НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 21.07.2022 № 2-1170/2022

Судья Одинцова Л.Н. дело № 33-12182/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Татуриной С.В.

судей Тактаровой Н.П., Юрченко Т.В.,

при секретаре Поповой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1170/2022 по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога о признании отказа в назначении ежемесячной выплаты семьям, имеющим детей, незаконным и его отмене, по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения г. Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 31 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Татуриной С.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в Таганрогский городской суд с иском к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты семьям, имеющим детей, указав, что 06.12.2021г. ею через МФЦ в соответствии с ч. 1,4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» было подано заявление о предоставлении государственной услуги – «предоставление ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка», с предоставлением необходимого перечня документов.

Решением ответчика от 20.12.2021г. в форме Уведомления ФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги по личному делу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН за НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в связи с отсутствием полных сведений о доходах за период с 01.06.2020 год по 31.05.2021года, в том числе из Управления труда и социальной защиты населения, налоговой инспекции, пенсионного фонда ДНР.

ФИО1 не согласна с такой формулировкой отказа в назначении пособия, ссылаясь на положения ФЗ от 28.12.2017 года №418. истец указывает, что была лишена объективной возможности представить сведения о своих доходах или доходах членов её семьи, поскольку такой доход они не получали.

На основании изложенного ФИО1 просила суд признать незаконным и отменить решение УСЗН г. Таганрога от 20.12.2021 года № 1441-40 об отказе в предоставлении государственной услуги по личному делу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 31 марта 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Суд признал незаконным и отменил отказ УСЗН г. Таганрога сформулированный в уведомлении от 20.12.2021г. в назначении ФИО1 ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения г. Таганрога просит об отмене решения суда, прекращении производства по делу или отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что ФИО1 дважды обращалась с заявлениями о назначении ежемесячной выплаты на первого ребенка 23.10.2021г. и 6.12.2021г. не предоставляя документы в подтверждение доходов за соответствующие периоды, что и явилось основанием для назначения выплат. Заявитель жалобы указывает на то, что если ни мать, ни отец не имеют документально подтвержденного дохода, то ежемесячная выплата не назначается.

Ранее решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 16.02.2022г. разрешены требования ФИО1 об обязании УСЗН г. Таганрога назначить ежемесячную выплату на первого ребенка. При рассмотрении настоящего спора суд необоснованно отказал в возврате иска и прекращении производства по делу со ссылкой на то, что ранее ФИО1 был обжалован отказ по обращению от 23.10.2021г, а в рамках настоящего спора обжалуется отказ на обращение от 6.12.2021г. По мнению заявителя жалобы, суть исковых требований и в первом и во втором случае одинакова.

ФИО1 поданы возражения на апелляционную жалобу ответчика.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.12.2021 года ФИО1 обратилась в МФЦ г. Таганрога с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на первого ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. К заявлению не были приложены документы, подтверждающие сведения о её доходах, а также о доходах её супруга ФИО3 за период с 01.06.2020 года по 31.05.2021 года. К заявлению были приложены заявления от 06.12.2021 года, в котором истец указала, что ни она, ни её супруг никогда не работали и трудовых книжек не имеют. 20.12.2021 года ответчиком было принято решение в форме Уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги по личному делу № 1679820 за № 1441-40, в котором указана причина отказа: « отсутствие полных сведений о доходах за период с 01.06.2020 год по 31.05.2021года, в том числе из Управления труда и социальной защиты населения, налоговой инспекции, пенсионного фонда ДНР.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", положения которого, не содержат в качестве условия возникновения права на получение ежемесячной выплаты обязательного трудоустройства обоих родителей. С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что материалы гражданского дела не содержат доказательств, подтверждающих трудоустройство ФИО1 и ее супруга ФИО3 наличие у них трудовой книжки в спорный период, суд пришел к выводу, что отсутствие трудоустройства обоих родителей ребенка не является законным основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты.

При этом суд отметил, что доказательств предоставления заведомо неверных сведений при подаче заявления от 6.12.2021г. в материалы дела не представлено, а ответчик имел возможность провести проверку доводам заявления ФИО1 путем запроса сведений о трудовой деятельности истца и ее супруга из ОПФР, как это предусмотрено ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", так как в распоряжении такого органа имеются сведения о трудовой деятельности граждан.

Доводы ответчика о наличии у суда оснований для прекращения производства по делу, поскольку имеется решение Таганрогского городского суда от 16.02.2022 года, которым ФИО1 назначено пособие, отклонены судом со ссылкой на ст. 220 ГПК Российской Федерации и то, что предметом и основанием настоящего спора является требование о признании незаконным отказа в назначении пособия от 20.12.2021 года по заявлению от 06.12.2021 года, то есть те требования, которые решением Таганрогского городского суда от 16.02.2022 года не разрешены и не разрешались.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, постановленными в строгом соответствии с действующим законодательством.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

В силу статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 1 указанного Федерального закона N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ).

Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 889н.

В соответствии с частями 1 - 6 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:

1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;

2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлен исчерпывающий перечень доходов, подлежащих учету при расчете среднедушевого дохода членов семьи, претендующей на получение социальной выплаты.

Приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года N 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, в котором в том числе закреплен перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка.

Как указано в письме Минтруда России от 7 марта 2018 года N 12-1/10/П-1584 "О направлении ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", данный Федеральный закон не содержит в качестве условия возникновения права на получение ежемесячной выплаты обязательного трудоустройства обоих родителей. В качестве документа, подтверждающего отсутствие трудоустройства родителей, может быть представлен, в том числе, оригинал трудовой книжки (при ее наличии) в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного Приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года N 889н.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ не содержит в качестве условия возникновения права на получение ежемесячной выплаты обязательного трудоустройства обоих родителей.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, основания для отказа в назначении ежемесячной выплаты в случае, если один из родителей или оба родителя не трудоустроены, отсутствуют.

Поскольку нормами Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ не предусмотрено, что отсутствие трудоустройства родителей, является основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, а сведения об отсутствии трудоустройства родителей ребенка в отчетный период при подаче заявления 6.12.2021г. не опровергнуты ответчиком, суд пришел к правильному выводу, что оснований для отказа в назначении ФИО1 ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка у ответчика не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о законности отказа в назначении ежемесячной выплаты и наличии оснований для оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права применительно к спорным правоотношениям, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 31 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения г. Таганрога - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное решение изготовлено 29.07.2022 года.