Судья Дворникова Т.Б. дело № 33-18371/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 октября 2018 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Щетининой Е.В.,
судей: Котельниковой Л.П., Маримова В.П.
при секретаре Светличной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области, третье лицо КФХ ФИО3 о перерасчете пенсии, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 17 июля 2018г. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области, третье лицо КФХ ФИО2 о перерасчете пенсии, указав в обоснование заявленных исковых требований, что с 04.10.2014г. истец является получателем страховой пенсии по старости, а в период с 16.04.1999г. по 01.01.2017г. истец являлась членом крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, в связи с чем, с момента выхода на пенсию, являлась работающим пенсионером.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.07.2009г. №213-ФЗ, предусматривающего выплату к пенсиям неработающих граждан федеральной социальной доплаты (ФСД), в случае если общий размер их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ, на основании законодательства субъекта РФ, а также норм Областных законов Ростовской области от 20.10.2016г. №646-ЗС и от 19.10.2017г №1199-ЗС, устанавливающих величину прожиточного минимума пенсионера в Ростовской области в 2017-2018г.г. в размере 8 488 руб., установив, что размер фиксированной выплаты к страховой пенсии до размера установленного ВПМ пенсионера является для истца существенным, ею было принято решение о выходе из КХФ ФИО2
Истцом 17.01.2017г., в соответствии с п.5 ст.26.1 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области было подано заявление установленной формы о прекращении ФИО1 работы в КХФ ФИО2 с 31.12.2016г., с приложение протокола о выходе из КФХ.
В последующем 23.01.2018г. главой КХФ ФИО2 в налоговый орган был подан расчет по страховым взносам за период 2017г., согласно которому расчет сумм страховых взносов, произведен только в отношении ФИО2, иных членов КФХ не имеется.
Однако, несмотря на данные обстоятельства, перерасчет пенсии истца ответчиком не произведен, страховая пенсия истцу выплачивается без учета индексации (за 2016г. - 4%, 2017г.- 5,4%), ФСД выплачивается не в полном объеме установленного прожиточного минимумам пенсионера в Ростовской области.
В связи с чем, общая недополученная за период с января 2017г. по апрель 2018 г. сумма составила 10 725руб.
В силу вышеизложенного, истец с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просила суд: признать ФИО1 неработающим пенсионером, имеющим право на получение пенсии с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 17.01.2017г.; обязать ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области произвести перерасчет пенсии с учетом индексации и доплатить ФИО1 за период с января 2017 года по май 2018 года включительно сумму в размере 11 721,47руб.; обязать ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области выплачивать пенсию неработающему пенсионеру ФИО1 с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законом с 17.01.2017г.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 17 июля 2018г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит обжалуемое решение суда отменить, постановить по делу новое решение, которым ее исковые требования удовлетворить. По мнению апеллянта, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы процессуального и материального права.
Апеллянт полагает, что суд первой инстанции, прийдя к выводу о том, что у истца не возникло право на перерасчет (увеличение) пенсии за период с января 2017 года по май 2018 года, пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствовала обязанность выплачивать истцу с 01.01.2017г. пенсию с учетом индексации.
Выводы суда, по мнению апеллянта, являются незаконными и необоснованными в силу следующего.
Так, исходя из отсутствия доказательств, подтверждающих факт прекращения истцом трудовых отношений с КФХ ФИО2, суд первой инстанции, ссылаясь на нормы Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», пришел к выводу об отсутствии у истца права на перерасчет пенсии за период с января 2017 года по май 2018 года.
Апеллянт полагает, что КФХ ФИО2 не относится к категории работодателей, на которых распространяются нормы данного закона. Истец, являясь членом КФХ, не являлась наемным работником, не выполняла работы и не оказывала услуги КФХ ФИО2, в силу норм Федерального закона от 11.06.2003г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» истец являлась членом хозяйства, их деятельность не регулируется нормами ТК РФ. Анализируя нормы Федерального закона от 11.06.2003г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» апеллянт полагает, что глава КФХ ФИО2 не является по отношению к истцу ФИО1 лицом, производящим выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, а член КФХ не является наемным работником по отношению к главе КФХ, следовательно, у главы КФХ не возникает обязательств по сдаче отчетов по страховым взносам по форме СЗВ-М, СЗВМ-САЖ, которая распространяется на работодателей, если в отчетном месяце у них с застрахованными лицами, за которых они должны платить страховые взносы, были заключены, продолжили действовать или прекращены трудовые отношения.
Апеллянт полагает, что расчет, сданный главой КФХ 23.01.2018г. в налоговый орган является достаточным для внесения сведений, содержащихся в формах РСВ-2 в базу данных персонифицированного учета.
Кроме того, согласно ответу ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области данная информация из налогового органа к ним поступила. Ссылаясь на обзор практики применения законодательства в части персонифицированного учета за 1 квартал 2018г., размещенного на сайте Пенсионного фонда - Отделение по Ростовской области, предусматривающий информационное взаимодействие между ПФР и ФНС, в силу чего отсутствием необходимости предоставление главами КФХ формы СЗВ-СТАЖ, апеллянт указывает на то, что несвоевременное и некорректное информационное взаимодействие между государственными органами не может ставить в зависимость законные права и интересы истца.
На апелляционную жалобу истца ответчиком поданы возражения, в которых он просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (л.д. 114-116).
Третье лицо КФХ ФИО2 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, извещено надлежащим образом ( л.д.119). В отношении него дело рассмотрено в порядке ст. 167, ст.327 ГПК РФ.
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Зерноградском районе РО ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 04.10.2014г. ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости, размер пенсии составляет 5 780,82руб. (3919,34руб.- фиксированный базовый размер +1 870,48 руб. - страховая часть).
Кроме того, истцу начисляется федеральная социальная доплата к пенсии.
В период с 16.04.1999г. по 01.01.2017г. ФИО1 являлась членом крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, в связи с чем, с момента выхода на пенсию, являлась работающим пенсионером.
Истцом 17.01.2017г. в ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области подано заявление о прекращении ФИО1 работы в КХФ ФИО2 с 31.12.2016г., с приложение протокола о выходе из КФХ.
Главой КХФ ФИО2 23.01.2018г. в налоговый орган был подан расчет по страховым взносам за период 2017г., согласно которому расчет сумм страховых взносов, произведен только в отношении ФИО2, иных членов КФХ не имеется.
В соответствии с Областным законом Ростовской области от 19.10.2017г. №1199-ЗС величина прожиточного минимумам пенсионеров в Ростовской области в 2017 - 2018гг. составляет 8488 руб., то есть получаемый истцом размер страховой пенсии ниже размера ВПМ, установленного в Ростовской области для пенсионеров.
ФИО1 обратилась в ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области с заявлением о перерасчете и выплате пенсии с учетом индексации и федеральной социальной доплаты (ФСД), представляющей собой разницу между величиной прожиточного минимума и установленным размером пенсии, выплачиваемой неработающим пенсионерам, в соответствии с нормами ст.26.1 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Часть 3 данной нормы указывает на то, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Разрешая исковые требования об обязании ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области произвести перерасчет пенсии с учетом индексации и доплатить ФИО1 за период январь 2017г.- май 2018г. включительно сумму в размере 11 721,47руб., суд исходил из отсутствия доказательств подтверждающих факт прекращения ФИО1 трудовой деятельности на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия полагает выводы суда законными и обоснованными в силу следующего.
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013г.N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
Частью 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Порядок организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлен Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с п. 1 ст.11 указанного Федерального закона страхователи представляют предусмотренные п.п. 2 - 2.2 названной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Согласно п. 2.2 ст.11 этого закона указанные сведения страхователь предоставляет о каждом работающем у него застрахованном лице ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем.
Таким образом, факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом сведения индивидуального (персонифицированного) учета главой КФХ ФИО2 в отношении членов КФХ в пенсионный орган не подавались.
Таким образом, на момент обращения истца к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с учетом индекса и выплаты ФСД, как неработающему пенсионеру, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, согласно которым следовало бы, что ФИО1 прекратила работу в КФХ, пенсионный фонд не обладал, что подтверждается, в том числе, и ответом ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области (л.д.12).
Кроме того, согласно пояснениям представителя ответчика, данными в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, следует, что и на данный период пенсионный фонд не обладает сведениями, предоставленными в установленном законом порядке о том, что истец является неработающим пенсионером.
Статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ) установлено, что социальная доплата к пенсии предоставляется гражданину (пенсионеру) в виде денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены данным Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Следовательно, федеральная или региональная социальная доплата к пенсии, по месту его проживания (пребывания) за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации либо в субъекте Российской Федерации, предоставляется неработающему гражданину (пенсионеру).
Кроме того, согласно ответу ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области от 13.12.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН следует, что ФИО1 начисляется индексация пенсии, но их выплата будет произведена после получения информации о том, что ФИО1 является неработающим пенсионерам. В связи с чем, выплата ФИО1 пенсии осуществляется без учета индексации, а в расчет ФСД учитывается проиндексированный размер пенсии (л.д.12).
Факт индексации пенсии истца, но ее не выплате с учетом индексации, в связи с отсутствием у пенсионного фонда данных, подтверждающих факт того, что истец является неработающим пенсионером, подтвержден представителем ответчика и в суде апелляционной инстанции.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании ФИО1 неработающим пенсионером, имеющим право на получение пенсии с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 17.01.2017г., об обязании ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области произвести перерасчет пенсии с учетом индексации и доплатить ФИО1 за период январь 2017г.- май 2018г. включительно сумму в размере 11 721,47руб., об обязании ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области выплачивать пенсию неработающему пенсионеру ФИО1 с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законом с 17.01.2017г
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия полагает основанными на приведенных нормах закона и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы о том, глава КФХ ФИО12 не обязан подавать сведения персонифицированного учета, а достаточно подачи им отчета в налоговый орган, который в силу информационного взаимодействия должен передать информацию о выходе члена ФИО1 из членов КФХ в Пенсионный фонд, не могут служить основанием к отмене судебного постановления в силу следующего.
Исходя из положений пункта 2 статьи 430 главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Налоговый кодекс РФ) главы КФХ являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование и производят уплату страховых взносов за себя и за каждого члена КФХ.
В силу статьи 11 НК РФ главы крестьянских (фермерских) хозяйств относятся к индивидуальным предпринимателям.
Таким образом, нормы НК РФ приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты ими страховых взносов в государственные внебюджетные фонды к индивидуальным предпринимателям.
В случае, если главы крестьянских (фермерских) хозяйств как имеющие, так и не имеющие членов КФХ:
- не осуществляют наем работников, то ими представляется расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту учета до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом с указанием кода места представления "124", при этом заполняется раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) - на членов КФХ, включая главу.
- осуществляют выплаты наемным работникам, то ими представляется расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту учета, в сроки установленные для плательщиков-работодателей, - не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным периодом), то за отчетные периоды первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года в Расчете указывается код места представления "120", при этом заполняется раздел 1 с приложениями и раздел 3 (с идентификацией физических лиц) на наемных работников, а за расчетный период календарный год в Расчете указывается код места представления "124", при этом заполняется раздел 1 с приложениями, раздел 3 (с идентификацией физических лиц) на наемных работников, а также раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) - на членов КФХ, включая главу.
Судом установлено и данный факт не оспаривается истцом, что 23.01.2018г. главой КХФ ФИО2 в налоговый орган был подан расчет по страховым взносам за период 2017г., согласно которому расчет сумм страховых взносов, произведен только в отношении ФИО2, иных членов КФХ нет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ, а именно: индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы. Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа. Согласно пункту 4 статьи 28 Закона N 167-ФЗ порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа. Согласно пункту 1 Правил они распространяются как на глав крестьянских (фермерских) хозяйств, так и на других членов крестьянских (фермерских) хозяйств. Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. Установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 8 статьи 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Таким образом, крестьянские (фермерские) хозяйства в силу положений ст.1 ФЗ от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования являются страхователями.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно статьи 15 указанного Федерального закона на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Такие данные в отношении выбывшего члена КФХ ФИО1 главой КФХ ФИО8 в ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области не направлены.
Судебная коллегия полагает, что законодатель четко и однозначно регламентировал не только правовые условия и процедуру проведения индексации и корректировки пенсий неработающим пенсионерам, но так же четко определил и сведения, на основании которых производится принятие решения о выплате: только и исключительно по сведениям персонифицированного учета (ч.4,6 ст.26.1. 400-ФЗ)
Согласно п. 2.1. - п.2.3. Соглашения N ММВ-23-11/26@, N АД-09-31/сог/79 от 30 ноября 2016 г. "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации" стороны указанного Соглашения (ФНС России и ПФР, их территориальные органы) обмениваются информацией в порядке, установленном настоящим Соглашением, перечень передаваемой информации, уровень взаимодействия, периодичность (сроки), формы ее передачи определены в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Соглашению, являющихся его неотъемлемыми частями. Указанные приложения могут изменяться по согласованию Сторон путем оформления дополнительных соглашений к настоящему Соглашению. Порядок обмена Сторонами информацией в электронной форме, сроки представления, состав передаваемых сведений, требования к структуре и содержанию форматов файлов передачи данных, используемые средства криптографической защиты, средства коммуникации и связи, а также прочие технические условия, необходимые для обеспечения информационного взаимодействия в соответствии с настоящим Соглашением, определяются Протоколом информационного взаимодействия между Сторонами в электронной форме, который подписывается уполномоченными лицами Сторон.
Таким образом, своевременное (23.01.2018г.) предоставление страхователем истца (главой КФХ ФИО2) в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет, отчетности по форме КНД 1151111, которое не отрицается ответчиком, не означает, что этот отчет передан Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Ростовской области в ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области электронно по информационному взаимодействию. Тот факт, что в базе данных ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области нет этого отчета, подтверждается и ответом, приложенным к апелляционной жалобе, который вообще не содержит указания на то, что этот своевременно сданный отчет по информационному взаимодействию передан в базы ПФР на дату подписания ответа. При таких обстоятельствах, в ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области не имеется сведений от нынешнего администратора страховых взносов (от ИФНС) о том, что за истца уже не уплачиваются страховые взносы как за члена КФХ ФИО2
Не согласие истца с действиями вышеуказанного налогового органа в связи с несвоевременной передачей от него информации в ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области в порядке информационного взаимодействия может быть обжаловано истцом, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Как установлено судом и следует из пояснений представителя ответчика, до настоящего времени у ГУ УПФР в Зерноградском районе Ростовской области отсутствуют основания (сведения ИЛУ), четко предусмотренные частями 4 и 6 статьи 26.1. ФЗ «О страховых пенсиях», для вынесения решения о выплате истцу пенсии с учетом индексаций и корректировок.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, аналогичны процессуальной позиции истца в суде первой инстанции и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 17 июля 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 октября 2018 года