Судья Сидоренкова И.Н. дело № 33-17649/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2017 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе
председательствующего Хомич С.В.
судей Корецкого А.Д, Головнева И.В.
при секретаре Симоновой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Ростовского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», третьи лица: Министерство транспорта Российской Федерации, Пограничное управление ФСБ России по Ростовской области, Миллеровская таможня Южного таможенного Управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области об обязании устранить нарушения требований законодательства в части обустройства и надлежащего содержания объектов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации ДАПП «Чертково» по апелляционной жалобе ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» на решение Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 июля 2017 г. Заслушав доклад судьи Хомич С.В., судебная коллегия
установила:
Лиховской транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Ростовского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», третьи лица: Министерство транспорта Российской Федерации, Пограничное управление ФСБ России по Ростовской области, Миллеровская таможня Южного таможенного Управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, об обязании устранить нарушения требований законодательства в части обустройства и надлежащего содержания объектов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации ДАПП «Чертково».
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной проверкой установлено, что оборудование и обустройство пункта пропуска ДАПП Чертково не соответствует Единым типовым требованиям к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, и Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688, постановлению Правительства РФ от 25.122007 № 930 «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», и изданным на его основании органами исполнительной власти нормативным правовым актам.
Истец с учетом уточнения исковых требований просил суд обязать ФГКУ «Росгранстрой» устранить нарушения требований законодательства, допущенные в результате непринятия исчерпывающих мер по исполнению возложенных на учреждение обязанностей по обустройству и эксплуатации действующего пункта пропуска ДАПП Чертково, расположенного по адресу: <...>, в частности обеспечить:
оборудование охранно-сигнализационного комплекса, включающего в себя автоматизированную систему охраны (АСО), систему оперативного теленаблюдения, систему распознавания государственных номерных знаков автотранспорта, а также ограждение пункта пропуска, соответствующие Типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской федерации, утвержденных приказом ФТС России от 31.10.2008 года №1349, Единым типовым требованиям, утвержденным Решением эмиссии Таможенного союза от 22.06.2011 года №688;
наличие в пункте пропуска помещения модульного типа для осуществления таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования в соответствии с Типовыми требованиями от 31.10.2008 года №1349;
оборудование территории пункта пропуска боксом таможенного досмотра транспортных средств в соответствии с Типовыми требованиями от 31.10.2008 года №1349;
наличие знаков дорожного движения: знаки приоритета - группа 2, STOP, 2.5 - 4 шт., запрещающие знаки дорожного движения - группа, 3.17.1 - 2 шт., дорожные знаки «Внимание, пешеход» - 2 шт. в соответствии с Едиными типовыми требованиями, утвержденными Решением комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 года №688;
оборудование помещений пункта пропуска мебелью в соответствии с Типовыми требованиями к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации транспортного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ, утвержденными приказом Минтранса РФ от 08.09.2008 года 142: креслом компьютерным -11 шт., стульями - 2 шт., шкафом для одежды -1 шт., шкафом для документов- 1шт.;
в помещениях серверной в операционном блоке проведение ремонта и замены пола, в связи с его проседанием при хождении и размещении оборудования, в помещении для осуществления таможенных операций на полосе контроля - замену напольного покрытия в соответствии требованиями Федерального закона от 30.12.2009 года №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
оборудование санитарной площадки в соответствии с Типовыми требованиями к техническому оснащению зданий, помещений и сооружений пунктов пропуска, необходимых для ведения санитарно-карантинного контроля лиц, транспортных средств и подконтрольной продукции, утвержденными решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 года №299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», Типовыми требованиями к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Госграницу РФ, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.122008 года №701н, регламентом оснащения санитарно-карантинных пунктов, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 28.09.2006 года №320, с наличием: системы централизованного водоснабжения питьевой водой, контейнеров для сбора мусора с крышками, биотуалетов на 2 места с определением постоянного места их размещения, раковины для мытья рук. Установить ФГКУ «Росгранстрой» срок исполнения указанных обязательств в течение 12 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
Решением Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 июля 2017 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным в части обязания оборудования помещением модульного типа для таможенного оформления, боксом углубленного досмотра, санитарной площадкой с наличием системы централизованного водоснабжения питьевой водой, просит его в указанной части отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
Апеллянт указывает на то, что оборудование помещений в соответствии с исковыми требованиями и постановленным судом решением относятся к реконструкции пункта пропуска, указанная реконструкция должна производиться в соответствии с соответствующей проектной документацией на строительство и реконструкцию, проведение такой реконструкции не относится к полномочиям ответчика и должна производиться только после принятия соответствующего решения Правительством РФ.
Кроме того, нормы, на которые ссылается прокурор, действуют для вновь создаваемых пунктов пропуска, в то время как пункт пропуска в Чертково действует с 1993 года, был организован как временный, соответственно, на него указанные прокурором нормы не распространяются.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие третьих лиц - Министерства транспорта Российской Федерации, Пограничного управление ФСБ России по Ростовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на них, выслушав представителя ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» - ФИО1, помощника Лиховского транспортного прокурора южной транспортной прокуратуры – ФИО2, представителей ФТС ЮТУ Миллеровской таможни - ФИО3, ФИО4, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Лиховской транспортной прокуратурой проведена проверка по заданию Южной транспортной прокуратуры по вопросам исполнения законодательства о противодействии терроризму подразделениями ФГКУ Росгрансгрой, обеспечения бесперебойного функционирования пунктов пропуска, их технического оснащения для проведения пограничного, таможенного, санитарно-карантинного и иных видов государственного контроля, полноты и своевременности устранения нарушений, являвшихся предметом прокурорского реагирования ранее.
В ходе проверки установлено, что оборудование и обустройство пункта пропуска ДАПП Чертково не соответствует Единым типовым требованиям к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную граниту Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688, постановлению Правительства РФ от 25.12.2007 № 930 «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», и изданным на его основании органами исполнительной власти нормативным правовым актам.
В нарушение пунктов 17.4,17.5 Типовых требований №1349 автоматизированная система охраны (АСО), система оперативного теленаблюдения, система распознавания государственных номерных знаков автотранспорта, система периметрового видеонаблюдения за территорией пункта пропуска в ДАПП Чертково отсутствует.
Ограждение пункта пропуска в наличии, однако требует полной замены, поскольку не является инженерным препятствием для потенциального нарушителя, не отвечает требованиям по высоте и качеству исполнения.
Вопреки требованиям пп.23, 24, 25 Единых требований №688, п.п.1.1, 1.3 Типовых требований №1349 в зоне таможенного контроля отсутствуют помещения для осуществления таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, в пункте пропуска отсутствуют условия для контроля (осмотра/досмотра) ручной клади, перемещаемых физическими лицами, для заполнения деклараций физическими лицами; отсутствует бокс таможенного досмотра транспортных средств.
Вопреки требованиям п.34 Единых требований №688 в пункте пропуска отсутствуют знаки дорожного движения: знаки приоритета - группа 2, STOP, 2.5-4шг., запрещающие знаки дорожного движения - группа, 3.17.1 -2шт., дорожные знаки «Внимание, пешеход» - 2шт.
Помещения пункта пропуска не оборудованы мебелью в соответствии с Типовыми требованиями к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации транспортного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска урез государственную границу РФ, утвержденными приказом Минтранса РФ от 08.09.2008 года №142: креслом компьютерным -11 шт., стульями - 2 шт., шкафом для одежды -1 шт., шкафом для документов- 1шт.
В помещениях серверной в операционном блоке необходимо проведение ремонта и замены пола, в связи с его проседанием при хождении и размещении оборудования, в помещении для осуществления таможенных операций на полосе контроля - замену напольного покрытия в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 года №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В нарушение требований п.п.2,12 решения Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 да №299 «О применении санитарных мер в евразийском экономическом союзе» не оборудована санитарная площадка с наличием: системы централизованного водоснабжения питьевой водой; системы сбора и утилизации отходов (контейнеры для сбора мусора с крышками); отсутствует туалет на два места, оборудованный устройством для сбора сточных вод и проведения дезинфекции стоков перед сбросом в общие канализационные сети пункта пропуска или биотуалеты (с определением постоянного места их размещения) раковины для мытья рук.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из установленного факта нарушения ответчиком действующих правил и норм, предъявляемых для организации и размещения таможенного пункта пропуска, доказательств обратного суду в силу ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено, указанные нарушения подлежат устранению в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд отклонил доводы ответчика о том, что оборудование территории пункта пропуска помещениями для осуществления таможенного оформления и контроля товаров, оборудование санитарной площадки невозможно без реконструкции, в связи с чем указанные вопросы выходят за пределы компетенции учреждения, поскольку решение указанных вопросов возможно и без проведения реконструкции зданий путем создания легковозводимых модулей.
С учетом изложенного, поскольку пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации ДАПП «Чертково» оборудован с нарушением требований действующего законодательства, суд пришел к выводу, что требования Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, полагает их основанными на фактических обстоятельствах дела, представленных суду доказательствах, при правильном применении судом норм материального права, и сведениями, изложенными в апелляционной жалобе, не опровергаются.
Поскольку в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлены доказательства, свидетельствующие о выполнении нормативных предписаний, установленных вышеприведенными типовыми требованиями к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, не представлено доказательств невозможности устранения указанных прокурором нарушений, либо того, что эти нарушения не могут привести к неблагоприятным последствиям для РФ, и не нарушают права и законные интересы РФ и неопределенного круга лиц, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что устранение выявленных нарушений относятся к реконструкции пункта пропуска, указанная реконструкция должна производиться в соответствии с соответствующей проектной документацией на строительство и реконструкцию, проведение такой реконструкции не относится к полномочиям ответчика и должна производиться только после принятия соответствующего решения Правительством РФ, судебная коллегия отклоняет, поскольку указанные доводы ответчика были предметом рассмотрения суда первой инстанции. С учетом представленных суду доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу, что оборудование помещения для таможенного оформления, бокса углубленного досмотра, санитарной площадки возможно путем возведения легкосъемных модульных конструкций, с чем судебная коллегия соглашается, отклоняя доводы жалобы об отсутствии у ответчика полномочий на устранение указанных нарушений.
То обстоятельство, что ответчик является бюджетной организацией и для исполнения решения суда потребуется бюджетное финансирование, не может освободить его от исполнения обязанностей, прямо возложенных на него законом, иными нормативными актами и уставом. При этом вопросы выделения бюджетного финансирования на соответствующие цели относятся к процедуре исполнения решения суда и не могут свидетельствовать о его незаконности и неисполнимости.
Довод в жалобе на то, что нормы, на которые ссылается прокурор, действуют для вновь создаваемых пунктов пропуска, в то время как пункт пропуска в Чертково действует с 1993 года, был организован как временный, соответственно, на него указанные прокурором нормы не распространяются, судебная коллегия отклоняет как основанный на неверном толковании ответчиком норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся, по сути, к повторению позиции ответчика по делу, каких-либо доводов, ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.10.2017