НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 21.04.2022 № 2-3941/2021

Судья Волкова Е.В. дело № 33-6683/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 апреля 2022 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе :

председательствующего Татуриной С.В.,

судей Тактаровой Н.П., Гросс И.Н.,

при секретаре Димитровой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3941/2021 по иску Шмайленко Андрея Владимировича к Межрегиональной инспекции ФНС России по Южному федеральному округу о взыскании доплаты средств материального стимулирования, доплаты компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение сроков выплаты, судебных расходов по апелляционной жалобе Шмайленко Андрея Владимировича на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 ноября 2021г.,

у с т а н о в и л а:

Шмайленко А.В. обратился в суд с иском к ответчику Межрегиональной инспекции ФНС России по Южному федеральному округу о взыскании доплаты средств материального стимулирования, доплаты компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение сроков выплаты, судебных расходов, указав, что в 2020-2021 он занимал должность Заместителя начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по Южному федеральному округу.

Приказом ФНС России от 04.03.2021г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН уволен с занимаемой должности по истечении срока действия контракта. Последним рабочим днем для него являлся день 09.03.2021г.

При увольнении с ним был произведен расчет, из начисленной суммы - 511457,88 руб. (с учетом НДФЛ) выплачено - 444 967,88 руб.

По утверждению истца, в нарушение его прав ответчиком произведен расчет не полном объеме, а именно, не доплачены причитающиеся ему сумму надбавки «за секретность» за период с 01.09.2020г. по 09.03.2021г. в размере 6 594,30 руб.

Кроме того, необоснованно занижена сумма выплаченных средств материального стимулирования.

Так, 20.04.2021г. на счет истца поступили средства материального стимулирования в размере базовой суммы за IV квартал 2020г. -32476 руб., а 30.07.2021г. за I квартал 2021г. - 30408 руб., в то время как ранее ему были начислены и выплачены денежные средства с применением рейтингового коэффициента в размере 341600 руб. При этом недоплата материального стимулирования за IV квартал 2020г. и I квартал 2021г. составила 271116 руб.

Истец указывает, что в соответствии с утвержденной ФНС России Методикой распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, объем выделяемых средств на материальное стимулирование коллектива работников напрямую зависит от фактической численности работников и отработанного рабочего времени за отчетный период, а также рейтинговой позиции подразделения службы (суммы баллов за квартал) в ранжире структурных подразделений.

Исходя из указанных выше критериев, на каждое структурное подразделение Службой доводится соответствующий фонд дополнительных целевых средств на указанные цели. При этом фонд материального стимулирования руководителя доводится отдельно, фонд заместителей руководителя определяется по установленной формуле и доводится в составе фонда всего коллектива, доводимого отдельным приказом и распределяемого созданной в Инспекции специальной Комиссией.

Решение о выплате СМС гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после, но до выплаты СМС за расчетный период принимается с учетом фактически отработанного времени. Запрета на применение положений п. 6.1.2 Механизма оценки к уволенному сотруднику либо иных механизмов определения базовой суммы МС для уволенных гражданских служащих Механизмом оценки не предусмотрено.

По утверждению истица, сумма недоплаты материального стимулирования за IV квартал 2020г. и I квартал 2021г. составила 199552,20 руб.

Истец также ссылается на то, что незаконно и необоснованно занижена сумма выплаченных средств в счет компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск.

Согласно справкам 2-НДФЛ за 2020г., 2021г. ответчиком размер суммарного начисления истцу ФОТ за период март 2020г. - февраль 2021г. составила 2968397,90 руб.

Согласно данным указанных справок расчетных листков, за указанный период имеется лишь одна выплата, исключаемая при начислении среднедневного заработка – материальная помощь в декабре 2020г. в сумме 68 000 руб.

Размер среднедневного заработка истца, исходя из установленных действующим законодательством норм должен составлять 8242,14 руб., а сумма начисленной при увольнении компенсации - 1 117 758,58 руб.

Размер недополученной истцом компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск за 135,5 дней составил 615 689,07 руб.

Размер предусмотренной ст.236 ТК РФ компенсации за нарушение срока выплаты компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск за 135,5 дней на дату подачи иска составляет 36 346,18 руб.

С учетом изложенного, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ предъявленные исковые требования, Шмайленко А.В. просил взыскать с ответчика :

- компенсацию за нарушение сроков выплаты надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, содержащими государственную тайну, в размере 530,57 руб. (в т.ч. НДФЛ),

- недополученное материальное стимулирование за IV квартал 2020 г., за I квартал 2021г. в размере 199 552, 20 руб, (в т.ч. НДФЛ),

- компенсацию за нарушение сроков выплаты средств материального стимулирования в размере 11268,99 руб. (в т.ч. НДФЛ),

- недополученную компенсацию при увольнении за неиспользованный отпуск за 135,5 дней в размере 615 689,07 руб. (в т.ч. НДФЛ),

- компенсацию за нарушение сроков выплаты компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск в размере 54016,45 руб. (в т.ч. НДФЛ),

- расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб. ( л.д.4-11, 123-130, 140-144).

Определением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 ноября 2021г. производство по делу в части требований истца о взыскании недополученной надбавки «за секретность» прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в данной части (л.д.183-186).

Решением того же суда от 29 ноября 2021г. исковые требования Шмайленко А.В. к Межрегиональной инспекции ФНС России по Южному федеральному округу о взыскании суммы компенсации за нарушение сроков выплаты надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, содержащими государственную тайну в размере 530,57 руб. (в т.ч. НДФЛ), недополученного материального стимулирования за IV квартал 2020г., за I квартал 2021г. в размере 199552,20 руб. (в т.ч. НДФЛ), компенсации за нарушение сроков выплаты средств материального стимулирования в размере 11 268,99 руб. (в т.ч. НДФЛ), недополученной компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск за 135,5 дней в размере 615 689,07 руб. (в т.ч. НДФЛ), компенсации за нарушение сроков выплаты компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск в размере 54016,45 руб. (в т.ч. НДФЛ), расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб. оставлены без удовлетворения (л.д.187-199).

В апелляционной жалобе Шмайленко А.В. просит об отмене решения суда первой инстанции и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права.

По утверждению в апелляционной жалобе, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований о взыскании причитающихся истцу недоплаченных сумм материального стимулирования, компенсации за неиспользованный отпуск, оставил без внимания правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Определениях от 28.08.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, от 22.07.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, разъяснения Минфина России от 15.07.2014г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и Минтруда России от 22.03.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН/В-2197, не исследовал и не определил правовую природу произведенных истцу выплат средств материального стимулирования сверх фонда оплаты труда; вопреки положениям ч.10 ст.50 и ст.51 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), признал эти выплаты не относящимися к дополнительным самостоятельным выплатам. При этом пришел к неправомерному выводу о невозможности их включения в состав выплаченного истцу денежного содержания для расчета компенсации за неиспользованный отпуск.

По мнению заявителя, произведенный ответчиком расчет оспариваемых сумм компенсации, правильность которого поддержана судом первой инстанции, основан на ошибочном применении положений п.6 Правил исчисления денежного содержания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007г. № 562. Пунктом 1 указанных Правил установлен строгий перечень оснований (случаев), при которых применяется порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего. К их числу не относится такое основание, как расчет «компенсаций за неиспользованный отпуск при истечении срочного служебного контракта». Поскольку истцу не предоставлялся оплачиваемый 135-дневный отпуск с последующим увольнением, вывод суда о том, что средства дополнительного материального стимулирования не могут быть учтены при расчете денежного содержания на период нахождения государственного гражданского служащего в отпуске, является неправомерным.

При этом истец настаивает на том, что в данном случае с учетом рекомендаций Минтруда России суду следовало руководствоваться положениями постановления Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922 «Об особенностях исчисления средней заработной платы».

Не соглашаясь с отказом суда во взыскании денежных средств материального стимулирования, истец указал на то, что суд первой инстанции не проверил правомерность определенного ответчиком размера этих выплат в размере базовой суммы материального стимулирования (37329 руб. за 4 квартал 2020г. и 34952 руб. – за 1 квартал 2021г.), без применения рейтингового коэффициента.

При этом при вынесении решения суд не установил и не
проверил наличие либо отсутствие определенных Методикой критериев оценки работы Шмайленко А.В., не истребовал материалы работы Комиссии, подтверждающие уровень качества исполнения должностных обязанностей в служебной деятельности Шмайленко А.В., не исследовал во взаимосвязи с данной оценкой вопросы эффективности работы координируемых им подразделений и получения их руководителями средств стимулирования в повышенном размере по итогам оценки выполненных задач за оцениваемые периоды, не дал оценки правомерности использованного алгоритма произведенных расчетов.

Вывод суда о правомерности неиспользования ответчиком в расчетах с истцом отраженной в п. 6.2.1. Механизма оценки базовой формулы расчета суммы материального стимулирования для исчисления сумм материального стимулирования, причитающихся заместителю начальника МИ ФНС России по Федеральному округу, не подтвержден какими-либо доказательствами.

Кроме того, как указывает заявитель, суд первой инстанции по существу оставил без рассмотрения его требования о взыскании предусмотренной ст.236 ТК РФ компенсации за несвоевременную выплату надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

С одной стороны, установив в ходе разбирательства по делу факты несвоевременных выплат истцу данной надбавки в составе денежного содержания (в т.ч., за сентябрь 2020г. сумма 860,45 руб. выплачена по итогам за январь 2021г.; за январь 2021г. – выплата суммы 3900,0 руб. произведена в марте 2021г.), суд не применил положения ст.ст.140, 236 ТК РФ (л.д.205-208).

Межрегиональной инспекцией ФНС России по Южному федеральному округу поданы возражения на апелляционную жалобу Шмайленко А.В., в которой ответчик просит оставить решение без изменения, а жалобу истца без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и его представителя ответчика, представителя ответчика, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании приказа ФНС РФ от 10.03.2017г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН со Шмайленко А.В. 10.03.2017г. был заключен срочный служебный контракт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в соответствии с которым в срок до 09.03.2018г. истец проходил государственную гражданскую службу Российской Федерации в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по Южному федеральному округу по должности заместителя начальника МИ ФНС России по ЮФО. В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы указанная должность отнесена к группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «руководители» (л.д.49-51).

Согласно п.9 служебного контракта НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 10.03.2017г. Шмайленко А.В. установлено денежное содержание, состоящее из: должностного оклада (6978 руб.), оклада за классный чин (1934 руб.), надбавки к должностному окладу за выслугу лет (30% оклада), надбавки к должностному окладу за особые условия госслужбы (130 %), надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну различной степени секретности (10 %), ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи с индексацией, предусмотренной ч.11 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ). В пункте 10 служебного контракта указано также на другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (л.д.50).

Приказом руководителя Федеральной налоговой службы России НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.09.2020г. в соответствии со ст.50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", на основании Указа Президента РФ от 13.07.2020г. №455, приказа ФНС России от 11.09.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН заместителю начальника МИ ФНС России по ЮФО Шмайленко А.В. с 01.10.2020г. установлено денежное содержание в размере : должностной оклад 7799 руб., надбавка к должностному окладу за классный чин – 2447 руб., надбавка к должностному окладу за особые условия госслужбы – 130 % (10139 руб.), надбавка к должностному окладу за выслугу лет – 30 % (2340 руб.), надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну различной степени секретности – 50 % (3900 руб.), ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада (7799 руб.) - л.д.52.

Приказом руководителя Федеральной налоговой службы России № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 04.03.2021г. со Шмайленко А.В. с 09.03.2021г. расторгнут служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы заместителя начальника Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ЮФО и уволен с государственной гражданской службы РФ в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта на основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе» (л.д. 48-51).

Согласно записке-расчету от 04.03.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН при увольнении истцу начислено 511 457,88 руб., в том числе: должностной оклад за 2 отработанных дня в марте 2021 г. - 709,00 руб.; оклад за классный чин - 222,45 руб.; ежемесячная надбавка в размере 30% к должностному окладу за выслугу лет гражданской службе - 212,73 руб.; ежемесячная надбавка в размере 130% к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере - 921,73 руб.; ежемесячная процентная надбавка в размере 50% к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - 354,55 руб.; ежемесячное денежное поощрение в размере 100% должностного оклада -709,00 руб.; оплачиваемые дни отдыха с 02.03.2021г. по 05.03.2021г. за дни выезда в служебную командировку - 6 258,91 руб.; компенсация за 103 календарных дня неиспользованного ежегодного основного оплачиваемого отпуска за период работы с 27.08.2013г. по 09.03.2021г. - 81646,93 руб.; компенсация за 25 календарных дней неиспользованного ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет за период работы с 17.08.2018г. по 09.03.2021г. - 92 632,75 руб.; компенсация за 7,5 календарных дня неиспользованного ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день за период работы с 27.08.2018г. по 09.03.2021г. - 27 789,83 руб. Общая сумма удержанного НДФЛ составила 66 490,00 руб. (511 457,88/13%). Фактически выплачено 444 967,88 руб. по реестру № 43 от 05.03.2021г. (л.д.57-68).

Предъявленный ФИО1 иск основан на том, что при производстве расчета ответчиком не в полном объеме выплачены причитающиеся ему суммы средств материального стимулирования (не доплачено за 4 квартал 2020г. и 1 квартал 2021г. – 199552,20 руб. – л.д.126), компенсация за неиспользованный отпуск (не доплачено – 615689,07 руб. – л.д.129-130), сумма надбавки «за секретность» за период с 01.09.2020г. по 09.03.2021г. (6 594,30 руб.); предусмотренная ст.236 ТК РФ компенсация за нарушение сроков выплаты причитающихся сумм.

При этом в ходе рассмотрения дела от иска в части требований о взыскании недополученной надбавки «за секретность» Шмайленко А.В. отказался и определением суда от 29.11.2021г. производство по делу в указанной части прекращено (л.д.183-186).

Разрешая спор и отказывая Шмайленко А.В. в удовлетворении требований о взыскании недоплаченной суммы средств материального стимулирования, компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 135 дней, компенсации за задержку выплат, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 4 ч. 1 ст.14, ч.1 ст. 46, частей 1, 5, 10 ст. 50, ч.3HYPERLINK consultantplus://offline/ref=D5F314BC789CC4B53A394C9BD60C00AAD6D48DCE0B8D10CAE7464E1AF93577887DD763456B2FC2F4749ED70B4B0302A133929BCCEC22D530e9R9J ст.51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктами 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", пунктами 2,6,8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007г. № 562, постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007г. № 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти", пунктами 2,3 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007г. № 90н, и исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых ФНС на основании постановлений Правительства Российской Федерации, распределяются Комиссией по оценки эффективности деятельности МРИ ФНС по ЮФО в виде премий за качество исполнения обязанностей, в связи с чем пришел к выводу о том, что указанные средства не могут быть учтены при расчете денежного содержания на период нахождения государственного гражданского служащего в отпуске (компенсации за неиспользованный отпуск). Кроме того, суд указал, что на момент распределения средств материального стимулирования (16.04.2021г. и 12.07.2021г.) истец был уволен с работы (с 09.03.2021г.), что давало основания для определения причитающейся ему стимулирующей выплаты в соответствии с п.3 Раздела 2 Механизма распределения ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Суд первой инстанции также сослался на то, что оклад по должности и ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, рассчитаны за фактически отработанное время и выплачены истцу в полном объеме до его увольнения.

С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных в решении норм материального права, судебная коллегия соглашается с решением суда об отказе в удовлетворении требований Шмайленко А.В.

Из справки 2НДФЛ за 2020г. следует, что в 2020г. истцу производились выплаты, обозначенные в соответствии с Приказом Минфина РФ и ФНС от 10.09.2015г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН кодами :

- вознаграждения за выполнение должностных обязанностей (код 2000),

- ежемесячно премий (код 2002), в расчетных листках обозначенные как «премии за выполнение особо важных и сложных заданий» (л.д.12, л.д.19-28);

- ежеквартально (суммы вознаграждений, выплачиваемых за счет средств прибыли, средств специального назначения или целевых поступлений - код 2003), в расчетных листках обозначенные как «материальное стимулирование квартальное СМС» – л.д.12, 20,22,25,26,27, 65);

- отпускных (код 2012), - пособия по временной нетрудоспособности (код 2300), материальной помощи (код 2760) – (л.д. 12).

Из материалов дела также следует, что Решениями Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, оформленными протоколами от 12.04.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, от 09.06.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.103,113), определены Механизмы распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственныхф гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 4 квартал 2020г. и 1 квартал 2021г., согласно которым:

материальное стимулирование (далее - МС), осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе в 2021 году на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

МС не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России (далее - гражданский служащий);

материальное стимулирование гражданских служащих производится в пределах доведенных до конкретного налогового органа средств материального стимулирования; решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты СМС за расчетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом фактически отработанного времени принимает руководитель (начальник) (исполняющий обязанности руководителя (начальника) соответствующего налогового органа (п.3 Раздела 2) – л.д.95-113.

Комиссией по оценке эффективности деятельности МРИ ФНС России по ЮФО (протоколы заседания от 16.04.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и от 12.06.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) рассмотрены вопросы распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих Межрегиональной инспекции ФНС по ЮФО, произведен расчет сумм средств материального стимулирования за 4 квартал 2020г. и 1 квартал 2021г., суммы представлены на утверждение начальника инспекции; при этом в отношении Шмайленко А.В., уволенного из налоговых органов после расчетного периода до выплаты СМС, решения приняты в соответствии с п.3 Раздела 2 Механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, для гражданских служащих, уволенных из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты СМС, об установлении ему материального стимулирования с учетом фактического отработанного времени в размере базовой суммы МС без применения рейтингового коэффициента : за 4 квартал 2020г. - 37329 руб., за 1 квартал 2021г. – 34952 руб. (л.д.87,91).

В данном случае, по утверждению истца, применению подлежали положения п.6.2.1. Раздела 6 упомянутого Механизмов распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, утвержденных Решениями Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, оформленными протоколами от 12.04.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, от 09.06.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с применением рейтингового коэффициента. В свою очередь, неприменение рейтингового коэффициента (п.6.2.1.) повлекло нарушение его прав вследствие недоплаты средств материального стимулирования за 4 квартал 2020г. в размере 93125,70 руб. (125601,70 руб. – 32476 руб.), за 1 квартал 2021г. в размере 106426,50 руб. (136834,50 – 30408) – л.д.126.

С обоснованностью приведенных утверждений истца судебная коллегия согласиться не может.

В целях осуществления дополнительного материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2007г. № 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" (в редакции постановления от 05.06.2013г.), во исполнение п. 4 которого Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007г. № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Контроль за использованием бюджетных ассигнований федерального бюджета на материальное стимулирование указанных лиц в соответствии с п. 2 вышеупомянутого Приказа возложен на руководителя ФНС России.

Пунктом 5 указанного Порядка установлено, что для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате Федеральной налоговой службы и всех ее территориальных органах, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.

В пределах предоставленных полномочий Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России 12.04.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 09.06.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН утверждены Механизмы распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 4 квартал 2020г. и 1 квартал 2021г., пункты 3 Раздела 2 которых предусматривают положения о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты СМС за расчетный период, с которыми не согласен истец.

Однако в соблюдением установленного порядка приведенные положения Шмайленко А.В. не оспорены.

Между тем в рамках заявленных исковых требований по настоящему делу у суда первой инстанции оснований для проверки законности положений приведенных выше «Механизмов распределения бюджетных ассигнований…», утвержденных решениями коллегиального органа - Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от 12.04.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, от 09.06.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а также решений Комиссии по оценке эффективности деятельности МРИ ФНС России по ЮФО (протоколы заседания от 16.04.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и от 12.06.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) о распределении средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих Межрегиональной инспекции ФНС по ЮФО, не имелось. При этом судебная коллегия находит правильным вывод суда об отказе в удовлетворении иска Шмайленко А.В. о взыскании с ответчика недоплаченных средств материального стимулирования за 4 квартал 2020г. и 1 квартал 2021г. в размере 199552,20 руб.

Кроме того, по мнению судебной коллегии, надлежит учитывать, что Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, утвержденная приказом ФНС России от 20.07.2009г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на которую имеется ссылка в апелляционной жалобе, приказом ФНС России от 09.04.2015г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН признана утратившей силу.

Судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы о неправомерности отказа суда первой инстанции в удовлетворении требований о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск.

Устанавливая правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в ч.2 ст. 50 предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих согласно ч.3 ст. 50 названного Федерального закона устанавливаются Указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения.

В силу п.п. "б" п. 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 06.09.2007г. №562 утвердило Правила (действуют в редакции постановления Правительства РФ от 10.07.2014г. № 642).

Определяя порядок исчисления денежного содержания гражданских служащих, п. 2 Правил устанавливает исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, который соответствует частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и не препятствует возможности учета средств, выплачиваемых гражданскому служащему за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих, при условии объективной и правильной системы распределения этих средств непосредственно в каждом федеральном государственном органе с соблюдением установленной системы оплаты труда (денежного содержания).

Федеральным законодателем определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (п. 4 ч.5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ").

Частью 10 ст.50 упомянутого Федерального закона №79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.

Однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена ч.10 ст.и 50 данного Федерального закона №79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона № 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.

С 2013г. в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации (от 23.02.2017г. №228-7, от 06.03.2018г. №229-6, от 19.03.2019г. №283-14, от 17.12.2020г. №168-8) предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).

При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.

Порядок исчисления денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске предусмотрен п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007г. №562, согласно которому дополнительно к сохраняемому денежному содержанию, которое состоит из оклада денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения и ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктом 6 Правил не предусмотрены.

Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ.

В силу ч. 1 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;

2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;

3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;

4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;

5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;

6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;

7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств:

1) на выплату районного коэффициента (коэффициента);

2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;

3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006г. №763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты:

а) должностных окладов;

б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 данного Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006г. № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:

а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;

б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации;

г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 п.п. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Следует отметить, что Федеральным законом от 30.12.2021г. № 437-ФЗ внесены изменения в ст.ст. 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ, которые вступили в силу с 01.01.2022г., в отношении отдельных органов применению подлежат с 01.01.2023г.

Для расчета объема бюджетных ассигнований, необходимых для выплаты денежного содержания с увеличенной долей должностного оклада, требовалось изменение установленных ст.51 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ нормативов формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов.

Внесенными изменениями предусмотрено исключение данных нормативов из Федерального закона № 79-ФЗ и определение их в порядке формирования и использования фонда оплаты труда, утверждаемом указом Президента Российской Федерации.

Одновременно в ч.5 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ внесены корреспондирующие изменения для установления возможности определения особенностей формирования фонда оплаты труда на основе показателей эффективности и результативности деятельности федерального государственного органа в порядке формирования и использования фонда оплаты труда.

Положения ч. 4 ст.51 Федерального закона о праве представителя нанимателя перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, предусмотренными структурой их денежного содержания, предусмотрены непосредственно в порядке формирования и использования фонда оплаты труда с учетом предмета его правового регулирования.

В соответствии с внесенными изменениями премии, выплачиваемой федеральным гражданским служащим (п.4 ч.5 ст.50 Закона), придано универсальное значение. Указанные изменения позволят рассматривать премирование не только в качестве меры поощрения за выполнение гражданскими служащими отдельных заданий, характеризующихся критериями особой важности и сложности, но и в целом за добросовестное исполнение должностных обязанностей.

Приведенные изменения предусмотрены «Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022г. №554.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, при разработке Механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России Комиссией по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России определялось, что материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе в 2020г., 2021г. на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России. (л.д.95,105).

В спорный период (4 квартал 2020г., 1 квартал 2021) распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России утверждено приказами ФНС России от 14.04.2021г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (на 4 квартал 2020г.), от 09.07.2021г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (на 1 квартал 2021г.) – л.д.82,85.

Как отмечено выше, в оспариваемый период наряду с ежемесячными премиями за выполнение особо важных и сложных заданий (л.д.12,19-28) истцу ежеквартально производилось дополнительное материальное стимулирование, имеющее целевой характер – повышение мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы (л.д. 20,22,25-27,65).

То есть представителем нанимателя самостоятельно определялся характер и порядок производства «иных выплат», предусмотренных ст.51 Федерального закона №79-ФЗ, при котором средства материального стимулирования гражданским служащим выплачивались не в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий.

При этом, необходимо учитывать, что премии, выплачиваемой федеральным гражданским служащим, ранее до принятия Федерального закона от 30.12.2021г. № 437-ФЗ в п.4 ч.5 ст.50 Закона №79-ФЗ значившейся, как как премии за выполнение важных и особо важных заданий, универсальное значение придано только с 01.01.2022г.

В этой связи оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции в части отказа во взыскании недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск судебная коллегия не находит.

Ссылки в апелляционной жалобе на Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2017г. № 2-КГ17-13, от 03.06.2019г. № 34-КГ19-1, от 22.07.2019г. № 34-КГ19-4 во внимание приняты быть не могут в связи с тем, что основаниями для отмены судебных постановлений, связанных с выплатой государственным служащим денежных компенсаций, по выводу Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации явились существенные нарушения норм права, без учета специфики государственной гражданской службы.

Не может судебная коллегия согласиться и доводами апелляционной жалобы о неверном определении судом обстоятельств, связанных с выплатой истцу предусмотренной ст.236 ТК РФ компенсации за задержку выплаты процентной надбавки за работу со сведениями, содержащими государственную тайну.

Представленному по этому поводу истцом расчету судом первой инстанции дана оценка в совокупности с другими имеющимися в материалах дела доказательствами.

При этом принято во внимание, что от требований о взыскании основной суммы надбавки истец отказался в связи с ее получением. Учтено, что выплата причитающейся истцу надбавки за сентябрь 2020г. произведена в сентябре 2020г. в сумме 3171,27 руб. (л.д.62) с доплатой в январе 2021г. в сумме 860,45 руб. (л.д.66); выплата надбавки за январь 2021г. в сумме 3393 руб. (с учетом НДФЛ) произведена 01.03.2021г., с выплатой процентов по ст.236 ТК РФ в сумме 53 руб. (л.д.137,169-174).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям норм материального права, которыми правильно руководствовался суд, и имеющимся в деле доказательствам, которые судом исследованы и оценены по правилам, установленным ст. 67 ГПК Российской Федерации.

Приведенные в апелляционных жалобах доводы выражают несогласие с выводами и оценкой суда установленных обстоятельств. Учитывая фактические обстоятельства, судебная коллегия не находит законных оснований для иной оценки доказательств по делу.

Таким образом, оснований для изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 ноября 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шмайленко Андрея Владимировича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Текст мотивированного определения изготовлен 12.05.2021г.