НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 22.09.2022 № 2-1714/2022

Судья Иванова Е.Ю. 61RS0003-01-2022-002018-23

№ 33-16008/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 сентября 2022 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Татуриной С.В.,

судей Тактаровой Н.П., Калашниковой Н.М.,

при секретаре Сагакян С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1714/2022 по иску Германа Михаила Алексеевича к Правительству Ростовской области об обязании осуществить расчет, выплатить единовременную премию, о взыскании компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Германа Михаила Алексеевича на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 апреля 2022г.,

Заслушав доклад судьи Тактаровой Н.П.,

у с т а н о в и л а:

02.03.2022г. Герман М.А. обратился в суд с иском к Правительству Ростовской области об обязании осуществить расчет, выплатить единовременную премию, о взыскании компенсации морального вреда, указав, что с 02.06.2016г. он замещает должность государственной гражданской службы Ростовской области - начальника отдела по вопросам межнациональных отношений управления социально-политических коммуникаций Правительства Ростовской области.

В декабре 2020г. ответчиком не была произведена выплата ему единовременной премии по итогам 2020г.

В письме начальника управления бухгалтерского учета и отчетности Правительства Ростовской области ФИО6 от 15.01.2021гНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН поступившем на запрос истца, не содержится ответа на его просьбу осуществить пересчет денежного содержания за декабрь 2020г., произвести необходимые выплаты или разъяснить причины невыплаты (неначисления) единовременной премии по итогам 2020г.; истребованные документы ему не предоставлены.

Аналогичная ситуация (неначисление и невыплата премии по итогам года) имела место в 2018г.

В этой связи, как указал истец, им были подготовлены обращения в прокуратуру Ростовской области и в Государственную инспекцию труда Ростовской области (которое, в свою очередь, переслано в прокуратуру Ростовской области).

Из ответа прокуратуры Ростовской области от 28.01.2022г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН следует, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не является обязательным.

Не соглашаясь с приведенной правовой позицией, истец утверждает, что данная правовая позиция противоречит положениям ст. 50, п. 2 ч. 1 ст.52 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2004г. № 79-ФЗ) и ст. 15, п. 2 ч. 1 ст. 16 Областного закона Ростовской области от 26.07.2005г. № 344-3C «О государственной гражданской службе Ростовской области» (далее - Областной закона Ростовской области от 26.07.2005г. № 344-3C).

При этом обращает внимание на то, что по смыслу положений ст.50 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ денежное содержание государственного служащего состоит из двух частей: основной, включающей в себя должностной оклад и оклад за классный чин, и дополнительной, которая состоит из доплат, надбавок и выплат компенсационного, стимулирующего и иного характера. При этом выплата названных надбавок, доплат, предусмотренных федеральным или региональным законодательством, гарантируется государственным служащим как часть денежного содержания.

По утверждению истца, не начисление премии госслужащему (гарантированной части денежного содержания) без каких бы то ни было оснований, без проведения оценки его труда, личного вклада в выполнение особо важных и сложных заданий, незаконно.

Как указывает истец, его правоотношения с работодателем оформлены служебным контрактом от 02.06.2016г. № 947, из положений пунктов 1.1, 1.2, 3.2, 9.1 которого следует наличие у него права на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания. Так же обращает внимание на то, что по состоянию на 31.12.2020г. взысканий он не имел; в декабре 2020г. ему была выплачена ежеквартальная премия за четвертый квартал в размере 11082,83 руб.

Однако в нарушение его прав не произведена выплата единовременной премии за 2020г.

Истец также обращает внимание на то, что Приложение № 4 («Примерное положение о порядке выплаты государственным гражданским служащим Ростовской области премий за выполнение особо важных и сложных заданий») к Областному закону Ростовской области от 10.12.2010г. №538-3C «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ростовской области» (далее - Областной закон Ростовской области от 10.12.2010г. №538-3C) Правительством Ростовской области при регулировании отношений, связанных с премированием, не применяется, а применяется «Порядок выплаты премии, утвержденный Распоряжением Правительства Ростовской области от 13.04.2012г. № 113 (далее - Порядок выплаты премии).

Исходя из положений данного «Порядка выплаты премии, истец указывает, что 24.11.2020г. на запрос заместителя Губернатора Ростовской области - Министра финансов Федотовой Л.В. от 20.11.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН была представлена информация о размере возможного премиального фонда из расчета экономии денежных средств по фонду оплаты труда, о размере расчетной величины одновременной премии, кратной должностному окладу, на одну штатную единицу руководителей органов исполнительной власти Ростовской области.

На основании данной информации (письмо заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов ФИО7НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) 10.12.2020г. Губернатором Ростовской области были согласованы предложения о максимально возможном размере премиального фонда и расчетной величины единовременной премии аппарата Правительства Ростовской области.

Истец полагает, что после принятия Губернатором Ростовской области решения о выплате единовременной премии (10.12.2020г.) экономия денежных средств по фонду платы труда перестала быть экономией и преобразовалась в премиальный фонд.

Решение по персоналиям премируемых принимается в соответствии с п.п.4.2.4 Порядка выплаты премий, утвержденного Распоряжением Правительства Ростовской области от 13.04.2012г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Герман М.А. полагает, что решение о невыплате ему единовременной премии в 2020г. принято начальником управления бухгалтерского учета и отчетности Правительства Ростовской области ФИО6 в процессе оформления распоряжений Губернатора Ростовской области по вопросам премирования. Оценка деятельности эффективности его труда и других служащих за 2020г. не проводилась, не учтено, что нареканий о работе отдела, возглавляемого истцом, от руководства не поступало, аттестационные процедуры им успешно пройдены, в связи с чем истец считает, что был необоснованно лишен премии по итогам 2020г. и в действиях начальника управления бухгалтерского учета и отчетности Правительства Ростовской области ФИО6 усматривается превышение служебных полномочий.

Исковое заявление Германа М.А. содержит ходатайство истца о восстановлении срока на предъявление иска в суд, обоснованное ссылкой на положения ст.112 ГПК РФ и Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденный Президиумом Верховного Cуда РФ 21.04.2020г.

На основании изложенного, истец просит суд обязать работодателя осуществить расчет и выплатить единовременную премию по итогам 2020г., взыскать с Правительства Ростовской области в его пользу компенсацию морального вреда в размере 77 000 руб. (л.д.4-13).

Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 апреля 2022г. исковые требования Германа М.А. оставлены без удовлетворения (л.д.154-163).

В апелляционной жалобе и в дополнении к апелляционной жалобе Герман М.А. просит об отмене решения суда первой инстанции ио вынесении нового решения об удовлетворении предъявленных им исковых требований.

Автор апелляционной жалобы приводит обстоятельства, ранее изложенные в исковом заявлении, считая, что судом им дана неверная правовая оценка.

Указывает, что судом первой инстанции при вынесении решения не применен п. 4.2.4 Порядка выплаты премий, утвержденного распоряжением Правительства Ростовской области от 13.04.2012г. № 113 (Приложение №1). Необоснованно отказано в удовлетворении его ходатайства об истребовании и исследовании в судебном заседании ключевого для рассмотрения настоящего дела документа – предложения заместителя Губернатора Ростовской области ФИО8 по перечню государственных гражданских служащих курируемых структурных подразделений Правительства Ростовской области, подлежащих премированию, и размерам единовременной Премии с учетом личного вклада работника в результат работы в пределах максимальной расчетной величины единовременной Премии по результатам работы за год по курируемым структурным подразделениям, подготавливаемые в соответствии с п.4.2.4 Порядка премирования в течение 2 рабочих дней после получения решения Губернатора Ростовской области о выплате единовременной Премии и направляемые в управление бухгалтерского учета и отчетности Правительства Ростовской области.

Заявитель считает неверной ссылку суда первой инстанции в обжалуемом решении от 18.04.2022г. на положения Трудового кодекса РФ, считая, что возникшие между сторонами отношения регулируются специальным Федеральным законом от 27.07.2004г. №79-ФЗ, Областным законом Ростовской области №344-ЗС.

Истец приводит свое толкование положений п.4 ч.5 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ЗС.

Указывает, что судом оставлено без внимания то обстоятельство, что ответчиком были нарушены принципы гарантированности и обязательности выплаты причитающейся ему единовременной премии за 2020г.

По утверждению истца, факт невыплаты ему премии в тех условиях, когда выплата премии произведена всем сотрудникам, может свидетельствовать о его дискриминации в сфере труда.

По мнению заявителя, поскольку расчетный листок за декабрь 2020г. им получен лишь 15.01.2021г., а его обращение в ГИТ Ростовской области и прокуратуру Ростовской области имело место в пределах установленного законом срока, неверным следует признать вывод суда первой инстанции о пропуске им срока на обращения в суд за защитой своих прав.

Правительством Ростовской области в материалы дела поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истцы – без удовлетворения.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и представителя ответчика, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В соответствии с абзацем 2 ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, разъяснениями п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 г. № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судебной коллегией приняты дополнительные доказательства (распоряжение Губернатора Ростовской области от 02.06.2016г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, служебный контракт от 02.06.2016г., дополнительные соглашения от 02.04.2019г. от 29.01.2020г.), представленные суду апелляционной инстанции, поскольку на указанные документы содержится ссылка Германа М.А. в исковом заявлении; представление указанных документов в суде апелляционной инстанции не нарушает процессуальных прав каждой из сторон, так как с учетов доводов апелляционной жалобы Германа М.А. направлено на установление обстоятельств, имеющих значение для дела, определение правовой природы предъявленной им ко взысканию денежной суммы (премии).

Из вступившего в законную силу решения Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 04.07.2019г. следует, что распоряжением Губернатора Ростовской области от 02.04.2014г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Герман М.А. был назначен с 15.04.2014г. на должность специалиста-эксперта отдела по вопросам межнациональных отношений управления социально-политических коммуникаций Правительства Ростовской области. 15.04.2014г. с ним заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Ростовской области и замещении должности государственной гражданской службы об исполнении должностных обязанностей по должности специалиста-эксперта отдела по вопросам межнациональных отношений управления социально-политических коммуникаций Правительства Ростовской области (л.д.105-143).

Распоряжением Губернатора Ростовской области от 02.06.2016г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Герман М.А. с 02.06.2016г. переведен на должность государственной гражданской службы Ростовской области начальника отдела по вопросам межнациональных отношений управления социально-политических коммуникаций Правительства Ростовской области.

С Германом М.А. 02.06.2016г. заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Ростовской области и замещении должности государственной гражданской службы об исполнении должностных обязанностей по должности начальника отдела по вопросам межнациональных отношений управления социально-политических коммуникаций Правительства Ростовской области.

В соответствии с положениями служебного контракта от 02.06.2016г. Герман М.А. и представитель нанимателя приняли на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы Ростовской области, исполнению должностных обязанностей по замещаемой должности - с одной стороны и обеспечению прохождения государственной гражданской службы Ростовской области и замещения должности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и законодательством Ростовской области о государственной гражданской службе Ростовской области, своевременной выплате денежного содержания в полном объеме - с другой (п.п. 1.1, 1.2).

В соответствии с п.п. «в» п. 3.2 служебного контракта представитель нанимателя обязан соблюдать законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, областные законы и иные нормативные правовые акты Ростовской области о государственной гражданской службе Ростовской области и условия настоящего служебного контракта.

Согласно разделу IV «Оплата труда» служебного контракта гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из:

- месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Ростовской области (далее также должностной оклад) в размере 19443 руб. в месяц;

- месячного оклада в соответствии с присвоенным чином государственной гражданской службы Ростовской области «советник государственной гражданской службы Ростовской области 3 класса» в размере 2713 руб. в месяц;

- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Ростовской области в размере 15 % должностного оклада;

- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Ростовской области в размере 100 % должностного оклада;

- ежемесячного денежного поощрения, в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Ростовской области;

- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания; материальной помощи в размере одного оклада денежного содержания;

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя (п.п. «а» п.4.1 служебного контракта);

- иные выплаты,предусмотренные федеральным и областным законодательством (п.п. «б» п.4.1 служебного контракта).

Служебным контрактом предусмотрена ответственность представителя нанимателя и гражданского служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.9.1 служебного контракта).

Как следует из Приложения №1 к Распоряжению Губернатора Ростовской области от 24.12.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-дсп Герман М.А. включен в список на предоставление выплаты, предусмотренной Разделом 2 Приложения №1 к Распоряжению Правительства Ростовской области от 13.04.2012г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (ежемесячная премия за декабрь 2020г.) – л.д.74-74-об.

При этом из Приложения №2 к Распоряжению Губернатора Ростовской области от 24.12.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-дсп следует, что Герман М.А. не включен в список на предоставление выплаты, предусмотренной Разделом 4 Приложения №1 к Распоряжению Правительства Ростовской области от 13.04.2012г. №113 (единовременная премия за 2020г.) – л.д.75.

В данном случае предъявленный Германом М.А. иск основан на том, что ответчиком не произведена выплата ему единовременной премии по итогам 2020г., что, по утверждению истца, повлекло нарушение его прав, причинение ему морального вреда.

Разрешая спор и отказывая Герману М.А. в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности произвести ему выплату единовременной премии по итогам 2020г., возместить моральный вред, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.21, 22, ч.1 ст. 129, 392 ТК Российской Федерации, ч.1,2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред., действовавшей до принятия Федерального закона от 30.12.2021г. № 437-ФЗ), ч. 3 ст. 2, ч. 2 ст. 15, п.2 ч. 1 ст. 16 Областного закона Ростовской области от 26.07.2005г. № 344-ЗС «О государственной гражданской службе Ростовской области» представителем нанимателя гражданского служащего» (в редакции до принятия Областного закона Ростовской области от 26.04.2022г. № 692-ЗС), ч. 1,2 ст. 2 Областного закона Ростовской области от 10.12.2010г. №538-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ростовской области» (в редакции до принятия Областного закона Ростовской области от 26.04.2022г. № 692-ЗС), Примерным положением о порядке выплаты государственным гражданским служащим Ростовской области премий за выполнение особо важных и сложных заданий (далее – Положение, Приложение 4 к Областному закону Ростовской области от 10.12.2010г. №538-ЗС (в редакции до принятия Областного закона Ростовской области от 26.04.2022г. № 692-ЗС), Порядком выплаты премий государственным гражданским служащим, утвержденным Распоряжением Правительства Ростовской области от 13.04.2012г. №113 «О некоторых вопросах оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Ростовской области, государственных гражданских служащих Ростовской области в Правительстве Ростовской области и руководителей областных органов исполнительной власти» (далее – Порядок) (в редакции, действовавшей до принятия Правительством РО Распоряжения от 24.01.2022г. № 24), пришел к выводу о том, что в силу приведенных норм права выплата единовременной премии не носит обязательного характера, не предполагается безусловная выплата этой премии всем сотрудникам.

Руководствуясь положениями ст.392 ТК РФ, суд первой инстанции также пришел к выводу о пропуске истцом срока для обращения с настоящим иском в суд.

Исходя из положений ст.ст. 237 ТК Российской Федерации, принимая во внимание, что факт нарушения трудовых прав истца не нашёл своего подтверждения, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.

С выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении предъявленного иска судебная коллегия считает возможным согласиться, исходя из следующего.

Федеральный закон от 27.07.2004г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как отражено в его преамбуле, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст.14 данного Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 с. 50 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в Областных законам Ростовской области (ст.15 Областного закона Ростовской области от 26.07.2005г. № 344-ЗС, в ст.2 Областного закона Ростовской области от 10.12.2010г. №538-ЗС).

Таким образом, указанными положениями Федерального закона № 79-ФЗ и Областных законов Ростовской области от 26.07.2005г. № 344-ЗС, от 10.12.2010г. №538-ЗС определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания единственной выплатой, не имеющей фиксированного размера, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя.

В частности, «Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий лицам, замещающим государственные должности Ростовской области в Правительстве Ростовской области и областных органах исполнительной власти, государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в аппарате Правительства Ростовской области, государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Ростовской области» является Приложением №1 к Распоряжению Правительства Ростовской области от 13.04.2012г. №113 "О некоторых вопросах оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Ростовской области, государственных гражданских служащих Ростовской области в Правительстве Ростовской области и руководителей областных органов исполнительной власти" (л.д.78-85).

Вместе с тем ч.10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, ч.3 ст.2 Областного закона Ростовской области от 10.12.2010г. №538-ЗС, ч.5 ст.15 Областного закона Ростовской области от 26.07.2005г. № 344-ЗС предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, областными законами.

Однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена ч. 10 ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ, ч.3 ст.2 Областного закона Ростовской области от 10.12.2010г. №538-ЗС, ч.5 ст.15 Областного закона Ростовской области от 26.07.2005г. № 344-ЗС (в редакции законов, действовавших на момент возникновения спорных отношений по настоящему делу), к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами упомянутых законов, законодательно прямо не предусмотрено не было.

Так, иные выплаты в виде премиальных, производимые лицам, замещающим государственные должности Ростовской области в Правительстве Ростовской области и областных органах исполнительной власти, государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в аппарате Правительства Ростовской области, государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Ростовской области в рамках их материального стимулирования, не входили в состав денежного содержания указанных лиц.

По смыслу положений абз. 2 ч.3 ст.11 Областного закона Ростовской области от 10.12.2010г. №538-ЗС «другие выплаты» (предусмотренные ч.3 ст.2 Областного закона Ростовской области от 10.12.2010г. №538-ЗС, ч.5 ст.15 Областного закона Ростовской области от 26.07.2005г. № 344-ЗС) производятся за счет экономии денежных средств по фонду оплаты труда гражданских служащих.

Согласно ст.7 Областного закона Ростовской области от 10.12.2010г. №538-ЗС, принятого соответствии с п.4 ч.5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ, п.4 ч.4 ст.15 Областного закона Ростовской области от 26.07.2005г. № 344-ЗС, премии выплачиваются гражданскому служащему в целях повышения его заинтересованности в результатах деятельности государственного органа и качестве выполнения должностных обязанностей (ч.1).

Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя на основе Примерного положения, являющегося Приложением 4 к настоящему Областному закону, с учетом обеспечения гражданским служащим задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (ч.3).

Согласно п. 2 Раздела 1 указанного Примерного положения премии выплачиваются ежеквартально в соответствии с порядком, установленным Разделом II Примерного положения, и могут выплачиваться единовременно в соответствии с порядком, установленным разделом III Примерного положения.

Пунктом 4 Раздела II указанного Примерного положения установлено, что фонд для выплаты ежеквартальных премий гражданским служащим (работникам) формируется в пределах утвержденного фонда оплаты труда гражданских служащих.

Раздел III Примерного положения предусматривает порядок выплаты единовременных премий, согласно которому единовременная премия может выплачиваться по результатам выполнения разовых и иных поручений гражданским служащим при наличии экономии денежных средств по фонду оплаты труда (п.14).

Аналогичные положения содержатся в п.4.1 Порядка выплаты премий … (Приложение №1 к Распоряжению Правительства Ростовской области от 13.04.2012г. №113 "О некоторых вопросах оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Ростовской области, государственных гражданских служащих Ростовской области в Правительстве Ростовской области и руководителей областных органов исполнительной власти" (л.д.78-85).

Выплата единовременных премий может осуществляться гражданским служащим отдельных структурных подразделений государственного органа и отдельным гражданским служащим (п.15 Порядка).

Конкретные размеры премий определяются по результатам деятельности государственного органа, соответствующего структурного подразделения, по личному вкладу гражданского служащего в результат работы (п.16 Порядка).

Решение о выплате единовременной премии оформляется правовым актом государственного органа (п.17 Порядка).

В соответствии с п. 4.2. Порядка выплаты премий (Приложение №1 к Распоряжению Правительства Ростовской области от 13.04.2012г. №113) в декабре учетного периода экономия денежных средств, сложившаяся в течение календарного года по фонду оплаты труда Правительства Ростовской области или органа исполнительной власти Ростовской области, может быть использована для выплаты единовременной премии.

Из пунктов 4.1.1, 4.1.2 Порядка выплаты премий (Приложение №1 к Распоряжению Правительства Ростовской области от 13.04.2012г. №113) следует, что на основании соответствующего представления решение о выплате единовременной премии принимается и конкретный размер премий определяется Губернатором Ростовской области.

Представителю нанимателя, которым в силу ст.1 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ является Губернатор Ростовской области, делегировано право :

- принимать решение о выплате и о размере единовременной премии лицам, замещающим государственные должности в Правительстве Ростовской области, о размере или расчетной величине единовременной премии, кратной должностному окладу, по каждому руководителю органа исполнительной власти Ростовской области;

- определять по аппарату Правительства Ростовской области и органам исполнительной власти Ростовской области максимальный размер премиального фонда, максимальную расчетную величину единовременной премии, кратной должностному окладу на одну штатную единицу, с возможной корректировкой премиального фонда на основании решений, принятых в соответствии с абз.2 п. 4.2.3 Порядка выплаты премий (Приложение №1 к распоряжению Правительства Ростовской области от 13.03.2012г. №113).

Из приведенных нормативных положений следует, что единовременное премирование гражданских служащих Ростовской области является правом представителя нанимателя, производится по его решению при наличии определенных критериев, направлено на повышения его заинтересованности в результатах деятельности государственного органа и качестве выполнения должностных обязанностей.

Основными критериями при решении вопроса о выплате единовременной премии и определении ее размера для гражданских служащих Ростовской области в соответствии с Разделом III Примерного положения являются результаты выполнения ими разовых и иных поручений, их личный вклад в результаты работы при наличии экономии денежных средств по фонду оплаты труда (пункты 14,16). При этом периодичность выплаты единовременной премии федеральным законодательством и законодательством Ростовской области не установлена, а представитель нанимателя наделен полномочиями по выбору оснований для начисления премии гражданским служащим и определению ее размеров.

Поскольку основания и порядок выплаты единовременных премий гражданским служащим в соответствии с положениями приведенных выше нормативных актов являются компетенцией представителя нанимателя и зависят, в частности, от результатов выполнения ими разовых и иных поручений, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Правительство Ростовской области, их личного вклада в результат этой работы, состояния фонда оплаты труда и других факторов, которые могут оказывать влияние на принятие решения о премировании и его размере в отношении каждого гражданского служащего (работника) персонально, судебная коллегия не может согласиться с утверждением истца об отсутствии у ответчика оснований для невыплаты ему единовременной премии по итогам 2020г., обоснованным тем, что в период прохождения гражданской службы истец ежемесячно получал денежное содержание с выплатой ежемесячной премии, дисциплинарных взысканий не имел, а лишение его единовременной премии по итогам 2020г. ставит его в неравное положение с другими лицами, замещающими государственные должности Ростовской области, и государственными служащими Ростовской области в Правительстве Ростовской области.

Суд первой инстанции правильно определил круг значимых для данного дела обстоятельств, исходя из оснований предъявленного Германом М.А. иска, представленных ответчиком письменных доказательств обоснованно пришел к выводу о том, что в данном случае предметом рассмотрения являлся вопрос о выплате премии за 2020г. именно истцу, а не иным государственным гражданским служащим Ростовской области; с соблюдением требований ст.67 ГПК РФ дал надлежащую правовую оценку Приложению №2 к Распоряжению Губернатора Ростовской области от 24.12.2020г. №93-дсп (л.д.75), из которого следует, что Герман М.А. не был включен в список на предоставление выплаты, предусмотренной Разделом 4 Приложения №1 к Распоряжению Правительства Ростовской области от 13.04.2012г. №113 (единовременная премия за 2020г.), что само по себе не свидетельствует о том, что представителем нанимателя принималось решение о лишении его указанной единовременной премии.

Судебная коллегия также отмечает, что настаивая на возложении на ответчика обязанности выплатить ему единовременную премию за 2020г., само Распоряжение от 24.12.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-дсп (Приложение №2) (л.д.75), изданное Губернатором Ростовской области по результатам проверки документов, представленных для принятия решения о выплате и о размере единовременной премии лицам, замещающим государственные должности в Правительстве Ростовской области, Германом М.А. в установленном законом порядке не оспорено. По мнению истца, правильное разрешение возникшего спора по настоящему делу зависело от исследования и оценки предусмотренных п.4.2.4 Порядка предложений заместителя Губернатора Ростовской области ФИО8 по перечню государственных гражданских служащих курируемых структурных подразделений Правительства Ростовской области, подлежащих премированию, и размерам единовременной Премии с учетом личного вклада работника в результат работы в пределах максимальной расчетной величины единовременной Премии по результатам работы за год по курируемым структурным подразделениям.

Само по себе то обстоятельство, что порядок выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, предусмотренных п.4 ч.2 ст.2 Областного закона Ростовской области от 10.12.2010г. №538-ЗС, аналогичен порядку выплаты «других выплат», производимых в виде премий, предусмотренных ч.3 ст.2 данного Областного закона Ростовской области от 10.12.2010г. №538-ЗС, урегулирован одним Распоряжением Правительства Ростовской области от 13.04.2012г. №113, не свидетельствует о том, что правовая природа данных премий одинакова.

Истец не учитывает того, что материальное стимулирование, предусмотренное разделом III Положения «Порядок выплаты единовременных премий» (Приложение №4 к Областному закону Ростовской области от 10.12.2010г. №538-ЗС) и разделом 4 Порядка «Порядок выплаты единовременных премий» (Приложение №1 к Распоряжению Правительства Ростовской области от 13.04.2012г. №113), не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Как отмечено выше, материальное стимулирование осуществляется из средств экономии денежных средств по фонду оплаты труда гражданских служащих, выплата указанных средств материального стимулирования (единовременное премирование гражданских служащих Ростовской области) является правом представителя нанимателя (Губернатора Ростовской области), производится по его решению, направлено на повышения его заинтересованности в результатах деятельности государственного органа и качестве выполнения должностных обязанностей.

По результатам толкования приведенных норм, в их совокупности, судебная коллегия не может согласиться с утверждением истца том, что единовременная премия по итогам года, выплачиваемая гражданским служащим при наличии экономии денежных средств по фонду оплаты труда, является частью денежного содержания, закрепленного п.4 раздела II Положения и п.п. «а» п.4.1 служебного контракта, к которым отнесены ежеквартальные премии за выполнение особо важных и сложных заданий.

Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что в соответствии с ч. 7 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

В силу положений ст. 11 Областного закона Ростовской области от 10.12.2010г. №538-ЗС (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора), финансирование расходов на выплату денежного содержания гражданских служащих осуществляется за счет средств областного бюджета.

При формировании фонда оплаты труда гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

1) оклада за классный чин - в размере двух с половиной должностных окладов;

2) ежемесячной надбавки за выслугу лет - в размере трех должностных окладов;

3) ежемесячной надбавки за особые условия - в размере четырнадцати должностных окладов;

4) ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов (исходя из численности гражданских служащих, допущенных к государственной тайне на постоянной основе);

5) премий - в размере двух окладов денежного содержания;

6) ежемесячного денежного поощрения - в размере пяти должностных окладов;

7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - в размере двух окладов денежного содержания;

7.1) материальной помощи - в размере одного оклада денежного содержания;

8) районного коэффициента (коэффициента) к денежному содержанию в размере, определяемом с учетом размеров коэффициентов, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.2 Закона).

Представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда гражданских служащих между выплатами, предусмотренными ч.2 ст.11 Закона.

Экономия денежных средств по фонду оплаты труда гражданских служащих изъятию не подлежит и может быть направлена по решению представителя нанимателя на выплату премий, материальной помощи и другие выплаты, предусмотренные федеральными и областными законами (ч.3 Закона).

Федеральным законом от 30.12.2021г. № 437-ФЗ внесены изменения в ст.ст. 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ, которые вступили в силу с 01.01.2022г., в отношении отдельных органов применению подлежат с 01.01.2023г.

Для расчета объема бюджетных ассигнований, необходимых для выплаты денежного содержания с увеличенной долей должностного оклада, требовалось изменение установленных ст.51 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ, ст.11 Областного закона Ростовской области от 10.12.2010г. №538-ЗС нормативов формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Ростовской области в Правительстве Ростовской области и областных органах исполнительной власти, государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в аппарате Правительства Ростовской области, государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Ростовской области.

Внесенными изменениями предусмотрено исключение данных нормативов из Федерального закона № 79-ФЗ и определение их в порядке формирования и использования фонда оплаты труда, утверждаемом Указом Президента Российской Федерации.

Одновременно в ч.5 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ внесены корреспондирующие изменения для установления возможности определения особенностей формирования фонда оплаты труда на основе показателей эффективности и результативности деятельности федерального государственного органа в порядке формирования и использования фонда оплаты труда.

Положения ч. 4 ст.51 Федерального закона о праве представителя нанимателя перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, предусмотренными структурой их денежного содержания, предусмотрены непосредственно в порядке формирования и использования фонда оплаты труда с учетом предмета его правового регулирования.

В соответствии с внесенными изменениями премии, выплачиваемой федеральным гражданским служащим (п.4 ч.5 ст.50 Закона), придано универсальное значение. Указанные изменения позволят рассматривать премирование не только в качестве меры поощрения за выполнение гражданскими служащими отдельных заданий, характеризующихся критериями особой важности и сложности, но и в целом за добросовестное исполнение должностных обязанностей.

Как отмечено выше, в оспариваемый период наряду с ежемесячными премиями за выполнение особо важных и сложных заданий истцу ежеквартально производилось дополнительное материальное стимулирование, имеющее целевой характер – повышение мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы.

То есть представителем нанимателя самостоятельно определялся характер и порядок производства «иных выплат», предусмотренных ст.51 Федерального закона №79-ФЗ, ч.3 ст.2 Областного закона Ростовской области от 10.12.2010г. №538-ЗС, ч.5 ст.15 Областного закона Ростовской области от 26.07.2005г. № 344-ЗС (в редакции законов, действовавших на момент возникновения спорных отношений по настоящему делу), при котором средства материального стимулирования гражданским служащим выплачивались не в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий.

При этом, необходимо учитывать, что премии, выплачиваемой гражданским служащим, ранее до принятия Федерального закона от 30.12.2021г. № 437-ФЗ в п.4 ч.5 ст.50 Закона №79-ФЗ, Областным законом от 26.04.2022г. №692-ЗС в Областные законы Ростовской области от 10.12.2010г. №538-ЗС, ч.5 ст.15 Областного закона Ростовской области от 26.07.2005г. № 344-ЗС, значившейся, как как премии за выполнение важных и особо важных заданий, универсальное значение придано только с 01.01.2022г.

В этой связи оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности произвести выплату единовременной премии по итогам 2020г., о взыскании компенсацию морального вреда судебная коллегия не находит.

Судебная коллегия отвергает утверждение истца в апелляционной жалобе о недопустимости применения к возникшим по делу правоотношениям норм Трудового кодекс РФ, как не согласующееся с положениями ст.73 Федерального закона от 24.07.2004г. №79-ФЗ, согласно которой федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом истца о проявленной представителем нанимателя в отношении него дискриминации.

Исходя из общих норм действующего законодательства под дискриминацией в сфере труда закон понимает ограничение в трудовых правах и свободах или получении каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ч. 2 ст.3 Трудового кодекса РФ). В силу ч. 1 ст. 3 ТК РФ (запрещение дискриминации в сфере труда) каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Подобных обстоятельств в ходе рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела не установлено.

Не имеется оснований не согласиться с утверждением истца о том, что суждения суда первой инстанции о пропуске им срока на обращение в суд с упомянутыми выше исковыми требованиями, влекут отмену вынесенного им решения от 18.04.2022г.

Согласно ч.2 ст.392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам названного срока он может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 392 ТК Российской Федерации).

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004г. №2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Из ч.4 ст. 198 ГПК Российской Федерации следует, что обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении.

Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. При этом перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.

Соответственно, с учетом положений ст. 392 ТК РФ в системной взаимосвязи с требованиями ст.ст. 2, 67, 71 ГПК Российской Федерации суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Как видно из искового заявления Германа М.А. и его объяснений в судебном заседании 30.03.2022г., по поводу того, что ему не была произведена выплата единовременной премии за 2020г., 29.12.2020г. он обращался с запросом в управление бухгалтерского учета и отчетности Правительства Ростовской области, на это обращение соответствующий ответ получен 15.01.2021г. (л.д.4, 32,34,64).

Обращение истца в ГИТ Ростовской области и в прокуратуру Ростовской области последовало 29.12.2021г., ответы на обращение получены конце января 2022г. (28.01.2022г.) - (л.д.19-30, 40-42).

Государственной инспекцией труда по Ростовской области обращение Германа М.А. в прокуратуру Ростовской области переслано 10.01.2022г. (л.д.40).

Прокуратурой Ростовской области 28.01.2022г. указано на то, что для дальнейшего разрешения спора о законности невыплаты единовременной премии за 2020г. ему следует обратиться в суд (л.д.41-42).

Исковое заявление Германа М.А. от 24.02.2022г. (л.д.16), в суд предъявлено и зарегистрировано 02.03.2022г.

С учетом изложенного, при разрешении вопроса о пропуске истцом срока для обращения в суд за защитой своих прав суду первой инстанции надлежало принять во внимание всю совокупность обстоятельств, не позволивших Герману М.А. своевременно обратиться в суд за разрешением спора по поводу невыплаты премии, с учетом нормативных положений о способах защиты гражданами своих прав и свобод, государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации".

Так, в соответствии со ст. 352 ТК Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются в том числе государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

Ч.1 ст. 353 ТК РФ предусмотрено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда)(ч.1 ст.354 ТК РФ).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы 2,3,15 ст.356 ТК РФ).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац 6 ч.1 ст.357 ТК РФ).

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

В силу ч.1 ст. 26 названного Закона предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" предусмотрено, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор в том числе рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 данного Закона.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе вносить представление об устранении нарушений закона (абз.3 ч.3 ст.22 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации").

Из данных норм следует, что государственные инспекции труда и органы прокуратуры, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.

С учетом приведенных нормативных положений, определяющих способы защиты гражданином своих трудовых прав и полномочия государственных инспекций труда и органов прокуратуры по рассмотрению обращений граждан, судебная коллегия считает возможным согласиться в связи с тем, что предусмотренный ч.2 ст.392 ТК РФ годичный срок для обращения в суд с иском по поводу невыплаты ему единовременной премии за 2020г. пропущен по уважительным причинам.

Однако с учетом того, что обоснованность исковых требований по существу своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашла, суждения суда первой инстанции о пропуске истцом срока для обращения в суд сами по себе отмену в апелляционном порядке обжалуемого им решения суда от 18.04.2022г. повлечь не могут.

Руководствуясь положениями ст.ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 18 апреля 2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Германа Михаила Алексеевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Текст мотивированного определения изготовлен 27.09.2022г.