НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 18.08.2022 № 2-1232/2022

Судья Гречко Е.С. дело 33-14007/2022 №2-1232/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2022г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего судьи Юрченко Т.В.

судей Гросс И.Н., Котельниковой Л.П.,

при секретаре Бархо В.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости, по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16.03.2022 года, заслушав доклад судьи Гросс И.Н., судебная коллегия

установила:

ФИО2, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее – ГУ ОПФ РФ по Ростовской области) о признании права на назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости, указав в обоснование требований, что 08.09.2021г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ ОПФ РФ по Ростовской области от 21.09.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в назначении пенсии истцу отказано, по причине отсутствия права в связи с несвоевременной подачей заявления о назначении страховой пенсии по старости.

Полагая данный отказ незаконным, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просила суд: признать за ней право на назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ГУ ОПФ РФ по Ростовской области назначить ей страховую пенсию по старости с 04.10.2021г.

Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 марта 2022г. исковые требования ФИО2 удовлетворены.

Суд признал за ФИО2 право на назначение страховой пенсии по старости, предусмотренное часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и обязал ГУ ОПФ РФ по Ростовской области назначить ФИО2 страховую пенсию по старости с 04.10.2021г.

В апелляционной жалобе ГУ ОПФ РФ по Ростовской области считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца. В обоснование доводов жалобы ответчик настаивает на том, что на момент подачи заявления 08.09.2021г. ФИО2 являлась госслужащим, замещающим должности государственной гражданской службы на постоянной основе, то право на назначение страховой пенсии по старости определяется в совокупности ч.1 и ч. 1.1. ст. 8 Закона №400-ФЗ. Право на назначение страховой пенсии по старости ФИО2 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения приобретает ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. (55 лет+24 мес.).

По мнению ответчика, вывод суда о том, что истец не претендовала на назначение пенсии по старости как лицо, замещающее на постоянной основе должность государственной гражданской службы, а просила назначить пенсию в соответствии с ч.1 ст.8 Закона №400-ФЗ с 04.10.2021г., основан на неправильном толковании норм материального права.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца ФИО2, извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела отчет об отслеживании отправлений внутрироссийского почтового идентификатора, размещенные на официальном сайте ФГУП «Почта России» pochta.ru. (л.д.78).

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика ГУ ОПФ РФ по Ростовской области, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 20.05.2021г. ФИО2, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратилась в ГУ УПФР в г.Азове Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФР в г. Азове Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ФИО2 отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия права в связи с несвоевременной подачей заявления о назначении страховой пенсии по старости.

Как указано в решении ФИО2, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения на дату подачи заявления не достигла общеустановленного возраста – 56 лет 6 месяцев, что не дает ей права на установление страховой пенсии статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом указанным решением ФИО2 разъяснено право вновь обратиться с заявлением о назначении страховой пенсии по старости при соблюдении условий, требуемых законодательством.

08.09.2021г. ФИО2 вновь обратилась в ГУ УПФР в г. Азове Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ – ОПФ РФ по Ростовской области от 21.09.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ФИО2 отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия права в связи с несвоевременной подачей заявления о назначении страховой пенсии по старости. Пенсионным органом отмечено, что ФИО2 на дату подачи заявления не достигла общеустановленного возраста (57 лет), указанного в приложении 5 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Полагая данный отказ незаконным, истец обратилась в суд.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив в ходе судебного разбирательства, что истец не претендовала на назначение пенсии по старости как лицо, замещающее на постоянной основе должность государственной гражданской службы Российской Федерации (часть 1.1 статьи Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ), а ответчиком не устанавливалось наличие иных оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости, истцу не разъяснялось право на обращение за пенсией по иному основанию, чем указано в данном решении, решением ответчика от 26.05.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН оценка пенсионных прав истца была осуществлена по правилам части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, признал за ФИО2 право на назначение страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ.

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства лицами, участвующими в деле не оспаривался факт соответствия ФИО2 требованиям части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в совокупности с переходными положениями, определенными статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, принимая во внимание, что при оценке пенсионных прав истца ответчиком в решении от 26.05.2021г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН указано лишь на факт несвоевременной подачи истцом заявления о назначении страховой пенсии по старости, суд возложил на ответчика обязанность по назначению ФИО2 страховой пенсии по старости на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ с момента возникновения права, то есть с 04.10.2021 г.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они законны и обоснованны.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 г.

Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к указанному Федеральному закону

С 01.01.2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.05.2016 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», которым статья 8 дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

Данным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: мужчинам возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, до 5 лет, женщинам - до 8 лет, при этом не имеет значение, имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.

Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные, (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 января 2017 года независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.

В соответствии с приложением № 5 к Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 настоящего Федерального закона плюс 24 месяца, если гражданин приобретает право на назначение пенсии в 2020 году.

Приказом Минтруда России от 05.08.2021г. №546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией).

Согласно пункту 13 Правил обращения за страховой пенсией заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг. При этом заявление о переводе на страховую пенсию, заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, заявление о перерасчете размера страховой пенсии или заявление о выплате страховой пенсии, поданные в указанном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений части 7 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления (пункт 4 статьи 21).

Согласно пункту 15 Правил обращения за страховой пенсией при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных гражданином для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе:

- проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;

- оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

- регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата подачи заявления, способ подачи заявления, дата приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления (для заявления о назначении страховой пенсии указывает срок представления документов, недостающих для подтверждения права на страховую пенсию), перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

В силу 18 Правил обращения за страховой пенсией при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе:

- дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета;

- проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

На основании анализа указанных норм, исходя из права выбора заявителя на назначение ему страховой пенсии, следует, что в обязанность пенсионного органа входит рассмотрение заявления о назначении страховой пенсии исходя из выбранного заявителем вида пенсий и установление наличия оснований для назначений страховой пенсии.

Таким образом, приняв заявление истца, ответчик должен был определить все имеющиеся у него права на получение страхового пенсионного обеспечения, поскольку истец является слабой стороной в данных правоотношениях.

Как верно указал суд, то обстоятельство, что ФИО2 обратилась с заявлением посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не свидетельствует об отсутствии у ответчика возможности разъяснения ей права обращения с заявлением о назначении пенсии по иному основанию.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом норм, указанных в Приложении 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, в случае возникновения права на страховую пенсию в 2020 г. срок назначения страховой пенсии по старости наступает не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Судом установлено, что требуемого возраста (55 лет) истец достигла ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что право на назначение страховой пенсии по старости возникло у ФИО2 с 04.10.2021 года.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО2 являлась госслужащим, замещающим должности государственной гражданской службы на постоянной основе, то право на назначение страховой пенсии по старости определяется в совокупности ч.1 и ч. 1.1. ст. 8 Закона №400-ФЗ. Право на назначение страховой пенсии по старости ФИО2 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения приобретает ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (55 лет+24 мес.), сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16.03.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области - без удовлетворения

Председательствующий

Судьи

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 22.08.2022 года.