НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 19.05.2021 № 2-33/2021

Судья Прохорова И.Г. Дело №33-8465/2021

№2-33/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 мая 2021г. г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Хомич С.В.

судей Горбатько Е.Н., Головнева И.В.

при секретаре Мусаелян З.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Семикаракорского районного суда Ростовской области от 13 января 2021 года. Заслушав доклад судьи Хомич С.В., судебная коллегия

установила:

Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка, ссылаясь на то, что 26 октября 2006 г. между сторонами был заключен договор аренды лесного участка, по которому истец на основании протокола о результатах аукциона №17 от 20 октября 2009 г. предоставил ответчику в аренду сроком на 49 лет лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью 96,0 га, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Согласно п.5 договора арендная плата составляет 34 822,08 руб. в год. Одновременно в п.7 договора стороны согласовали, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также индексации ставок платы за единицу площади лесного участка в соответствии с бюджетным законодательством. В месячный срок после опубликования сведений об изменении размера и порядка расчета арендной платы в средствах массовой информации или получения письменного уведомления арендодателя об изменении порядка расчета арендной платы производится перерасчет размера арендной платы, установленной настоящим договором, в соответствии с новым порядком расчета арендной платы с даты вступления в силу правового акта, которым изменен порядок расчета арендной платы.

Как указал истец, в примечании вступившего в законную силу Постановления Правительства РФ от 15 декабря 2018 г. №1571 "О внесении изменений в таблицу 9 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлен поправочный коэффициент 4 к ставкам в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах, в связи с чем арендная плата по договору аренды лесного участка от 26 октября 2009 г. № 216 подлежала перерасчету.

Вместе с тем, Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области при расчете арендной платы не был применен поправочный коэффициент, установленный Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2018 г. № 1571, в связи с чем комиссией Федерального агентства лесного хозяйства в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области было внесено предписание №2\2020, в котором в том числе указано о необходимости перерасчета и о доначислении арендной платы.

7 мая 2020 г. истцом в адрес ответчика было направлено уведомление, в котором указана сумма доначисленной арендной платы по договору аренды от 26 октября 2009 г. №216: за 2018 год - 1 988,20 руб., за 2019 год - 174 726,72 руб., за 2020 год - 208 932,48 руб., и одновременно ответчику предложено произвести оплату задолженности по арендной плате.

На основании изложенного, поскольку требования Министерства в досудебном порядке ответчиком не исполнены, истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 26 октября 2009 г. № 216 в сумме 385 647,46 руб.

Решением Семикаракорского районного суда Ростовской области от 13 января 2021 г. исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области удовлетворены в полном объеме.

Кроме того суд взыскал со ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 7056,47 руб.

ФИО1 в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, просит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает на то, что не имеет задолженности по оплате арендной платы, так как за спорный период у него имеются согласованные с Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области акты сверки по оплате арендной платы.

Обращает внимание на то, что истец с момента принятия Постановления Правительства РФ от 15 декабря 2018 г. №1571 не уведомлял его об изменении арендной платы по договору.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя истца Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела уведомление.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав ответчика ФИО1, судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 425, 604, 606, 607, 614 ГК РФ, ст.ст. 78, 79, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 г. №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», Постановления Правительства РФ №1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», Постановления Правительства РФ от 15 декабря 2018 г. №1571 "О внесении изменений в таблицу 9 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", учел условия договора аренды №276, и исходил из того, что стороны в договоре аренды согласовали условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, в связи с чем, учитывая изменение ставок платы за единицу площади лесного участка путем применения повышенных коэффициентов, пришел к выводу о том, что истцом правомерно доначислена арендная плата по договору аренды.

Поскольку ответчиком обязанность по оплате выставленной задолженности в добровольном порядке исполнена не была, суд, проверив представленный истцом расчет задолженности, признав его арифметически верным, пришел к выводу о необходимости взыскания в пользу истца задолженности по арендной плате в заявленном размере.

Руководствуясь ст. 103 ГПК РФ, суд взыскал с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).

Статьей 94 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности урегулированы в главе 8 ЛК РФ.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).

Как следует из материалов дела, 26 октября 2006 г. между Департаментом лесного хозяйства Ростовской области и ФИО1 был заключен договор аренды лесного участка.

В пункте 2 договора аренды определено, что в аренду предоставляется лесной участок площадью 96,0 га, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

В силу требований п.20 договора аренды договор заключен на 49 лет, действует с 26 октября 2009 г. по 25 октября 2058 г.

В п.5 договора определено, что арендная плата по договору составляет 34 822,08 руб. в год.

В силу требований п.7 договора сторонами согласовано, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также индексации ставок платы за единицу площади лесного участка в соответствии с бюджетным законодательством. В месячный срок после опубликования сведений об изменении размера и порядка расчета арендной платы в средствах массовой информации или получения письменного уведомления арендодателя об изменении порядка расчета арендной платы производится перерасчет размера арендной платы, установленной настоящим договором, в соответствии с новым порядком расчета арендной платы с даты вступления в силу правового акта, которым изменен порядок расчета арендной платы.

В приложении 10 к Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 11 мая 2010 г. № 184 приведен перечень лесных участков, отнесенных к ценным лесам, на территории Семикаракорского лесничества Ростовской области - Семикаракорское участковое лесничество-Семикаракорский лесхоз, Кузнецовский производственный участок-кварталы 1-4,7-9,12 части кварталов5,6,10.11,13-16,18,19 площадью 676 га. относятся к лесам расположенным в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах.

Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2018 г. № 1571 в таблицу 9 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» были внесены изменения; постановление дополнено примечанием следующего содержания: к ставкам в отношении защитных ценных лесов применяются следующие поправочные коэффициенты: в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах, - 4.

Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2017 г. № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» установлено, что ставки платы, предусмотренные таблицами 5 - 19 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в 2018 году применяются с коэффициентом 1,57, в 2019 году - с коэффициентом 1,89, в 2020 году - с коэффициентом 2,26.

При таких обстоятельствах, поскольку заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы, с учетом принятия Правительством РФ вышеуказанных Постановлений, которыми изменены ставки по арендной плате, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности произведенного истцом перерасчета арендной платы и взыскании таковой с ответчика, как арендатора лесного участка.

Судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы ФИО1, поскольку таковые не опровергают законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, а основаны на неправильном толковании норм материального права.

Как уже было указано выше, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

Положениями ст. 39.7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержит п. 4 ст. 73 ЛК РФ: для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом определяемой действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.

Кроме того, Постановлением Пленума ВАС РФ № 73 от 17.11.2011 «Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды» установлено, что размер арендной платы корректируется автоматически и не требует изменения договора в случае, если акты публично-правового образования, которыми устанавливается иной размер арендной платы, изменяются (пункт 20).

Пунктом 19 названного Постановления установлено, что, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора не требуется.

Указанным выше положения закона корреспондируют условия договора аренды, в частности п. 7, согласно которому размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также индексации ставок платы за единицу площади лесного участка в соответствии с бюджетным законодательством.

При изложенных обстоятельствах, арендодатель по договору аренды, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период уполномоченным органом, без дополнительного изменения условий договора аренды.

Учитывая установленный принцип государственного регулирования арендных платежей, размер платы за пользование лесным участком изменяется в связи с принятием уполномоченным государственным органом соответствующего правового акта.

Следовательно, независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.

27 декабря 2018 г. вступило в законную силу Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 №1571, которым установлено, что ставки платы, предусмотренные таблицами 5 - 19 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в 2018 году применяются с коэффициентом 1,57, в 2019 году - с коэффициентом 1,89, в 2020 году - с коэффициентом 2,26.

В связи с изложенным Министерство правомерно по условиям пункта 7 договора произвело перерасчет арендной платы с применением спорного коэффициента.

Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 25.06.2013 по делу N 5-КГ 13-63, Определении Верховного Суда РФ от 08.12.2016 по делу N 303-ЭС15-19719.

Ссылка апеллянта на отсутствие уведомлений об изменении арендной платы не лишает арендодателя (Министерство как уполномоченный орган) права на получение арендной платы в соответствии с действующим законодательством и не освобождает ответчика от надлежащего исполнения обязательств, возникших из договора аренды, в силу положений ст. 309 ГК РФ.

Кроме того, по условиям п. 7 договора аренды в месячный срок после опубликования сведений об изменении размера и порядка расчета арендной платы в средствах массовой информации или получения письменного уведомления арендодателя об изменении порядка расчета арендной платы производится перерасчет размера арендной платы, установленной настоящим договором, в соответствии с новым порядком расчета арендной платы.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 №1571 было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2018.

Доводы жалобы о том, что истцом ежегодно предоставлялись акты сверки за 2018-2019гг. и претензий к ответчику по внесению арендных платежей не имелось, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку образовавшаяся задолженность была выявлена в ходе плановой проверки только в 2020 году.

Иных доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда в обжалованной части соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ФИО1 нет.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Семикаракорского районного суда Ростовской области от 13 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 мая 2021 г.