НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 20.10.2022 № 33-16095/2022

судья Акуз А.В. дело № 33-16095/2022

УИД: 61RS0001-01-2022-003252-16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 октября 2022г. г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Юрченко Т.В.,

судей Глебкина П.С., Тактаровой Н.П.,

при секретаре Поповой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по гражданское дело №2-3223/2022 по иску Кокарева Николая Николаевича к МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района города Ростова-на-Дону» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» по апелляционной жалобе Кокарева Николая Николаевича на решение Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 05 июля 2022г.

Заслушав доклад судьи Юрченко Т.В., судебная коллегия

установила:

Кокарев Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района города Ростова-на-Дону» о признании незаконным отказа, возложении обязанности присвоить ему звание «Ветеран труда», указав в обоснование требований на то, что 20.04.2022г. им было подано ответчику заявление по вопросу присвоения звания «Ветеран труда».

Согласно ответу МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района города Ростова-на-Дону» от 12.05.2022г. административному истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с отсутствием у Кокарева Н.Н. установленного положениями Областного закона от 18.09.2006 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН- ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветерана труда» в Ростовской области» трудового (страхового) стажа необходимого для присвоения звания «Ветеран труда» не менее 25 лет, поскольку из представленной справки о продолжительности страхового стажа, следует, что по состоянию на 14 апреля 2022г. страховой стаж Кокарева Н.Н. составил 20 лет 10 месяцев 7 дней.

Не согласившись с данным отказом и полагая, что его трудовой (страховой) стаж составляет 25 лет 7 месяцев и является достаточным для присвоения звания «Ветеран труда», Кокарев Н.Н. просил суд признать незаконным отказ МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района города Ростова-на-Дону» от 12.05.2022г. и обязать МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района города Ростова-на-Дону» присвоить ему звание «Ветеран труда».

Решением Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 05.07.2022г. в удовлетворении административных исковых требований Кокарева Н.Н. к МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района города Ростова-на-Дону» о признании отказа незаконным отказано.

В своей апелляционной жалобе Кокарев Н.Н. просит решение Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 05.07.2022г. отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.

Ссылаясь на положения ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ, заявитель указывает, что при рассмотрении его заявления о присвоении звания «Ветеран труда» необходимо было учитывать общий трудовой стаж, который, с учетом его периода учебы в 4 года 9 месяцев 15 дней составляет 25 лет 7 месяцев 22 дня, что является достаточным для присвоения звания «Ветеран труда», однако ответчиком учтен только страховой стаж 20 лет 10 месяцев 7 дней, что является незаконным и нарушает права истца.

Определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 25.09.2022г. произведен переход к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам гражданского судопроизводства, дело передано для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам.

После перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства суд апелляционной инстанции осуществляет его рассмотрение и разрешение, руководствуясь полномочиями, предоставленными суду апелляционной инстанции нормами ГПК РФ (п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020г. №5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района города Ростова-на-Дону», извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела телефонограмма.

Изучив материалы дела, выслушав истца Кокарева Н.Н., проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 20.04.2022г. Кокарев Н.Н. обратился в МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону» по вопросу присвоения звания «Ветеран труда».

В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что в подтверждение наличия оснований для присвоения указанного звания, истцом представлены ответчику сведения о награждении медалью «За трудовое отличие», а также справка пенсионного органа от 14.04.2022г. о продолжительности страхового стажа, учтенного при установлении пенсии.

Согласно копии удостоверения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Кокарев Н.Н. на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19.02.1981г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН награжден медалью «За трудовое отличие».

Согласно справке, выданной клиентской службой (на правах отдела) в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону Государственного учреждения -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области 14.04.2022г., продолжительность страхового стажа Кокарева Н.Н. составляет 20 лет 10 месяцев 7 дней.

Письмом от 12.05.2022г. МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону» уведомило Кокарева Н.Н. об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с отсутствием необходимой продолжительности трудового (страхового) стажа – 25 лет.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.7 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», ст.8 Федерального закона от 29.12.2015г. №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» и исходил из того, что при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» требуется соблюдение определенных условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет в календарном исчислении и награждение ведомственными знаками отличия в труде.

При этом судом учтено, что в ходе рассмотрения дела истцом не представлено документов, подтверждающих наличие трудового (страхового) стажа продолжительностью 25 лет, требований о включении периодов в трудового (страхового) стажа истцом не заявлено, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности по присвоению звания «Ветеран труда», поскольку необходимого трудового (трахового) стажа для присвоения звания «Ветеран труда» у истца не имеется.

Судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, а доводы апелляционной жалобы, по своей сути, сводятся к субъективному толкованию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и направлены на иную оценку фактических обстоятельств.

Вместе с тем, поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, в данном случае имеются основания для отмены решения суда.

Статьями 2 и 22 ГПК РФ установлено, что в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правонарушений.

Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что предметом судебного разбирательства в исковом производстве является спор о праве, тогда как в производстве, возникающем из административных, публичных правоотношений - законность актов органов государственной власти, подлежащих применению по отношению к другому участнику правоотношений.

При этом недопустимо инициировать административное производство в рамках КАС РФ в случае, если порядок рассмотрения и разрешения заявления регламентируется нормами ГПК РФ.

Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).

Именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.

Однако суд первой инстанции, принимая данное исковое заявление к производству суда и возбуждая административное дело, пришел к неверному выводу, что данное дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном КАС РФ, в то время как оно подлежало рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном ГПК РФ, как спор о праве.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (ст. 7) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения, вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, определяет с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранов военной службы, ветеранов труда (преамбула и ст. 1).

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица: награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

При этом частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 г. №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016г. награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Из правового анализа вышеприведенных законоположений, следует, что для применения к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015г. №388-ФЗ необходима совокупность двух условий: помимо факта награждения ведомственным знаком отличия в труде лицо должно иметь по состоянию на 30.06.2016г. трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ).

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 02.04.2009г. N 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.

В порядке реализации указанного в Федеральном законе правомочия в Ростовской области был принят Областной закон Ростовской области от 18.09.2006г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области», соответствии с ч.1 ст.2 которого звание «Ветеран труда» присваивается: 1) лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; 2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Соответственно, реализуя свои полномочия в области установления мер социальной поддержки ветеранов труда за счет средств бюджета субъекта, в том числе порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, Ростовская область определила в Областном законе перечень условий, в частности о продолжительности трудового (страхового) стажа, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Согласно п.3 ст.4 Областного закона Ростовской области от 18.09.2006г. N541-ЗС (ред. от 23.06.2016г.) "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области" документами, подтверждающими наличие условий для присвоения звания "Ветеран труда", для лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Областного закона, являются: 1) документы о награждении орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо о присвоении почетных званий СССР или Российской Федерации, либо о награждении почетными грамотами или благодарностями Президента Российской Федерации, либо о награждении ведомственными знаками отличия; 2) документы, подтверждающие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

При этом, документом, подтверждающим трудовой (страховой) стаж в отношении граждан, достигших возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с федеральным законодательством, является справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица с указанием продолжительности трудового (страхового) стажа, в том числе учтенного на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, на дату обращения за указанной справкой.

Отказывая истцу в присвоении звания «Ветеран труда», МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону» действовал в пределах предоставленных полномочий и исходил из того, что согласно приложенной истцом к заявлению справки о продолжительности страхового стажа его трудовой (страховой) стаж по состоянию на 14.04.2020г. составляет 20 лет 10 месяцев 7 дней, то есть менее 25 лет, что не соответствует вышеуказанным требованиям, установленным действующим законодательством.

Как видно из содержания жалобы и пояснений истца в судебном заседании, Кокарев Н.Н. настаивает на включении в страховой стаж, необходимый для присвоения ему звания "Ветеран труда", периода обучения в высшем учебном заведении с сентября 1977 года по июнь 1982 года, ошибочно полагая, что в качестве страхового стажа может быть учтен общий трудовой стаж, исчисленный по нормам ранее действовавшего законодательства. По мнению истца, период его учебы в ВУЗе уже засчитан в его стаж, о чем указано в справке пенсионного органа, и при суммировании трудового и страхового стажа их общая продолжительность составит более 25 лет, а то обстоятельство, что при расчете страховой пенсии по старости пенсионным органом учитывался страховой стаж 20 лет 10 мес. 7 дн., не имеет значение для определения размера трудового (страхового) стажа, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда».

Отклоняя доводы апеллянта, судебная коллегия, исходит из следующего.

Статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных поименованным федеральным законом.

Статья 2 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяет, что трудовой стаж - это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013г. N400-ФЗ «О страховых пенсиях». В свою очередь, под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст.3 указанного Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ трудовой стаж для расчета пенсии учитывается на 1 января 2002г. После 1 января 2002г. учитываются страховые взносы, уплаченные работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица.

Положения ст. 30, предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002г. пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012г. расчетный размер трудовой пенсии в силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 названной статьи, либо в порядке, установленном п. 4 названной статьи, либо в порядке, установленном п. 6 названной статьи.

Действительно, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956г. "О государственных пенсиях" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972г. N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (подп. "и").

Между тем, п. 3 ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую не включаются периоды обучения, в том числе, в высших учебных заведениях.

Судебная коллегия принимает во внимание, что исчисление страхового стажа для назначения пенсии осуществляется пенсионным органом, которым при расчете истцу пенсии нарушений действующего законодательства не допущено и на подобные нарушения не ссылается истец, справка об общем размере страхового стажа выдана истцу в соответствии с требованиями законодательства.

Расчетный размер страховой пенсии по старости при оценке пенсионных прав Кокарева Н.Н. действительно определен по п. 3 ст. 30 Закона Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ с учетом общего стажа, как наиболее выгодный для истца вариант, при этом, периоды обучения в ВУЗе, включены пенсионным органом в общий трудовой стаж Кокарева Н.Н.

Однако, перечень периодов работы, учитываемых при подсчете стажа трудовой деятельности, определенный областным законодательством для установления статуса ветерана труда в Ростовской области, не совпадает с перечнем страховых периодов, учитываемых органами Пенсионного Фонда для назначения страховой пенсии по старости, поскольку применяется для различных целей.

Следует отметить, что в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" обращено внимание судов на то, что в случае исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002г., в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.

При расчете пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ значение имеет стажевый коэффициент и общий трудовой стаж, куда включается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, исчисленный в календарном порядке по его фактической продолжительности; при этом включение периода учебы в общий трудовой стаж не предусмотрено.

Таким образом, поскольку страховой стаж истца, подсчитанный пенсионным органом в соответствии с действующим законодательством, составил 20 лет 10 месяцев 7 дней, а для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо наличие общего трудового (страхового) стажа не менее 25 лет для мужчин, то правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у ответчика не имелось.

В то же время законодателем закреплена возможность осуществления оценки пенсионных прав и по варианту, предусмотренному п. 4 ст. 30 вышеуказанного закона, когда значение имеет стажевый коэффициент и общий трудовой стаж, куда периоды учебы засчитываются в качестве иной общественной полезной деятельности, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы также включается в общий трудовой стаж, при этом периоды военной службы по призыву включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.

Возможность одновременного применения формул подсчета размеров трудовых пенсий, указанных соответственно в п. п. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ, действующее законодательство не предусматривает. При этом выбирается наиболее выгодный для застрахованного лица вариант.

Учитывая, что истец не оспаривал исчисление расчетного размера его трудовой пенсии по старости, который был произведен пенсионным органом в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ, принимая во внимание выданную истцу пенсионным органом справку от 14.04.2022г., в которой указано на наличие у него страхового стажа 20 лет 10 месяцев 7 дней, без учета периода учебы 4 года 9 месяцев 15 дней (л.д.10), судебная коллегия считает, что в удовлетворении заявленного иска к МКУ УСЗН Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону следует отказать, поскольку оснований для признания незаконным отказа от 12.05.2022г., принятого ответчиком на основании представленных Кокаревым Н.Н. документов, не имеется.

Признавая доводы Кокарева Н.Н. основанными на неправильном толковании норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу, что истец не представил достоверных и допустимых доказательств наличия у него трудового (страхового) стажа, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда», а само по себе включение периода его учебы в его трудовой стаж, не дает ему право на присвоение звания «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах, в связи с грубым нарушением норм процессуального права в силу пункта HYPERLINK consultantplus://offline/ref=28C6A20F8C1995DBA7185194B8180B9A53D0194EFA85FD8A9868C6BEF9E99323E8B5F12EE46AD2499168A775D85D895B10FCEBF793p0NFS 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Кокарева Н.Н. о признании незаконным отказа МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону» от 12.05.2022г., обязании присвоить звание «Ветерана труда».

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 05 июля 2022г. отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования Кокарева Николая Николаевича о признании незаконным отказа МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону» от 12.05.2022г., обязании присвоить звание «Ветерана труда» оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.10.2022г.