НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 18.10.2023 № 33А-16219/2023

Судья Баташева М.В. УИД 61RS0004-01-2022-007484-62

Дело № 33а-16219/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 октября 2023 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Яковлевой Э.Р.,

судей Сачкове А.Н., Мамаевой Т.А.,

при секретаре Нахапетян А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, по апелляционной жалобе ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Донуна решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 июня 2023 года.

Заслушав доклад судьи Ростовского областного суда Яковлевой Э.Р., судебная коллегия по административным делам

установила:

ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ФИО2 является собственником транспортных средств и недвижимого имущества, в том числе: квартир, гаража, жилого дома, хозяйственных строений или сооружений, дамб разделительных и контурных нагульных прудов, а также земельных участков, а потому обязан уплачивать транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог.

В данной связи административному ответчикубыли направлены налоговые уведомления№ 15094110 от 3 августа 2020 года, № 32545797 от 1 сентября 2021 года, № 84270619 от 1 сентября 2021 года, а затем налоговые требования № 21231 от 8 декабря 2021 года, № 21549 от 8 декабря 2021 года, № 13814 от 16 июля 2021 года, оставленные налогоплательщиком без исполнения.

В дальнейшем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, отмененного определением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г.Ростова-на-Дону от 4 мая 2022 года.

На основании изложенного, в окончательной редакции административных исковых требований административный истец просил суд взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 21 151 руб., задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 1230 руб. и пени в размере 73,61 руб., задолженность по земельному налогу в размере 191 431 руб. и пени в размере 856,50 руб.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 июня 2023 года административные исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону удовлетворены частично.

Суд взыскал с ФИО1 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в сумме 21 151 руб.; задолженность по транспортному налогу за 2020 год: налог – 1 230 руб. и пени 73,61руб.; задолженность по земельному налогу за 2020 год в сумме 25 677,60 руб. (с учетом определения судьи Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 30 июня 2023 года об исправлении описки в решении от 19 июня 2023 года).

В остальной части заявленных административных исковых требований налогового органа отказано.

Кроме того с Т.Д.ФБ. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 072,69 руб.

В апелляционной жалобе ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Донувыражает несогласие с принятым решением по мотиву неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении требований инспекции в полном объеме.

Заявитель жалобы считает, что земельные участки, принадлежащие индивидуальному предпринимателю ФИО1, использовались в предпринимательской деятельности, а именно для разведения малька на землях с видом разрешенного использования «для эксплуатации прудового хозяйства (под иными объектами специального назначения)», «гидропарк (объекты специального назначения)».

По мнению инспекции, 25 мая 2023 года представителем административного ответчика ФИО3 было подано заявление о применении льготы по налогу на имущество физических лиц за 2020 год, используемое в предпринимательской деятельности, то есть административный ответчик самостоятельно заявил об использовании принадлежащих ему земельных участков в предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение дохода, что не отвечает условиям применения пониженной ставки земельного налога, и влечет применение к спорным участкам за 2018-2020 гг. налоговой ставки в размере 1,5%.

Представители ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону ФИО4, ФИО6 в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца пояснили, что в недоимку по земельному налогу в размере 191 431 руб. входит земельный налог за 2020 год с перерасчетом (124 068 руб. + 23 004 руб.), перерасчет земельного налога за 2018, 2019 годы (44 359 руб.); пени в размере 856, 50 руб. начислены на недоимку по земельному налогу за 2017 – 2020 годы.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, решение суда первой инстанции просила оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело в отсутствие административного ответчика, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, рассмотрено в порядке статей 150, 307 КАС Российской Федерации.

Заслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, материалы судебного приказа № 2-2-707/2022, изучив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, возражений,судебная коллегия находит основания, предусмотренные статьей 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции в части взыскания с ФИО1 недоимки по земельному налогу за 2020 год и отказа во взыскании пени на недоимку по земельному налогу за 2020 год, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 308 КАС Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

На основании статьи 38 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (пункт 1).

Под имуществом в названном Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

По общему правилу (статья 357 НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса.

Статья 358 НК РФ относит к объектам налогообложения транспортным налогом автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из смысла ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2).

В силу статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено названным Кодексом (пункт 1). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 2). В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (пункт 3).

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

На основании пункта 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных названным Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как следует из материалов дела, ФИО1 состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону.

В 2020 году ФИО1 являлся собственником следующих земельных участков: земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (1/2 доля в праве собственности);земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (1 месяц 228743/571733 доли в праве собственности; 11 месяцев 320170/1143466 доли в праве собственности);земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (1/3 доли в праве собственности);земельного участка, расположенного по адресу: 344033АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (1/3 доли в праве собственности);земельного участка, расположенного по адресу: 344033, ФИО5, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (1/3 доли в праве собственности);земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (право собственности в течение 8 месяцев);земельного участка, расположенного по адресу: 344033АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (право собственности в течение 8 месяцев); земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (право собственности в течение 8 месяцев); земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (право собственности в течение 5 месяцев); земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (право собственности в течение 7 месяцев); земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (право собственности в течение 1 месяца).

Также административному ответчику в спорный период принадлежали на праве собственности следующие объекты недвижимости: квартира, расположенная по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;индивидуальный гараж, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН,кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (1/2 доли в праве собственности);хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение/ вспомогательного использования), расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН,кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;жилой дом с правом регистрации проживания, расположенный на дачном земельном участке по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН,кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования), расположенное по адресу: 344101АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН,кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (1/2 доли в праве собственности);административное здание, расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН,кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (в собственности в течение 5 месяцев);дамбы разделительных и контурных валов нагульных прудов, расположенные по адресу: 344033, ФИО5, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН,кадастровый НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;дамбы разделительных и контурных валов нагульных прудов, расположенные по адресу: 344033, ФИО5, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН,кадастровый НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (1 месяц 166668/571733 доли в праве собственности;11 месяцев 320170/1143466 доли в праве собственности);дамбы разделительных и оградительных валов вырастных, летне-маточных, зимовальных, нерестовых прудов, расположенные по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН,кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН(1 месяц 228643/571733 доли в праве собственности; 11 месяцев 3440170/1143466 доли в праве собственности);хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования), расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (в собственности в течение 5 месяцев); хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования), расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (в собственности в течение 5 месяцев); хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования), расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (в собственности в течение 5 месяцев); хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования), расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (в собственности в течение 5 месяцев); хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования), расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования), расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (в собственности в течение 8 месяцев); хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования), расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (в собственности в течение 5 месяцев).

Кроме того, согласно сведениям, полученным административным истцом в порядке взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, ФИО1 на праве собственности в период в 2020 году принадлежали следующие транспортные средства: трактор марки Т-130, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; экскаватор марки ЭО-4112А, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Судебная коллегия отмечает, что факт принадлежности ФИО1 вышеназванного имущества в спорные периоды лицами, участвующими в деле, не оспаривался.

Как собственник транспортных средств и недвижимого имуществаФИО1 обязан уплачивать имущественный, земельный и транспортный налоги.

В электронной форме через личный кабинет налогоплательщика ФИО1 было направлено налоговое уведомление № 32545797 от 1 сентября 2021 года о необходимости уплаты имущественного, земельного и транспортного налогов за 2020 год, уведомление № 84270619 от 1 сентября 2021 года о перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению № 15094110 за 2018-2019 гг.

Поскольку ФИО1 налоги оплачивает несвоевременно, не в полном объеме, в его адрес направлены требования № 21231 от 8 декабря 2021 года, № 21549 от 8 декабря 2021 года, № 13814 от 16 июля 2021 года.

В связи с неисполнением в установленный срок обязанности по уплате обязательных платежей налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Ленинского судебного района г.Ростова-на-Дону с заявлением о выдаче судебного приказа.

Вынесенный мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского судебного района г.Ростова-на-Дону судебный приказ № 2а-2/1-708/2022 от 15 апреля 2022 года отменен определением мирового судьи 4 мая 2022 года на основании поступивших от ФИО1 возражений относительно его исполнения.Настоящий административный иск направлен в суд почтой 3 ноября 2022 года.

Таким образом, сроки обращения в суд, установленные пунктами 2 и 3 статьи 48 НК РФ, ни при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа, ни при подаче рассматриваемого административного искового заявления налоговым органом не пропущены.

Удовлетворяя требования налогового органа о взыскании с ФИО1 недоимкипо налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 21 151 руб., недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере 1 230 руб. и пени в размере 73,61 руб., суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком обязанность по уплате указанных видом налогов не исполнена, при этом,ссылаясь на позицию Конституционного суда Российской Федерации, отметив, что федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, а поскольку транспортное средство зарегистрировано за административным ответчиком, именно на нем лежит обязанность по уплате соответствующего налога.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку на момент рассмотрения дела задолженность на данным налогам и пени ФИО1 не оплачена, что не оспаривалось административным ответчиком, при этом в указанной части расчет взыскиваемых сумм, представленный в материалы дела, произведен в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, регулирующими порядок исчисления налогов и пени, является арифметически верным и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, стало быть, указанные суммы налогов и пени подлежат взысканию с административного ответчика ФИО1 в заявленном размере.

Относительно требований о взыскании земельного налога, судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводам административного ответчика ФИО1 о несогласии с размером примененного коэффициента 1,5% для расчета земельного налога, с которой судебная коллегия соглашается.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ по общему правилу налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0, 3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (далее - земельные участки).

Согласно данной норме права для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Если земельный участок отвечает указанным критериям, то налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента от его кадастровой стоимости. В случае, если земельный участок признан неиспользуемым по целевому назначению для сельскохозяйственного производства, то налогообложение должно осуществляться по налоговой ставке, установленной в отношении "прочих земель" и не превышающей 1,5 процента от кадастровой стоимости такого земельного участка, начиная с налогового периода, в котором выявлено такое неиспользование его по целевому назначению.

В силу статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06 марта 2015 года № 306-КГ14-8182 следует, что, поскольку налоговая ставка 0,3 процента по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик.

Как следует изПравил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденным Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 26 апреля 2011 года № 87 (в редакции от 14.08.2018), в перечень видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне сельскохозяйственного производства (СХ-1), входят земельные участки с основным разрешенным видом использования «гидропарки», «земельные участки для рыбоводства, искусственные и естественные водные объекты»

В соответствии со сведениями из публичной кадастровой карты и карты градостроительного зонирования земельные участки, принадлежащие на праве собственности административному ответчику, расположенные в пределах кадастрового квартала 60201, относились к зоне сельскохозяйственного производства (СХ-1).

Согласно части 2 статьи 3 решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2018 № 605 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону» земельные участки или объекты капитального строительства, не соответствующие установленным градостроительным регламентом видам разрешенного использования, предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам и предельным параметрам, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Как следует из нормы, закрепленной в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, все сомнения, неясности и противоречия толкуются в пользу налогоплательщика.

Приказом Минсельхоза России от 02.04.2008 № 189 «О Регламенте предоставления информации в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства» установлено, что к прудовым хозяйствам относятся хозяйства по разведению объектов аквакультуры в прудах и обводненных карьерах, в моно- или поликультуре, с применением удобрений, использованием искусственных кормов и проведением мелиоративных мероприятий, иных методов интенсификации, а также противоэпизоотических мероприятий.

В соответствии с разделом 04 Приказа Минсельхоза России от 18 ноября 2014 года № 452 «Об утверждении Классификатора в области аквакультуры (рыбоводства)» к объектам рыбоводной инфраструктуры, используемым для осуществления относятся дамбы и пруды нагульные.

Материалами дела подтверждается, что земельные участки, принадлежащие административному ответчику на праве собственности, используются им для разведения личинок рыб, при этом указанная в силу раздела 04 Приказа Минсельхоза России от 18 ноября 2014 года № 452 продукция отнесена к продукции аквакультуры (рыбоводства).

Как установлено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 20 мая 2019 года, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, инспекцией произведен перерасчет платежей по земельному налогу за 2015-2017г.г. с применением налоговой ставки 0,3%. Ранее начисленные суммы за 2016г. уменьшены на 98 886 рублей, за 2017г. - на 166 737 рублей. Представитель административного истца в суде апелляционной инстанции не возражал против того, что земельный налог в отношении вышеперечисленных земельных участков должен быть исчислен с применением налоговой ставки 0,3% и за 2015г.

Относительно земельных участков с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенных в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, судебная коллегия пришла к выводу о том, что они относятся к категории земель – земли населенных пунктов – гидропарк. В соответствии с представленными административным ответчиком схемой и выпиской ПЗЗ, указанные земельные участки расположены в зоне сельскохозяйственного производства (СХ-1), а значит, земельный налог на них должен исчисляться с применением ставки 0,3%.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 января 2022 года по административному делу № 2а-64/2022 также земельный налог за 2019 год взыскан из расчета применения коэффициента 0,3, в том числе в отношении земельного участка с разрешенным видом использования «гидропарк», при этом установлено, что земельные участки расположены в зоне «СХ-1». Указанное решение суда налоговым органом не обжаловалось, вступило в законную силу, а принятое судом первой инстанции определение об исправлении описки от 26 января 2023 года оставлено без изменения кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2023 года (88а-24537/2023).

Согласно части 2 статьи 64 КАС Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

С учетом изложенного, следует признать, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости применения к данным земельным участкам налоговой ставки 0,3% в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, в связи с чем оснований для перерасчета земельного налога по ставке 1,5 % за 2018-2019 годы, а также расчета земельного налога по ставке 1,5 % за 2020 год, не имеется.

Также отсутствуют основания для взыскания пени на недоимки по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 годы, поскольку в удовлетворении требований о взыскании недоимки по налогу за 2018 год отказано решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 декабря 2021 года (дело № 2а-3359/2021); пени на недоимку за 2019 год взысканы решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 января 2022 года (дело № 2а-64/2022), также налоговым органом не представлено сведений о датах погашения административным ответчиком недоимки по земельному налогу за 2017, 2019 гг. для определения правильности периода начисления пени и суммы.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что исходя из ставки 0,3 процента, подлежащей применению к кадастровой стоимости земельных участков, а также с учетом периода владения и доли административного истца в праве собственности на указанные объекты,судом первой инстанции неверно рассчитана сумма земельного налога за 2020 год, а стало быть, и сумма пени, начисленной на недоимку за названный период.

Так, исходя из расчета земельного налога по ставке 0,3%, произведенного с учетом сведений о кадастровой стоимости земельных участков, периода владения и доли административного истца в праве собственности на указанные объекты, размер земельного налога за 2020 год составляет: 1080 руб. за земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;13 466 руб. за земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;739 руб. за земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;608 руб. за земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;65 руб. за земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;39 315 руб. за земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;12 107 руб. за земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;180 руб. за земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;2 760 руб. за земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;594 руб. за земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;64 руб. за земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;8 руб. за земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а всего 70 986 руб.

Размер пени на недоимку по земельному налогу за 2020 год за период со 2 декабря 2021 года по 7 декабря 2021 года составляет 88, 73 руб.

Ссылки административного истца в апелляционной жалобе на то, что земельные участки используются налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, в связи с чем при расчете должна применяться ставка 1,5 %, не принимаются во внимание, поскольку данные доводы противоречат положениям абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, судебная коллегия, полагает, что решение суда первой инстанции в части взыскания с ФИО1 недоимки по земельному налогу за 2020 годв размере 25 677,60 руб. и отказа во взыскании пени на недоимку по земельному налогу за 2020 год, подлежит отмене, как принятое при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, с принятием нового решения о взыскании с ФИО1 земельного налога за 2020 год в размере 70 986 руб. и пени в размере 88,73 руб.

Учитывая, что при принятии нового решения была увеличена общая сумма недоимки по налогам и пени, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения решения суда в части указания суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с ФИО1 в доход местного бюджета, которая в рассматриваемом случае составляет 3 005 руб.

В остальной части решение суда является верным и подлежит оставлению без измерения.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 июня 2023 года отменить в части взыскания с ФИО1 недоимки по земельному налогу за 2020 год в размере 25 677,60 руб. и отказа во взыскании пени на недоимку по земельному налогу за 2020 год.

В указанной части принять новое решение.

Взыскать с ФИО1 налог за 2020 год в размере 70 986 руб. и пени в размере 88,73 руб.

Изменить решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 июня 2023 года в части размера государственной пошлины, взыскать сТрофимчука Дмитрия Федоровичагосударственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2 332 руб.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Э.Р. Яковлева

Судьи: Т.А. Мамаева

А.Н. Сачков

Мотивированное апелляционное определение составлено20октября 2023 года