НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 15.09.2022 № 2-2129/2022

61RS0001-01-2022-001931-02

Калашникова Н.М. дело №33-15566/2022

№2-2129/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 сентября 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Татуриной С.В.,

судей Котельниковой Л.П., Тактаровой Н.П.

при секретаре Мордань Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соломатина Сергея Владимировича к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области», Акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности», третье лица: УТ МВД России по СКФО, УТ МВД России по СКФО Ростовское линейное управление МВД РФ на транспорте, Государственное учреждение - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал №6 о взыскании компенсации за оплату медицинской помощи, по апелляционной жалобе Соломатина Сергея Владимировича на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06 июня 2022 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия

установила:

Соломатин С.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области», третье лица: УТ МВД России по СКФО, УТ МВД России по СКФО Ростовское линейное управление МВД РФ на транспорте, Государственное учреждение - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал №6, Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» о взыскании компенсации за оплату медицинской помощи, указав в обоснование заявленных исковых требований, что он в период с 2016 года по 2021 год проходил службу в Органах Внутренних Дел в должности полицейского 1 отделения, 1 взвода, отдельной роты ППСП Ростовского ЛУ МВД России на транспорте.

Соломатин С.В. приказом Ростовского ЛУ МВД России на транспорте от 16.04.2021 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН л/с был уволен из Органов Внутренних Дел по основанию п.1 ч.3 ст. 82 Федерального Закона от 30.11.2011 № 342 - ФЗ «О Службе в Органах Внутренних Дел РФ (в связи с болезнью - на основании заключения ВВК о негодности к службе в Органах Внутренних Дел).

В ходе прохождения службы в 2020 году, в Отделении Хирургии (Госпиталь ФКУЗ «МЧС МВД России по РО) АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ЕМУ был установлен диагноз: ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, в связи с чем ему было рекомендовано лечение в условиях специализированного отделения травматологии и ортопедии ФКУЗ «ГКГ МВД России», он состоял на учёте у соответствующих медицинских специалистов и проходил регулярное обследование и лечение.

В Российской Федерации в марте 2020 года был объявлен карантин, поэтому все плановые мероприятия по госпитализации и лечению для сотрудников МВД РФ были перенесены.

Поскольку заболевание истца резко обострилось в июле 2020 года, то он был вынужден обратиться за медицинской помощью на коммерческой основе, так как плановая госпитализация и лечение на льготных условиях было приостановлено.

Истцом был приобретен протез, а также оплачены медицинские услуги на общую сумму 208 801 рубль.

В 2020 году Соломатин С.В. являлся действующим сотрудником МВД РФ, кроме того, на основании удостоверения Министерства Внутренних дел РФ, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12 октября 2004 года, он является Ветераном Боевых действий (ВБД), и имеет право на реализацию соответствующих льгот для ВБД.

Ответчики в выплате ему компенсации на оплату медицинской помощи на коммерческой основе и приобретении протеза, отказали.

С учетом вышеизложенного, истец Соломатин С.В. просил суд взыскать с Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-Санитарной части Министерства Внутренних Дел РФ по Ростовской области», в свою пользу 208 801 рубль в счет компенсации за оплату медицинской помощи на коммерческой основе и приобретение протеза.

Протокольным определением суда от 12.05.2022г. в качестве соответчика по делу привлечено АО «Страховое общество газовой промышленности».

Уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ истец Соломатин С.В. просил суд взыскать в солидарном порядке с Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-Санитарной части Министерства Внутренних Дел РФ по Ростовской области» и АО «Страховое общество газовой промышленности» в свою пользу 208 801 рубль в счет компенсации за оплату медицинской помощи на коммерческой основе и приобретение протеза.

Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований истца отказано в полном объеме.

С указанным решением суда не согласился истец, им подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заявитель жалобы, частично повторяя доводы, приведенные им в обоснование заявленных исковых требований, указывает на то, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неверно применил закон, подлежащий применению.

По мнению заявителя жалобы, судом не учтено то обстоятельство, что он собрал все доказательства, свидетельствующие о том, что нуждается в экстренной госпитализации и ему требовалась медицинская помощь ввиду того, что его здоровье ухудшилось и этими доказательствами являются множественные «представления на ВК», которые подписывала лечащий доктор истца ФИО5 Врач ФИО5 выдавала истцу направление на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи для эндопротезирования суставов конечностей в соответствии с перечнем видов ВМП. В направлении (НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) было отражено, что оперировать Соломатина С.В. необходимо в ГБу РО «Госпиталь ветеранов войны» за счет средств ОМС в стационарных условиях Хирургического центра согласно разделу I. «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи (далее МП), включенных в базовую программу ОМС, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС», постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 года № 1610. Но поскольку госпиталь был закрыт на карантин истец Соломатин С.В. был вынужден обратится за медицинской помощью в ГБу РО «РОКБ», где ему была предложена помощь коммерческой основе, и приобрел протез за счет собственных средств, так как воспользоваться квотой на операцию на тот момент не представилось возможным.

Заявитель жалобы не соглашается с выводом суда о том, что он после получения экстренной медицинской помощи в ГВУ РО «РОКБ» направил в АО «СОГАЗ» заявление, о том, чтобы ему была выплачена полная компенсация за приобретенный эндопротез и медицинские услуги, которые ему были предоставлены на коммерческой основе в результате резкого ухудшения здоровья в период пандемии. Суд в своем решении указывает на то, что свое обязательство АО «СОГАЗ» полностью перед истцом исполнило, но не указывает о том, что денежные средства соответчик перечислил только после того, когда истец Соломатин С.В получил инвалидность и уже был уволен со службы ОВД РФ в связи с прогрессирующей болезнью. На момент обращения Соломатина С.В к соответчику в АО «СОГАЗ» истец не являлся инвалидом, а был действующим сотрудником, который по больничному медицинскому предписанию находился на лечении и реабилитации после операции, что представляет собой обстоятельства различные по своей правовой природе и правовым последствиям.

Федеральным казенным учреждением здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области», Государственным учреждением - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал №6 поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая доводы, изложенные в жалобе несостоятельными.

Дело рассмотрено в отсутствие Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», УТ МВД России по СКФО, Государственное учреждение - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал №6, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в порядке ст. 167, ст. 327 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, о чем в материалах дела имеются надлежащие уведомления.

На основании положений ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав истца, представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области» и представителя УТ МВД России по СКФО Ростовское линейное управление МВД РФ на транспорте, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец - прапорщик полиции Соломатин С.В. ранее проходил службу в Ростовской ЛУ МВД России на транспорте в должности полицейского 1 отделения 1 взвода отдельной роты патрульно- постовой службы полиции.

Согласно свидетельству о болезни ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ростовской области» от 7 апреля 2021 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Соломатин С.В. был признан «Д» негоден к службе в органах внутренних дел вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

Приказом Ростовского ЛУ МВД России на транспорте от 15 апреля 2021 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНл/с прапорщик полиции Соломатин С.В. уволен из органов внутренних дел по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел

Как следует из выписного эпикриза хирургического отделения Госпиталя ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ростовской области» от 12.03.2020, в отделении хирургии проведено комплексное обследование пациента. Пациент выписывается в удовлетворительном состоянии на амбулаторное лечение нетрудоспособным для получения дальнейших инструкций из ФКУЗ «ГКГ МВД России». Рекомендовано: ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА

Из данных истцом пояснений следует, что в июле 2020 г. его заболевание резко обострилось, истец был вынужден обратиться за медицинской помощью на коммерческой основе, поскольку плановая госпитализация и лечение сотрудников МВД РФ были перенесены в соответствии с Приказом ФКУЗ ГКГ МВД России « от 26.03.2020 г. №127 «О переносе сроков оказания плановой медицинской помощи.

Кроме того, истом был приобретен эндопротез тазобедренного сустава, а также оплачены медицинские услуги.

Согласно представленным истцом в материалы дела копиям договоров об оказании медицинских услуг НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.07.2020 г., НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.07.2020 г., копиям договоров купли-продажи НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.07.2020 г., НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.07.2020 г., стоимость указанного эндопротеза и лечения составила 208 801 руб.

В силу положений части 1 статьи 11 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с частью 2 статьи 11 вышеуказанного федерального закона, при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с Правилами оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2018 г. № 1563 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением» медицинские организации оказывают сотрудникам первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную доврачебную, первичную врачебную и первичную специализированную, а также специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь.

Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в соответствии с заключенным между медико-санитарной частью и медицинской организацией договором об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации медицинской организацией возмещает расходы медицинским организациям, связанные с оказанием первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной доврачебной, первичной врачебной и первичной специализированной, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования сотрудникам, которые проходят службу в этом субъекте Российской Федерации, по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в период оказания медицинской помощи по ценам на медицинские услуги, определенным в порядке, установленном органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей медицинских организаций.

Направление сотрудников для оказания медицинской Помощи в плановой форме в медицинские организации осуществляется медико-санитарной частью, осуществляющей медицинское обеспечение прикрепленных к ней сотрудников, заключившей договор, либо иной медицинской организацией Министерства внутренних дел Российской Федерации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях и осуществляющей медицинское обеспечение прикрепленных к ней сотрудников по согласованию с соответствующей медико-санитарной частью, заключившей договор.Отношения, связанные, в том числе с медицинским обеспечением сотрудников органов внутренних дел, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 45 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфер внутренних дел или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации

Постановлением Правительства от 15.12.2018 № 1563 утверждены Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям, согласно которым обязательства по возмещению медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, возложены на Медико-санитарную часть МВД России по субъекту Российской Федерации, т.е. федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области».

Согласно пункта 3 Правил оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной, системы здравоохранения, медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в соответствии с заключенным между медико-санитарной частью и медицинской организацией договором об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации медицинской организацией, примерная форма которого приведена согласно приложению, возмещает расходы медицинским организациям, связанные с оказанием первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной доврачебной, первичной врачебной и первичной специализированной, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, сотрудникам, которые проходят службу (проживают) в этом субъекте Российской Федерации, по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в период оказания медицинской помощи, а также с изготовлением и ремонтом зубных протезов сотрудникам (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) по ценам (тарифам) на медицинские услуги, определенным в порядке, установленном органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей медицинских организаций.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Правительство Российской Федерации постановлением от 7 апреля 2008 №240 утвердило соответствующие Правила.

Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации инвалидов осуществляется уполномоченным органом (территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченного на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов) на основании заявления инвалида, поданного через организации, отобранные этим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункты 4, 5 Правил).

Согласно абзаца втором пункта 2 Правил предусмотрено, что обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам. Форма заключения и порядок его заполнения утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид, (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средств (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующей технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемы уполномоченным органом в соответствии с этими Правилами.

Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.2019 № 256 утвержден административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами) протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.

В соответствии с пунктом 2 Административного регламента установлено, что к заявителям на получение государственной услуги относятся ветераны боевых действий - лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования по месту жительства заявителя (пункт 9 Административного регламента, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.2019 № 256.

В силу части 4 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержит, в том числе, методы лечения, источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с частью 9 статьи 100 настоящего Федерального закона.

Согласно части 9 статьи 100 Закона финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе средств, переданных в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также средств обязательного медицинского страхования.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г, № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в пункт 8 которого до внесения в него изменений распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2014 г. № 1776-р входили технические средства реабилитации: протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.

Последним распоряжением из пункта 8 были исключены эндопротезы, данные изменения вступили в силу с 1 января 2015.

Согласно письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.11.2014 № 17-4/10/2-8639, начиная с 01.01.2015, обеспечение инвалидов протезами осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Финансирование, начиная с 01.01.2015, осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.

В представленном в материалы настоящего гражданского дела Ростовским региональным отделением Фонда социального страхования РФ филиал №6 отзыве, указано, что нуждаемость инвалида в реабилитационных мероприятиях должна быть установлена специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации и абилитации, составленной конкретно данному инвалиду. При этом, обеспечение носит заявительный характер.

Из материалов дела следует, что Соломатину С.В. после установления инвалидности, 12.08.2021г. была разработана индивидуальноя программа реабилитации и абилитации (ИПРА) НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12.08.2021 г. сроком действия до 01.07.2022 г., согласно которой в протезировании и ортезировании истец не нуждался.

В качестве технического средства реабилитации, истцу была рекомендована трость - опорная, предоставляемая за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Согласно действующему законодательству, компенсация инвалиду может быть выплачена только за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство (изделие), рекомендованное в индивидуальной программе реабилитации, или оплаченную за собственный счет услугу по его ремонту. Сведения о рекомендациях истцом в филиал регионального отделения Фонда не представлены.

Судебная коллегия полагает, что судом обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований истца к Акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что между АО «СОГАЗ» и Министерством внутренних дел Российской Федерации был заключен Государственный контракт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13.01.2020г. на оказание услуг по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Предметом Государственного контракта является страхование в 2020-2021 годах жизни и здоровья застрахованных лиц, указанных в пункте 2.1. Контракта.

В силу пункта 2.1 Государственного контракта застрахованными лицами являются:

лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации;

граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в течение одного года после окончания службы по страховым случаям, предусмотренным подпунктами «б» и «г» пункта 3.1 Контракта.

При этом, предусмотренный Государственным контрактом перечень страховых случаев установлен в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 52-ФЗ от 28.03.1998 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации».

Согласно п. 3.1 Государственного контракта, страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются:

а) гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации;

б) смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения со службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы;

в) установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы;

г) установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы;

д) получение застрахованным лицом в период прохождения службы увечья (ранения, травмы, контузии).

В силу положений п. 13.1 Государственного контракта, срок его действия распространяется на страховые случаи, произошедшие с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года.

Из материалов дела следует и установлено судом, что 23.08.2021г. в АО «СОГАЗ» поступило заявление от истца о выплате страхового возмещения в связи с установлением инвалидности.

В последующем 22.10.2021г. АО «СОГАЗ» выплатило истцу 713 573,10 рублей, что подтверждается платежным поручением НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Таким образом, АО «СОГАЗ» обязательства перед истцом выполнило в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.

В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте. Состязательное рассмотрение дела в суде первой инстанции может быть успешным только при раскрытии сторонами всех существенных для дела доказательств, их активности в отстаивании своей позиции.

Содержание принципа состязательности раскрывают нормы, закрепленные в ст. ст. 35, 56, 57, 68, 71 ГПК РФ.

На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положений ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.

Таким образом, бремя доказывания юридически значимых фактов в обоснование доводов иска возложена законом на истца.

Разрешая спор по существу, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в порядке ст. 56 ГПК РФ, суд первой инстанции правильно применил вышеприведенные нормы права, учел то обстоятельство, что компенсация Соломатину С.В. за оплату медицинской помощи на коммерческой основе и приобретение эндопротеза не предусматривается, поскольку направление в ГБУ РО «РОКБ» Соломатину С.В. не выдавалось, назначение врача в медицинской карте отсутствует. Лечение проходило в плановой форме по инициативе истца, доказательств, подтверждающих, что истец нуждался в экстренной госпитализации ГБУ РО «РОКБ» материалы дела не содержат. Из предоставленных медицинских документов следует, что Соломатин С.В. нуждаясь в оперативном лечении проходил лечение в плановом порядке, проходил госпитальное лечение. Согласно Приказу Минздрава России от 26.03.2020 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об ограничениях, связанных с распространением коронавирусной инфекции, ФКУЗ МСЧ МВД России не имело возможности направить истца в ФКУЗ Главный клинический госпиталь МВД России или в медицинскую организацию государственной (муниципальной) системы здравоохранения на договорной основе в рамках Постановления Правительства РФ от 15.12.2018 №1563, в этой связи суд обоснованно счел исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции принимает дополнительные (новые) доказательства, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

В суде апелляционной инстанции истцом заявлялось ходатайство о приобщении к материалам дела копии направления истца для прохождении я лечения, но судебной коллегией в приобщении указанного документа было отказано, поскольку на нем отсутствовала дата, что не позволяет отнести его к спорному периоду, кроме того, истцом в нарушение вышеприведенной нормы права не представлено доказательств невозможности представления данного доказательства в суд первой инстанции.

С учетом представленных по делу доказательств судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к спорным отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.

В целом доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными.

Фактически доводы апелляционной жалобы повторяют обоснование исковых требований истца, не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, при этом, оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что, решение судом первой инстанции постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства правильно оценены судом, о чем в решении содержатся мотивированные и аргументированные выводы, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене по доводам жалобы.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 06 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соломатина Сергея Владимировича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 22 сентября 2022г.