НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 14.09.2016 № 33А-16155/2016

Судья: Быченко С.И. Дело №33а-16155/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2016 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Шикуля Е.В.,

судей: Богатых О.П.,Усенко Н.В.,

при секретаре Лазаренко П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Усенко Н.В. административное дело по апелляционной жалобе Гаха П.Д. на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05 июля 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону (далее – инспекция, налоговой орган) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Гаха П.Д. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 6 299 руб., пени в размере 2 580,94 руб., задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 15 585 руб., пени в сумме 785,45 руб., а всего -26 250,39 руб.

В обоснование требований налоговый орган указал на то, что Гаху П.Д. на праве собственности принадлежит ряд транспортных средств и два земельных участка. Неуплаченная сумма транспортного налога за 2014 год составляет 6 299 руб., земельного налога за тот же налоговый период- 15 585 руб. Налоговые уведомление и требование оставлены должником без внимания.

Ссылаясь на неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, инспекция просила об удовлетворении заявленных требований и взыскании с него госпошлины.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05.07.2016 года требования удовлетворены в полном объеме, кроме того с административного ответчика взыскана госпошлина в размере 987,51 руб.

В апелляционной жалобе Гах П.Д. просит решение суда отменить как незаконное и вынести новое - об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы административный ответчик указывает на пропуск административным истцом срока для обращения в суд, что являлось, по его мнению, основанием для отказа в удовлетворении требований.

Автор жалобы также ссылается на то, что земельный и транспортный налоги, по сути, являются налогом на имущество, от которых Гах П.Д. как пенсионер освобожден в силу положений п.п. 10 п. 1 ст. 407 НК Российской Федерации. Помимо того, Гах П.Д. ссылается на позицию высших судов Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается увеличение налогового бремени в текущем либо завершившемся налоговом периоде. Кроме того, ссылается на то, что в отношении налогов, являвшихся предметом настоящего административного дела, 26.05.2016 года мировым судьей вынесен судебный приказ. Автор жалобы также указывает на то, что получаемая административным ответчиком пенсия менее величины прожиточного минимума, что по его мнению, дает право на льготу в виде освобождения от уплаты налогов.

Гах П.Д. в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен, дело по апелляционной жалобе рассмотрено в его отсутствие в порядке ч.2 ст. 150 КАС Российской Федерации.

Представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону по доверенности Ким Н.Е. в заседание суда апелляционной инстанции явился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения по правилам, установленным ст. 308 КАС Российской Федерации, приходит к следующему.

Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации.

Районный суд пришел к выводу о том, что ответчик обязанность по уплате транспортного и земельного налогов не исполнил, в связи с чем постановил обжалуемое решение.

Разрешая спор, районный суд исходил из положений ч. 1 ст. 357 НК Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

По смыслу п. 1 ст. 358 НК Российской Федерации объектами налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации автомобили и другие самоходные машины и механизмы, за исключением техники, используемой для производства сельскохозяйственной продукции и зарегистрированной за лицом, признаваемым в установленном законом порядке сельскохозяйственным товаропроизводителем (ст.1 Федерального закона от 08.12.1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, признаются объектами налогообложения (ч.1 ст. 389 НК Российской Федерации).

В силу ст. 397 НК Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 № 334-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговым периодом по земельному налогу в соответствии со ст. 393 НК Российской Федерации признается календарный год.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п.1 ст. 45 НК Российской Федерации, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69, 70 НК Российской Федерации, которое в соответствии с п. 1 ст. 70 НК Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.

Согласно положениям ст.75 НК Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из содержания ст. 48 НК Российской Федерации следует, что заявление о взыскании недоимки по налогам, сборам подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате такого налога (сбора). Требование может быть предъявлено в суд также в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела судом первой инстанции было установлено, что на 2014 год за административным ответчиком были зарегистрированы транспортные средства: ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с государственным регистрационным знаком НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года выпуска с государственным регистрационным знаком НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года выпуска с государственным регистрационным знаком НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года выпуска с государственным регистрационным знаком НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года выпуска с государственным регистрационным знаком НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в связи с чем Гах П.Д. признан плательщиком транспортного налога.

Кроме того, административный ответчик с 01.03.2005 года и с 23.11.2006 года числится собственником земельных участков, с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенных АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, следовательно, является плательщиком земельного налога.

Административным истцом в адрес Гаха П.Д. направлялись налоговые уведомления от 28.03.2015 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и от 19.08.2015 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о необходимости уплаты сумм земельного и транспортного налогов за 2014 год в срок не позднее 01.10.2015 года. В налоговом уведомлении НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН указаны налоговые ставки, применяемые при исчислении транспортного налога, количество месяцев владения транспортными средствами в году, рассчитана сумма транспортного налога за каждый автомобиль и общая сумма транспортного налога за 2014 год – 6299 руб. В налоговом уведомлении НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН также указаны названные выше адреса земельных участков, их кадастровая стоимость, размер доли в праве собственности, количество месяцев владения в году, рассчитана сумма земельного налога за каждый участок и общая сумма земельного налога за 2014 год – 15585 руб.

В установленный срок административный ответчик налоги не оплатил, в связи с чем в соответствии с положениями ст.ст. 69, 70 НК Российской Федерации, 12.10.2015 г. административному ответчику было направлено требование об уплате налога с предложением в срок до 24.11.2015 года погасить имеющуюся задолженность. Кроме того, должнику начислена пеня на недоимку по транспортному налогу в размере 683,7 руб., по земельному налогу -422,71 руб. за налоговый период 2014 год, а также начислены пени на недоимки за предыдущие периоды: по транспортному налогу в размере 1 897, 24 руб., по земельному налогу - 1 362, 74 руб.

Поскольку указанное требование инспекции также оставлено административным ответчиком без исполнения, налоговый орган обратился в суд с административным иском.

Разрешая вопрос о соблюдении срока обращения за принудительным взысканием недоимки, районный суд установил, что судебный приказ от 26.05.2016 года о взыскании с Гаха П.Д. задолженности по земельному налогу за периоды 2012-2014 года отменен определением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Ростова-на-Дону. Сведений о взыскании с Гаха П.Д. задолженности по транспортному налогу в приказном порядке материалы дела не содержат.

Таким образом, учитывая срок оплаты налога и пени, определенный в вышеуказанном требовании, отмену судебного приказа о взыскании земельного налога, доводы административного ответчика о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд, а равно и повторном взыскании одних и тех же налогов, являются необоснованными.

Доводы административного ответчика об отсутствии обязанности оплачивать налоги в связи с получением пенсии, размер которой не превышает установленную законом величину прожиточного минимума, судебной коллегией отклоняются, так как само по себе данное обстоятельство не влечет автоматического прекращения обязанности налогоплательщика по уплате установленных законом налогов и сборов.

Районный суд, оценивая вышеуказанный довод административного ответчика, пришел к выводу об отсутствии условий, позволяющих отнести его к льготной категории граждан применительно к действующему региональному законодательству.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда как постановленными в соответствии с нормами материального и процессуального права при правильно определенных юридически значимых обстоятельствах.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением и переоценке выводов суда, вследствие чего приняты быть не могут.

Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 05 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаха П.Д. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: