2002 г., исходя из п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173‑ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:

лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из указанных положений следует, что основанием для применения повышенного отношения заработков является факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 года либо наличие на 1 января 2002 года стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет, а также страхового стажа на указанную дату не менее 25 лет для мужчин.

В связи с вышеизложенным, поскольку у истца отсутствует стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 20 календарных лет либо факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 года, суд обоснованно признал правильным отказ пенсионного органа в применении повышенного отношения заработка.

Как следует из материалов дела, при установлении страховой пенсии Тишанскому А.П. в стаж работы в районах Крайнего Севера пенсионным органом были включены периоды работы истца в ООО «Чукотгеолстрой» с 21.07.2004г. по 02.02.2005г.; с 07.07.2005г. по 26.10.2005г.; с 07.06.2006г. по 25.10.2006г. (обычные условия) и с 03.11.2006г. по 31.12.2006г. подземные работы, вредные условия труда, Список №1, п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ).

Установлено, что при назначении пенсии в страховой стаж Тишанского В.П. период его работы по профессии разнорабочего в обсерватории мыс Челюскин с 19.08.1981г. по 18.05.1983г. (1 год 9 мес. 00 дней) пенсионным органом включен как период с обычными условиями работы (л.д.24-26, 94).

Поскольку в спорный период, а именно с 19.08.1981г. по 18.05.1983г. истец работал по профессии разнорабочего в обсерватории мыс Челюскин, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца в данной части, поскольку ни работа в данной профессии, ни в данной организации не предусмотрены законодателем в качестве работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости по какому-либо из оснований, предусмотренных пенсионным законодательством.

Доказательств, подтверждающих размер его заработной платы в спорный период, истцом представлено не было. На запросы пенсионного органа о представлении справки о заработной плате за период работы с 19.08.1981г. по 18.05.1983г. в различные организации, представлены ответы об отсутствии возможности представить справку о заработной плате в связи с отсутствием в архиве Северного УГМС необходимых документов (л.д.97, 98), в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете пенсии с учетом указанного периода работы истца в районах Крайнего Севера.

При этом суд учел, что действовавшим до 01.01.2015 г. Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и вступившим в силу с 01.01.2015 г. Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер пенсии по старости поставлен в зависимость от трудового стажа и заработка, учтенных до 01.01.2002 г., и суммы страховых взносов, начисленных за время работы после 01.01.2002 г.

Доводы апелляционной жалобы и ссылка на положения абз. 41 п. 4 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ, основаны на неправильном толковании закона.В исковом заявлении и апелляционной жалобе истец указывал, что его право на применение отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в размере 1,9 основано на положениях пункта 4 статьи 30 ФЗ:

Лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 6 лет 8 месяцев или не менее 5 лет (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 8 лет 4 месяцев или не менее 6 лет 8 месяцев (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Указанное увеличение производится независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 01.01.2002г. (абз. 41).

Между тем, положения указанного абзаца, в системной связи с абзацем 40 того же пункта, пунктом 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, содержат указание на применение районного коэффициента к предельному размеру трудовой пенсии, назначенной на основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона № 173‑ФЗ, и установленного для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера, этот коэффициент никак не соотносится с отношением заработков, применяемых при назначении пенсии по правилам пункта 3 статьи 30 Федерального закона. В расчетной формуле размера трудовой пенсии, указанной в абзаце 4 статьи 30 Федерального закона не используется соотношение среднего заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за тот же период.

Кроме того, содержащиеся в апелляционной жалобе истца доводы о том, что ответчик при расчете пенсии не применил положения п.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, излагая при этом текст абзаца 41 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, так как требования о перерасчете пенсии по приведенному основанию (п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ) истцом не заявлялись, предметом рассмотрения пенсионного органа и суда первой инстанции такие требования не являлись.

Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение. Представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам дела. Нарушений либо неправильного применения норм материального права, существенных нарушений норм процессуального права судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, и основаны на неверном толковании норм материального права.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 30 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тишанского Владимира Петровича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.03.2020г.