Судья Кадурин С.А. дело № 33-18417/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 октября 2018 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Камышовой Т.В.,
судей: Котельниковой Л.П., Маримова В.П.
при секретаре Светличной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сериковой Е.А. к Государственному Учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ в Чертковском районе Ростовской области о включении периодов работы в трудовой стаж и перерасчете пенсии, по апелляционной жалобе Государственного Учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в Чертковском районе Ростовской области на решение Чертковского районного суда Ростовской области от 06 августа 2018г. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
Серикова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ в Чертковском районе Ростовской области (далее - ГУ УПФ РФ в Чертковском районе Ростовской области) о включении периодов работы в трудовой стаж и перерасчете пенсии, указав в обоснование заявленных исковых требований указав, что 13.02.2017г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ УПФ РФ в Чертковском районе Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12.05.2017 года Сериковой Е.А. назначена страховая пенсия в соответствии со ст.8 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13.02.2017г., однако, в страховой стаж истца не были включены периоды ее работы: с 14.1.1991г. по 18.01.1994г. в Меловской ЦРБ, с 24.02.1994г. по 31.12.1998г. в Луганском областном государственном коммунальном производственном предприятии «Фармация», с 01.11.1999г. по апрель 2015г. в Луганском областном государственном коммунальном производственном предприятии «Фармация», как приобретенные на территории Украины, которые не подтверждены Пенсионным фондом Украины, в сроки, установленные законодательством РФ.
Оспаривая вышеназванное решение ответчика, ссылаясь на Соглашение государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", ратифицированное, в том числе, Украиной, ст. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств-республик бывшего СССР, указала на то, что для определения права на трудовую пенсию по старости учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого их этих государств, в также не территории бывшего СССР, периоды после 1.01.2002г. могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы.
Полагая, что в соответствии с нормами ст.66 ТК РФ, основным документом, фиксирующим трудовую деятельность и трудовой стаж, является трудовая книжка, истец, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просила суд обязать ГУ УПФ в Чертковском районе зачесть в страховой стаж Сериковой Е.А. периоды работы с 14.1.1991г. по 18.01.1994г. в Меловской ЦРБ, с 24.02.1994г. по 31.12.1998г. в Луганском областном государственном коммунальном производственном предприятии «Фармация», обязать ГУ УПФ в Чертковском районе произвести перерасчет пенсии со дня возникновения права с учетом включения в страховой стаж истца спорных периодов.
Решением Чертковского районного суда Ростовской области от 06 августа 2018 года исковые требования Сериковой Е.А. удовлетворены.
Суд обязал Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чертковском районе включить в общий страховой стаж Сериковой Е.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, периоды ее работы: с 14.11.1991г. по 18.01.1994г. в Меловской ЦРБ, с 24.02.1994г. по 31.12.1998г. в Луганском областном государственном коммунальном производственном предприятии «Фармация» и обязал произвести перерасчет размера пенсии истцу с учетом указанных периодов работы со дня назначения пенсии, то есть с 13 февраля 2017 года.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чертковском районе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает на то, что трудовая деятельность Сериковой Е.А. в периоды с 14.1.1991г. по 18.01.1994г., с 24.02.1994г. по 31.12.1998г. осуществлялась на территории Украины после распада СССР.
Пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное место жительства в РФ с территории государств-участников соглашения с РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами, действующими на территории РФ, в частности нормами ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
В соответствии со ст.10 Соглашения пенсионный орган обязан проверить наличие трудового стажа, в связи с чем в адрес компетентных учреждений направляются соответствующие запросы.
При этом следует учитывать, что период до 01.12.21991г. (до распада СССР) следует включать в трудовой стаж без дополнительной проверки, а периоды после распада, а также в том случае, если прием на работу осуществлялся до распада СССР, а увольнение после распада ССРР, либо документы выданы после распада СССР, данные периоды подтверждаются в установленном законом порядке (с подтверждением информации компетентными органами).
Принимая, во внимание, что пенсионным органом были сделаны соответствующие запросы в отношении спорных периодов работы истца в компетентные органы Украины, однако ответы до настоящего времен не получены, апеллянт полагает неправомерным включение судом спорных периодов в страховой стаж истца и обязании ответчика произвести перерасчет страховой пенсии в связи с включением спорных периодов в страховой стаж.
На апелляционную жалобу ответчика истцом поданы возражения, в которых она просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Чертковском районе Ростовской области Аксайская Н.В., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала только в части оспаривания периода работы истца с 24.02.1994г. по 31.12.1998г. в Луганском областном государственном коммунальном производственном предприятии «Фармация», в только данной части просила решение суда отменить.
При этом, представитель ответчика апелляционную жалобу в части оспаривания периода работы истца с 14.11.1991 по 18.01.1994 не поддержала, ввиду получения ответов из компетентных органов, указав на то, что с учетом полученной информации в отношении указанных периодов работы истца пенсионным органом уже сделан перерасчет пенсии с момента ее назначения.
Истец Серикова Е.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав стороны по делу, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, с учетом уточненной позиции представителя ответчика (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия, установив, что выводы суда первой основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, полагает решение суда подлежащим отмене в части обязания ГУ - УПФ в Чертковском районе Ростовской области включения в страховой стаж Сериковой Е.А. периода работы с 24.02.1994г. по 31.12.1998г. в Луганском областном государственном коммунальном производственном предприятии «Фармация» и обязании произвести перерасчет пенсии с учетом указанного периода со дня назначения пенсии, с 13.02.2017г., в отмененной части постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в указанной части Сериковой Е.А. отказать.
Разрешая исковые требования о включении в общий страховой стаж Сериковой Е.А. периодов ее работы: с 14.11.1991г. по 18.01.1994г. в Меловской ЦРБ, с 24.02.1994г. по 31.12.1998г. в Луганском областном государственном коммунальном производственном предприятии «Фармация» и обязании произвести перерасчет размера пенсии истцу с учетом указанных периодов работы со дня назначения пенсии, то есть с 13 февраля 2017 года, руководствуясь нормами ст.66 Трудового кодекса РФ, Правилами подсчета и утверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. №1015, Соглашением государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", исходя из фактически установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Сериковой Е.А.
В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представитель ответчика Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чертковском районе не поддержал доводы апелляционной жалобы в части оспаривания включения в общий страховой стаж Сериковой Е.А. периода ее работы: с 14.11.1991г. по 18.01.1994г. в Меловской ЦРБ и обязании произвести перерасчет размера пенсии истцу с учетом указанного периода работы со дня назначения пенсии, то есть с 13 февраля 2017 года, отказавшись от этой части жалобы, то в данной части решение суда не является предметом апелляционной проверки суда апелляционной инстанции.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в части включения в общий страховой стаж ФИО1 периода ее работы: с 24.02.1994г. по 31.12.1998г. в Луганском областном государственном коммунальном производственном предприятии «Фармация» и обязании произвести перерасчет размера пенсии истцу с учетом указанного периода работы со дня назначения пенсии, то есть с 13 февраля 2017 г. являются незаконными и необоснованными в силу следующего.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в период с 24.02.1994г. по 11.02.2015г. Серикова Е.А. работала в должности главного бухгалтера Луганского областного государственного коммунального производственного предприятия «Фармация» (л.д.13).
Серикова Е.А., являясь гражданкой Украины, прибыв на территорию Российской Федерации из Украины, постоянно зарегистрирована в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (вид на жительство серии 82 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.11.2016г.).
Судом также установлено, что 13.02.2016г., Серикова Е.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. рождения, обратилась в ГУ УПФ РФ в Чертковском районе Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФ РФ в Чертковском районе от 12.05.2017г. N 310 истцу назначена страховая пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях с 13.02.2017г., однако отказано во включении в страховой стаж периодов работы истца с 14.1.1991г. по 18.01.1994г. в Меловской ЦРБ, с 24.02.1994г. по 31.12.1998г. в Луганском областном государственном коммунальном производственном предприятии «Фармация», с 01.11.1999г. по апрель 2015г. в Луганском областном государственном коммунальном производственном предприятии «Фармация», так как данные периоды работы истца имели место на территории другого государства - Украины, к не подтверждены ответами на направленные ГУ УПФ РФ в Чертковском районе запросы компетентным органом - Пенсионным фондом Украины, в сроки, установленные законодательством РФ.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами) справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения. Вышеперечисленные международные соглашения содержат положения о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и её размеры (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992г.).
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение с приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае на Украине) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. N ЛЧ-25-25/3283, на Украине органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Пенсионный фонд Украины.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Между тем положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., в данном случае из Украины, судом первой инстанции учтены не были.
Возлагая на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чертковском районе обязанность включить в общий страховой стаж Сериковой Е.А. период ее работы с 24.02.1994г. по 31.12.1998г. в Луганском областном государственном коммунальном производственном предприятии «Фармация» и обязании произвести перерасчет размера пенсии истцу с учетом указанного периода работы со дня назначения пенсии, то есть с 13 февраля 2017 года, суд первой инстанции не учел, что в деле отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие уплату страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Украины, на территории которой в названный период осуществлялась трудовая деятельность Сериковой Е.А.
С учетом вышеизложенного допущенные судом нарушения норм материального права являются существенными, которые повлияли на исход дела, в связи с чем, принятое по делу решение Чертковского районного суда Ростовской области от 06 августа 2018г. в части обязания ГУ - УПФ в Чертковском районе Ростовской области включить в страховой стаж Сериковой Е.А. периода работы с 24.02.1994г. по 31.12.1998г. в Луганском областном государственном коммунальном производственном предприятии «Фармация» и обязании произвести перерасчет пенсии с учетом указанного периода со дня назначения пенсии, с 13.02.2017г., нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, в силу п. 4 ст. 330 ГПК РФ в данной части оно подлежат отмене, с вынесением в отмененной части нового решения, которым в удовлетворении исковых требований в указанной части Сериковой Е.А. отказать.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Чертковского районного суда Ростовской области от 06 августа 2018г. в части обязания ГУ - УПФ в Чертковском районе Ростовской области включить в страховой стаж Сериковой Е.А. периода работы с 24.02.1994г. по 31.12.1998г. в Луганском областном государственном коммунальном производственном предприятии «Фармация» и обязании произвести перерасчет пенсии с учетом указанного периода со дня назначения пенсии, с 13.02.2017г., отменить, в отмененной части постановить новое решение, которым в удовлетворении указанной части исковых требований Сериковой Е.А. отказать.
В остальной части решение Чертковского районного суда Ростовской области от 06 августа 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Чертковском районе Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 октября 2018 года