НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 25.04.2016 № 33-6883/2016

Судья Романова С.Ф. Дело № 33-6883/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«25» апреля 2016 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего судьи Татуриной С.В.,

судей: Корниенко Г.Ф., Котельниковой Л.П.,

при секретаре Гребёнкиной Э.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУФСИН России по Ростовской области, ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области о перерасчете пенсии, по апелляционной жалобе ГУФСИН России по Ростовской области на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 29 января 2016г. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Ростовской области, ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области о перерасчете пенсии, указав в обоснование требований, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе, является ветераном боевых действий, что подтверждено удостоверением от 21.05.2004г., выданным на основании справки в/ч от 02.10.1996г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и сведений, содержащихся в военном билете.

Приказом начальника ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.04.2015г. ФИО1 уволен 08.05.2015г. по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, ему установлена выслуга лет по состоянию на 08.05.2015г.: в календарном исчислении 13 лет 11 месяцев 13 дней, в льготном исчислении 20 лет 03 месяца 06 дней. При этом период прохождения ФИО1 срочной военной службы в составе Вооруженных Сил Российской Федерации с 01.06.1995 г. по 01.10.1996 г., когда им выполнялись задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики в составе в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН МО Российской Федерации, включен в выслугу лет в календарном исчислении.

Отделом пенсионного обеспечения ФЭУ ГУФСИН России по Ростовской области согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы...» исходя из указанной в приказе выслуги лет, 08.05.2015г. истцу назначена пенсия за выслугу лет в размере 6708,96 руб.

Не согласившись с размером назначенной пенсии, истец обратился к начальнику ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области и начальнику ОПО ФЭЕ ГУФСИН России по Ростовской области с заявлением о перерасчете пенсии по выслуге лет как ветерану боевых действий, полагая, что на основании ст. 2 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 г. №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» указанный период прохождения срочной военной службы в составе Вооруженных Сил Российской Федерации должен быть включен не в календарном, а в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца. При таком расчете выслуга лет для назначения пенсии должна составлять не 20 лет 03 месяца 06 дней, а 21 год 4 мес. 14 дней.

Кроме того, истец, как ветеран боевых действий в соответствии с п.п. 1 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством, в том числе на повышение пенсии на 32% расчетного размера пенсии, однако перерасчет до настоящего времени не произведен.

Истец просил признать его право как ветерана боевых действий на льготы по пенсионному обеспечению; признать бездействие ответчиков, связанное с не проведением перерасчета размера пенсии по выслуге лет, назначенной ему по основаниям, указанным в п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотиков, учреждения и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», незаконным; обязать отдел пенсионного обеспечения ФЭУ ГУФСИН России по Ростовской области произвести перерасчет пенсии по выслуге лет, назначенной ФИО1, с увеличением ежемесячного размера на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотиков, учреждения и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с 09.05.2015г.

ФИО1 и его представитель в судебное заседание явились, исковые требования уточнили, просили обязать ГУФСИН России по Ростовской области произвести перерасчет пенсии по выслуге лет, назначенной ФИО1, с увеличением размера на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотиков, учреждения и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с 09.05.2015г.

Представитель ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель ГУФСИН России по Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения. В отношении представителя ответчика дело рассмотрено в порядке ч.5 ст. 167 ГПК Российской Федерации.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 29 января 2016г. исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд обязал ГУФСИН России по Ростовской области произвести перерасчет пенсии по выслуге лет, назначенной ФИО1, с увеличением ежемесячного размера на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотиков, учреждения и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с 09.05.2015г.

В апелляционной жалобе ГУФСИН России по Ростовской области ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что ФИО1 принимал участие в нормализации обстановки и правопорядка на территории Чеченской Республики с 01.02.1996г. по 27.09.1996г., но, по мнению апеллянта, данное обстоятельство не является подтверждением фактического участия в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации для назначения пенсии на льготных условиях, а лишь свидетельствует о зачислении в списки в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и периоде пребывания в воинской части. В связи с чем у ГУФСИН России по Ростовской области не имеется законных оснований для назначения ФИО1 пенсии на льготных условиях. Запись в военном билете и удостоверение «Ветеран боевых действий» не могут быть признаны доказательствами непосредственного участия ФИО1 в контртеррористических операциях, поскольку таковыми являются только приказы командиров войсковых частей с указанием дат и периодов участия истца в контртеррористических операциях, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба. Иные документы, подтверждающие льготные периоды прохождения службы истцом не представлялись и в пенсионном деле отсутствуют.

Истцом в материалы дела представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика, действующая на основании доверенности доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель истца, действующий на основании доверенности и по ордеру, полагал решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.

Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК Российской Федерации в отсутствие истца ФИО1 и представителя третьего лица - ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом и представивших письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 проходил службу в уголовно-исполнительной системе в период с 25.09.2002г. по 08.05.2015г.

На момент увольнения (на 08.05.2015г.) выслуга лет ФИО1 составляла: в календарном исчислении 13 лет 11 месяцев 13 дней, в льготном исчислении 20 лет 03 месяца 06 дней, что подтверждено выпиской из приказа начальника Учреждения ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.04.2015г. об увольнении ФИО1 (л.д.14). При этом период прохождения военной службы в Вооруженных силах РФ в условиях вооруженного конфликта с 01.06.1995г. по 01.10.1996г. в составе в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН включен в расчет выслуги лет из расчета 1 месяц за 1 месяц, в связи с отсутствием приказов о непосредственном участии ФИО1 в боевых действиях (акт от 08.05.2015г., л.д.44, расчет выслуги лет на пенсию, л.д. 46-47).

21.05.2004г. ФИО1 было выдано удостоверение ветерана боевых действий установленного образца серия БК НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 48).

10.06.2015г. ФИО1 обратился к начальнику отдела пенсионного обеспечения финансово-экономического управления ГУФСИН России по Ростовской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в связи с увольнением со службы, которая, согласно уведомлению ГУФСИН России по Ростовской области №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.06.2015г., была ему назначена с 09.05.2015г. в сумме 6708,96 руб. (л.д.40-41, 67).

Не согласившись с указанным размером пенсии, истец обратился с заявлением к начальнику ОПО ФЭУ ГУФСИН России по Ростовской области и к начальнику Учреждения ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области о перерасчете назначенной пенсии по тем основаниям, что при расчете пенсии не было учтено его право на льготы, предусмотренные пп.1 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах», в том числе на повышение пенсии на 32% расчетного размера пенсии, поскольку он является ветераном боевых действий, принимал участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики в составе в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН МО РФ с 01.06.1995г. по 01.10.1996г. (л.д.71). В удовлетворении заявления о перерасчете пенсии истцу было отказано в связи с тем, что не представлены оригиналы документов, подтверждающих льготные периоды прохождения службы в Вооруженных силах РФ (л.д.16-17).

Разрешая спор и признавая данный отказ необоснованным, суд первой инстанции руководствовался пп. 1 п. 1 ст. 3, ст.ст. 16, 28 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» и п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотиков, учреждения и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и исходил из того, что ФИО1, как ветеран боевых действий (удостоверение «Ветеран боевых действий» выдано 21.05.2004г.), имеет право на льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований о перерасчете назначенной ФИО1 пенсии по выслуге лет с увеличением ежемесячного размера на 32 % расчетного размера пенсии.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Тем самым п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. В то же время данная норма не устанавливает самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 возможно только в системной связи с подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 и иными положениями Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ.

Подпункты 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.

Федеральным законом от 27.11.2002 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» в подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 01.01.2004 г. изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 01.01.2004 г.

Согласно справке в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.10.1996г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и сведениям в военном билете, ФИО1 в период с 01.06.1995 г. до 01.10.1996г., являясь военнослужащим срочной службы, выполнял задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики в составе в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН МО РФ.

Наличие у истца удостоверения установленного образца «Ветеран боевых действий», выданного 21.05.2004г., не оспаривается ответчиком.

Федеральным законом «О ветеранах» пенсионное обеспечение отнесено к мерам социальной поддержки ветеранов.

Статьей 28 указанного Закона предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

В силу п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2003г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01.01.1992г.

Как видно из материалов дела, пенсия истцу была назначена и выплачивалась ответчиком с 09.05.2015 г. без доплаты, предусмотренной для ветеранов боевых действий, несмотря на наличие удостоверения о праве на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».

Разрешая настоящий спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации представленные сторонами доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика не было оснований для отказа истцу в перерасчете пенсии с увеличением ежемесячного размера на 32% расчетного размера пенсии.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для назначения ФИО1 пенсии на льготных условиях, поскольку не представлено доказательств непосредственного участия ФИО1 в контртеррористических операциях (приказов командиров войсковых частей с указанием дат и периодов участия истца в контртеррористических операциях, утвержденных руководителем Регионального оперативного штаба), не опровергают выводов суда о наличии у истца права на льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» и п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1, поскольку Федеральный закон «О ветеранах» не связывает предоставление ветеранам боевых действий льгот по пенсионному обеспечению с зачетом отдельных периодов их службы в выслугу лет на льготных условиях (1:3).

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые ставили бы под сомнение законность, обоснованность решения суда, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 29 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУФСИН России по Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Текст мотивированного определения изготовлен -04.05.2016г.