НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 17.10.2019 № 2-843/19

судья Сапожкова Л.В. дело № 33-17897/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 октября 2019г. г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Корниенко Г.Ф.,

судей Ковалева А.М., Юрченко Т.В.,

при секретаре Иванкович В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-843/2019 по иску Стрельниковой И.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в г.Красный Сулин Ростовской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить периоды работы в специальный трудовой стаж и назначить страховую пенсию по апелляционной жалобе Стрельниковой И.С. на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 26 июля 2019г.

Заслушав доклад судьи Юрченко Т.В., судебная коллегия

установила:

Стрельникова И.С. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ в г. Красный Сулин Ростовской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии от 18.02.2019г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, обязании включить в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца специальный стаж периоды работы в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) с 01.11.1999г. по 31.12.2001г., с 11.01.2002г. по 20.08.2003г., с 04.09.2003г. по 02.10.2003г., с 04.10.2003г. по 17.10.2007г., с 01.05.2009г. по 31.12.2013г., с 01.01.2014г. по 12.05.2015г., с 18.06.2015г. по 30.09.2016г., с 01.10.2016г. по 30.09.2018г.; включить в специальный стаж период с 13.05.2015г. по 17.06.2015г. курсов повышения квалификации и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости согласно п.20.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» с момента обращения с заявлением.

Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 26 июля 2019г. исковые требования удовлетворены частично.

Суд признал незаконным решение Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Красный Сулин Ростовской области (межрайонное) от 18.02.2009г. в части не включения Стрельниковой И.С. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода прохождения курсов повышения квалификации с 13.05.2015г. по 17.06.2015г. и обязал ГУ УПФ РФ в г.Красный Сулин Ростовской области (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж Стрельниковой И.С. период прохождения курсов повышения квалификации с 13.05.2015г. по 17.06.2015г. в исчислении 0 лет 1 месяц 05 дней.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В своей апелляционной жалобе Стрельникова И.С. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении ее требований, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение в этой части, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

Повторяя обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, апеллянт указывает, что с 01.10.2018г. по настоящее время она работает в городе в МБУЗ «Центральная городская больница» Унитарное муниципальное территориальное медицинское объединение г.Гуково, остальные периоды её работы в решении ответчика указаны как работа в селе, но статус поселка Углеродовский не менялся и постоянно был рабочий поселок, в связи с чем у неё «смешанный» специальный стаж. Поэтому она полагает, что ответчик необоснованно не включил в льготный стаж спорные периоды работы в льготном исчислении 1/3, а суд неправильно установил фактические обстоятельства дела. С учетом имеющегося в материалах дела расчета в льготном исчислении периода работы стаж составлял более требуемого 25 лет, что достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

В возражениях на апелляционную жалобу, поданных ГУ УПФР в г.Красный Сулин Ростовской области (межрайонное), опровергая доводы истца, ответчик просит оставить её без удовлетворения, а решение суда без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Стрельникова И.С. и представитель ГУ УПФР в г.Красный Сулин Ростовской области (межрайонное) не явились, будучи уведомлены надлежащим образом (л.д.135-139), в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с требованиями части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё в соответствии с требованиями ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.12.2018г. Стрельникова И.С. обратилась в ГУ УПФР в г.Красный Сулин Ростовской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением ГУ УПФР в г.Красный Сулин Ростовской области (межрайонное) от 18.02.1019г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии - 25 лет работы в сельской местности.

Страховой стаж Стрельниковой И.С. составляет 22 года 11 месяцев 25 дней. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, ответчиком принято к зачету 17 лет 08 месяцев 13 дней.

В стаж лечебной деятельности Стрельниковой И.С. пенсионным органом были засчитаны периоды ее работы в должности процедурной медицинской сестры отделения сестринского ухода амбулатории пос.Углерод МБУЗ «Центральная городская больница» Унитарное муниципальное территориальное медицинское объединение г.Гуково из расчета один год и 3 месяца за один год работы с 28.04.1997г. по 31.10.1999г., а периоды работы с 01.11.1999г. по 31.12.2001г., с 11.01.2002г. по 20.08.2003г., с 04.09.2003г. по 02.10.2003г., с 04.10.2003г. по 17.10.2007г., с 01.05.2009г. по 31.12.2003г., с 01.01.2014г. по 12.05.2015г., с 18.06.2015г. по 30.09.2016г., с 01.10.2016г. по 30.09.2018г., с 01.10.2018г. по 21.12.2018г. из календарного расчета.

При этом истцу не засчитаны периоды работы с 21.08.2003г. по 03.09.2003г. отпуск без сохранения зарплаты, с 03.10.2003г. по 03.10.2003г. отпуск без сохранения зарплаты, с 01.05.2008г. по 30.04.2009г. – 0,5 ставки в МБУЗ «Центральная городская больница» Унитарное муниципальное территориальное медицинское объединение г.Гуково, амбулатория пос.Углерод, отделение сестринского ухода, процедурная медицинская сестра, село, с 13.05.2015г. по 17.06.2015г. – курсы повышения квалификации.

Обращаясь с настоящим иском, Стрельникова И.С. не согласилась с не включением в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации и с календарным порядком исчисления стажа работы в спорные периоды с 01.11.1999г. по 31.12.2001г., с 11.01.2002г. по 20.08.2003г., с 04.09.2003г. по 02.10.2003г., с 04.10.2003г. по 17.10.2007г., с 01.05.2009г. по 31.12.2013г., с 01.01.2014г. по 12.05.2015г., с 18.06.2015г. по 30.09.2016г., с 01.10.2016г. по 30.09.2018г. в должности процедурная медицинская сестра МБУЗ «Центральная городская больница» Унитарное муниципальное территориальное медицинское объединение г.Гуково, амбулатория пос.Углерод, отделение сестринского ухода, полагая, что в связи с лечебной деятельностью в сельской местности и поселках городского типа (рабочем поселке) вышеуказанные периоды работы подлежат исчислению из расчета 1 полный год за 1 год 3 месяца.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями части второй статьи 39 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», разъяснениями п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», Устава муниципального образования «Углеродовское городское поселение» и исходил из того, что трудовая деятельность Стрельниковой И.С. в период с 01.11.1999г. осуществлялась только в сельской местности (рабочем поселке), в связи с чем правовые основания для льготного исчисления оспариваемого периода трудового стажа истца отсутствуют.

Поскольку в период нахождения истца с 13.05.2015г. по 17.06.2015г. на курсах повышения квалификации, куда она была направлена работодателем, за ней была сохранена заработная плата, что подтверждается выпиской из лицевого счета, справкой МБУЗ «ЦГБ» г.Гуково, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанный период подлежит включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

С учетом отсутствия по состоянию на 22.12.2018г. требуемого законом специального стажа на соответствующих видах работ (не менее 25 лет), суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно ч.2 ст.327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Поскольку решение суда обжалуется Стрельниковой И.С. только в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, а в остальной части сторонами не обжалуется, то в силу положений ст.327.1 ГПК РФ решение суда в части признания незаконным решения ГУ УПФР в г.Красный Сулин Ростовской области (межрайонное) от 18.02.2009г. и включения Стрельниковой И.С. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периода прохождения курсов повышения квалификации с 13.05.2015г. по 17.06.2015г. в исчислении 0 лет 1 месяц 05 дней предметом проверки судебной коллегии не является.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Согласно подпункта «н» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (ред. от 05.12.2018г.) для определения стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно.

Пунктом 2 постановления от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, по следующим правилам: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

В силу пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781, на который сослался в решении суд первой инстанции, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 данных Правил.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце 2 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 01.11.1999г. (абзац седьмой пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30).

Исходя из указанных норм права льготное суммирование стажа для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения после 01.11.1999г., возможно только при наличии смешанного стажа, то есть при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке).

Поскольку трудовая деятельность Стрельниковой И.С. в спорные периоды осуществлялась, как она сама утверждает в апелляционной жалобе, только в рабочем поселке Углеродовский, статус которого определен Уставом муниципального образования «Углеродовское городское поселение» в составе муниципального образования «Красносулинский район», расположенного на территории Ростовской области, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что периоды работы истца с 01.11.1999г. подлежат расчету в календарном исчислении без применения льготы.

С учетом изложенного, доводы жалобы о необходимости льготного исчисления периодов работы истца в качестве процедурной медсестры амбулатории п.Углеродный после 01.11.1999г., судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Принимая во внимание, что с учетом включённого судом периода работы истца в стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии, у Стрельниковой И.С. не имеется необходимого стажа продолжительностью не менее 25 лет, судебная коллегия соглашается также с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований об обязании ГУ УПФР в г. Красный Сулин Ростовской области (межрайонное) назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 22.12.2018г.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку судом оценены все представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора, на основании которых суд пришел к правомерным выводам, основанным на правильном применении норм материального права и не опровергнутым в суде апелляционной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 26 июля 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Стрельниковой И.С. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 24.10.2019г.