Судья Фатыхова Е.М. УИД 61RS0022-01-2021-003472-70
Дело № 33а-7897/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Москаленко Ю.М.,
судей Богатых О.П., Последов А.Ю.
при секретаре Иванове И.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области к Ушивайло Сергею Ивановичу о взыскании задолженности по налогам, пене по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 2 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Москаленко Ю.М., судебная коллегия,
установил:
ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области обратилась в суд с административным иском к Ушивайло С.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год, пени по данному налогу, а также недоимки по ЕНВД и пени.
В обоснование административного иска указано, что Ушивайло С.И. состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика.
Согласно сведениям, полученным налоговым органом в порядке межведомственного взаимодействия, за Ушивайло С.И. в период времени с 15 июня 2001 года по 9 июня 2018 года было зарегистрировано транспортное средство АУДИ 100, г/н НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, являющееся объектом налогообложения. Кроме того, в период с 23 марта 2007 года по 24 декабря 2018 года налогоплательщик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В данной связи налоговым органом Ушивайло С.И. за 2018 год начислен транспортный налог в размере 631 руб. и направлено налоговое уведомление №7170538 от 28 июня 2019 года о необходимости его уплаты не позднее 2 декабря 2019 года. Также налогоплательщику было направлено налоговое уведомление №1145894 от 26 июня 2018 года о необходимости оплаты транспортного налога за 2017 год в размере 1 515 руб. и пени по данному налогу в размере 177,70 руб. не позднее 3 декабря 2018 года, однако в установленные законодательством о налогах и сборах сроки транспортный налог за истекшие периоды налогоплательщиком не уплачен.
Выставленные налоговым органом Ушивайло С.И. требование № 176121 от 25 декабря 2019 года об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 631 руб., начисленных на нее пеней за период с 3 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года в сумме 2, 96 руб. в срок до 28 января 2020 года, требование № 59361 от 1 июля 2020 года об уплате недоимки по ЕНВД в размере 25 050,11 руб. начисленных на нее пеней за период с 25 января 2019 года по 30 июня 2020 года в сумме 3 287, 95 руб. в срок до 4 августа 2020 года, транспортного налога за 2017 год в размере 1 515 руб. и пени по данному налогу в размере 177, 70 руб., налогоплательщиком не исполнены.
10 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка № 7 Таганрогского судебного района Ростовской области по заявлению ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области вынесен судебный приказ № 2а-7-2360/2020 о взыскании с Ушивайло С.И. ЕНВД в размере 25 050,11 руб., пени по данному налогу в размере 3 287,95 руб., транспортного налога в размере 631 руб., пени по транспортному налогу в размере 180,65 руб., отмененный 12 октября 2020 года в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с Ушивайло С.И. недоимку по транспортному налогу в размере 631 руб. за 2018, пени по транспортному налогу в размере 2,96 руб. за период с 3 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года, пени по транспортному налогу в размере 177,69 руб. за период с 29 января 2019 года по 30 июня 2020 года, недоимку по ЕНВД в размере 25050,11 руб., пени по ЕНВД в размере 3287,95 руб. за период с 25 января 2019 года по 30 июня 2020 года, а всего 29149,71 руб.
С учетом уточненных административный исковых требований ИФНС России по г. Таганрогу сумма, подлежащая взысканию уменьшена до 4099,60 руб., из которых недоимка по транспортному налогу составляет 631 руб. за 2018 год, пени по транспортному налогу в размере 2,96 руб. за период с 3 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года, пени по транспортному налогу в размере 177,69 руб. за период с 29 января 2019 года по 30 июня 2020 года; пени по ЕНВД в размере 3 287,95 руб. за период с 25 января 2019 года по 30 июня 2020 года.
Определением судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 21 апреля 2021 года административное исковое заявление ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области к Ушивайло С.И. оставлено без рассмотрения.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 5 июля 2021 года определение Таганрогского городского суда Ростовской области от 21 апреля 2021 года отменено, дело направлено в Таганрогский городской суд Ростовской области для рассмотрения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2021 года апелляционное определение от 5 июля 2021 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Ушивайло С.И. – без удовлетворения.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 2 февраля 2022 года административные исковые требования ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области удовлетворены частично, с Ушивайло С.И. в пользу ИФНС России по г. Таганрогу взыскано 811 руб. 65 коп., из которых недоимка по транспортному налогу составляет 631 руб. за 2018 год, пени по транспортному налогу в размере 2,96 руб. за период с 3 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года; пени по транспортному налогу в размере 177,69 руб. за период с 29 января 2019 года по 30 июня 2020 года.
В удовлетворении исковых требований в части взыскания пени по ЕНВД в размере 3287,95 руб. отказано.
Кроме того, с Ушивайло Сергея Ивановича в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области выражает несогласие с решением суда по мотиву необоснованности, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, налоговым органом своевременно предприняты все меры к принудительному взысканию сумм налога по ЕНВД, пени по данному налогу начислены правомерно и подлежат взысканию.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 150 КАС Российской Федерации с участием представителя административного истца – Леоненко Н.В., действующей на основании доверенности от 30 декабря 2021 года, выданной сроком на 1 год, в отсутствие административного ответчика, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного истца в суде апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив решение по правилам ст. 308 КАС Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность Ушивайло С.И. по уплате пени по ЕНВД в размере 3 287,95 руб. за период с 25 января 2019 года по 30 июня 2020 года административным истцом не доказана и не нашла своего подтверждения при проверке расчетов.
Судебная коллегия, оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги закреплена пп. 1 п. 1 ст. 23 НК Российской Федерации.
В соответствии со ст. 356 НК Российской Федерации транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
По общему правилу (ст. 357 НК Российской Федерации) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 названного Кодекса.
Так ст. 358 НК Российской Федерации относит к объектам налогообложения транспортным налогом автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено ст. 52 НК Российской Федерации, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено названным Кодексом (п. 1). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 2). В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (п. 3).
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 45 НК Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Из ст. 69 НК Российской Федерации следует, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).
На основании п. 2 ст. 57 НК Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных названным Кодексом.
В силу п. 1 ст. 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
По общему правилу пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, при этом процентная ставка принимается равной (для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей) одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.п. 3, 4 ст. 75 НК Российской Федерации).
Как определено абз. 2 п. 2 ст. 45 НК Российской Федерации, взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 названного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 48 НК Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании по общему правилу подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Из п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации следует, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом апелляционной инстанции установлено, что за Ушивайло С.И. было зарегистрировано транспортное средство АУДИ 100 государственный номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, являющееся объектом налогообложения. Кроме того, в период с 23 марта 2007 года по 24 декабря 2018 года налогоплательщик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В данной связи налоговым органом Ушивайло С.И. за 2018 год начислен транспортный налог в размере 631 руб. и направлено налоговое уведомление №7170538 от 28 июня 2019 года о необходимости его уплаты не позднее 2 декабря 2019 года. Также налогоплательщику было направлено налоговое уведомление №1145894 от 26 июня 2018 года о необходимости оплаты транспортного налога в размере 1 515 руб. и пени по данному налогу в размере 177,70 руб. не позднее 3 декабря 2018 года, однако в установленные законодательством о налогах и сборах сроки транспортный налог за истекшие периоды налогоплательщиком не уплачен.
Выставленные налоговым органом Ушивайло С.И. требование № 176121 от 25 декабря 2019 года об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 631 руб., начисленных на нее пеней за период со 3 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года в сумме 2, 96 руб. в срок до 28 января 2020 года, требование № 59361 от 1 июля 2020 года об уплате недоимки по ЕНВД в размере 25 050,11 руб. начисленных на нее пеней за период с 25 января 2019 года по 30 июня 2020 года в сумме 3 287,95 руб. в срок до 4 августа 2020 года, транспортного налога за 2017 год в размере 1 515 руб. и пени по данному налогу в размере 177, 70 руб., налогоплательщиком не исполнены.
10 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка № 7 Таганрогского судебного района Ростовской области по заявлению ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области вынесен судебный приказ № 2а-7-2360/2020 о взыскании с Ушивайло С.И. ЕНВД в размере 25 050,11 руб., пени по данному налогу в размере 3 287,95 руб., транспортного налога в размере 631 руб., пени по транспортному налогу в размере 180,65 руб., отмененный 12 октября 2020 года в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
По общему правилу, установленному п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации (в редакции до 2 августа 2021 года), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Так же, согласно п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Следовательно, исходя из буквального толкования приведенных выше положений налогового законодательства в их совокупности и взаимосвязи, заявление о выдаче судебного приказа (до 2 августа 2021 года) подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3 000 руб., данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 руб., но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности. При последующей отмене судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчеты, имеющиеся в материалах дела, соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости взыскания с налогоплательщика задолженности по транспортному налогу за 2018 год и пени на него, поскольку судебный приказ №2а-7-2360/2020 отменен определением от 12 октября 2020 года, в то время как с настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился 31 марта 2021 года.
Доводы апелляционной жалобы о наличии правовых оснований для взыскания пени по ЕНВД в размере 3 287, 95 руб. являются несостоятельными в силу следующего.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в ходе рассмотрения дела о взыскании обязательных платежей суд должен выяснить, помимо прочего соблюдение срока обращения в суд, а также наличие оснований для взыскания.
С учетом того, что обязанность по уплате пени носит акцессорный характер, производна от основного налогового обязательства, взыскание пени по недоимке, право на взыскание которой утрачено, невозможно.
Указывая, что право на взыскание недоимки по ЕНВД утрачено, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган не поддержал первоначальные административные исковые требования о взыскании с Ушивайло С.И. недоимки по ЕНВД в размере 25 050,11 руб.
Судом установлено, что с целью взыскания с Ушивайло С.И. задолженности по ЕНВД были вынесены следующие постановления: постановление МИФНС России № 23 по Ростовской области №21782 от 8 июля 2016 года, постановление МИФНС России № 23 по Ростовской области № 658634 от 7 июля 2016 года, постановление МИФНС России № 23 по Ростовской области №24346 от 19 октября 2016 года, постановление МИФНС России № 23 по Ростовской области №25324 от 5 декабря 2016 года, постановление МИФНС России № 23 по Ростовской области №34943 от 11 апреля 2017 года, направленные в Таганрогский городской отдел судебных приставов УФССП России по Ростовской области.
На основании указанных постановлений были возбуждены исполнительные производства, оконченные в 2017 году связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества либо получения сведений о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях, за исключением случаев, когда предусмотрен розыск.
Из ответа Таганрогского городского отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области, поступившего в адрес суда 29 ноября 2021 года следует, что по состоянию на дату подготовки данного ответа в производстве Таганрогского городского отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области отсутствуют исполнительные производства, возбужденные в отношении должника Ушивайло С.И. взыскателем по которым является налоговая инспекция.
Согласно положениям ч.9 ст.47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторно, мер принудительного исполнения в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
В силу ч. 6.1 ст. 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
В настоящем случае с момента окончания исполнительных производств прошло более 3-х лет, что в нарушение положений ч. 9 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве" существенно превышает установленный законом срок предъявления исполнительного документа к исполнению. Принимая во внимание, что срок предъявления исполнительных документов о взыскании недоимки по ЕНВД истек, возможность взыскания утрачена, оснований для взыскания пени, начисленных на данную недоимку, у суда не имелось.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
При таком положении решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 2 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Москаленко Ю.М.
Судья Богатых О.П.
Судья Последов А.Ю.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 мая 2022 года