НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 22.02.2024 № 2-3220/2023

Судья Молошников В.Ю. 61RS0003-01-2023-003494-73

№ 33-3164/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 февраля 2024 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Глебкина П.С.,

судей Тактаровой Н.П., Котельниковой Л.П.,

при секретаре Ворсиновой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3220/2023 по иску прокурора г. Таганрога Ростовской области в интересах Пацан Валерия Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, 3-е лицо: ООО «Днепрорудненский железорудный комбинат», о признании решения незаконным, включении в страховой и специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 03 октября 2023г.,

Заслушав доклад судьи Тактаровой Н.П.,

у с т а н о в и л а:

прокурор г. Таганрога Ростовской области в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации, в интересах Пацан В.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее – ОСФР по Ростовской области) о признании решения незаконным, включении в страховой и специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав, что 30.09.2022 Пацан В.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

До 31.10.2022г. он являлся получателем досрочной пенсии в г. Днепрорудное Васильевского района Запорожской области.

Решением ОСФР по Ростовской области от 30.12.2022 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Пацану В.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой величины ИПК, ИПК определен в размере 18,910 с учетом уточнения – 16,808 (при требуемом для назначении пенсии в 2022 году – 23,4).

В страховой и специальный стаж по Списку № 1 не включены следующие периоды работы:

- с 03.07.1979 по 23.08.1979 – подземным учеником горнорабочего в шахте «Юбилейная» по причине отсутствия печати при увольнении и не подтверждения стажа компетентными органами иностранного государства.

В специальный стаж по Списку № 1 не включены следующие периоды работы: с 01.01.2014 по 05.04.2017, с 19.04.2017 по 11.02.2018, с 27.02.2018 по 24.04.2018, с 09.05.2018 по 05.02.2019 – горным мастером в ЗАО «Запорожский железорудный комбинат» по причине неуплаты работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу.

В результате страховой стаж Пацан В.А, составил 36 лет 4 месяца 2 дня (при требуемом 25 лет), специальный стаж составил 28 лет 3 месяца 17 дней (при требуемом 5 лет), величина ИПК составила 16,808 (при требуемом в 2022 году – 23,4).Сотрудниками ОСФР по РО не приняты во внимание справки, уточняющие льготный характер работы от 05.02.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНа, от 07.02.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданные предприятием с иностранными инвестициями в форме частного АО «Запорожский железорудный комбинат» (по причине указания произведения отчислений в ПФ РФ), справки пенсионного фонда Республики Украины от 05.02.2019 по форме ОК-5, а также сведения трудовой книжки за период времени с 03.07.1979 по 23.08.1979 (по причине отсутствия печати при увольнении и не подтверждения стажа компетентными органами иностранного государства).

На основании изложенного, истец просит суд:

- признать незаконным решение ОСФР по Ростовской области об отказе в назначении пенсии от 30.12.2022;

- признать за Пацан В.А. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 01.11.2022;

- обязать ответчика принять к зачету при расчете величины ИПК справки от 05.02.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНа, от 07.02.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданные предприятием с иностранными инвестициями в форме частного АО «Запорожский железорудный комбинат», справки пенсионного фонда Республики Украины от 05.02.2019 по форме ОК-5;

- обязать ответчика включить в страховой стаж Пацан В.А. период работы: с 03.07.1979 по 23.08.1979 – подземным учеником горнорабочего в шахте «Юбилейная»;

- обязать ответчика включить в специальный стаж Пацан В.А. периоды работы: с 03.07.1979 по 23.08.1979 – подземным учеником горнорабочего в шахте «Юбилейная», с 01.01.2014 по 05.04.2017, с 19.04.2017 по 11.02.2018, с 27.02.2018 по 24.04.2018, с 09.05.2018 по 05.02.2019 – горным мастером в ЗАО «Запорожский железорудный комбинат»;

- обязать ответчика выполнить расчет страхового стажа и ИПК Пацан В.А. с учетом справок от 05.02.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНа, от 07.02.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданные предприятием с иностранными инвестициями в форме частного АО «Запорожский железорудный комбинат», справки пенсионного фонда Республики Украины от 05.02.2019 по форме ОК-5, а также с учетом включения по Списку № 1 периодов работы: с 03.07.1979 по 23.08.1979 – подземным учеником горнорабочего в шахте «Юбилейная», с 01.01.2014 по 05.04.2017, с 19.04.2017 по 11.02.2018, с 27.02.2018 по 24.04.2018, с 09.05.2018 по 05.02.2019 – горным мастером в ЗАО «Запорожский железорудный комбинат»;

- обязать ответчика назначить Пацан В.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.11.2022 (л.д.4-11).

Определением суда, внесенным в протокол судебного заседания от 04.09.2023, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Днепрорудненский железорудный комбинат» (л.д.129-130).

Решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 03 октября 2023г. исковые требования прокурора г. Таганрога Ростовской области в интересах Пацан В.А. удовлетворены частично.

Суд признал незаконным решение ГУ ОПФР по Ростовской области об отказе в назначении пенсии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.12.2022 в части не включения в страховой стаж Пацан В.А. периодов работы с 03.07.1979 по 23.08.1979, с 01.01.2014 по 05.04.2017, с 19.04.2017 по 11.02.2018, с 27.02.2018 по 24.04.2018, с 09.05.2018 по 05.02.2019 и в части отказа в принятии к зачету сведений по справкам о заработной плате НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.02.2019, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.02.2019, выданным предприятием с иностранными инвестициями в форме частного АО «Запорожский железорудный комбинат».

Возложил на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области обязанность включить в страховой стаж Пацан В.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 03.07.1979 по 23.08.1979 – подземным учеником горнорабочего в шахте «Юбилейная», с 01.01.2014 по 05.04.2017, с 19.04.2017 по 11.02.2018, с 27.02.2018 по 24.04.2018, с 09.05.2018 по 05.02.2019 – горным мастером в ЗАО «Запорожский железорудный комбинат» и назначить Пацан В.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.11.2022, приняв к зачету при исчислении размера пенсии сведения по справкам о заработной плате НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.02.2019, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.02.2019, выданные предприятием с иностранными инвестициями в форме частного АО «Запорожский железорудный комбинат».

В удовлетворении остальной части исковых требований отказал (л.д. 139-152).

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, ссылаясь на то, что вопреки выводам суда, спорные периоды работы могли быть включены в специальный стаж истца только при условии начисления и уплаты страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Уплата взносов по дополнительному тарифу, является обязательным условием для зачета спорных периодов работы после 01.01.2013г.

Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о начислении и уплате страховых взносов по соответствующим тарифам, по мнению ответчика, у суда отсутствовали правовые основания для включения спорных периодов в специальный стаж истца (л.д.173—174).

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ с учетом поданного ОСФР по Ростовской области ходатайства в отсутствие его представителя, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела уведомление.

Рассмотрев материалы дела, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), выслушав прокурора Серебрянникову Э.В., поддержавшего иск, просившего об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, истца Пацана В.А., судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу Пацану В.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации выдан ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. (л.д.35).

30.09.2022г. Пацан В.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.30-31), указав, что он является получателем пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства –Украины (л.д.30-31). Согласно его заявлению от 21.03.2023г., направленному в адрес прокурора г.Таганрога Ростовской области, пенсию в Украине он получал с 2009г. по февраль 2022г., в марте 2019г. переехал на постоянное место жительства в г.Таганрог Ростовской области (л.д.12).

Решением ОСФР по Ростовской области от 30.12.2022 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Пацану В.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой величины ИПК – 18,910, (при требуемом для назначении пенсии в 2022 году – 23,4).

В страховой и специальный стаж по Списку № 1 не включены следующие периоды работы:

- с 03.07.1979 по 23.08.1979 – подземным учеником горнорабочего в шахте «Юбилейная» по причине отсутствия печати при увольнении и не подтверждения стажа компетентными органами иностранного государства.

В специальный стаж по Списку № 1 не включены следующие периоды работы: с 01.01.2014 по 05.04.2017, с 19.04.2017 по 11.02.2018, с 27.02.2018 по 24.04.2018, с 09.05.2018 по 05.02.2019 – горным мастером в ЗАО «Запорожский железорудный комбинат» по причине неуплаты работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу.

В результате страховой стаж Пацан В.А, составил 36 лет 4 месяца 2 дня (при требуемом 25 лет), специальный стаж составил 28 лет 3 месяца 17 дней (при требуемом 5 лет), величина ИПК составила 16,808 (при требуемом в 2022 году – 23,4).Сотрудниками ОСФР по РО не приняты во внимание справки, уточняющие льготный характер работы от 05.02.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНа, от 07.02.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданные предприятием с иностранными инвестициями в форме частного АО «Запорожский железорудный комбинат» (по причине указания произведения отчислений в ПФ РФ), справки пенсионного фонда Республики Украины от 05.02.2019 по форме ОК-5, а также сведения трудовой книжки за период времени с 03.07.1979 по 23.08.1979 (по причине отсутствия печати при увольнении и не подтверждения стажа компетентными органами иностранного государства), (л.д.25-26).

Во изменение решения от 30.12.2022 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ОСФР по Ростовской области принято решение от 24.03.2023, согласно которому страховой стаж Пацан В.А. составил 36 лет 4 месяца 2 дня при требуемом 25 лет (с учетом армии в календарном исчислении). Стаж работы по Списку №1 – 28 лет 3 месяца 17 дней при требуемом 5 лет. Величина индивидуального пенсионного коэффициента составил 16,808 при требуемом для назначения пенсии в 2022 г. – 23,4 (л.д.76 оборот – 77).

Полагая данный отказ незаконным, прокурор, действуя в интересах Пацана В.А., обратился в суд.

Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ч.1 ст. 7 и ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст. 8 и п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (действовавшего до 01.01.2023), Списком №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173, Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2022 №516, п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стаж для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, разъяснениями, содержащимися в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», п.5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР», п.15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР», п.5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», и, оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств, пришел к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт занятости Пацан В.А. в спорные периоды работы полный рабочий день на подземных работах по профессии, предусмотренной Списком №1, в связи с чем, исковые требования Пацан В.А. о включении в специальный стаж спорных периодов работы подлежат удовлетворению.

Поскольку с учетом включенных судом в страховой стаж Пацан В.А. периодов работы у него образуется необходимый стаж и размер ИПК, принимая во внимание, что выплата Пацан В.А. пенсии производилась на территории Украины до октября 2022г. включительно, суд признал за Пацаном В.А. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права, т.е. с 01.11.2022, приняв к зачету при исчислении размера пенсии сведения по справкам о заработной плате НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.02.2019, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.02.2019 (л.д.13,14), выданные предприятием с иностранными инвестициями в форме частного АО «Запорожский железорудный комбинат».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и находит доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ростовской области не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015 г.

До 01.01.2015г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12. 2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно части 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999г. №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

Согласно части 1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 лет (мужчины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ.

Пунктом 1 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018г., на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. №665).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются: Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992г.

Списком № 1 от 1956 г., утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", разделом I "Горные работы" подразделом 1 предусмотрены все рабочие, инженерно-технические работники и служащие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, асбеста, соли, слюды и других рудных и нерудных ископаемых, в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников и других подземных сооружений, а также все работники, занятые полный рабочий день под землей на обслуживании указанных выше рабочих и служащих (медперсонал подземных здравпунктов, работники подземной телефонной связи и т.д.).

Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 право на досрочное назначение страховой пенсии предоставлялось всем рабочим, занятым полный рабочий день на подземных работах (раздел 1. Горные работы, подраздел 1). Подземные работы в шахтах, рудниках, на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников, приисков; позиция 1010100а).

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07. 2014г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Абзацем 1 п. 4 Правил от 11.07.2002г. №516 установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В пункте 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996г. № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников (п.7).

Согласно пункту 11 Указания Минсоцобеспечения РСФСР от 15.05.1991г. № 1-57-У, если в Списках №1 и №2 указаны производства без перечисления профессий и должностей, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все работники этих производств независимо от наименования профессий или занимаемых должностей.

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2014г. № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст.14 Федерального закона от 28.12. 2013г. № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст.14 Федерального закона от 28.12. 2013г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).

В силу части 3 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Аналогичные положения содержатся в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014г. № 1015 (далее – Правила №1015).

Пунктом 11 указанных Правил №1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из трудовой книжки истца (с датой заполнения ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) следует, что в период 03.07.1979г. по 23.08.1979г. он работал в качестве подземного ученика горнорабочего с полным рабочим днем в шахте «Юбилейная» (л.д.35).

С 20.06.1980г. по 10.08.1980г. истец работал в качестве подземного ученика проходчика шахты «Павлодарская» Объединения «Павлоградуголь».

С 21.01.1985г. принят на работу на предприятие Запорожский железорудный комбинат им. 60-летия СССР на шахту «Эксплуатационная» подземным машинистом вибропогрузочной установки с полным рабочим днем на подземных работах; 28.05.1986г. переведен на должность горного мастера подземного участка очистных работы № 2 шахты «Эксплуатационная» с полным рабочим днем на подземных работах; 26.03.1987г. назначен на должность заместителя начальника подземного участка очистных работ № 2 шахты «Эксплуатационная» с полным рабочим днем на подземных работах; 13.04.198г. переведен машинистом вибропогрузочной установки шахты «Эксплуатационная» с полным рабочим днем на подземных работах; 02.01.1990г. назначен на должность горного мастера участка № 2 шахты «Эксплуатационная» с полным рабочим днем на подземных работах; 01.08.1993г. уволен в связи с реорганизацией Запорожского государственного железорудного комбината в АП «Запорожский железорудный комбинат».

01.06.1994г. истец был назначен на должность горного мастера участка № 5 шахты «Эксплуатационная» с полным рабочим днем под землей (приказ № 100-к от 02.06.1994г.); 01.01.1997г. уволен в связи с перерегистрацией АП «Запорожский железорудный комбинат» в предприятие с иностранными инвестициями в форме Закрытого акционерного общества «Запорожский железорудный комбинат».

В период с 01.01.1997г. по 05.02.2019г. истец работал в должности горного мастера участка № 5 шахты «Эксплуатационная» с полным рабочим днем под землей, уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по ст. 38 КЗоТ Украины (л.д. 36-40).

Таким образом, с 15.06.1985г. трудовая деятельность истца проходила на «Запорожском железорудном комбинате»л\, который 02.02.1983г. был переименован в «Запорожский железорудный комбинат им.60-летия СССР», 29.10.1993г. реорганизован в арендное предприятие «Запорожский железорудный комбинат», 12.02.1997г. – перерегистрирован в предприятие с иностранными инвестициями в форме ЗАО «Запорожский железорудный комбинат», 21.05.2014г. - переименован в предприятие с иностранными инвестициями в форме частного акционерного общества «Запорожский железорудный комбинат» (л.д.15,16).

С соблюдением требований ст.67 ГПК Российской Федерации, в совокупности во всеми доказательствами по делу, судом первой инстанции дана оценка справкам предприятия с иностранными инвестициями в форме АО «Запорожский железорудный комбинат» № от 05.02.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН подтверждающим факт выполнения истцом работы в подземных условиях в течение полного рабочего дня (л.д. 15,16), справкам от 07.02.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и от 07.02.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о размере заработной платы Пацана В.А. за период с января 1995г. по декабрь 2000г., содержащим указание о произведенных с указанной заработной платы отчислениях по установленным тарифам (л.д. 13,14). Учтена судом первой инстанции и выписка из Реестра застрахованных лиц Пенсионного фонда Украины по форме ОК-5 (л.д.17-20) в отношении Пацана В.А., содержащая отметки об уплате страховых взносов сведения на социальное страхование за период с 1999г. по 2018г. (л.д. 17-19).

По результатам исследования и оценки приведенных доказательств, а также с учетом сведений, изложенных в дополнительном отзыве ОСФР по Ростовской области о том, что в случае включения в специальный стаж истца спорных периодов его ИПК составит 52,253 (при требуемом в 2022 году – 23,4) (л.д.134), суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором в интересах Пацана В.А. исковых требований.

Довод апелляционной жалобы ОСФР по Ростовской области о неправомерности выводов суда первой инстанции о включении спорных периодов в специальный стаж истца при отсутствии в материалах дела сведений о начислении и уплате за Пацана В.А. за период с 01.01.2013г. страховых взносов по дополнительному тарифу, отмену состоявшегося по делу решения суда от 03.10.2023г. повлечь не может, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016г. № 250-ФЗ) периоды работы, предусмотренные п. п. 1 - 18 ч. 1 данной статьи, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п. п. 1 - 18 ч. 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п. п. 1 - 18 ч. 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В первоначальной редакции данная норма предусматривала, что периоды работы, предусмотренные п. п. 1 - 18 ч. 1 данной статьи, имевшие место после 01.01.2013г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п. п. 1 - 18 ч. 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п. п. 1 - 18 ч. 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно ч. 6 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 03.07.2016г. №250-ФЗ, от 14.07.2022г. № 237-ФЗ) периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой (с 01.01.2015г. - страховой) пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с работой с тяжелыми условиями труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая (страховая) пенсия по старости назначается досрочно (п.п. 2 п.1 и п.2 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п.2 ч.1 и ч.2 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

При этом на работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, была возложена обязанность по уплате начиная с 01.01.2013г. дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 01.01.2017г. – ст.428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 01.01.2013г., засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения трудовой (страховой) пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

До установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой (страховой) пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31.12.2018г., результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком (п. 3 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ч.6 ст.30 и ч. 8 ст.35 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01.01.2023г. - Пенсионный фонд Российской Федерации) по дополнительному тарифу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2023г. № 414-О).

Таким образом, по национальному законодательству России (которое применимо с учетом ст. ст. 1, 6 Соглашения СНГ 1992г.) в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ включаются периоды работы в условиях, предусмотренных Списком № 1, выполнявшиеся постоянно полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени), подтвержденные в установленном законом порядке, в данном случае справкой работодателя или иными первичными документами за спорный период, подтверждающими характер работы и постоянную занятость, а в отношении периодов работы с 01.01.2013г. - при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным ст. 428 НК Российской Федерации.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в силу ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с 01.01.2013 возлагается на страхователей (работодателей) в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015г. - в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица (ст. 4 указанного закона).

Финансовое обеспечение обязательного страхового обеспечения осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Согласно ст. 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется, в том числе за счет страховых взносов; средств федерального бюджета.

Средства федерального бюджета включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение.

Трансферт на обязательное пенсионное страхование определяется, в том числе, с учетом досрочного назначения страховых пенсий лицам, указанным в ст. ст. 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (уменьшенных на сумму доходов от дополнительных тарифов страховых взносов, уплачиваемых страхователями в соответствии со ст. 33.2 данного закона).

Из указанных положений следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу являются обязательными для страхователей, использующих труд работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, целевым назначением этих взносов является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Вместе с тем судебная коллегия отмечает, что из представленных в материалы дела доказательств следует, что за период до октября 2013г. работодателями на Украине производилась уплата единого взноса на общеобязательное государственное страхование, по Закону Украины от 04.07.2013 № 406-VII "О внесении изменении к некоторым законодательным актам Украины в связи с проведением административной реформы" с октября 2013г. администрирование единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование обеспечивали органы Министерства доходов и сборов Украины, поэтому такие сведения в пенсионном органе отсутствуют.

В возникшей ситуации судебная коллегия полагает исходить из следующего.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).

Так, 13.03.1992г. между государствами - участниками СНГ, в том числе, Российской Федерацией, Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13.03.1992г.).

В соответствии со статьей 1 Соглашение от 13.03.1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 ст.6 Соглашения от 13.03.1992г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст.10 Соглашения от 13.03.1992г.).

Данный документ подписан государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Украиной.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994г. № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992г., а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06. 2004г. № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР).

В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Согласно абзаца 3 п.5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Согласно Официальному сообщению МИД России действие действия упомянутого Соглашения от 13.03.1992г. в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения прекращено с 01.01.2023г.

Федеральный конституционный закон от 04.10.2022г. № 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области" вступил в силу со дня вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Запорожской областью о принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, который ратифицирован вступившим в силу со дня опубликования Федеральным законом от 04.10.2022г. № 374-ФЗ, и временно применялся с 30.09.2022г.

Согласно ч.1 ст.1 приведенного Федерального конституционного закона от 04.10.2022г. № 7-ФКЗ Запорожская область принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17.12.2001г. № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

В силу п.1 ч.1 ст.12 данного Федерального конституционного закона от 04.10.2022г. № 7-ФКЗ на территории Российской Федерации признаются и действуют без ограничения срока действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, органов публичной власти Запорожской области, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом либо не вытекает из самих документов или существа отношений, следующие документы, действовавшие на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, в том числе, документы, подтверждающие гражданское состояние, трудовой (страховой) стаж, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме, право на получение медицинской помощи, таможенные документы, выданные органами публичной власти Запорожской области, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины.

Те документы об уплате страховых взносов, которые имелись, представлены на запрос суда первой инстанции в материалы дела третьим лицом – ООО «Днепрорудненский железорудный комбинат», которое, являясь дочерним предприятием ООО «Индустриальные Инновации» на территории Запорожской области, во исполнение распоряжения главы Военно-гражданской администрации Запорожской области от 17.05.2022г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о введении временной администрации горно-металлургического комплекса «Запорожский железорудный комбинат» фактически осуществляет функции по управлению предприятием с иностранными инвестициями в форме частного АО «Запорожский железорудный комбинат».

Иные документы на запросы ответчика, направленные в ГУ ПФУ в Запорожской области и ГУ Пенсионного фонда Украины в Днепропетровской области, в ОСФР по Ростовской области не представлены.

Весь спорный специальный стаж истца выработан на территории Запорожской области, фактически вошедшей в состав Российской Федерации с 30.09.2022г. При этом в настоящее время, по независящим от него причинам и в связи с проведением СВО, истец лишен возможности представить, как документы о наличии (отсутствии) в Украине в период с 2013г. норм о дополнительных взносах на пенсионное обеспечение лиц, работавших в тяжелых условиях труда, так и документы об уплате таких страховых взносов на пенсионное обеспечение истца.

Поскольку обращение истца в орган пенсионного обеспечения по вопросу назначения страховой пенсии по старости досрочно имело место 30.09.2022г., то есть в пределах действия Соглашения от 13.03.1992г., судебная коллегия полагает необходимым исходить из положений данного Соглашения от 13.03.1992г.

При этом также судебная коллегия приходит к выводу, что с учетом конкретных обстоятельств дела, конституционного принципа равенства всех перед законом, права истца на пенсионное обеспечение по нормам российского пенсионного законодательства, высокой социальной значимости данной проблемы, в целях недопущения снижения уровня пенсионного обеспечения указанной категории граждан при решении рассматриваемого вопроса, наличии оснований для зачета периодов работы по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.01.2013г. № 400-ФЗ с 01.01.2013 и при неподтверждении уплаты работодателем взносов по дополнительному тарифу при отсутствии недобросовестности со стороны работника (с учетом позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007г. № 9-П, которая подлежит применению и в отношении нормы ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.01.2013г. № 400-ФЗ), периоды работы истца по Списку № 1 с 01.01.2014 по 05.04.2017, с 19.04.2017 по 11.02.2018, с 27.02.2018 по 24.04.2018, с 09.05.2018 по 05.02.2019 не подлежит исключению из специального стажа истца.

Доводы апелляционной жалобы ответчика отклоняются по приведенным выше мотивам.

Ссылка в апелляционной жалобе ответчика о незаконности решения суда первой инстанции в части возложения на ОСФР по Ростовской области обязанности по назначению истцу пенсии основана на ошибочном утверждении об отсутствии у него специального стажа работы требуемой продолжительности и необходимой величины ИПК, а потому отклоняется.

Выводы суда первой инстанции подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст.67 ГПК Российской Федерации.

С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь положениями ст.ст.328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 03 октября 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Тест мотивированного апелляционного определения изготовлен 04.03.2024г.