НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 15.07.2020 № 33А-7272/20

Судья: Верещагина В.В. Дело № 33а-7272/2020

УИД 61RS0022-01-2019-010112-03

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июля 2020 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Ушникова М.П.

судей: Медведева С.Ф., Нестеровой Е.А.

при секретаре: Дроздовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области к Мамаю А.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени, по апелляционной жалобе Мамая А.А. на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 6 марта 2020 г.

Заслушав доклад судьи Ростовского областного суда Медведева С.Ф., судебная коллегия по административным делам

установила:

Инспекция ФНС России по г. Таганрогу Ростовской области (далее – инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мамаю А.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени.

В обоснование заявленных требований налоговый орган ссылался на то, что Мамай А.А. имеет статус адвоката, а значит, является плательщиком налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере.

За 2018 год Мамаю А.А. начислено к уплате: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 26545 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС в сумме 5840 руб.

Поскольку обязанность по своевременной уплате страховых взносов налогоплательщиком не исполнена, задолженность по страховым взносам не оплачена, налоговым органом были начислены пени за просрочку уплаты страховых взносов, а именно: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере с 01 января 2017 г. в размере 75,43 руб. за период с 10 января 2019 г. – 20 января 2019 г.; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере с 01 января 2017 г. в сумме 16,60 руб. за период с 10 января 2019 г. – 20 января 2019 г.; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере с 01 января 2017 г. в сумме 82,74 руб. за период с 10 января 2018 г. – 21 марта 2018 г.

В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации должнику было направлено требование №2110 от 21 января 2019 г., №814204 от 09 июля 2018 г. об уплате страховых взносов, пени.

Указанная задолженность в установленный в требованиях срок налогоплательщиком не погашена.

Кроме того, Мамай А.А. как плательщик налога на доходы физических лиц представил в налоговый орган первичную декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2017 год, согласно которой общая сумма дохода составила 147 974 руб., сумма расходов - 76 435 руб., налоговая база - 71 539 руб., общая сумма налога, исчисленная к уплате - 9300 руб.

22 марта 2018 г. Мамай А.А. оплатил сумму налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 9200 руб., и сумма задолженности составила 100 руб.

Впоследствии налогоплательщиком 05 апреля 2018 г. подана уточненная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2017 год, согласно которой общая сумма доходов - 149 350 руб., сумма налоговых вычетов 76 435 руб., общая сумма налога, исчисленная к уплате - 9 479 руб.

Таким образом, с учетом частично оплаченной суммы НДФЛ 22 марта 2018 г. в размере 9 200 руб. остаток неоплаченной суммы за 2017 г. по НДФЛ составил 279 руб. (9479 руб. (исчисленные по уточненной декларации) - 9 200 руб.

В соответствии со ст.ст. 23, 227 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик Мамай А.А. представил декларацию по форме 3-НДФЛ за 2018 год.

Согласно представленной декларации Мамай А.А. указал сумму дохода – 33510 руб., сумму фактических произведенных расходов – 58616 руб.

Мамай А.А. обязан был оплатить налог на доходы физических лиц в сумме 279 руб. по сроку уплаты 05 апреля 2018 г., а также в сумме 4739 руб. по сроку уплаты 16 июля 2018 г., в сумме 2369 руб. по сроку уплаты 15 октября 2018 г., в сумме 2371 руб. по сроку уплаты 15 января 2019 г.

Поскольку Мамай А.А. недоимку по налогу на доходы физических лиц в установленный законом срок не уплатил, ему были начислены пени по в сумме 270,53 руб. за период с 03 ноября 2017 г. по 21 января 2019 г.

ИФНС России по г. Таганрогу обращалась к мировому судье с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам.

Мировым судьей судебного участка №7 Таганрогского судебного района Ростовской области вынесен судебный приказ №2а-7-875/2019 от 08 мая 2019 г., который определением мирового судьи судебного участка №4 Таганрогского судебного района Ростовской области, временно исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №7 Таганрогского судебного района Ростовской области, от 11 июня 2019 г. отменен.

В связи с указанными обстоятельствами административный истец просил суд взыскать с Мамая А.А. в пользу ИФНС России по г. Таганрогу недоимку за 2018 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда России на выплату страховой пенсии, в размере 26 545 руб. и пени в размере 75,43 руб. за период с 10 января 2019 г. по 20 января 2019 г.; недоимку за 2018 г. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 5 840 руб. и пени в размере 16,60 руб. за период с 10 января 2019 г. по 20 января 2019 г.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с 1 января 2017 г. прочие начисления в размере 82,74 руб. за период с 10 января 2018 г. по 21 марта 2018 г.; недоимку по НДФЛ за 2017 г. в размере 279 руб., недоимку по НДФЛ за 2018 г. в размере 4 739 руб. по сроку уплаты 16 июля 2018 г., в размере 2 369 руб. по сроку уплаты 15 октября 2018 г. в размере 2 371 руб. по сроку уплаты 15 января 2019г. и пени по НДФЛ в размере 270,53 руб. с 03 ноября 2017 г. по 21 января 2019 г., а всего: 42 588,30 руб.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 06 марта 2020 г. административное исковое заявление ИФНС России по г. Таганрогу к удовлетворено частично.

Суд взыскал с Мамая А.А. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 26545 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 75,43 руб. с 10 января 2019 г. по 20 января 2019 г.; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 5840 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 16,60 руб. за период с 10 января 2019 г. по 20 января 2019 г.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с 1 января 2017 года прочие начисления в размере 82,74 руб. за период с 10 января 2018 г. по 21 марта 2018 г.; недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 279 руб., пени по налогу на доходы физических лиц за период с 6 апреля 2018 г. по 08 июля 2018 г. в размере 6,40 руб., а всего: 32 845,17 руб.

В остальной части административные исковые требования ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области оставлены без удовлетворения.

Суд взыскал с Мамая А.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1185,36 рублей.

В апелляционной жалобе Мамай А.А. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении требований налогового органа.

Заявитель жалобы ссылается на то, что он получает военную пенсию и не имеет возможности воспользоваться пенсией в порядке, установленном пенсионным законодательством. Поэтому уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации не позволяет обеспечить назначение трудовой пенсии в большем размере чем военной пенсии. Указанное, по мнению заявителя апелляционной жалобы, заведомо ухудшает материальное положение Мамая А.А. по сравнению с другими адвокатами неявляющимися получателями военной пенсии.

В жалобе указано на то, что суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о запросе из ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области выписки из ЕГРЮЛ Пенсионного Фонда Российской Федерации, устав, ходатайства о приобщении к материалам дела доказательств.

От налогового органа поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамая А.А. - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Мамай А.А. просил решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного административного иска.

Представитель административного истца - ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области Ли Е.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамая А.А. – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, выслушав представителя административного истца и административного ответчика, судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 310 КАС РФ, для отмены решения суда первой инстанции в части взыскания с Мамая А.А. недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 279 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 6,40 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС за период с 10 января 2018 г. по 21 марта 2018 г. в размере 82,74 руб.

В ст. 57 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичная норма содержится в п. 1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, в том числе, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Исходя из положений ч. 1 ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Частью 2 ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст. 229 Налогового кодекса РФ физические лица обязаны представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом (календарным годом), в котором упомянутые выше доходы были получены.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).

С направлением предусмотренного ст. 69 НК Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

Статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Как следует из материалов дела Мамай А.А. имеет статус адвоката, в связи с чем является плательщиком налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование.

В отношении административного ответчика 9 июля 2018 г. налоговым органом выставлено требование № 814204, в соответствие с которым за Мамаем А.А. выявлена недоимка по НДФЛ за 2017 год по сроку уплаты 5 апреля 2018 г. в размере 279 руб., пени по НДФЛ в размере 270,53 руб.

За 2018 год Мамаю А.А. начислено к уплате: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в сумме 26545 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС в сумме 5840 руб.

23 марта 2018 г. Мамай А.А. представил в ИФНС России по г. Таганрогу первичную декларацию по НДФЛ за 2017 год, согласно которому общая сумма дохода составила 147 974 руб., сумма расходов - 76 435 руб., налоговая база - 71539 руб., общая сумма налога, исчисленная к уплате - 9 300 руб.

05 апреля 2018 г. Мамаем А.А. подана в инспекцию уточненная налоговая декларация по НДФЛ за 2017 год, согласно которой общая сумма доходов составила 149 350 руб., сумма налоговых вычетов - 76 435 руб., общая сумма налога, исчисленная к уплате - 9 479 руб.

В адрес Мамая А.А. налоговым органом также направлено требование №2110 от 21 января 2019 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, согласно которому налоговый орган указывает налогоплательщику об обязанности в срок до 22 февраля 2019 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5840 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 75,43 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 16,60 руб., НДФЛ по сроку уплаты 16 июля 2018 г. в размере 4739 руб., НДФЛ по сроку уплаты 15 октября 2018 г. в размере 2369 руб., НДФЛ по сроку уплаты 15 января 2019 г. в размере 2371 руб.

ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области обращалась к мировому судье с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам.

Мировым судьей судебного участка №7 Таганрогского судебного района Ростовской области вынесен судебный приказ №2а-7-875/2019 от 08 мая 2019 г., который определением мирового судьи судебного участка №4 Таганрогского судебного района Ростовской области, временно исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №7 Таганрогского судебного района Ростовской области от 11 июня 2019 г. отменен.

Отказывая в удовлетворении требования налогового органа о взыскании с Мамая А.А. НДФЛ за 2017 год по сроку уплаты 16 июля 2018 г. в размере 4739 руб., по сроку уплаты 15 октября 2018 г. в размере 2369 руб., по сроку уплаты 15 января 2019 г. в размере 2371 руб., пени в размере 264, 13 руб. суд первой инстанции установил, что взыскиваемые налоговым органом суммы фактически является авансовыми платежами по НДФЛ, которые не могут быть взысканы в судебном порядке.

Удовлетворяя требования налогового органа о взыскании с Мамая А.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 26545 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 75,43 рублей с 10 января 2019г. по 20 января 2019 г.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 5840 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 16,60 рублей за период с 10 января 2019 г. по 20 января 2019 г.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с 1 января 2017 г. прочие начисления в размере 82,74 рублей за период с 10 января 2018 г. по 21 марта 2018 г.; недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 279 руб. суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком обязанность по уплате указанных страховых взносов, налога и пени в установленные законом сроки не исполнена.

При этом суд первой инстанции отклонил доводы административного ответчика об отсутствии у него обязанности по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование по тому основанию, что Мамай А.А. является военным пенсионером, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Суд первой инстанции пришел к выводу о снижении размера пени по НДФЛ за период с 6 апреля 2018 г. по 8 июля 2018 г. до 6,40 руб.

С выводами суда о наличии оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с налогоплательщика недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 26545 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 75,43 рублей с 10 января 2019 г. по 20 января 2019 г.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 5840 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 16,60 рублей за период с 10 января 2019 г. по 20 января 2019 г. и отказе во взыскании недоимки по НДФЛ за 2018 год в размере 4 739 руб. по сроку уплаты 16 июля 2018 г., в размере 2 369 руб. по сроку уплаты 15 октября 2018 г. в размере 2 371 руб. по сроку уплаты 15 января 2019 г. судебная коллегия соглашается.

Факт неоплаты страховых вносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и пени на указанные страховые взносы не отрицается административным ответчиком. При этом суд обоснованно отклонил довод административного ответчика об отсутствии обязанности по уплате страховых взносов военными пенсионерами.

Ввиду того, что Мамай А.А. не уплатил образовавшуюся задолженность по страховым взносам за 2018 год и пени, налоговым органом соблюден порядок принудительного взыскания указанной недоимки, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с Мамая А.А. в пользу ИФНС России по г. Таганрогу подлежит взысканию недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 26545 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 75,43 руб. с 10 января 2019 г. по 20 января 2019 г.; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 5840 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 16,60 руб. за период с 10 января 2019 г. по 20 января 2019 г.

Возможность одновременного получения назначенной пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено статьей 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

При этом размер трудовых пенсий застрахованных лиц, включая адвокатов, исчисляется с учетом сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанных лиц (ст. ст. 14, 15, 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Таким образом, адвокаты, получающие пенсии по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», осуществляющие в силу предписаний Федерального закона № 212-ФЗ и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» уплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, имеют право, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие необходимого страхового стажа), помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению получать и соответствующее страховое обеспечение с учетом уплаченных сумм страховых взносов.

В связи с этим довод административного ответчика о необоснованности требования налогового органа по взысканию с него недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование подлежит отклонению.

Согласно пункту 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Как следует из пунктов 8, 10 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса.

Таким образом, исходя из указанных выше положений закона, судебная коллегия приходит к выводу, что законодатель разграничил понятия авансового платежа и суммы налога, и установил различные сроки их уплаты.

Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваются в течение налогового периода, а, следовательно, в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.

Авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц не является налогом, поскольку окончательная сумма налога за 2018 налоговый период определяется по итогам налогового периода 30 апреля 2019 г.

Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, позволяющих налоговому органу взыскивать с налогоплательщика исключительно суммы авансовых платежей, рассчитанных на основании предполагаемого дохода, при доказанности фактически полученного дохода налогоплательщика в меньшем размере, поскольку принудительное взыскание возможно только в отношении недоимки по налогу.

Задолженность по данному налогу может возникнуть только после 15 июля календарного года, следующего за отчетным.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с административного ответчика авансовых платежей по НДФЛ и пени, начисленные на указанные платежи, является верным.

Вместе с тем судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с Мамая А.А. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за период с 10 января 2017 г. по 21 марта 2018 г. в размере 82,74 руб., недоимки по НДФЛ за 2017 год в размере 279 руб., пени по НДФЛ за 2017 год, в размере 6,40 руб. исходя из следующего.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно части 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Предъявляя требование о взыскании с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за период с 10 января 2017 г. по 21 марта 2018 г. в размере 82,74 руб. налоговый орган, в нарушение требований ч. 4 ст. 289 КАС Российской Федерации, не представил доказательств исчисления к уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год, на которую начислена взыскиваемая сумма пени.

Налоговым органом в обоснование требования о взыскании вышеуказанной суммы пени представлен скриншот карточки «расчета с бюджетом» (л.д. 68) из которого следует, что Мамаем А.А. 22 марта 2018 г. уплачена сумма налога в размере 9200 руб. Вместе с тем из указанной карточки «расчета с бюджетом» следует, что в ней отражено движение денежных средств в отношении налогоплательщика Мамая А.А. по налогу на доходы физических лиц с указанием КБК налога - 18210102020010000110. Из требования об уплате налога, сбора и пени № 2110 от 21 января 2019 г. (л.д. 6) следует, что налог на доходы физических лиц имеет КБК – 18210102020010000110, а страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС имеют КБК 18210202103081013160. Кроме того, материалы дела не содержат требования об уплате недоимки по страховым взносам в ФФОМС на которую начислена указанная сумма пени. Установленные по делу обстоятельства не позволяют проверить обоснованность начисления пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд ОМС за период с 10 января 2017 г. по 21 марта 2018 г. в размере 82,74 руб.

Судебная коллегия не соглашается с выводом суда об обоснованности требования налогового органа в части взыскания с Мамая А.А. в пользу инспекции налога на доходы физических лиц за 2017 год по сроку уплаты 5 апреля 2018 г. в размере 279 руб. и суммы пени, начисленную на указанную недоимку, поскольку исходя из положений п. 4 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты НДФЛ за 2017 год истекает у налогоплательщика 15 июля 2018 г.

Таким образом, по состоянию на 5 апреля 2018 г. у Мамая А.А. отсутствовала обязанность по оплате НДФЛ за 2017 год, указанный платеж фактически является авансовым платежом по НДФЛ, который исходя из вышеприведенных положений налогового законодательства, не может быть взыскан в принудительном порядке. Соответственно сумма пени, начисленная налоговым органом на недоимку по НДФЛ в размере 279 руб. также является необоснованной.

Поскольку судом первой инстанции допущены неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации оснований для отмены решения Таганрогского городского суда Ростовской области от 06 марта 2020 г. в части взыскания с Мамая А.А. недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 279 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 6,40 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС за период с 10 января 2018 года по 21 марта 2018 г. в размере 82,74 руб. с вынесением в отменено части нового решения по делу об отказе в удовлетворении указанных требований налогового органа.

Довод апелляционной жалобы Мамая А.А. о необоснованном отказе судом первой инстанции в истребовании доказательств и приобщении к материалам дела доказательств подлежит отклонению, поскольку указанные доказательства правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.

В связи с изменением размера недоимки, подлежащий взысканию с административного ответчика в пользу налогового органа, в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит изменению сумма государственной пошлины в размере 1185,36 руб. взысканная судом первой инстанции с Мамая А.А. в доход местного бюджета на 874,31 руб. ((32477,03 руб. – 20000 руб.) х 3% + 800 руб. = 874,31 руб.).

В остальной части решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 6 марта 2020 г. подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Мамая А.А. – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 6 марта 2020 г. отменить в части взыскания с Мамая А.А. недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 279 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 6,40 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС за период с 10 января 2018 г. по 21 марта 2018 г. в размере 82,74 руб.

В отмененной части принять по делу новое решение.

В удовлетворении требования ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области о взыскании Мамая Александра Антоновича недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 279 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 270,53 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС за период с 10 января 2018 г. по 21 марта 2018 г. в размере 82,74 руб. отказать.

Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 6 марта 2020 г. в части взыскания с Мамая А.А. государственной пошлины изменить.

Взыскать с Мамая Александра Антоновича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 874,31 руб.

В остальной части решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 6 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамая А.А. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: М.П. Ушников

Судьи: С.Ф. Медведев

Е.А. Нестерова