НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 20.05.2021 № 2-61/2021

Судья Олейник В.Б. дело № 33-8711/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 мая 2021г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Татуриной С.В.,

судей Корниенко Г.Ф., Шамрай М.С.,

при секретаре Иванкович В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-61/2021 по иску Устименко Виталия Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) на решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 14 января 2021 года.

Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

Устименко В.Н. обратился с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, обязании включить в специальный стаж периодов работы, обязании назначить трудовую пенсию с 10 мая 2020 года.

В обоснование исковых требований истец указал, что 05 августа 2020 года он обратился в УПФР в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

Решением УПФР в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) от 09 ноября 2020 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Устименко В.Н. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального педагогического стажа 25 лет. Специальный стаж составил 18 лет 10 месяцев 20 дней. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, не включены периоды его трудовой деятельности: с 10.11.1994г. по 31.08.2000 г. в должности учитель ОБЖ Нижне-Калиновской средней школы (05 лет 09 месяцев 22 день); с 01.09.2001 г. по 31.08.2002 г. в должности заместитель директора по ОБЖ МОУ Нижне - Калиновская СОШ (01 год 01 день); с 14.08.2017 г. по 27.08.2017 г. - простой- 14 дней.

Указывая на то, что в спорные периоды он осуществлял трудовую деятельность в образовательном учреждении, в должностях и по профессии, которые предусмотрены Списком профессий и должностей работников образования, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, применяемом для учета педагогической деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992г. по 31.10.1999г., Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 для учета педагогической деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999г. по 31.12.2001г., и Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, считает, что решение об отказе в досрочном назначении пенсии по старости незаконно и нарушает его пенсионные права.

Истец просил суд отменить решение УПФР в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) от 09 ноября 2020 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать УПФР в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период работы с 10.11.1994г. по 31.08.2000 г. в должности учитель ОБЖ Нижне-Калиновской средней школы (05 лет 09 мес. 22 дн.); с 01.09.2001 г. по 31.08.2002 г. в должности заместитель директора по ОБЖ МОУ Нижне - Калиновская СОШ (01 год 01 день); с 14.08.2017 г. по 27.08.2017 г. – простой (14 дней) и назначить ему досрочную трудовую пенсию с 10 мая 2020 года.

Решением Миллеровского районного суда Ростовской области от 14 января 2021 года иск Устименко В.Н. удовлетворен частично. Суд отменил решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) от 9 ноября 2020 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости: обязал ГУ УПФР в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы Устименко В.Н.: с 10.11.1994 г. по 31.08.2000 г. в должности учителя ОБЖ Нижне-Калиновской средней школы, с 01.09.2001 г. по 31.08.2002 г. в должности заместителя директора по ОБЖ МОУ Нижне-Калиновская СОШ; обязал ГУ УПФР в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) назначить Устименко В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 05.08.2020 г. В удовлетворении остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе УПФР в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло нарушение норм материального права.

Заявитель жалобы, повторяя доводы возражений на исковое заявление, указал, что Списками не предусмотрены должности учителя ОБЖ. Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, предусмотрена должность «учитель», военный руководитель основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки). Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, предусмотрены должности «преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)»; «руководителя допризывной подготовки молодежи»; «военного руководителя» в школах всех наименований. Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010г. №761н, «учитель» и «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» определены как две различные должности.

Постановлением Минтруда РФ от 03.10.2002г. №68 «Об установлении тождества наименования должности «преподаватель – организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «Военный руководитель» установлено тождество наименования должности «Преподаватель – организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «Военный руководитель». Тождество наименования должности «Преподаватель – организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «Учитель» не установлено.

Суд посчитал установленным, что истец, работая в должности учителя ОБЖ, заместителя директора по ОБЖ, фактически исполнял должностные обязанности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности либо военного руководителя. Между тем доказательств, что норма учебной нагрузки (360 часов в год) как преподавателя ОБЖ в период с 10.11.1994г. по 31.08.2000г., с 01.09.2001г. по 31.08.2002г. выполнялась, истцом не представлено.

Установив соответствие должности учителя ОБЖ с должностью военного руководителя (руководителя допризывной подготовки молодежи) за период до 01.11.1999г. и преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) за период до 31.12.2001г., заместителя директора ОБЖ, суд не исследовал выполнения нормы часов педагогической и учебной нагрузки, не установил соблюдение педагогической нагрузки в количестве 9 часов в неделю (360 часов в год). Напротив, судом установлено на основании архивной справки от 12.01.2021г., что тарификационные ведомости за данный период отсутствуют. Материалы дела не содержат подтверждение выполнения нормы педагогической нагрузки. Период с 01.09.2001г. по 31.08.2002г. не содержится в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета с кодом льготы (согласно сведений работодателя), спорные периоды заявлены работодателем обычным страховым стажем. Таким образом, ни сведениями персонифицированного учета, ни иными документами, выданными работодателем, работа Устименко В.Н. в особых условиях труда в спорные периоды не подтверждается, что свидетельствует о том, что работодатель не относит данную работу к числу льготных.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УПФР в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) Петров П.Н., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить, решение отменить.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца Устименко В.Н., извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела уведомление (л.д. 185), с учетом поступившего в Ростовский областной суд его письменного заявления от 23.04.2021г. о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, для отмены решения суда.

Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившего в силу с 1 января 2015 г.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400‑ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичная норма была закреплена пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665).

В соответствии с подп. «м» п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781), и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правил №781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно» (далее - Список № 1067);

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно (далее - Список № 463);

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Устименко В.Н. 05.08.2020г. обратился в УПФР в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», представив справку, уточняющую характер работы (л.д.55-60).

Решением УПФ РФ в г.Миллерово Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 09.11.2020г. Устименко В.Н. оказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием документально подтвержденного стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости – 25 лет. Продолжительность страхового стажа Устименко В.Н. составила 37 лет 03 месяца 05 дней, продолжительность стажа на соответствующих видах работ составила 18 лет 10 месяцев 20 дней (л.д.47-49).

В стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ответчиком не включены следующие периоды:

- с 10.11.1994 г. по 31.08.2000 г. в должности учитель ОБЖ Нижне-Калиновской средней школы - 05 лет 09 месяцев 22 день;

- с 01.09.2001 г. по 31.08.2002 г. в должности заместитель директора по ОБЖ МОУ Нижне - Калиновская СОШ - 01 год 01 день;

- с 14.08.2017 г. по 27.08.2017 г. - простой- 14 дней (л.д.49).

В решении пенсионного органа не указано, по каким причинам указанные периоды работы не включены в педагогический стаж истца.

При этом пенсионным органом в стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, были засчитаны предшествующие указанным и последующие периоды работы Устименко В.Н. в той же должности учителя ОБЖ:

- с 01.09.2000г. по 31.08.2001г. в должности учителя ОБЖ, экономики МБОУ Нижне-Калиновская СОШ,

- с 01.09.2002г. по 13.08.2017г. в должности учителя ОБЖ, экономики, истории и обществознания МБОУ Нижне-Калиновская СОШ,

- с 28.08.2017г. по 04.08.2020г. в должности преподавателя-организатора ОБЖ, учителя МБОУ Нижне-Калиновская СОШ.

Из уточняющей справки, выданной директором МБОУ Нижне-Калиновская СОШ, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.07.2020г., следует, что работодателем подтверждены периоды работы Устименко В.Н. в должностях, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение: с 10.11.1994 г. по 31.08.2000г. в должности учитель ОБЖ (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.11.1994г.), с 01.09.2000г. по 31.08.2001г. в должности учителя ОБЖ, учителя экономики (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.08.2000г.), с 01.09.2001 г. по 31.08.2002 г. в должности заместитель директора по ОБЖ (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.08.2001г.), с 01.09.2002г. по 31.08.2005г. в должности учитель ОБЖ, учитель экономики (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.09.2002г.), с 01.09.2005г. по 31.08.2014г. в должности учитель ОБЖ, учитель истории и обществознания (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.08.2005г.), с 01.09.2014г. по 03.09.2018г. в должности преподаватель организатор ОБЖ (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.09.2014г.), с 04.09.2018г. по настоящее время в должности учитель (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 04.09.2018г.) Нижне-Калиновской средней школы. В справке также указаны сведения о реорганизации организации (л.д.70-74).

Согласно трудовой книжке АТ-IX НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданной Устименко В.Н. 10.11.1994г., истец 10.11.1994г. принят в Нижне-Калиновскую среднюю школу учителем ОБЖ; 06.05.1999г. внесена запись «соответствует 2 квалификационной категории»; 24.04.2004г. внесена запись «соответствует 2 квалификационной категории»; 01.09.2004г. назначен на 0,5 ст. лаборантом; 01.09.2005г. переведен на должность учителя ОБЖ и истории; 01.09.2014г. переведен на должность преподавателя организатора ОБЖ; 03.09.2018г. уволен в связи с истечением срока трудового договора; 04.09.2018г. принят в МБОУ Нижне-Калиновская СОШ учителем (л.д.75-82).

Из представленных суду копий приказов по основной деятельности МБОУ Нижне-Калиновская СОШ следует, что приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.11.1994г. Устименко В.Н. принят на должность учителя ОБЖ 2-11 классов (л.д.131).

В приказах НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.08.1997г. «О штатах в образовательном учреждении», НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.08.1998г. «О штатном расписании в Н-Калиновской средней школе в 1998-99 учебном году, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по Н-Калиновской средней школе от 31.08.1999г. «О штатном расписании» Устименко В.Н. указан как учитель ОБЖ (л.д.117-122).

В соответствии с приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по Н-Калиновской средней школе от 31.08.2000 г. «О штатном расписании на 2000-2001 уч.год» Устименко В.Н. с 01.09.2000г. работал в должности учителя ОБЖ, экономики, кл. руководитель 11 класса (л.д. 114-115).

В соответствии с приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по Н-Калиновской средней школе от 31.08.2001 г. «О штатном расписании на 2001-2002 учебный год» Устименко В.Н. работал в должности заместителя директора по ОБЖ, учебная нагрузка составляла 9 час. (л.д.111-113).

В соответствии с приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по Н-Калиновской средней школе от 26.08.2002 г. «О штатном расписании в Н-Калиновском ОУ в 2002-03 уч.году» Устименко В.Н. работал в должности заместителя директора по ОБЖ, учителя ОБЖ, учебная нагрузка составляла 11 час (л.д.110).

Согласно архивной справке о заработной плате МАУ РЦО Кашарского района НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12.01.2021 г. в лицевых карточках и расчетно-платежных ведомостях с ноября 1994 года по декабрь 1996 года должность Устименко В.Н. значится как учитель ОБЖ, с января 1997 года по декабрь 2002 года включительно – учитель. Приказов и тарификационных ведомостей в архиве МАУ РЦО нет. Со всех включенных в справку сумм произведены отчисления в Пенсионный фонд РФ по установленным тарифам (л.д. 133).

Из справок МБОУ Нижне-Калиновская СОШ от 13.01.2021 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН следует, что тарификационные списки сотрудников школы за 1994 – 2002 годы не сохранены, информация о педагогической нагрузке отсутствует (л.д.108,109).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Устименко В.Н. о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и о возложении на пенсионный орган обязанность зачесть истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» спорные периоды его работы, а также назначить истцу страховую пенсию по старости с момента его обращения в пенсионный фонд, суд первой инстанции с учетом разъяснений, содержащихся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исходил из того, что в спорные периоды, к которым подлежат применению Список от 06.09.1991 г. № 463 и Список от 22.09.1999 г. № 1067, истец исполнял должностные обязанности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, а выполняемая истцом трудовая функция, условия и характер его работы соответствовали тарифно-квалификационным характеристикам преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, то есть выполнял работу, засчитываемую при действующем правовом регулировании спорных отношений в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.

Суд установил, что истец, работая в должности учителя ОБЖ, заместителя директора по ОБЖ в Нижнее-Калиновской средней общеобразовательной школе, фактически исполнял должностные обязанности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, так как осуществлял обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности, организовывал проведение занятий по изучению всеми работниками школы, учащимися правил по технике безопасности, проводил по ГО и т.д. При этом, с 1994 года по настоящее время его функциональные обязанности, несмотря на разное поименование должности, фактически не менялись, все годы истец работал на полную ставку.

Сославшись на п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, суд отказал в удовлетворении заявленных требований о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периода простоя с 14.08.2017г. по 27.08.2017г.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку суд правильно применил нормативные положения, регулирующие порядок и условия зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

В соответствии с частями 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанный Список и Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. №665.

В пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка предусмотрены должности «учитель», «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности», а в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка предусмотрены «общеобразовательные учреждения: школы всех наименований».

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включаются в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

При этом вышеуказанные нормы не содержат ограничений для включения в специальный стаж работы по совместительству и работы без занятия штатной должности. Юридическое значение для определения возможности включения спорных периодов работы в льготный стаж имеет лишь факт осуществления функций учителя в сельской местности без учета, является ли такая работа основной либо работой по совместительству.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», преподавательская работа руководящих работников в том же учреждении без занятия штатной должности учителя не считается совместительством и не требует заключения трудового договора.

С учетом указанной нормы права преподавательская работа руководящих работников образовательных учреждений предусматривается в приказе о распределении учебной нагрузки на общих основаниях с учителями, а для определения заработной платы вносится в тарификационный список, как и всем учителям.

Судом первой инстанции правильно установлено, что период работы истца в должности учителя ОБЖ с 10.11.1994г. по 31.08.2000г. приходился на период действия Списков № 463 от 06.09.1991 г., № 1067 от 22.09.1999 г., в соответствии с которыми в специальный стаж засчитывалась работа в школах в должности учитель, военный руководитель (руководитель допризывной подготовки молодежи) - до 1 ноября 1999 г., а с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. в должности учитель, преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки).

Период работы истца в должности заместителя директора по ОБЖ с 01.09.2001г. по 31.08.2002г. приходился на период действия Списков № 1067 от 22.09.1999 г., № 781 от 29.10.2002 г., в соответствии с которыми в специальный стаж засчитывалась работа в школах в должности заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным процессом, учитель, преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г., а с 31.12.2001 г. в должности заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом.

Учитывая, что в спорные периоды с 10.11.1994 г. по 31.08.2000 г., с 01.09.2001 г. по 31.08.2002 г. Устименко В.Н. занимал штатную должность учителя основ безопасности жизнедеятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении – Нижне-Калиновская средняя школа, расположенном в сельской местности – с.Лысогорка Кашарского района Ростовской области, то есть работал в должностях и учреждении, поименованных в Списке от 29.10.2002 г. №781, Списке № 1067 от 22.09.1999 г., Списке от 06.09.1991г. № 463, судебная коллегия с учетом изложенных выше правовых норм признает правильным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для включения указанного периода трудовой деятельности Устименко В.Н. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку истец осуществлял трудовую деятельность в должности учителя в сельской школе, работа в которой включается в специальный стаж независимо от объема выполняемой нагрузки.

С учетом изложенного, судебной коллегией отклоняются как необоснованные, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал выполнения нормы часов педагогической и учебной нагрузки, не установил соблюдение педагогической нагрузки в количестве 9 часов в неделю (360 часов в год), поскольку периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) (п.4, 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781), а соблюдение норм о выполнении педагогической нагрузки в количестве 9 часов в неделю (360 часов в год) в период работы истца с 01.09.2001г. по 31.08.2002г. подтверждается материалами дела: приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по Н-Калиновской средней школе от 31.08.2001 г. «О штатном расписании на 2001-2002 учебный год», согласно которому Устименко В.Н. работал в должности заместителя директора по ОБЖ, учебная нагрузка составляла 9 час. (л.д.111-113), архивной справкой о заработной плате МАУ РЦО Кашарского района НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12.01.2021 г. (л.д.133), уточняющей справкой работодателя НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.07.2020г. (л.д.70-74).

Кроме того, из материалов дела следует и установлено судом, что в спорный период с 01.09.2001 г. по 31.08.2002 г. истец работал не только заместителем директора школы по безопасности жизнедеятельности, но и исполнял должностные обязанности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, т.е. наряду с функциями заместителя директора выполнял функции учителя в образовательном учреждении для детей, расположенном в сельской местности, для которого условие о выполнении педагогической нагрузки не является обязательным.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии в выписке индивидуального лицевого счета истца кода особых условий труда, судебной коллегией отклоняется, поскольку само по себе предоставление работодателем в отношении застрахованного лица индивидуальных сведений без указания кода льготных условий труда не может являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400‑ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от 02.11.2020г., Устименко В.Н. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 21 сентября 1998 года, а спорные периоды его трудовой деятельности имели место как до (с 10.11.1994г. по 20.09.1998г.), так и после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования (с 21.09.1998г. по 31.08.2000г., с 01.09.2001г. по 31.02.2002г.), индивидуальные сведения в отношении специального стажа Устименко В.Н. за периоды до 01.01.2002г. представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без указания кода льготных условий (л.д.61-69).

При этом справкой работодателя НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.07.2020г., уточняющей характер работы, представленными сторонами другими документами, все указанные периоды подтверждены, как периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж.

Из системного и комплексного исследования всех представленных сторонами доказательств, в том числе копии трудовой книжки и уточняющей справки, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о том, что совокупностью представленных по делу письменных доказательств подтверждена недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета относительно спорных периодов работы истца, поскольку спорные периоды работы подтверждены, достоверность указанных сведений ответчиком не опровергнута, а ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по предоставлению соответствующих сведений в пенсионный орган и не указание работодателем спорных периодов с кодом льготы, не лишает работника права на включение спорных периодов в стаж при оценке права на досрочное пенсионное обеспечение.

Учитывая, что специальный стаж Устименко В.Н. с учетом включения в него спорных периодов на момент его обращения 05 августа 2020 года составлял 25 лет 8 месяцев и 13 дней, при требуемом стаже 25 лет, суд пришел к выводу о том, что ответчик обязан назначить ему пенсию с момента обращения истца с соответствующим заявлением, то есть с 05 августа 2020 года. Данный вывод суда в апелляционной жалобе ответчиком не оспаривается.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 14 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Миллерово Ростовской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.05.2021г.