Судья Исаян Э.А. дело № 33-14399/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 ноября 2020 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Юрченко Т.В.,
судей Котельниковой Л.П., Корниенко Г.Ф.,
при секретаре Шипулиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-277/2020 по иску Бочкарниковой Елены Владимировны к ГУ-УПФР в городе Батайске Ростовской области (межрайонное) о признании решений об отказе в назначении пенсии незаконными, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, по апелляционной жалобе Бочкарниковой Елены Владимировны на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 21 сентября 2020 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
Бочкарникова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в городе Батайске Ростовской области (межрайонное) о признании решения № 48 от 27.04.2018 г. УПФР в Кагальницком районе Ростовской области об отказе в назначении пенсии незаконным; о признании решения № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.03.2020 г. ГУ УПФР в городе Батайске Ростовской области (межрайонное) об отказе в назначении пенсии незаконным; обязании ГУ-УПФР в городе Батайске Ростовской области (межрайонное) назначить досрочную пенсию, указав в обоснование заявленных исковых требований, что 10 января 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.04.2018 г. ГУ УПФР в Кагальницком районе Ростовской области 27.04.2018 г. в назначении досрочном назначении страховой пенсии ей было отказано, так как не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы с 01.01.1998 г. по 19.08.2018 г. в связи с тем, что невозможно определить размер ставки (полная, неполная) работы истца в должности медицинской сестры войсковой части 45124.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 16.12.2019 г. включен в специальный стаж Бочкарниковой Е.В. период работы с 01.01.1998 года по 19.08.2008 год в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца.
В последующем с целью назначения досрочной страховой пенсии по старости повторно обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», представив в пенсионный орган вышеуказанное решение суда от 16.12.2019 г.
Решением ГУ УПФР в городе Батайске Ростовской области (межрайонное) № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.03.2020 Бочкарниковой Е.В. повторно отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с тем, что требуемый льготный стаж имеется в наличии только на дату вступления решения в законную силу, то есть на 21.01.2020 г., а поскольку право на назначение страховой пенсии по старости является отложенным, пенсия может быть назначена не ранее чем через 1 год 6 месяцев со дня приобретения требуемой продолжительности льготного стажа с учетом дня вступления решения в законную силу.
Истец указывает на то, что ее специальный стаж на момент обращения в пенсионный орган - 10.01.2018 г., с учетом решения суда от 16.12.2019 г., составляет более 30 лет (31 год 8 месяцев 18 дней), а на дату повторного обращения к ответчику - 05.03.2020 г. составляет 33 года 10 месяцев 5 дней.
При этом, истец обращает внимание на то обстоятельство, что специальный стаж ею приобретен еще до первоначального обращения в пенсионный орган в 2018 году, а решением суда лишь установлена необходимость включения в специальный стаж определенного периода, в связи с чем досрочная страховая пенсия ей должна быть назначена с даты первоначального обращения в пенсионный фонд с 10.01.2018 г.
Отказывая в назначении пенсии 19.03.2020 г. пенсионный фонд незаконно сослался на ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ, так как на дату обращения в пенсионный фонд 10.01.2018 г. данный закон не был принят и не вступил в законную силу.
С учетом вышеизложенного, истец просит суд признать решение об отказе в назначении пенсии № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.04.2018 г. незаконным, признать решение № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.03.2020 г. ГУ УПФР в городе Батайске Ростовской области (межрайонное) об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании ГУ-УПФР в городе Батайске Ростовской области (межрайонное) назначить досрочную пенсию с 10.01.2018 года.
В апелляционной жалобе истец Бочкарникова Е.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, в виду неправильного определения обстоятельств, имеющие значение для рассмотрения дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и постановить по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, повторяя обстоятельства, изложенные в обоснование заявленных исковых требований, а также их правовое обоснование, ссылаясь на положения Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", заявитель жалобы полагает несостоятельными и основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Дело рассмотрено в порядке ст.167, ст. 327 ГПК Российской Федерации в отсутствие ответчика извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела уведомление (л.д. 133).
Истец и его представитель адвокат Абрамова Ю.С., действующая на основании ордера, в суд апелляционной инстанции явились, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и ее представителя, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями ст.330 ГПК Российской Федерации, для частичной отмены решения суда первой инстанции.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, закреплено в п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2015 и действующего на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (здесь и далее - в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением N 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу положений ч. 3 ст. 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий соответствии с Законом №400-ФЗ в части, ему не противоречащей.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Указанным приложением предусмотрено увеличение на 12 месяцев срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.
Части 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В п.п. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Ко всем периодам работы одновременно могут быть применены Список и Правила от 29.10.2002.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с пунктом 58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (иной) деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, применяемых указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П право на указанную пенсию может быть определено с применением всех вышеназванных Списков к соответствующим периодам работы. По желанию заявителя, Правила от 22.09.1999 могут быть применены к периодам работы до 01.11.1999.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10 января 2018 года истец Бочкарникова Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной иной деятельность по охране здоровья в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с приложением документов. При подаче заявления истцом не был приложен полный перечень документов, необходимых для назначения пенсии по заявленному основанию, в связи с чем Бочкарниковой Е.В. пенсионным органом разъяснено право в течение трех месяцев с даты подачи документов предоставлять дополнительные документы.
Решением ГУ УПФР в Кагальницком районе Ростовской области № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27 апреля 2018 г. Бочкарниковой Е.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; страховой пенсии по старости и в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия специального стажа требуемой продолжительности по первому основанию ( п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) и не достижения установленного законом возраста( 50 лет) по второму основанию (п.2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
При этом, продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» истца на дату обращения (10.01.2018) по расчетам ответчика составила 17 лет 10 месяцев 29 дней, продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» составила 19 лет 04 дня ( л.д.30-33).
Исходя из имеющихся в распоряжении ГУ УПФР в Кагальницком районе Ростовской области документов, в том числе и представленных истцом, при рассмотрении обращения Бочкарниковой Е.В. в 2018 году, специальный стаж Бочкарниковой Е.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью на дату обращения - 10.01.2018 г. составил 17 лет 10 месяцев 29 дней, при этом, требуемый специальный стаж составлял 30 лет (работа в городах, сельской местности и поселках городского типа). ГУ УПФР в Кагальницком районе Ростовской области не включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ ни в календарном, ни в льготном исчислении период работы истца с 01.01.1998 г. по 19.08.2008 г., в который Бочкарникова Е.В. осуществляла трудовую деятельность в поселке Хурба Комсомольского района Хабаровского края в должности медицинской сестры медицинского пункта Войсковой части № 45124.
На основании Постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 27.02.2019 N 94п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Ростовской области» Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кагальницком районе Ростовской области реорганизованы в форме присоединения второго учреждения к первому.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пенсионным органом было установлено, что сведения персонифицированного учета по спорному периоду представляются работодателем истца - Войсковой частью 45124 - с 01.01.1998 г. без указания в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (п.10.2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В силу разъяснений, данных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в части 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Согласно пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что характер работы подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Как следует из ответов ГУ УПФР в Комсомольском районе Хабаровского края, страхователь - Войсковая часть 45124 снята с учета 23.03.2012 г., сведения о наличии профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии страхователем не представлялись, провести документальную проверку факта работы Бочкарниковой Е.В. в должности медицинской сестры, определить размер ее ставки (полная, неполная) пенсионному фонду не представлялось возможным ввиду ликвидации страхователя.
При этом, как указывалось выше специальный страховой стаж истца на день первоначального обращения в пенсионный орган в соответствие с ч. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, согласно предоставленных документов, и документов имеющихся в распоряжении ПФР, отвечающий требованиям законодательства РФ, составлял 17 лет 10 месяцев 29 дней, в то время как требуемый стаж - 30 лет.
Учитывая изложенное, в связи с отсутствием права на назначение страховой пенсии по старости, поскольку не подтвержден документально специальный стаж требуемой продолжительности, ответчиком принято решение от 27.04.2018г. об отказе Бочкарниковой Е.В. в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по заявлению № 12070/18 от 10.01.2018 г.
При этом, судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что ответчиком не было нарушено права истца в течение трех месяцев с даты подачи документов (с 10.01.2018г.) предоставлять дополнительные документы, поскольку ответчиком принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по заявленным основаниям уже по истечении трехмесячного срока после обращения истца в пенсионный орган.
Как следует из положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Из вышеприведенных норм права следует, что документы, которые запрашивает пенсионный орган, могут быть представлены и самим заявителем, то есть истец вправе был представить соответствующие документы в ГУ УПФР в Кагальнциком районе Ростовской области самостоятельно, не дожидаясь поступления ответов на направленные пенсионным органом запросы, однако, истец таким правом не воспользовался.
Возможность включения в специальный стаж Бочкарниковой Е.В. спорного периода работы с 01.01.1998 г. по 19.08.2008 г., в поселке Хурба Комсомольского района Хабаровского края в должности медицинской сестры медицинского пункта Войсковой части № 45124, а также размер ставки и период, дающие основание для назначения ей страховой пенсии установлены решением Зерноградского районного суда Ростовской области 16.12.2019 года ( л.д. 21-24).
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в ходе рассмотрения гражданского дела и вынесении решения Зерноградского районного суда Ростовской области 16.12.2019 года истцом требований о признании незаконным решения № 48 от 27.04.2018 г. ГУ УПФР в Кагальницком районе Ростовской области об отказе в назначении пенсии, досрочном назначении пенсии с даты первоначального обращения истцом не заявлялось, предметом спора являлось только включение вышеуказанного периода в специальный стаж истца в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Вышеуказанное решение суда вступило в законную силу 21.01.2020 года. Соответственно, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу 21.01.2020 года решением суда, не могут являться основанием для отмены решения ГУ УПФР в Кагальницком районе Ростовской области, принятого 27.04.2018 г.
При принятии ответчиком решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии 27.04.2018 г. специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии в соответствие с ч. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Бочкарниковой Е.В. на основании представленных в пенсионный орган документов установлен не был, в связи с чем ответчиком обоснованно отказано в назначении пенсии Бочкарниковой Е.В. досрочной страховой пенсии при ее первичном обращении в пенсионный орган.
При вынесении решения судом также учитывалось, что Бочкарниковой Е.В. в 2018 году при обращении в пенсионный фонд необходимые сведения о назначении ей досрочной пенсии представлены не были, направленные ответчиком в адрес работодателя истца запросы в рамках рассмотрения поступившего заявления истца оставлены без ответа. Вышеуказанный специальный стаж Бочкарниковой Е.В. был засчитан на основании доказательств (ответов из филиала Центрального архива (Восточный военный округ), личных карточек Бочкарниковой Е.В. формы Т-2, расчетно-платежных ведомостей и др.) поступивших уже в рамках рассмотренного гражданского дела № 2-1332/2019 о ответ на запросы суда, которые позволили суду удовлетворить требования истца о включении в специальный стаж периода работы Бочкарниковой Е.В. в должности медицинской сестры в войсковой части № 45124 с 01.01.1998 г. по 19.08.2008 г. в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца. Данными доказательствами ГУ УПФР в Кагальнциком районе Ростовской области на момент принятия решения от 27.04.2018 года не располагал, в связи с чем не руководствовался ими при принятии решения по заявлению истца о назначении досрочной страховой пенсии от 10.01.2018 года.
При таких обстоятельствах, каких-либо нарушений ответчиком при принятии решения № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.04.2018 года ГУ УПФР в Кагальницком районе Ростовской области не допущено в связи с чем оснований для признания данного решения незаконным у суда первой инстанции не имелось, и в указанной части судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции относительно отказа в удовлетворении исковых требований о признании решения № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.03.2020 г. об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным и досрочном назначении пенсии.
Так, из материалов дела следует, что решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 16.12.2019 года в специальный стаж истца Бочкарниковой Е.В. включен период работы в должности медицинской сестры в войсковой части № 45124 с 01.01.1998 г. по 19.08.2008 г. в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца в специальный стаж.
Как следует из положений статей 13 и 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в силу судебные постановления являются обязательными для исполнения, и должны исполняться после вступления их в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее Федеральный закон N 350-ФЗ) гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В то же время в силу положений ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 350-ФЗ за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в силу приведенных выше положений закона, если право на пенсию, которое в данном случае определяется моментом выработки истцом необходимого в силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения продолжительностью не менее 30 лет, возникло у гражданина до 01.01.2019, то оценка пенсионных прав должна производиться без учета положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, т.е. пенсия подлежит назначению с даты обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ).
Судебная коллегия считает, что в силу ч. ч. 1, 2 ст. 22 Закона N 400-ФЗ назначение пенсии носит заявительный порядок, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, при этом днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Однако данные положения закона при определении даты назначения истцу пенсии судом применены неверно.
Материалами дела достоверно подтверждается и истцом не оспаривалось, что с заявлениями о назначении пенсии истец обращалась в пенсионный орган дважды - 10.01.2018г. и 05.03.2020г.. Оснований для назначения истцу пенсии с 10.01.2018г. у ответчика не имелось ввиду отсутствия у истца на указанную дату именно документально подтвержденного льготного специального стажа необходимой продолжительности, что фактически подтверждено решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 16.12.2019 года. На дату второго обращения - 05.03.2020 - у истца Бочкарниковой Е.В. имелся необходимый стаж 30 лет, при этом данный стаж был выработан и, соответственно, право на пенсию возникло у истца в 2018 г. При таком положении, оснований для отказа в назначении истцу пенсии у ответчика не имелось, решение № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.03.2020 г. ГУ УПФР в городе Батайске Ростовской области (межрайонное) об отказе в назначении пенсии является незаконным, а досрочная страховая пенсия по старости подлежит назначению истцу с даты обращения, т.е. с 05 марта 2020 года (ч. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ).
Правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу пенсию с 10.01.2018 у суда не имелось, поскольку как обстоятельство, свидетельствующее, что пенсия не была назначена истцу в предусмотренный законом срок и законность решения № 48 от 27.04.2018 г. фактически подтверждены вступившим в законную силу решением суда.
Учитывая, что право на назначение пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у истца возникло более, чем за шесть месяцев до обращения с заявлением в пенсионный орган - 05 марта 2020 года, то имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в части отказа в назначении пенсии и возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию с 05 марта 2020 года.
Также судебная коллегия, с учетом установленных по делу обстоятельств, указанных выше, считает требования истца о признании незаконным решения № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.03.2020 г. ГУ УПФР в городе Батайске Ростовской области (межрайонное) об отказе ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу положений ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, в том числе, неправильное истолкование закона.
Таким образом, решениеЗерноградского районного суда Ростовской области от 21 сентября 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Бочкарниковой Е.В. о признании решения № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.03.2020 г. ГУ УПФР в городе Батайске Ростовской области (межрайонное) об отказе в установлении пенсии незаконным и обязании назначить Бочкарниковой Е.В. досрочную страховую пенсиюпринято с нарушением норм материального права, без учета всех обстоятельств дела, в силу п. 1, п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ подлежит частичной отмене с вынесением в отмененной части нового решения об удовлетворении указанных требований истца, признав решения № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.03.2020г. ГУ УПФР в городе Батайске незаконным, обязав ГУ-УПФР в городе Батайске Ростовской области (межрайонное) назначить Бочкарниковой Е.В. досрочную страховую пенсию с 05 марта 2020 года.
Иных оснований для отмены решения суда в полном объеме по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не усматривает.
При вынесении решения в остальной части судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, все значимые для дела обстоятельства были установлены судом правильно и им дана надлежащая правовая оценка.
Иные приведенные доводы апелляционной жалобы истца не влекут отмену решения суда в остальной части, поскольку согласно положениям статей 56, 59 и 67 ГПК РФ, суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В остальной части решение суда законно и обоснованно, соответствует действующему законодательству, оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 21 сентября 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Бочкарниковой Елены Владимировны о признании решения № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.03.2020 г. ГУ УПФР в городе Батайске по Ростовской области (межрайонное) об отказе в установлении пенсии незаконным и обязании ГУ УПФР в городе Батайске по Ростовской области (межрайонное) назначить Бочкарниковой Елене Владимировне досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в отмененной части постановить новое решение, которым исковые требования Бочкарниковой Е.А. удовлетворить.
Признать решение № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.03.2020 г. ГУ УПФР в городе Батайске по Ростовской области (межрайонное) об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать ГУ-УПФР в городе Батайске по Ростовской области (межрайонное) назначить Бочкарниковой Елене Владимировне досрочную страховую пенсию с 05 марта 2020 года.
В остальной части решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 21 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бочкарниковой Елены Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 02 декабря 2020 года