НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 18.12.2018 № 33-22256/18

Судья Лиханов А.П. дело № 33-22256/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 декабря 2018г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Татуриной С.В.,

судей Корниенко Г.Ф., Шамрай М.С.,

при секретаре Гребенкиной Э.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рац Дмитрия Андреевича к ГУ МВД России по Ростовской области, УМВД России по Магаданской области о включении периода в выслугу лет в тройном размере и перерасчете пенсии, по апелляционной жалобе Рац Д.А. на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 26 сентября 2018г. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

Рац Д.А. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Ростовской области, УМВД России по Магаданской области о включении периода в выслугу лет в тройном размере и перерасчете пенсии, указав в обоснование требований, что 24.03.1995г. ему была назначена пенсия как работнику МВД с 01.02.1993г. Работая старшим инспектором уголовного розыска отдела внутренних дел Анадырского райисполкома Магаданской области, будучи в звании капитан милиции, приговором Магаданского областного суда от 29.03.1978г. он был осужден по ч.2 ст. 173 УК РФ к 10 годам лишения свободы и отбывал наказание с 12.05.1977г. по 12.12.1984г., т.е. 7 лет 7 мес.

Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР от 10.07.1991г. действия Рац Д.А. были переквалифицированы с ч.2 ст.173 УК РФ на ч.1 ст. 173 УК РФ и изменено наказание с 10 лет лишения свободы до 5 лет лишения свободы. Истец считает, что незаконно отбывал наказание в местах лишения свободы 2 года 7 месяцев.

Вступившим в законную силу решением Красносулинского городского суда Ростовской области от 23.06.1993г. незаконно отбытые 2 года 7 месяцев засчитаны в общий трудовой стаж и в стаж работы в органах МВД РФ, как отбытые им сверх назначенного наказания. Однако УМВД Магаданской области отказалось включить в выслугу лет незаконно отбытые в местах лишения свободы 2 года 7 месяцев в тройном размере, о чем свидетельствуют письма от 15.10.1993г. и 05.11.1993г. В 2013 году истец вновь обратился к ответчикам с просьбой включить 2 года 7 месяцев в выслугу лет, исчисляя в тройном размере, но получил отказ.

На основании изложенного, истец просил суд включить ему незаконно отбытый срок в местах лишения свободы в календарном исчислении 2 года 7 месяцев, исчисляя в тройном размере в выслугу лет как работнику МВД РФ и произвести перерасчет пенсии как работнику МВД РФ с 1 февраля 1993 года.

Определением Красносулинского районного суда Ростовской области от 26 сентября 2018г. производство по делу по иску Рац Д.А. в части требований к УМВД России по Магаданской области о включении незаконно отбытого срока в местах лишения свободы в календарном исчислении 2 года 7 месяцев, исчисляя в тройном размере в выслугу лет как работнику МВД РФ прекращено, по основаниям, предусмотренным абз. 3 ст. 220 ГПК РФ.

Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 26 сентября 2018г. исковые требования Рац Д.А. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Рац Д.А. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований. Апеллянт в жалобе указывает, что в соответствии со ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» предусматривалось, что гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке засчитывается в общий трудовой стаж в тройном размере. Поскольку Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР от 10.07.1991г. действия Рац Д.А. были переквалифицированы с ч.2 ст.173 УК РФ на ч.1 ст. 173 УК РФ и изменено наказание с 10 лет лишения свободы до 5 лет лишения свободы, апеллянт полагает, что 2 года 7 месяцев необоснованно не включены ответчиками в выслугу лет в тройном размере. Ссылаясь на ст. 58 Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», апеллянт указывает, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, соответственно, применение последствий пропуска срока и оставление исковых требований без удовлетворения по этим основаниям, апеллянт считает незаконным.

УМВД России по Магаданской области в материалы дела поданы возражения, в которых ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Рац Д.А. – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителей ответчиков ГУ МВД России по Ростовской области, УМВД России по Магаданской области, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела уведомление (л.д.146-147).

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Рац Д.А., судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из искового заявления, обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец полагал, что период 2 года 7 месяцев, незаконно отбытых им в местах лишения свободы, подлежит включению в выслугу лет в тройном размере, что является основанием для перерасчета пенсии.

В соответствии со ст. 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» предусматривалось, что гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке засчитывается в общий трудовой стаж в тройном размере.

Постановлением Совета Министров СССР от 08.09.1955г. №1655 «О трудовом стаже, трудоустройстве и пенсионном обеспечении граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных» было установлено, что при исчислении трудового стажа граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии освобожденных от ответственности в связи с прекращением уголовного дела или оправданием по суду, время нахождения их в местах заключения, а также время пребывания в ссылке засчитывается как в общий трудовой стаж, так и в стаж работы по специальности.

Постановлением Совета Министров СССР от 15.12.1990г. №1290 «О выслуге лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пособиях этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава и их семьям» предусматривалось, что в выслугу лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы засчитывается на льготных условиях время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и ссылки военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель, как это следует из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, уполномочен урегулировать как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и особенности (условия) приобретения права на их получение, включая установление для некоторых категорий граждан, в том числе государственных служащих, разного рода условий реализации пенсионных прав в зависимости от таких объективно значимых обстоятельств, как особенности государственной службы, условия ее прохождения, специфика деятельности, осуществляемой при прохождении различных видов государственной службы.

Как указано в ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.02.1993 г. № 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается время отбывания наказания и содержания под стражей лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.

В силу абз. 16 п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам, на которых распространяется действие данного Постановления, засчитывается время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных.

Правовой анализ содержания вышеуказанных норм закона, позволяет сделать вывод о том, что как ранее действовавшим законодательством, так и действующими нормами пенсионного законодательства лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, обязательным условием включения периода отбывания наказания в местах лишения свободы является реабилитация лица, незаконно привлеченного к уголовной ответственности.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР от 10.07.1991г. Рац Д.А. не был реабилитирован, высшей судебной инстанцией была произведена лишь переквалификация, совершенного им деяния с ч.2 ст.173 УК РФ на ч.1 ст. 173 УК РФ и изменено наказание с 10 лет лишения свободы до 5 лет лишения свободы, что не дает истцу оснований требовать от ответчиков включения ему незаконно отбытого срока в местах лишения свободы в календарном исчислении 2 года 7 месяцев, исчисляя в тройном размере в выслугу лет как работнику МВД РФ и перерасчета пенсии как работнику МВД РФ с 01.02.1993г.

Как следует из текста решения Красносулинского городского суда Ростовской области от 23.06.1993г. по делу по иску Рац Дмитрия Андреевича к УВД Магаданской области о включении незаконно отбытого срока наказания по приговору суда в трудовой стаж, требования истца о включении в специальный стаж истца 2 лет и 7 месяцев в тройном размере были рассмотрены судом, который пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку это предусмотрено законом о пенсии военнослужащих, принятым постановлением СМ СССР №1290 от 15.12.1990г. лишь в том случае, если военнослужащий был необоснованно привлечен к уголовной ответственности и впоследствии реабилитирован. Истец же был привлечен к уголовной ответственности обоснованно и не реабилитирован (л.д.24).

Следовательно, выводы суда об оставлении искового заявления Рац Д.А. к ГУ МВД России по Ростовской области, УМВД России по Магаданской области без удовлетворения, являются законными и обоснованными.

Таким образом, доводы истца о том, что время отбывания наказания в местах лишения свободы 2 года 7 месяцев подлежит включению в выслугу лет в тройном размере, являлись предметом судебного разбирательства и обоснованно отклонены судом, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Ссылки апеллянта в жалобе на ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468‑1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» несостоятельны, поскольку согласно указанной норме права сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, однако вина органа назначающего или выплачивающего пенсию в установленном законом порядке не установлена.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся с несогласием с оценкой суда фактических обстоятельств по делу. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу, с учетом конкретных обстоятельств дела, разрешен верно.

При указанных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 26 сентября 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Рац Д.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 26.12.2018г.