Судья Федченко В.И. дело № 33-8046/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июля 2020г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи Щетининой Е.В.,
судей Шамрай М.С., Тактаровой Н.П.,
при секретаре Иванкович В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-195/2020 по иску Насоновой Е.Ф. к Администрации г. Новошахтинска Ростовской области, УСЗН Администрации г. Новошахтинска о назначении пенсии за выслугу лет, по апелляционным жалобам Администрации г. Новошахтинска Ростовской области, УСЗН Администрации г. Новошахтинска на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 17 февраля 2020 г. Заслушав доклад судьи Шамрай М.С., судебная коллегия
установила:
Насонова Е.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации г. Новошахтинска Ростовской области, Городской комиссии по назначению государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новошахтинск», УСЗН Администрации г. Новошахтинска о назначении пенсии за выслугу лет, указав, что она является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
06 мая 2019 г. Насонова Е.Ф. обратилась в Администрацию г. Новошахтинска с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет, определив размер пенсии, исходя из среднемесячного денежного содержания по должности начальника отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности УСЗН Администрации г. Новошахтинска на 24 октября 2009 г., на день достижения возраста 55 лет, дающего в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости.
Протоколом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27 мая 2019 г. Насоновой Е.Ф. отказано в назначении пенсии за выслугу лет, в соответствии с п. 2 ч.1 ст.1 Решения Новошахтинской городской думы от 03 июня 2010 г. № 172 «Об утверждении Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новошахтинск», так как право на государственную пенсию за выслугу лет определяется по основанию последнего увольнения с муниципальной службы.
29 июля 2019 г. Насонова Е.Ф. повторно обратилась с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет в Администрацию г. Новошахтинска, определив размер пенсии по должности специалиста первой категории отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности УСЗН Администрации г. Новошахтинска, которую она замещала в период с 09 декабря 2010 г. по 30 апреля 2019 г. и с которой была уволена по п. 3. ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
На основании распоряжения Администрации г. Новошахтинска № 167 от 15 августа 2019 г. Насоновой Е.Ф. назначена государственная пенсия за выслугу лет с 30 июля 2019 г. в размере 5 334, 19 руб.
Истец, ссылаясь на положения п. 2 ч. 1 ст. 1 Решения Новошахтинской городской думы от 03 июня 2010 г. №172, полагая, что отказ, оформленный Протоколом № 60 от 27 мая 2019 г. в назначении государственной пенсии за выслугу лет является незаконным, уточнив исковые требования, просила суд обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области, Городскую комиссию по назначению государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новошахтинск», УСЗН Администрации г. Новошахтинска Ростовской области определить размер государственной пенсии за выслугу лет Насоновой Е.Ф. в соответствии с п.п. 2 п.1 ст.1 Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новошахтинск» с 01 мая 2019 г., исходя из ее среднемесячного денежного содержания по должности начальника отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности УСЗН Администрации г. Новошахтинска на 24 октября 2009 г., на день достижения ею возраста (55 лет), дающего в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости и обязать произвести перерасчет государственной пенсии за выслугу лет с момента первоначального обращения – с 01 мая 2019 г. с учетом ранее выплаченной государственной пенсии за выслугу лет.
Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 17 февраля 2020 г. суд обязал Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области, Городскую комиссию по назначению государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новошахтинск», УСЗН Администрации г. Новошахтинска Ростовской области определить размер государственной пенсии за выслугу лет Насоновой Е.Ф., исходя из среднемесячного денежного содержания по должности начальника отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности УСЗН Администрации г. Новошахтинска на 24 октября 2009 г., на день достижения возраста (55 лет), дающего в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости и произвести перерасчет государственной пенсии за выслугу лет с момента первоначального обращения – с 01 мая 2019 г., с учетом ранее выплаченной государственной пенсии за выслугу лет.
В апелляционной жалобе Администрация г. Новошахтинска считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, ссылаясь на Решение Новошахтинского городской думы от 03 июня 2010г. №172, в соответствии с которым право на государственную пенсию за выслугу лет определяется по основанию последнего увольнения с муниципальной службы. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, суд необоснованно назначил пенсию с 01 июля 2019 г., в то время, как обращение истца с заявлением о назначении пенсии имело место 06 мая 2019 г. В соответствии с Постановлением Администрации г. Новошахтинска от 28 февраля 2014г. № 233 п. 5 ст.1 Постановления Администрации от 13 августа 2010 г. №1199, утратил силу. Взысканная с Администрации г. Новошахтинска сумма судебных расходов, по мнению ответчика, чрезмерно завышена, не является разумной и не соответствует объему работы, выполненному представителем истца.
В апелляционной жалобе УСЗН Администрация г. Новошахтинска считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, также ссылаясь на Решение Новошахтинского городской думы от 03 июня 2010 г. №172, в соответствии с которым, у истца имеется право определить размер государственной пенсии за выслугу лет, исходя из оснований последнего увольнения с муниципальной службы.
Насоновой Е.Ф. в материалы дела поданы возражения на апелляционную жалобу Администрации г. Новошахтинска, в которых истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Новошахтинска – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца и представителя УСЗН Администрации г. Новошахтинска, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Насонова Е.Ф. с 24 октября 2009 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» (л.д.13).
В период с 02 мая 2007 г. по 08 декабря 2010 г. Насонова Е.Ф. замещала должность начальника отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности УСЗН Администрации г. Новошахтинска, с которой была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по п. 3 ст. 77 ТК РФ.
В период с 09 декабря 2010 г. по 30 апреля 2019 г. Насонова Е.Ф. замещала должность специалиста первой категории отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности УСЗН Администрации г. Новошахтинска, с которой была уволена по собственному желанию по ч.1 п. 3 ст. 77 ТК РФ (л.д. 9-12).
06 мая 2019 г. Насонова Е.Ф. обратилась в Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области с заявлением о назначении государственной пенсии за выслугу лет, исходя из ее среднемесячного денежного содержания по должности начальника отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности УСЗН Администрации г. Новошахтинска (л.д.15).
Решением ответчика, оформленным протоколом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27 мая 2019 г. Насоновой Е.Ф. отказано в назначении пенсии по выслуге лет, поскольку, по мнению ответчика, государственная пенсия за выслугу лет Насоновой Е.Ф. в связи с исполнением ею обязанностей начальника отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности УСЗН Администрации г. Новошахтинска не может быть назначена, так как по состоянию на 30 апреля 2019 г. Насонова Е.Ф. осуществляла трудовую деятельность в должности специалиста первой категории отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности УСЗН Администрации г. Новошахтинска (л.д. 20-22).
29 июля 2019 г. Насонова Е.Ф. обратилась в Администрацию г. Новошахтинска с заявлением о назначении ей государственной пенсии за выслугу, исходя из ее среднемесячного денежного содержания по должности специалиста первой категории отдела исполнения бюджета бухгалтерского учета и отчетности УСЗН Администрации г. Новошахтинска (л.д.14).
Распоряжением Администрации г. Новошахтинска НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15 августа 2019 г. Насоновой Е.Ф. была назначена государственная пенсия за выслугу лет с 30 июля 2019 г. в размере 5 334,19 руб., исходя из среднемесячного денежного содержания по должности специалиста первой категории отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности УСЗН Администрации г. Новошахтинска (л.д.17).
Истец, полагая отказ ответчика в назначении государственной пенсии за выслугу лет, оформленный Протоколом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27 мая 2019 г., незаконным, обратилась в суд.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь законодательством, регулирующим спорные правоотношения, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, пришел к выводу о том, что Насоновой Е.Ф. принадлежит право выбора основания для исчисления размера ежемесячной доплаты к пенсии, в том числе, исходя из среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных фактически отработанных месяцев, предшествовавших дню достижения возраста, дающего в соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости. Поскольку на момент выхода на пенсию по достижении 55 лет Насонова Е.Ф. занимала должность начальника отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности УСЗН Администрации г.Новошахтинска, то именно из среднемесячного денежного содержания по этой должности должно производиться начисление и выплата пенсии за выслугу лет.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 12 п.1 ст.11, ст. 23 Федерального закона РФ № 25-ФЗ от 02 марта 2007г. «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальному служащему гарантируются, в том числе, пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
В соответствии со п. 2 ч. 1 ст. 1 Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Новошахтинск", утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 03 июня 2010 г. № 172, право на государственную пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие на 15 января 1998 г. и (или) позднее: муниципальные должности муниципальной службы и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Город Новошахтинск", при наличии стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Город Новошахтинск", продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и уволенным, в том числе, с муниципальной службы в связи: с увольнением по собственному желанию.
Для лиц, указанных в п.2 ч.1 настоящей статьи, право на государственную пенсию за выслугу лет определяется по основанию последнего увольнения с муниципальной службы.
Лица, уволенные с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным в п.2 ч.1 настоящей статьи, приобретают право на государственную пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы на постоянной основе не менее 12 месяцев непосредственно перед увольнением.
Согласно ст.2 вышеуказанного Положения, в стаж муниципальной службы, дающий право на государственную пенсию за выслугу лет, включаются периоды службы (работы), которые в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
В стаж муниципальной службы, дающий право на государственную пенсию за выслугу лет, включаются также периоды службы (работы) в должностях руководителей, специалистов и служащих, на выборных должностях, занимаемых на постоянной основе в местных государственных органах (районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах) и органах местного самоуправления, с 01 января 1992г. до вступления в силу Областного закона от 29 декабря 1997г. № 56-ЗС "О Реестре муниципальных должностей, должностей муниципальной службы в Ростовской области".
Периоды службы (работы), включаемые в стаж муниципальной службы, дающий право на государственную пенсию за выслугу лет, суммируются.
В порядке, установленном Положением о комиссии по вопросам стажа муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Новошахтинск", утвержденном решением Новошахтинской городской Думы, в стаж муниципальной службы, дающий право на государственную пенсию за выслугу лет, могут быть включены в части, не достающей до стажа, продолжительность которого в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", но в совокупности не превышающие одного года, периоды иной службы (работы) на должностях руководителей и специалистов в организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещавшейся должности муниципальной службы.
Согласно п. 1 ст. 5. Положения, размер государственной пенсии за выслугу лет определяется по выбору лица, замещавшего муниципальную должность, должность муниципальной службы, исходя из его среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных фактически отработанных календарных месяцев, предшествовавших дню прекращения полномочий по муниципальной должности, увольнения с муниципальной службы либо дню достижения возраста, дающего в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на трудовую пенсию по старости.
Таким образом, исходя из анализа приведенных норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что лицо, претендующее на государственную пенсию за выслугу лет, вправе выбрать порядок ее исчисления исходя из среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных фактически отработанных календарных месяцев, предшествовавших дню прекращения полномочий по муниципальной должности, увольнения с муниципальной службы либо дню достижения возраста, дающего в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на трудовую пенсию по старости.
В данном случае, Насонова Е.Ф. просила назначить государственную пенсию за выслугу лет, исходя из ее среднемесячного денежного содержания по должности начальника отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности УСЗН Администрации г. Новошахтинска, которую она замещала с 02 мая 2007г. по 08 декабря 2010г., (24 октября 2009 г. истец достигла возраста 55 лет), т.е. исходя из среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных фактически отработанных календарных месяцев, предшествовавших дню достижения ею возраста, дающего в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на трудовую пенсию по старости.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что начисление и выплата пенсии за выслугу лет должны производиться непосредственно из среднемесячного денежного содержания по указанной должности начальника отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности УСЗН Администрации г. Новошахтинска, является правомерным.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков со ссылкой на п. 2 ст. 1 Положения, утвержденного решения Новошахтинского городской думы от 03 июня 2010 г. № 172, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку указанная норма определяет право лиц, указанных в п.2.ч.1 на государственную пенсию за выслугу лет, исходя из основания последнего увольнения с муниципальной службы, но не устанавливает определение размера государственной пенсии за выслугу лет.
Истцом подано заявление о взыскании с ответчиков Администрации г. Новошахтинска и УСЗН Администрации г. Новошахтинска судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб.
В подтверждение понесенных истцом расходов представлены: договор об оказании юридической помощи от 02 декабря 2019г., квитанция к приходному кассовому ордеру НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02 декабря 2019 г. (л.д.96-97).
В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с п. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Разрешая требования истца о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, суд правильно исходил из фактических обстоятельств дела, принципа разумности и обоснованно определил к взысканию с ответчиков 18 000 руб. (по 9 000 руб. с каждого) в счет понесенных расходов на оплату услуг представителя, что является свидетельством достижения судом необходимого баланса между правами лиц, участвующих в деле. Оснований не согласиться с выводами суда с учетом категории спора, длительности рассмотрения дела в суде, фактического участия представителя в судебном заседании, судебная коллегия не усматривает. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о необходимости взыскания расходов в меньшем размере, чем определил суд, в апелляционной жалобе не указано.
Вместе с тем, довод жалобы Администрации г. Новошахтинска о том, что моментом первоначального обращения истца с заявлением о назначении пенсии является 06 мая 2019 г., поэтому именно с этого момента следует производить перерасчет пенсии истца, по мнению судебной коллегии, заслуживает внимания.
Определяя дату, с которой необходимо произвести перерасчет пенсии Насоновой Е.Ф., суд первой инстанции руководствовался п. 5 ст.1 Постановления Администрации г. Новошахтинска от 13 августа 2010 г. № 1199 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственной пенсии ха выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новошахтинск», в соответствии с которым, государственная пенсия за выслугу лет назначается с 1-го числа месяца, в котором было подано заявление заинтересованного лица о назначении государственной пенсии за выслугу лет, но не ранее дня возникновения права на государственную пенсию за выслугу лет.
Между тем, п. 5 ст. 1 указанного нормативно-правового акта признан утратившим силу на основании Постановления Администрации г. Новошахтинска от 28 февраля 2014 г. №233, в связи с чем, в данной случае применению подлежали общие положения пенсионного законодательства.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте, либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Поскольку Насонова Е.Ф. обратилась в Администрацию г. Новочеркасска с заявлением о назначении государственной пенсии за выслугу лет 06 мая 2019 г., то именно с этой даты следует производить перерасчет пенсии истца.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что возлагая на Городскую комиссию по назначению государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новошахтинск» обязанность определить размер государственной пенсии за выслугу лет Насоновой Е.Ф., исходя из среднемесячного денежного содержания по должности начальника отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности УСЗН Администрации г. Новошахтинска на 24 октября 2009 г. и произвести перерасчет государственной пенсии, судом первой инстанции не учтено, что Городская комиссия по назначению государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Новошахтинск» не является юридическим лицом, относится к подразделению Администрации г. Новочеркасска, в связи с чем указание в резолютивной части решения на обязанность указанного лица произвести определенные действия подлежит исключению.
С учетом приведенных обстоятельств, а также с целью правовой определенности и исполнимости решения суда, судебная коллегия считает необходимым изменить резолютивную часть решения Новошахтинского районного суда Ростовской области от 17 февраля 2020 г., изложив ее в новой редакции.
Руководствуясь ст.ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 17 февраля 2020г. изменить, изложив в следующей редакции.
Обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области, УСЗН Администрации г. Новошахтинска Ростовской области определить размер государственной пенсии за выслугу лет Насоновой Е.Ф., исходя из ее среднемесячного денежного содержания по должности начальника отдела исполнения бюджета, бухгалтерского учета и отчетности Управления социальной защиты населения Администрации г. Новошахтинска на 24 октября 2009г. на день достижения возраста (55 лет), дающего в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости и произвести перерасчет государственной пенсии за выслугу лет с момента первоначального обращения – 06 мая 2019 г., с учетом ранее выплаченной государственной пенсии за выслугу лет.
Взыскать с Администрации г. Новошахтинска Ростовской области в пользу Насоновой Е.Ф. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 9 000 руб.
Взыскать с УСЗН Администрации г. Новошахтинска Ростовской области в пользу Насоновой Е.Ф. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 9 000 руб.
В остальной части заявленных требований о взыскании судебных расходов - отказать.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 29.07.2020 г.