НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 19.03.2019 № 33-2964/19

Судья Топоркова С.В. дело № 33-2964/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 марта 2019 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Татуриной С.В.,

судей Котельниковой Л.П., Голубовой А.Ю.,

при секретаре Гребенкиной Э.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаталова Алексея Сергеевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону, третье лицо ПАО «Авиакомпания Ютэйр» о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Шаталова А.С. на решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 октября 2018 г. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия

установила:

Шаталов А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону, третье лицо ПАО «Авиакомпания Ютэйр» о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав в обоснование заявленных исковых требований, что 06.12.2017 года истец обратился в ГУ УПФР РФ в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (как работнику летного состава гражданской авиации).

Решением ГУ УПФР РФ в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону от 05.03.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости по указанному основанию ввиду отсутствия специального стажа требуемой продолжительности. Ответчиком не обоснованно не засчитаны в специальный стаж в лётном составе гражданской авиации периоды работы: с 01.11.2001г. по 01.03.2004г - пилот воздушного судна АН-2 в ООО АК «Аэросервис», общий налёт на авиахимических работах составил 769 час. 32 мин.; с 23.12.2005г. по 23.01.2007г. - пилот воздушного судна АН-2 в ООО АК «Аэросервис», общий налёт часов на авиахимических работах составил 361 час. 05 мин. Кроме того, ответчиком необоснованно не включены в специальный стаж истца периоды: с 01.01.2002г. по 01.03.2004г. - в должности второго пилота воздушного суда АН-2 в ООО «Аэросервис»; с 23.12.2005г. по 31.12.2005г., с 02.04.2006г. по 23.01.2007г. - в должности командира воздушного судна АН-2 в ООО «Аэросервис»; с 23.05.2004г. по 02.08.2004г. - в должности второго пилота воздушного судна АН-АК «Ставрополье-411 Авиа»; с 20.04.2005г. по 30.06.2005г. - в должности командира воздушного суда АН-2 АК «Ставрополье-411Авиа». За период работы с 20.04.2005г. по 30.06.2005г. в ООО АК «Ставрополье-411Авиа» общий налёт на авиахимических работах составил 143 час. 40 мин., период работы с 23.12.2005г. по 23.01.2007г. в ООО АК «Ставрополье-411Авиа» общий налёт на авиахимических работах составил 223 час. 43 мин. В период работы с 06.07.2016г. по 06.12.2017г. в ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» в должности второго пилота воздушного суда «Боинг 737» общий налёт часов составил 1 171 час.45 мин. Общее стажевое исчисление в связи с лётной работой на момент обращения за страховой пенсией составит 29 лет 1 месяц 2 дня.

В связи с чем, истец просит суд:1) признать решение ГУ УПФР в Первомайском г.Ростова-на-Дону от 05.03.2018 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН незаконным;2) обязать ГУ УПФР РФ в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону включить в специальный стаж истца для назначения страховой пенсии по старости в связи с лётной работой следующие периоды: с 01.11.2001г. по 01.03.2004г. в ООО АК «Аэросервис» общий налёт составляет 769 час. 32 мин., что в стажевом исчислении составляет 5 лет 4 месяца 2 дня; с 23.12.2005г. по 23.01.2007г. в ООО «Авиакомпания «Аэросервис» общий налёт составляет 361 час. 05 мин., что в стажевом исчислении составляет 2 года 6 месяцев 2 дня; с 25.03.2004г. по 02.08.2004г. в ООО АК «Ставрополье» общий налёт 223 часа - 1 год 06 месяцев 15 дней; с 20.04.2005 г. по 30.06.2005г. в ООО АК «Ставрополье - 411 Авиа» общий налёт составляет 143 часа 40 мин. - 11 месяцев 23 дня; с 06.07.2016г. по 06.12.2017г. в ПАО «Авиакомпания ЮТэйр», общий налёт часов составляет 1 171 час. 45 мин - 4 года 10 месяцев 23 дня; 3) обязать ГУ УПФР РФ в Первомайском районе г.Ростова-на- Дону назначить Шаталову А.С. страховую пенсию по старости с 06.12.2017г.

Решением Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 08 октября 2018 г. в удовлетворении исковых требовании Шаталова А.С. отказано.

С указанным решением суда не согласился истец, им подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное при неправильном применении норм материального и процессуального права, приняв по делу новое решение об удовлетворении исковых требований истца.

Апеллянт указывает на то, что суд первой инстанции в нарушение требований ст.ст. 147, 148, 150 ГПК РФ не провел надлежащую досудебную подготовку дела к судебному разбирательству, допустил нарушения норм процессуального права, а именно статей 12, 35, 56, 57, 68, 71 ГПК РФ, что привело к принятию неправильного по существу решения суда. Апеллянт полагает, что суд первой инстанции допустил нарушение норм процессуального права, отказав в обозрении, исследовании и представленных истцом доказательств в обоснование иска, а также не предоставив истцу достаточного количества времени для ознакомления с возражениями ответчика.

По мнению апеллянта, суд первой инстанции в обжалуемом решении также необоснованно возложил на истца ответственность за действия (бездействия) его работодателей (страхователей), за недостоверность предоставляемых ими сведений в пенсионные органы для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку это противоречит фактическим обстоятельствам дела, а также нормам материального и процессуального права, согласно которым у истца нет обязанности отвечать за действия работодателя, который не уплачивал страховые взносы, либо не предоставлял или предоставлял не полном объеме в пенсионный орган в отношении истца сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Апеллянт указывает на то, что суд допустил нарушение норм материального права, не рассмотрел в установленном законом порядке заявленные истцом требования по периодам летной работой в качестве летного состава гражданской авиации и не применил закон, подлежащий применению и регулирующий правила подсчета и подтверждения страхового стажа. В этой связи, апеллянт полагает, что суд необоснованно согласился с неверным расчетом специального стажа истца, представленным ответчиком.

Третье лицо ПАО «Авиакомпания Ютэйр» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, извещено надлежащим образом. В отношении указанного лица дело рассмотрено в порядке ст. 167, ст. 327 ГПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия 16 июля 2014 г. было принято постановление N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Этим постановлением Правительства Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2015 г., установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.

Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Согласно п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна.

При досрочном назначении пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 N 459, в соответствии с пунктом 1 и 2 которого к таким должностям относятся члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов, летно-инструкторский состав.

Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537, определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.

Согласно п. 4 - 6 Правил при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются:

а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за 1 календарный месяц;

б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, - за один месяц выслуги;

5. Исчисление периодов работы в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 4 настоящих Правил производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Периоды работы в годовом исчислении определяются путем деления числа полных месяцев на 12.

6. При выполнении в течение года различных работ, указанных в пункте 4 настоящих Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, исчисляются пропорционально продолжительности налета часов (занятости) на каждой работе.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением. утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459 в выслугу лет работникам летного состава засчитывается:

время работы за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации - в порядке, установленном пунктом 1 для соответствующих видов летной работы, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР (за период работы начиная с 1992 года);

время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, - по фактической продолжительности;

Согласно пункту 9 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 г., периоды работников летного состава подтверждается трудовой книжкой и на основании летной (парашютной книжки). В случае отсутствия летной (парашютной) книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений налет часов может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями или архивными органами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.12.2017 года истец обратился в ГУ УПФР РФ в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (как работнику летного состава гражданской авиации).

Решением ГУ УПФР РФ в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону от 05.03.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости по указанному выше основанию ввиду отсутствия специального стажа требуемой продолжительности.

При этом учтённый пенсионным органом страховой стаж истца Шаталова А. С. на момент подачи заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составил 10 лет 10 месяцев 28 дней, стаж в связи с работой в составе гражданской авиации составил - 20 лет 4 месяца 0 дней (л.д. 17-21).

ГУ УПФР РФ в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону в ходе оценки пенсионных прав истца уточнены суммы часов налёта за периоды работы: с 01.11.2001г. по 01.03.2004г, с 23.12.2005г. по 23.01.2007г. - в должности второй пилот воздушного судна АН-2 в ООО АК «Аэросервис», поскольку работодатель не представлял сведения персонифицированного учёта; с 25.03.2004г. по 02.08.2004г. - в должности второй пилот воздушного суда АН-2 в ООО АК «Ставрополье-411 Авиа», поскольку в индивидуальном счете застрахованного лица отсутствуют данные о страховом стаже; с 20.04.2005г. по 30.06.2005г. - в должности командир воздушного судна АН-2 в ООО АК «Ставрополье-411 Авиа», поскольку уточнить лицевой счет застрахованного лица не представляется возможным, так как страхователь ликвидирован 25.12.2006г.

Из материалов дела следует, что Шаталов А.С. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 26 февраля 1999 года (л.д.39). Спорные периоды его деятельности имели место после регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования.

Как следует из выписки из лицевого счёта застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа Шаталова А.С. в периоды работы с 2001г. по 2007г. работодателями не предоставлены либо были представлены не в полном объеме в соответствующий орган Пенсионного Фонда Российской Федерации (л.д.39-46).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

При разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение, перерасчет страховой пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) и после такой регистрации.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен:

постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, которым определено, что основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца;

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", которым установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу требований п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Согласно ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируется страховая и накопительная части трудовой пенсии, в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи.

Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата, исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами, должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на страховую пенсию.

Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались.

При обращении застрахованного лица за назначением досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в выписке из индивидуального лицевого счета могут отсутствовать сведения о начислении (уплате) страховых взносов по дополнительному тарифу.

При отсутствии сведений о начислении (уплате) дополнительного тарифа в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, во внимание может быть принята справка страхователя, содержащая необходимые сведения, либо данный факт может быть указан в справке, уточняющей льготный характер работы.

В случае отсутствия уплаты (либо уплаты не в полном объеме) страховых взносов по дополнительному тарифу, вопрос о включении периодов работы после 01.01.2013 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П, то есть достаточным основанием будет являться факт начисления страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу.

Что касается того обстоятельства, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта отсутствуют сведения об особом характере трудовой деятельности истца, судебная коллегия исходит из следующего.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с п. п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы истца отражены без указания кода льготных условий труда.

Указывая на то, что работодателями в отношении истца были представлены индивидуальные сведения персонифицированного учета без указания кода льготы застрахованного лица, судом не установлено, по какой причине работодатели при предоставлении в пенсионный орган сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Шаталова А.С. документально не подтвердили его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, тем самым, не были устранены противоречия между имеющимися в материалах дела данными индивидуального персонифицированного учета и представленными в судебное заседание документами работодателей (с указанием налета часов) о льготном характере работы истца, дающей ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Устранение противоречий между представленными сторонами спора и имеющимися в деле доказательствами являлось в соответствии со ст. 67 ГПК РФ обязанностью суда, неисполнение которой повлекло за собой вынесения решения, не отвечающего требованиям ст.195 ГПК РФ.

Таким образом, поскольку ответственность за достоверность сведений, представляемых работодателем для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, лежит именно на работодателе, истец не может быть лишён права на включение спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии ввиду недобросовестного исполнения работодателем своих обязанностей.

Отсутствие на индивидуальном лицевом счете кода особых условий труда не может являться основанием для исключения периодов работы из специального стажа при условии доказанности факта работы в особых условиях, с наличием которых закон связывает право на досрочную пенсию.

Доказательств, которые могли бы опровергнуть данные обстоятельства, ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Из материалов дела также следует, что ГУ УПФР РФ в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону не оспаривает факт работы истца в летнем составе, наименование должностей, организаций, в которых он работал, а оспаривает только возможность включения спорных периодов в специальный стаж, поскольку в индивидуальном лицевом счете истца отсутствуют коды льготы особых условий.

Пунктом 8 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летних экипажей воздушных судов гражданской авиации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. N 155, установлено, что документом, подтверждающим выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка.

В случае отсутствия летной книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений указанная информация может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что необоснованно не включен в специальный стаж истца ряд периодов его работы в летном составе гражданской авиации.

Так, судом необоснованно не включен в специальный стаж период работы истца - с 01.11.2001г. по 01.03.2004г. - в должности второго пилота воздушного судна АН-2, в ООО АК «Аэросервис», выслуга в котором составляет 5 лет 4 месяца 2 дня.

Как следует из копии летной книжки истца (л.д.171-263, т.1), а также представленной ПАО «Авиокомпания «ЮТэйр» в материалы дела Справке НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05.06.2018г. о налете часов за период с 2002г. по 2017г. (л.д. 102, т.1), общий налет часов в период работы в ООО АК «Аэросервис» в должности второго пилота воздушного судна с 01.11.2001г. по 01.03.2004г. составил всего: 769 часов 32 минуты ( из них: ( в 2002 году - 363 часов 28 минут - авиахимических работ и в 2003 году - 406 часов 4 минуты - авиахимических работ);. в 2001 году и в период с 01.01.2004г. по 01.03.2004г. - налет часов отсутствует.

Расчет производится с учетом Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно - технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537.

С учетом Правил, регулирующих исчисления периодов работы и сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного состава, а также с учетом налета на авиахимических работах за период работы в ООО «Авиакомпании «Аэросервис» (т.е. 01.11.2001г. по 01.03.2004г) специальный стаж истца составит: 5 лет 4 месяца 2 дня.

Расчет:

769 часов : 12 = 64 полных месяцев и 1 час

64 : 12 = 5 лет и 4 месяца,

1 час или 60 минут : 30 дней = 2 дня);

Также судом необоснованно не включен в специальный стаж период работы истца с 23.12.2005г. по 23.01.2007г. - в должности второй пилот воздушного судна АН-2 в ООО АК «Аэросервис», выслуга в котором составляет 2 года 6 месяцев 2 дня.

Ответчик, за полный период работы: с 23.12.2005г. по 23.01.2007г. - в должности командира воздушного судна АН-2 ООО АК «Аэросервис», принял к зачету, только отдельный период и частичное исчисление сроков (что влияет на порядок расчета стажа): 01.01.2006 по 01.04.2006. Между тем, согласно записям 9, 10, 11 трудовой книжки истца, он был принят на указанную должность и весь период с 23.12.2005г. по 23.01.2007г. работал в ООО АК «Аэросервис» в должности командира воздушного судна, самолета АН-2.

Из летной книжки истца следует, что общий налет часов в период работы в ООО «Авиакомпания «Аэросервис» в должности командира воздушного судна с 23.12.2005г. по 23.01.2007г. составил 361 час 05 минут, из них: с 23.12.2005г. по 31.12.2005г. - налет часов отсутствует, за 2006г. налет часов составил 360 часов 11 минут, с 01.01.2007г. по 23.01.2007г. налет составил 1 час 35 минут.

Таким образом, за период работы с 23.12.2005г. но 23.01.2007г. в ООО «Авиакомпании «Аэросервис» общий налет часов на авиахимических работах составил: 361 час 5 минут (359 часов 30 минут + 1 час 35 минут), а учебно-тренирочный налет составил: 10 часов 30 минут.

С учетом Правил регулирующих исчисления периодов работы и сроков для назначения пенсий работникам авиации летного состава, а также с учетом налета на авиахимических работах за период работы в ООО «Авиакомпания «Аэросервис» (т.е. 23.12.2005г. по 23.01.2007г.) специальный стаж истца составит: 2 года 6 месяцев 2 дня.

Расчет:

361 час : 12 = 30 полных месяцев и 1 час.

30 : 12 = 2 года и 6 месяцев

1 час или 60 минут : 30 дней = 2 дня);

Судебная коллегия отмечает, что ГУ УПФР РФ в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону при исчислении специального стажа истца принял не весь период его работы в АК «Ставрополье - 411 Авиа», а только частично, т.е. за полный период работы с 25.03.2004 по 02.08.2004г. - в должности второго пилота воздушного судна АН-2 ООО АК «Ставрополье - 411 Авиа», были включены только отдельные периоды и частичное исчисление сроков выслуги (что влияет на порядок расчета стажа): с 08.04.2004 по 27.04.2004; с 04.05.2004 по 15.05.2004; с 05.06.2004 по 23.06.2004; с 09.07.2004 по 09.07.2004.

Кроме того, за период работы истца с 20.04.2005 по 30.06.2005г. - в должности командира воздушного судна АН-2 ООО АК «Ставрополье - 411 Авиа», также пенсионным органом были включены не все периоды и произведено частичное исчисление сроков выслуги (что влияет на порядок расчета стажа): с 23.05.2005 по 23.05.2005; с 07.05.2005 по 07.05.2005; с 16.05.2005 по 16.05.2005; с 17.05.2005 по 17.05.2005; с 01.06.2005 по 01.06.2005; 01.01.2006 по 01.04.2006.

Данное исчисление выслуги лет противоречит Правилам исчисления сроков для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно- технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459.

Согласно записям №№ 4, 5, 6 трудовой книжки истца в период с 25.03.2004г. по 02.08.2004г. он работал в ООО АК «Ставрополье - 411 Авиа» - сначала в должности 2 -го пилота, а затем в должности командира воздушного судна, самолета АН-2.

Из летной книжки истца следует, что общий налет часов в период работы в ООО АК «Ставрополье - 411 Авиа» в должности командира воздушного судна в период с 25.03.2004г. по 02.08.2004г. составил 223 часа 43 минуты на авиахимических работах.

С учетом Правил регулирующих исчисления периодов работы и сроков : для назначения пенсий работникам авиации летного состава, а также с налета часов на авиахимических работах за период работы в ООО АК «Ставрополье - 411 Авиа» (т.е. 25.03.2004г. по 02.08.2004г) специальный стаж истца составит: 1 год 6 месяцев 15 дней.

Расчет:

223 час : 12 = 18 полных месяцев и 7 часов,

18 : 12=1 год и 6 месяцев,

7 час 43 минуты или 463 минут : 30 дней = 15 дня.

Согласно записей №№ 7, 8 трудовой книжки истца в период с 20.04.2005г. по 30.06.2005г. он работал в ООО АК «Ставрополье - 411 Авиа» в должности командира воздушного судна, самолета АН-2. Из летной книжки истца следует, что общий налет часов в данный период работы в ООО АК «Ставрополье - 411 Авиа» в должности командира воздушного судна составил 143 часа 40 минут на авиахимических работах.

С учетом Правил регулирующих исчисления периодов работы и сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного состава, а также с учетом налета на авиахимических работах за период работы в ООО АК «Ставрополье - 411 Авиа» в период с 20.04.2005г. по 30.06.2005г. специальный стаж ( выслуга) истца составила : 11 месяцев 23 дня.

Расчет:

143 час : 12 = 11 месяцев 11 часов

11 часов 40 минут или 700 минут : 30 дней = 23 дня.

Порядок расчета специального стажа истца ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ никаким доказательствами не опровергнут, контррасчет не представлен.

Между тем, судебная коллегия отмечает, что период работы истца с 06.07.2016г. по 06.12.2017г. был включен ответчиком в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии (л.д.20), оснований для повторного включения указанного периода работы в специальный стаж истца не имеется.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что в специальный стаж истца для назначения страховой пенсии по старости в связи с летной работой в качестве летного состава гражданской авиации подлежат включению следующие периоды: с 01.11.2001г. по 01.03.2004г. в ООО Авиакомпании «Аэросервис» общий налет составляет 769 часов 32 мин., что в стажевом исчислении составит: 5 лет 4 месяца 2 дня, с 23.12.2005г. по 23.01.2007г. в ООО Авиакомпании «Аэросервис» общий налёт составляет 361 час. 05 мин., что в стажевом исчислении составляет 2 года 6 месяцев 2 дня, с 25.03.2004г. по 02.08.2004г. ООО АК «Ставрополье - 411 Авиа» в общий налёт 223 часа - 1 год 06 месяцев 15 дней; с 20.04.2005г. по 30.06.2005г. в ООО АК «Ставрополье - 411 Авиа» общий налет часов составляет 143 часа 40 минут, что в стажевом исчислении составит: 11 месяцев 23 дня.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

С учетом включенных пенсионным органом и судом указанных периодов работы специальный стаж истца составит более 25 лет, что является достаточным основанием для назначения ему в порядке пункта 13 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в качестве летного состава гражданской авиации с 06.12.2017г. (с даты обращения с заявлением о назначении пенсии), в этой связи решение ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону от 05.03.2018 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе истцу в назначении пенсии является незаконным.

На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным, при вынесении решения судом неправильно определенны обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда принято с нарушением норм материального права, соответственно, в силу п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении указанных выше исковых требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 327- 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 октября 2018г.отменить, постановить по делу новое решение, которым признать незаконным решение ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону от 05.03.2018 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, обязать ГУ УПФР РФ в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону включить в стаж для назначения страховой пенсии по старости в связи с летной работой в качестве летного состава гражданской авиации следующих периодов: с 01.11.2001г. по 01.03.2004г. в ООО Авиакомпании «Аэросервис» общий налет составляет 769 часов 32 мин., что в стажевом исчислении составит: 5 лет 4 месяца 2 дня, с 23.12.2005г. по 23.01.2007г. в ООО Авиакомпании «Аэросервис» общий налёт составляет 361 час. 05 мин., что в стажевом исчислении составляет 2 года 6 месяцев 2 дня, с 25.03.2004г. по 02.08.2004г. ООО АК «Ставрополье - 411 Авиа» в общий налёт 223 часа - 1 год 06 месяцев 15 дней; с 20.04.2005г. по 30.06.2005г. в ООО АК «Ставрополье - 411 Авиа» общий налет часов составляет 143 часа 40 минут, что в стажевом исчислении составит: 11 месяцев 23 дня. Обязать ГУ УПФР РФ в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону назначить Шаталову А.С. страховую пенсию по старости с 06.12.2017г.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 марта 2019 года