Судья Тиракьянц Т.И. Дело № 33-1903
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«18» февраля 2013 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Е.А.
судей Шамрай М.С., Авиловой Е.О.
при секретаре Торпуджиян А.Х.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Шамрай М.С. дело по апелляционной жалобе Хрюкина С.А.
на решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 23.11.2012 г. по делу по иску Хрюкина Сергея Алексеевича к МКУ «Управление социальной защиты населения Советского района г. Ростова-на-Дону», 3 лицо - Министерство труда и социального развития Ростовской области, о признании права на меры социальной поддержки ветеранов труда, признании незаконными действий и решения МКУ «УЗСН Советского района г Ростова-на-Дону» по отказу в предоставлении мер социальной поддержки ветеранов труда, обязании предоставить меры социальной поддержки ветеранов,
У С Т А Н О В И Л А:
Хрюкин С.А. обратился в суд с иском к МКУ «УСЗН Советского района г. Ростова-на-Дону», 3 лицо - Министерство труда и социального развития Ростовской области, указав в обоснование заявленных требований, что является получателем пенсии за выслугу лет с (…) г., имеет удостоверение от (…) г. о присвоении звания «Ветеран труда».
27.09.2012 г. истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, как ветерану труда, однако письмом начальника МКУ «УЗСН Советского района г.Ростова-на-Дону» от (…) г. истцу отказано в праве на получение льгот, со ссылкой на ч. 4 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 г. №175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда», поскольку истец является пенсионером по выслуге лет, не достиг 60-летнего возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Истец просил суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки ветеранов труда, установленных ч.2 ст.1 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 г. №175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда»; признать действия и решение от (…) г. г. МКУ «УСЗН Советского района г.Ростова-на-Дону» об отказе в предоставлении мер социальной поддержки незаконными и необоснованными; обязать МКУ «УСЗН Советского района г. Ростова-на-Дону» устранить допущенные нарушения и предоставить ему меры социальной поддержки, установленные ч.2 ст.1 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 г. №175-ЗС.
В судебном заседании истец просил об удовлетворении иска.
Ответчик в судебное заседание не явился, в отношении него дело рассмотрено по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Представитель 3 лица МТиСР Ростовской области исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.
Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 23.11.2012 г. в удовлетворении исковых требований Хрюкина С.А. отказано.
С постановленным по делу судебным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке, полагая его незаконным и необоснованным.
Заявитель считает, что судом неверно были определены обстоятельства, имеющих значение для дела, нарушены и неправильно применены нормы материального права, имеющие прямое отношение к предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда. Ссылаясь на положения Федерального закона «О ветеранах», практику Верховного и Конституционного судов РФ, указывает, на то, что Федеральные закон не содержит возрастного ограничения для предоставления мер социальной поддержки, однако суд первой инстанции не принял данное обстоятельство во внимание при разрешении спора. Поскольку пенсия истцу назначена, апеллянт полагает, что имеет право на получение мер социальной поддержки до достижения пенсионного возраста в 60 лет.
На апелляционную жалобу поступили возражения ответчика и третьего лица, в которых указано на законность и обоснованность вынесенного судом решения.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной поддержки ветеранов труда предусмотрены ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которой меры поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки такой категории граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10 приведенного Федерального закона).
Из анализа указанных норм следует, что законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на их территории, а также определять объем и содержание оказываемых мер социальной поддержки с учетом возможностей бюджета субъекта.
Так, в Ростовской области меры социальной поддержки для ветеранов труда, механизмы реализации данных мер раскрыты в положениях Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 г. №175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда».
Согласно ст. 1 Областного закона №175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда», меры социальной поддержки предоставляются «Ветеранам труда» после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляются по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, для получения мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, получающих пенсию по выслуге лет, необходимо наличие такого условия, как достижение гражданином возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (60 лет для мужчин).
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, истцу присвоено звание «Ветеран труда», что подтверждено удостоверением от (…) г. № (…).
С 26.07.2008 г. истцу назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Однако данный вид пенсии носит особый характер и не относится к трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной), назначаемой в порядке и на условиях, предусмотренных ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Суд, дав правовую оценку установленным по делу фактическим обстоятельствам дела в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами, пришел к выводу о том, что до достижения 60-летнего возраста у истца, как у ветерана труда, получающего пенсию в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", отсутствует право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 1 Областного Закона Ростовской области от 22.10.2004 г. № 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда».
Поскольку истец, (…) года рождения, на момент своего обращения к ответчику не достиг установленного для назначения пенсии в соответствии с положениями Закона «О трудовых пенсиях» возраста, правовых оснований для предоставления ему мер социальной поддержки у суда не имелось.
Доводы о том, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки, поскольку на него распространяются положения ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции от 29.06.2004 г. основаны на неправильном толковании норм права.
Статьей 22 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции от 29.06.2004 г. определялось, что льготы лицам, имеющим звание "Ветеран труда", предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности. При этом пунктом 4 указанной статьи определялось, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы предоставлялось при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
Из системного анализа приведенных выше положений закона следует, что как положения ст. 22 Федерального закона РФ N 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции от 29.06.2004 г., так и положения ст. 1 Областного Закона Ростовской области от 22.10.2004 г. № 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда» устанавливают, что лицам, имеющим звание "Ветеран труда" и получающим пенсию по иным основаниям (в том числе в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"), перечисленные в законе льготы предоставляются только при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, и не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо права истца, поскольку направлены на обеспечение равенства всех ветеранов труда, независимо от вида получаемой ими пенсии.
В этой связи, учитывая, что меры социальной поддержки на истца, как не достигшего возраста 60 лет, не распространялись в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции от 29.06.2004 г., а также не распространяются на него в соответствии с положениями статьи 1 Областного Закона Ростовской области от 22.10.2004 г. № 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда», вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, является правильным.
Более того, верным является указание суда первой инстанции на то, что удостоверение «Ветеран труда» истец получил (…), то есть после вступления в силу изменений в ст. 22 Федерального закона № 5- ФЗ «О ветеранах», в связи с чем, нормы недействующей редакции (от 29.06.2004) ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» на него распространяться не могут.
Ссылки апеллянта на несогласие с содержанием норм Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 г. №175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда», Областного закона Ростовской области от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области" не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку законом предусмотрен иной порядок оспаривания законности и конституционности норм права.
Иные доводы апелляционной жалобы истца основаны на неверном толковании норм права, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 23.11.2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: