НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 18.06.2020 № 2-422/20

Судья Кравченко И.Г. дело № 33-6732/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июня 2020 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе :

председательствующего Сидоренко О.В.,

судей Тактаровой Н.П., Ковалева А.М.,

при секретаре Гречко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-422/2020 по иску Кочубея Н. И. к ГУ УПФ Российской Федерации в г.Азове Ростовской области о включении в страховой стаж и стаж работы в сельском хозяйстве периодов работы, перерасчете пенсии и возмещении материального ущерба и морального вреда по апелляционной жалобе ГУ УПФ Российской Федерации в г.Азове Ростовской области (межрайонное) на решение Азовского городского суда от 14 февраля 2020г.,

Заслушав доклад судьи Тактаровой Н.П.,

у с т а н о в и л а:

Кочубей Н.И., рождения ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА обратился в суд с иском к ГУ УПФ Российской Федерации в г. Азове Ростовской области о включении периодов с 04.04.1994г. по 04.04.1999г., с 2001г. по 2005г., с 05.03.2009г. по 17.08.2009г. в страховой стаж и стаж работы в сельском хозяйстве, перерасчете пенсии, возмещении материального ущерба и морального вреда.

В ходе судебного разбирательства, уточнив в порядке ст.39 ГПК Российской Федерации предъявленные требования, истец просил суд возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж, а также стаж работы в сельском хозяйстве период работы в крестьянско-фермерском хозяйстве «Кочубей и К» с 28.06.2000г. по 12.08.2005г., сославшись на следующие обстоятельства (л.д.89-90).

В период с 04.04.1994г. по 29.07.2005г. он являлся главой КФХ «Кочубей и К», которое исключено из ЕГРЮЛ 10.08.2005г. в связи с ликвидацией. При оформлении документов ликвидации хозяйства он погасил задолженность по уплате недоимки и пени в полном объеме.

По достижении возраста 60 лет (16.11.2009г.) он обратился к ответчику с заявлением о включении упомянутого периода в страховой стаж, а также стаж работы в сельском хозяйстве с целью получения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей части страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 ст.16 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Его стаж работы в сельском хозяйстве ответчиком исчислен в размере 27 лет 10 месяцев 11 дней, в связи с чем в удовлетворении заявления отказано.

Считая права нарушенными, Кочубей Н.И. просил суд обязать ответчика засчитать в страховой стаж периоды его работы в КФХ Кочубей и К» с 04.04.1994г. по 04.04.1999г., с 2001г. по 2005г., в ОСП ООО «Максима» - с 05.03.2009г. по 17.08.2009г.; включить период работы в КФХ с 2001г. по 2005г. в стаж работы в сельской местности, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей части страховой пенсии, а также взыскать с ответчика материальный ущерб и компенсацию морального вреда в сумме 73000 руб. (л.д.9-10).

В ходе рассмотрения дела истец уточнил предъявленные требования и настаивал на включении в страховой стаж, а также стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периода его работы с 28.06.2000г. по 12.08.2005г. (л.д.89).

Решением Азовского городского суда Ростовской области от 14 февраля 2020 г. исковые требования Кочубей Н.И. удовлетворены частично.

Суд признал страховым и сельскохозяйственным стажем периоды работы истца в КФХ « Кочубей и К» с 28.06.2000г. по 1.07.2002г., с 01.01.2003г. по 31.12.2003г.

Обязал ГУ УПФ РФ в г.Азове Ростовской области (межрайонное) произвести перерасчет размера пенсии Кочубея Н.И. с учетом сельскохозяйственного стажа работы с момента возникновения права на надбавку, предусмотренную частями 1 и 2 ст.16 Федерального закона "О страховых пенсиях". В удовлетворении остальной части иска отказал.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г.Азове Ростовской области (межрайонное) считает решение суда первой инстанции от 14.02.2020г. незаконным и необоснованным, просит об отмене его и вынесении нового решения, ссылаясь на допущенное судом неправильное применение и неверное толкование норм материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения, и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Ссылаясь на положения Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007г. № 9-П "По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", апеллянт ссылается на то, что действующее в спорный период законодательство, наделяя крестьянское (фермерское) хозяйство правами юридического лица, содержало различные подходы к уплате взносов на обязательное социальное страхование по отношению к наемным работникам и членам крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе к его главе. При этом уплату страховых взносов за наемных работников осуществляло крестьянское (фермерское) хозяйство, а главы и члены крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляли уплату страховых взносов самостоятельно.

Ссылаясь на то, что истец, являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, т.е. лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой, должен был производить уплату страховых взносов за себя самостоятельно, однако оплату страховых взносов в спорный период не производил.

Автор апелляционной жалобы выражает несогласие с выводом суда о доказанности истцом факта уплаты им страховых взносов в период с 2000-2005г.г. в полном объеме.

При этом обращает внимание на то, что постановлением Главы администрации Азовского района Ростовской области от 04.04.1994г. №161 Кочубей Н.И. был зарегистрирован в качестве главы КФХ «Кочубей и К» с указанием членов КФХ : ФИО2 (СНИЛС ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА) и ФИО9 (СНИЛС ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА). На дату ликвидации 12.08.2005г. согласно выписке из ЕГРЮЛ состав КФХ не изменился.

По данным наблюдательного дела в 1994г. плательщиком КФХ «Кочубей и К» Кочубей Н.И. (СНИЛС ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА) был получен доход в размере 6764200,00 руб. (неденоминированых), уплачены страховые взносы - 338210,0009 руб. (неденоминированых).

За период с 1995г. по 2001г. доходы и оплата страховых взносов отсутствуют.

В 2002г. на счет КФХ поступили платежи: 48,00 руб. - налог по ЕСН, 1800,00-страховая часть (оплата за 2 членов КФХ за 2002г., учтены на ИЛС членов КФХ), 900,00-накопительная часть оплата за 2 членов КФХ за 2002г., учтены на ИЛС КФХ), 900,00- страховая часть (оплата за 2002г. за себя), 450,00 - накопительная часть (оплата за 2002 год за себя), 50,00- налог по ЕСН.

В 2004г. : 900,00 - страховая часть (оплата долга за 2003г. за себя), 450,00- накопительная часть (оплата долга за 2003г. год за себя).

За период с 01.01.2002г.-12.08.2005г. был начислен и уплачен фиксированный платеж.

Кроме того, в период с 25.04.1994г. - 19.11.2003г. Кочубей Н.И. был зарегистрирован в качестве ИП.

За 1994г. был получен доход в размере 3351607,00 руб. (неденоминированных) и начислены взносы в размере 167580,00 руб.(неденоминированных). Оплаты не поступало.

За иные периоды доход и оплата страховых взносов отсутствует.

Требование НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.08.2005г., представленное в суд свидетельствует лишь о том, что именно за 2005г. за истцом числилась недоимка в размере 66 руб., а не за весь период его деятельности.

Согласно информации, представленной отделом персонифицированного учета за период с 28.06.2000г. по 31.12.2001г., оплата страховых взносов отсутствует. Данные сведения отражены и в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Поскольку страховые взносы в установленном порядке истцом за спорный период уплачены не были, правовых оснований для признания периода работы истца с 28.06.2000г. по 31.12.2001г. страховым стажем, а так же стажем работы в сельском хозяйстве, у суда первой инстанции не имелось.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них (п.24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012г. № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").

В этой связи, по мнению судебной коллегии, проверке в апелляционном порядке подлежит законность и обоснованность выводов суда первой инстанции о включении с страховой и сельскохозяйственный стаж истца периодов его работы в КФХ «Кочубей и К» с 28.06.2000г. по 31.12.2001г.

В заседание суда апелляционной инстанции 18.06.2020г. не явился истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил пояснения, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие. В этой связи судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Кочубей Н.И., рождения ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирован 18.06.1999г. (л.д.122), с 2009г. является получателем страховой пенсии по старости.

15.05.2014г. Кочубей Н.И. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете назначенной пенсии с включением в страховой стаж периодов работы в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства с 01.01.1995г. по 24.12.1995г., с 25.04.1998г. по 21.03.1999г., с 29.06.2000г. по 31.12.2002г.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28.05.2014г. в перерасчете назначенной пенсии Кочубею Н.И. отказано, так как данные периоды не подтверждены записями в трудовой книжке, другими первичными документами, отчисления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за упомянутые периоды не производились (л.д.20-21).

Решениями Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 31.05.2019г. и от 26.11.2019г. (л.д.128-129) истцу также отказано в удовлетворении заявления от 14.02.2019г. о включении в страховой стаж, а также в стаж работы в сельском хозяйстве периодов работы : с 23.03.1994г. по 11.04.1994г. (поскольку указанный период работы приходится на период до регистрации в качестве главы КФХ «Кочубей и К»), 1995-1999г.г. – (в связи отсутствием подтверждения факта уплаты страховых взносов), 2000-2003г.г. – (в связи с отсутствием сведений о страховом стаже и страховых взносах в выписке из ИЛСЗЛ от 15.02.2019г., в то время как в системе государственного пенсионного страхования Кочубей Н.И. зарегистрирован 18.06.1999г.) – л.д.129.

Спор по настоящему делу возник в связи с тем, что органом пенсионного обеспечения отказано во включении указанного периода работы Кочубея Н.И. в страховой стаж, а также в стаж работы, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (л.д.128-129). Ответчиком во внимание принят стаж работы истца в сельском хозяйстве продолжительностью 27 лет 10 месяцев 11 дней.

Исходя из уточненных Кочубеем Н.И. исковых требований в судебной проверке нуждался вопрос о правомерности отказа органа пенсионного обеспечения включить в страховой стаж, а также в стаж работы, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период работы истца в КФХ «Кочубей и К» с 28.06.2000г. по 12.08.2005г. (л.д.89).

Удовлетворяя предъявленные по делу исковые требования, суд исходил из доказанности истцом факта уплаты страховых взносов в период с 2000г. по 2005г. Данный вывод следует из суждений суда о том, что по состоянию на 2005г. перед внесением сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации КФХ «Кочубей и К» все недоимки и пени истцом были погашены.

Однако с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, при оценке правомерности этих выводов суда исходит из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12. 2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.100 действовавшего до 01.01.2002г. Закона Российской Федерации от 20.11. 1990г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной ст.89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. №27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете системе обязательного пенсионного страхования" подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце 3 п. 9 постановления от 11.12.2012г. №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 04.12.2007г. № 950-О-О, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию. Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя.

Ст.89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2002г.) также устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральный закон от 01.04.1996г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" также возложил на индивидуальных предпринимателей обязанность производить самостоятельно оплату страховых взносов.

В силу ч. 4 ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила № 1015).

Пунктом 6 Правил №1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (п.п. "а" п. 6 Правил № 1015);

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001г. и с 01.01.2002г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (п.п. "б" п. 6 Правил № 1015);

единый социальный налог (взнос) за период с 01.01.2001г. по 31.12.2001г. - документами территориальных налоговых органов (п.п. "в" п. 6 Правил №1015);

единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (п. "г" п. 6 Правил № 1015).

Согласно п. 21 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014г. №1015, периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплаты обязательных платежей. В соответствии с п. 18 и п. 19 вышеуказанных Правил в случае отсутствия сведений о деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств периоды деятельности могут подтверждаться иными документами финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей.

Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с указанным выше Федеральным законом "О страховых пенсиях", устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Согласно ст. 16 Федеральному закону «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.

В соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей с 01.01.2019г.) лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости … в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 ст.16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Согласно ч.16 ст.17 данного закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018г. №1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Правила).

В соответствии с п.3 указанных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве, в частности, включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации («а»).

Положения подлежащего применению к спорным правоотношениям Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018г. № 1440, предусматривают возможность зачета в стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве, учитываемый при установлении повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы, поименованных в разделе "Наименование работ, производств сельского хозяйства" настоящего Списка, при условии ее выполнения по профессиям, должностям, специальностям, перечисленным в разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" Списка.

Таким образом, для включения периодов работы в сельском хозяйстве необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство.

Согласно Списку право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется в связи с работой, которая осуществляется в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, или структурных подразделениях растениеводческого и животноводческого направлений организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство.

Вышеуказанным списком в разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" значится глава крестьянско-фермерского хозяйства.

В соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018г. №1440, при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а) периоды работы (деятельности), указанные в п.п. «а» п. 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б) периоды работы (деятельности), указанные в п. 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В данном случае, поскольку в разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" упомянутого выше Списка значится глава крестьянско-фермерского хозяйства, для включения периодов работы истца в этом качестве в стаж работы в сельском хозяйстве в доказывании нуждался факт уплаты им в период с 28.06.2000г. по 12.08.2005г. страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как видно из дела и сторонами не оспаривалось, в период с 04.04.1994г. по 29.07.2005г. было зарегистрировано КФХ «Кочубей и К» во главе с истцом, которое исключено из ЕГРЮЛ 10.08.2005г. в связи с ликвидацией (л.д.13-15, 105-108).

Данное крестьянско-фермерское хозяйство зарегистрированное 04.04.1994г., т.е. до ведения в действие с 01.01.1995г. ГК Российской Федерации, приобрело статус юридического лица (л.д.13), об указанном юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002г., внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ 24.12.2002г. (л.д.14).

В соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990г. №348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным одним гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

Положениями ГК Российской Федерации предусмотрены две формы существования крестьянских (фермерских) хозяйств со дня введения его в действие.

Согласно ст.23 ГК Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии со ст.259 ГК РФ на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

В форме юридического лица крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой совокупность физических лиц (граждан), действующих на базе одного имущества, то есть, по сути, простое товарищество. В качестве работодателя в этом случае может выступать только глава крестьянского (фермерского) хозяйства - предприниматель без образования юридического лица.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств - предприниматели без образования юридического лица с точки зрения налогообложения их ЕСН как работодателей (в период с 01.01.2001г. по 31.12.2001г.), а также с точки зрения обязанностей производить страховые взносы в период до 01.01.2001г. (п.п. "б" п. 6 Правил № 1015) относятся к категории "индивидуальные предприниматели".

Учитывая требования законодательства об обязательном пенсионном страховании, индивидуальные предприниматели, главы КФХ, независимо от наличия у них дохода, обязаны уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование, а неуплата страховых взносов за определенный период означает, что данный период в страховой стаж не засчитывается.

Положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов именно в период осуществления данной деятельности. При этом законодателем определен перечень документов, подтверждающих уплату таких взносов.

В соответствии со ст.ст. 14, 56 ГПК Российской Федерации истец при рассмотрении настоящего спора обязан представить доказательства уплаты страховых взносов в период с 28.06.2000г. по 01.07.2001г.

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кочубей Н.И. следует, что в системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован 18.06.1999г. В 2000г. отчисления страховых взносов были произведены за период январь-июнь 2000г. (л.д.122), сведений об иных отчислениях за период с 01.07.2000г. по 01.07.2001г. в материалах дела не имеется, истцом вопреки положениям ч.1 ст.56 ГПК Российской Федерации не представлено.

В этой связи не подтвержденное допустимыми доказательствами утверждение истца об уплате им страховых взносов в период с 28.06.2000г. по 01.07.2001г. суд первой инстанции не вправе был принимать во внимание, поскольку подтверждением общего трудового стажа (с 01.01.2002г. в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приравненного к страховому стажу) являлось бы только наличие статуса индивидуального предпринимателя (в данном случае - главы крестьянско-фермерского хозяйства), что противоречило бы принципам пенсионного страхования (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007г. № 950-О-О). Само по себе наличие государственной регистрации статуса предпринимателя (главы крестьянско-фермерского хозяйства) подтверждением факта осуществления деятельности (выполнения определенной работы) не является.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции от 14 февраля 2020г. в части включения периода работы Кочубея Н.И. в КФХ «Кочубей и К» с 28.06.2000г. по 01.07.2001г. в страховой стаж, а также стаж работы в сельском хозяйстве, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера выплачиваемой истцу страховой пенсии по старости с учетом сельскохозяйственного стажа работы с момента возникновения права на надбавку, предусмотренную частями 1 и 2 ст.16 Федерального закона "О страховых пенсиях", и вынесении в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Кочубея Н.И.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Азовского городского суда Ростовской области от 14 февраля 2020г. в части включения периода работы Кочубея Н. И. в крестьянско-фермерском хозяйстве « Кочубей и К» с 28.06.2000г. по 01.07.2001г. в страховой стаж, а также в стаж работы в сельском хозяйстве, возложении на ГУ УПФ Российской Федерации в г.Азове Ростовской области (межрайонное) обязанности произвести перерасчет размера выплачиваемой истцу страховой пенсии по старости с учетом сельскохозяйственного стажа работы с момента возникновения права на надбавку, предусмотренную частями 1 и 2 ст.16 Федерального закона "О страховых пенсиях", - отменить.

В указанной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Кочубея Н. И. – отказать.

В остальной части решение Азовского городского суда Ростовской области от 14 февраля 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФ Российской Федерации в г.Азове Ростовской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.06.2020г.