Судья Дробот Н.В. дело № 33-10372/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Татуриной С.В.
судей Шамрай М.С., Камышовой Т.В.,
при секретаре Гребенкиной Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района в интересах Карпун Т.И. к УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области, третье лицо Управление образования Администрации Зерноградского района, Министерство труда и социального развития Ростовской области об обязании прекращения удержания выплаченных сумм компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по апелляционной жалобе УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 20 марта 2018 г. Заслушав доклад судьи Шамрай М.С., судебная коллегия
установила:
прокурор Зерноградского района Ростовской области обратился в суд в интересах Карпун Т.И. к УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области, третье лицо Управление образования Администрации Зерноградского района, Министерство труда и социального развития Ростовской области об обязании прекращения удержания выплаченных сумм компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведенной по заявлению Карпун Т.И. проверки, установлено, что Карпун Т.И. с 2005 года состоит на учете в УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области и является получателем мер социальной поддержки как педагогический работник. 20 августа 2013 г. Карпун Т.И. уволена по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию. В период с марта 2005 года по июль 2017 года Карпун Т.И. производились выплаты компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как работающему педагогическому работнику. В августе 2017 года ответчику стало известно об увольнении Карпун Т.И. с должности педагогического работника, в связи с чем с сентября 2017 года ответчик стал производить удержания переплаты из начисленных сумм денежной компенсации, так как Карпун Т.И. не представила ответчику сведений об увольнении.
Ссылаясь на п. 6.7.2. Постановления Правительства Ростовской области от 15 ноября 2011 г. № 232, прокурор полагал, что обязанность по предоставлению сведений об увольнении возложена на Управление образования Администрации Зерноградского района, Карпун Т.И. в связи с выходом на пенсию не утратила право на получение компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогический работник-пенсионер, оснований для удержания выплаченных истцу сумм не имелось.
Уточнив исковые требования, прокурор просил суд обязать ответчика прекратить удержание выплаченной Карпун Т.И. за период с 01 августа 2014 г. по 31 июля 2017 г. компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 144 088,08 руб. и обязать УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области выплатить Карпун Т.И. компенсацию фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 сентября 2017 г. по 28 февраля 2018 г. в размере 13 790,16 руб.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 20 марта 2018 г. исковые требования прокурора Зерноградского района Ростовской области в интересах Карпун Т.И. удовлетворены. На УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области возложена обязанность прекратить удержание Карпун Т.И. за период с 01 августа 2014 г. по 31 июля 2017 г. сумм компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 144088,08 руб. и выплатить Карпун Т.И. компенсацию фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 сентября 2017 г. по 28 февраля 2018г. в размере 13 790,16 руб.
В апелляционной жалобе УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что педагогические работники обязаны своевременно информировать орган социальной защиты населения об изменении условий, обязательных для получения компенсационных выплат, Карпун Т.И. было известно о данной обязанности. В связи с несвоевременным предоставлением истцом сведений об увольнении, Карпун Т.И. незаконно продолжала получать компенсацию с сентября 2013 года по июль 2017 года в результате чего образовалась переплата.
Прокурором Зерноградского района Ростовской области и Карпун Т.И. в материалы дела поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области, без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Карпун Т.И. с 09 октября 1996 г. работала учителем начальных классов в МБОУ СОШ № 19 г. Зернограда, с марта 2005 года состоит на учете в УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области, как получатель компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, зарегистрирована и проживает по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
20 августа 2013 г. Карпун Т.И. уволена по собственному желанию, с даты увольнения является пенсионером по старости, как педагогический работник, однако в период с марта 2005 года по июль 2017 года выплата компенсации ей производилась как работающему педагогическому работнику.
В августе 2017 года Карпун Т.И. обратилась в УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области с заявлением о назначении компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг как пенсионеру педагогическому работнику, из которого ответчику стало известно об увольнении Карпун Т.И. еще в 2013 году.
За период с 01 августа 2014 г. по 31 июля 2017 г. размер компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Карпун Т.И. составил 144 088,08 руб., компенсация фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 сентября 2017 г. по 28 февраля 2018 г. составила 13790,16 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, заявленные в интересах Карпун Т.И., суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Областного закона от 17 января 2005 г. № 284-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» и исходил из того, что изменение статуса Карпун Т.И. с работающего педагогического работника на педагога-пенсионера, не лишает ее права как педагогического работника-пенсионера, на предоставление и получение компенсационных выплат по оплате коммунальных услуг, так как изменение указанного статуса не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. Кроме того, суд первой инстанции указал, что несоблюдение Управлением образования Администрации Зерноградского района Ростовской области обязанности по включению Карпун Т.И. в списки педагогических работников, в том числе и педагогов-пенсионеров, не может препятствовать Карпун Т.И. в реализации права на получение мер социальной поддержки.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 г. №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», которым установлено, что за перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 г. № 1003р указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.
Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г. №437, от 24 января 1985 г. № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 утверждены Разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».
Согласно п. п. 1, 4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1.
В силу абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», действовавшего до 01 сентября 2013 г., педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из приведенных правовых норм следует, что федеральным и региональным законодательством был изменен лишь порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Положениями ч. 8 ст. 47 действующего в настоящее время Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам (за исключением педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций), установлены Областным законом Ростовской области от 17 января 2005г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области».
Согласно ст. ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования (абз. 1 п.2 ч.1 ст.1) и пенсионеры из их числа, проработавшие в сельской местности не менее десяти лет (п.7 ч.1 ст.1), имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.
Уровень социальных гарантий педагогических работников и пенсионеров из их числа остался прежним и в связи с внесением изменений в указанные положения Областного закона РО от 17 января 2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области». Так, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Областного закона Ростовской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» (в редакции Областного закона от 27 июня 2013 г. № 1106-ЗС) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится работающим и проживающим на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее - работающим и проживающим в сельской местности) пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, из числа лиц, указанных в абзаце первом пункта 2 настоящей части, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации. В случае переезда пенсионера в городской округ на постоянное место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим пунктом, не предоставляются.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 г. № 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
В соответствии с п.1 ст. 3 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области» меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
Порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных Областным законом от 17 января 2005г. №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области», указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 Областного закона, определен Положением о порядке предоставления компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и пенсионерам из их числа, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. № 232.
При этом Положение не содержит отдельных норм и предписаний для каждой категории льготников: педагогических работников (абз. 1 п.2 ч.1 ст.1 Областного закона) или пенсионеров из их числа (п.7 ч.1 ст.1 Областного закона), нормы, определяющие порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанным категориям граждан, являются едиными для всех указанных лиц, без особенностей и каких-либо оговорок и изъятий.
В силу п. 2 ст. 3 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 г. №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области» списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов.
Согласно п. 3 ст. 3 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области» (в ред. Областного закона РО от 26 июля 2013 г. № 1106-ЗС) список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, должен содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, адрес регистрации. Для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, в список дополнительно вносятся сведения о членах их семей с указанием фамилии, имени, отчества, адреса регистрации, степени родства. Для граждан, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, в список дополнительно вносятся сведения о периодах работы на соответствующих должностях.
Таким образом, обязанность представлять соответствующие сведения о педагогических работниках и пенсионерах из их числа, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе сведения о месте работы (для работающих) или о периодах работы на соответствующих должностях (для пенсионеров) возложена Областным законом не на граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а на соответствующие отделы и управления органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, данная обязанность не была исполнена надлежащим образом Управлением образования Администрации Зерноградского района Ростовской области, поскольку впервые после увольнения Карпун Т.И. 20 августа 2013 г. она была включена Управлением образования Администрации Зерноградского района Ростовской области в список пенсионеров из числа педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки, лишь 15 августа 2017 г.
Какие-либо списки Управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области за предшествующий период в материалы дела не представлены.
Кроме того, пунктом 2 Положения предусмотрено, что в целях подтверждения права педагогических работников на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов фактически произведенных расходов органы социальной защиты населения муниципальных районов ежемесячно, в срок до 5 числа, запрашивают списки у отделов, управлений, органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, культуры, на территории которых проживают педагогические работники, с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия.
УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области во исполнение указанной обязанности неоднократно направлялись запросы в Управление образования Администрации Зерноградского района Ростовской области в 2014 г., 2015г.,2016г., однако данные запросы остались без ответа и в управление социальной защиты населения вышеуказанные списки педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, не поступали (л.д.103-107).
Положением установлено, что компенсационные выплаты устанавливаются и предоставляются на основании заявления с указанием способа перечисления (доставки) компенсационной выплаты; паспорта гражданина Российской Федерации или иных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации; документа, подтверждающего сведения о текущих платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, за последний перед подачей заявления месяц.
Орган социальной защиты населения муниципального района Ростовской области или МФЦ в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивает у государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций ряд документов, необходимых для предоставления компенсационных выплат.
Педагогические работники вправе по своей инициативе представить необходимые для компенсационных выплат документы в полном объеме.
Решение о предоставлении компенсационных выплат или об отказе в их предоставлении принимается органом социальной защиты населения муниципального района Ростовской области в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Основаниями для отказа педагогическому работнику в предоставлении компенсационных выплат являются представление не всех документов, указанных в настоящем пункте; предоставление недостоверных сведений.
Из материалов дела следует, что на основании заявления Карпун Т.И. от 17 февраля 2014г. ей была назначена и выплачивалась компенсация фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой определен исходя из представленных заявителем квитанций об оплате за услуги ЖКХ за период с августа 2013 года по январь 2014 года.
По данным МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда, по состоянию на 17 февраля 2014 г. Карпун Т.И. значится как работник МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда, учитель начальных классов.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о неисполнении Управлением образования Администрации Зерноградского района Ростовской области обязанности по включению Карпун Т.И. в списки педагогических работников, в том числе и педагогов-пенсионеров, не может препятствовать Карпун Т.И. в реализации права на получение мер социальной поддержки, основан на правильном толковании и применении судом норм материального права, что привело к постановке законного и обоснованного решения.
Доводы жалобы о том, что нарушение Карпун Т.И. обязанности педагогического работника своевременно информировать орган социальной защиты населения муниципального района Ростовской области об изменении условий, обязательных для получения компенсационной выплаты (о перемене места жительства, изменении фамилии, имени, отчества, реквизитов для перечисления компенсационной выплаты, способа перечисления (доставки) компенсационной выплаты и др.) являются необоснованными, поскольку сведения о работе в силу ст. 3 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области» и Положения о порядке предоставления компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и пенсионерам из их числа, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011г. №232, не относятся к сведениям, которые предоставляет гражданин.
Из материалов дела следует, что в период с 09 октября 1996 г. и по настоящее время истица проживает в сельской местности и более 46 лет являлась педагогическим работником. По состоянию на день увольнения с должности учителя она имела стаж педагогической работы более 10 лет, при этом учреждения, в которых работала истица, являлись муниципальными общеобразовательными учреждениями.
Таким образом, в соответствии действующим в настоящее время законодательством истица, как пенсионер из числа педагогических работников муниципальных учреждений образования, проработавших в сельской местности не менее 10 лет и проживающая в сельской местности, при назначении ей пенсии имела право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба, не содержит доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения.
Суд первой инстанции в полном объеме проверил обстоятельства по делу, исследовал в судебном заседании, дал надлежащую правовую оценку в порядке статьи 67 ГПК РФ собранным по делу доказательствам, пришел к законному и обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 20 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 18.06.2018 г.