НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 13.11.2018 № 33-19906/18

Судья: Карапуз М.Ю. Дело№33-19906/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 ноября 2018 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Татуриной С.В.

судей Котельниковой Л.П., Корниенко Г.Ф.,

при секретаре Гребенкиной Э.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Елены Борисовны к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное) об оспаривании действий об отказе включения периодов работы в специальный стаж, включении периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по апелляционной жалобе Кузнецовой Е.Б. на решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 21 августа 2018 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия

установила:

Кузнецова Е.Б. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в г.Волгодонске Ростовской области (межрайонное) об оспаривании действий об отказе включения периодов работы в специальный стаж, включении периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости и назначении страховой пенсии, указав в обоснование заявленных исковых требований, что 09.01.2018г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п.п.19 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ УПФ РФ в г.Волгодонске Ростовской области (межрайонное) №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 10.04.2018г. Кузнецовой Е.Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине того, что специальный стаж истца составляет 20 лет 6 месяцев 5 дней, что менее требуемой продолжительности специального стажа - 25 лет. В специальный стаж истца не были включены следующие периоды работы истца: с 18.11.1992г. по 15.08.1994г. - период нахождения в отпуске по уходе за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, начавшийся после 06.10.1992г., с 01.09.1999г. по 05.02.2001г., с 01.03.2001г. по 31.08.2001г. период работы в должности педагога-психолога в ЦСШ №2, так как данная должность не предусмотрена п.1.1. «Образовательные учреждения» Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 22.09.1999г. и №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.10.2002г., с 01.09.2002г. по 01.09.2001г., с 01.07.2003г. по 29.08.2003г. - период работы в должности учителя математики, так как фактически выполняемая педагогическая и учебная нагрузка составляла менее 1-й ставки, с 19.01.2015г. по 31.08.2017г. - работа в должности заместителя директора по информационно-коммуникативным технологиям МБОУ СОШ №2, так как согласно должностной инструкции не усматривается непосредственная занятость в образовательном (воспитательном) процессе с детьми, с 18.02.2002г. по 22.02.2002г., с 18.03.2002г. по 23.03.2002г. - курсы повышения квалификации в МБОУ СОШ №2, с 11.04.2011г. по 23.94.2011г. - курсы повышения квалификации в ГБОУ НПО РО ПУ №69.

Оспаривая отказ ответчика в досрочном назначении страховой пенсии по старости, истец, ссылаясь на п.4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002г., п. «ж» п.1 Постановления Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» №1397 от 17.12.1959г., также полагает незаконным отказ во включении в специальный стаж периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку данные периоды являлись периодами работы с сохранением средней заработной платы, и обязательным условием выполнения ее работы.

Незаконным, по мнению истца, является и отказ ответчика во включении в ее специальный стаж периодов осуществления истцом педагогической деятельности в должности педагога-психолога, и учителя математики, поскольку в спорные периоды помимо работы в данных должностях, истец осуществляла также и работу в должностях учителя ОБЖ, учителя физики, вела классное руководство, осуществляла индивидуальное обучение, проводила замещение уроков во время болезни, что подтверждается лицевыми счетами по начислению заработной платы, тарификационными списками, приказами №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.09.2000г., №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 16.10.2000г., №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.10.2000г., №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.12.2000г., №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 09.01.2001г., №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 04.09.2002г., №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 10.02.2003г. Кроме того, согласно должностной инструкции истца, в период осуществления ею работы педагога-психолога в средней школе №2, ее должностные обязанности аналогичны тем, которые осуществляли лица данной профессии в специальных (коррекционных) школах, предусмотренных Списком профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.

Незаконным, по мнению истца, является и отказ ответчика во включении в ее специальный стаж периода работы истца в должности заместителя директора по информационно-коммуникативным технологиям МБОУ СОШ №2. Так, по мнению истца, согласно представленной должностной инструкции, обязанности заместителя директора по информационно-коммуникативным технологиям связаны с образовательной деятельностью и образовательным (воспитательным) процессом в школе, что помимо должностных инструкций подтверждается и планами работы по информатизации учебно-воспитательного процесса в МБОУ СОШ №2 г.Цимлянска в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах. Кроме того, в соответствии с п.п.1 п.1 Списка №781 от 29.10.2002г. поименованы общеобразовательные учреждения: школы всех наименований.

На основании изложенного, истец просила суд признать незаконными действия ГУ УПФ РФ в г.Волгодонске Ростовской области (межрайонное) об отказе во включении в специальный стаж Кузнецовой Е.Б. периодов работы: с 01.09.1999г. по 05.02.2001г., с 01.03.2001г. по 31.08.2001г. работа в должности педагога-психолога и учителя ОБЖ, с 01.07.2003г. по 29.08.2003г. работа в должности учителя математики и осуществления индивидуального обучения, с 19.01.2015г. по 31.08.2017г. - работа в должности заместителя директора по информационно-коммуникативным технологиям, с 18.02.2002г. по 22.02.2002г., с 18.03.2002г. по 23.03.2002г. - курсы повышения квалификации в МБОУ СОШ №2, с 11.04.2011г. по 23.94.2011г. - курсы повышения квалификации в ГБОУ НПО РО ПУ №69; обязать ГУ УПФ РФ в г.Волгодонске (межрайонное) зачесть Кузнецовой Е.Б. в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости спорные периоды и назначить досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения, то есть с 09.01.20018г.

Решением Цимлянского районного суда Ростовской области от 21 августа 2018 года исковые требования Кузнецовой Е.Ю. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Волгодонске Ростовской области (межрайонное) об оспаривании действий об отказе включения периодов работы в специальный стаж, включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначении трудовой пенсии удовлетворены частично.

Суд обязал Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Волгодонске Ростовской области (межрайонное) зачесть Кузнецовой Е.Б. в специальный страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды работы: с 20.09.1999г. по 31.08.2000г. работа в должности и учителя ОБЖ МБОУ СОШ №2; с 01.07.2003г. по 29.08.2003г. работа в должности учителя математики и осуществление индивидуального обучения МБОУ СОШ №2; с 18.02.2002г. по 22.02.2002г., с 18.03.2002г. по 23.03.2002г. – курсы повышения квалификации в МБОУ СОШ №2, с 11.04.2011г. по 23.94.2011г. – курсы повышения квалификации в ГБОУ НПО РО ПУ №69.

В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.

В апелляционной жалобе Кузнецова Е.Б. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и принять по делу новое решение.

В обоснование доводов апелляционной жалобы, повторяя свою позицию, изложенную в исковом заявлении, апеллянт указала на то, что, разрешая исковые требования в части включения в специальный стаж периодов с 01.09.1999г. по 05.02.2001г., с 01.03.2001г. по 31.08.2001г. работа в должности педагога-психолога и учителя ОБЖ, суд пришел к выводу о включение в специальный стаж истца периода не с 01.09.1999г., а с 01.09.2000г., исходя из того, что не выполнена норма рабочего времени, однако судом не учтено, что в спорные периоды истец выполняла также функции учителя математики, учителя физики, вела классное руководство, осуществляла индивидуальное обучение, проводила замещение уроков во время болезни, что подтверждается лицевыми счетами по начислению заработной платы, тарификационным списком, приказами №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.09.2000г., №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 16.10. 2000г., №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.10.2000г., №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.12.2000г., №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 09.01.2001г., №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 04.09.2002г., №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 10.02.2003г. Кроме того, согласно должностной инструкции истца в период осуществления ею работы педагога-психолога в средней школе №2, ее должностные обязанности аналогичны тем, которые осуществляли лица данной профессии в специальных (коррекционных) школах, предусмотренных Списком профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.

Апеллянт в жалобе также указывает на то, что незаконным является и отказ суда во включении в ее специальный стаж периода работы истца с 19.01.2015г. по 31.08.2017г. в должности заместителя директора по информационно-коммуникативным технологиям МБОУ СОШ №2. Так, по мнению апеллянта, согласно представленных должностных инструкций, обязанности заместителя директора по информационно-коммуникативным технологиям связаны с образовательной деятельностью и образовательным (воспитательным) процессом в школе, что помимо должностных инструкций подтверждается и планами работы по информатизации учебно-воспитательного процесса в МБОУ СОШ №2 г.Цимлянска в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах. Кроме того, в соответствии с п.п.1 п.1 Списка №781 от 29.10.2002г. поименованы общеобразовательные учреждения: школы всех наименований.

На апелляционную жалобу истца Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Волгодонске Ростовской области (межрайонное) поданы возражения, в которых ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца Кузнецовой Е.Б., извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в городе Волгодонске Ростовской области (межрайонное) Чикова С.А., действующая на основании доверенности, возражала против довод апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя ответчика, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Поскольку решение суда обжалуется по сути истцом только в части отказа в удовлетворении исковых требований, а в части удовлетворения исковых требований ответчиком не обжалуется, то в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГК РФ судебной коллегией в не обжалуемой части не проверяется и не ревизуется.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения содержались в п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего до 01.01.2015 года.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Судом первой инстанции установлено, что 09.01.2018г. истец Кузнецова Е.Б. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п.п.19 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФ РФ в г.Волгодонске Ростовской области (межрайонное) №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 10.04.2018г. Кузнецовой Е.Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием документально подтвержденного специального стажа требуемой продолжительности ( л.д. 17-19).

В педагогический стаж истца не были включены следующие периоды работы: с 18.11.1992г. по 15.08.1994г. - период нахождения в отпуске по уходе за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, начавшийся после 06.10.1992г., с 01.09.1999г. по 05.02.2001г., с 01.03.2001г. по 31.08.2001г. период работы в должности педагога-психолога в ЦСШ №2, так как должность педагога-психолога не предусмотрена п.1.1. «Образовательные учреждения» Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии №1067 от 22.09.1999г. и №781 от 29.10.2002г., с 01.09.2002г. по 01.09.2001г., с 01.07.2003г. по 29.08.2003г. - период работы в должности учителя математики, так как фактически выполняемая педагогическая и учебная нагрузка составляла менее 1-й ставки, с 19.01.2015г. по 31.08.2017г. - работа в должности заместителя директора по информационно-коммуникативным технологиям МБОУ СОШ №2, так как согласно должностной инструкции не усматривается непосредственная занятость в образовательном (воспитательном) процессе с детьми.

На основании представленных в пенсионный орган документов страховой стаж Кузнецовой Е.Б. составил 27 лет 05 месяцев 08 дней, специальный страховой стаж истца составил 20 лет 6 месяцев 5 дней.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования о включении в специальный страховой стаж периода работы с 20.09.1999г. по 31.08.2000г., суд исходил из того, что п.4 Правил от 29.10.2002г. №781 установлено, что периоды работы выполнявшейся до 01.09.2000г. в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условий выполнения в это период полной номы рабочего времени (педагогической или учебной), а начиная с 01.09.2000г. при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленные на ставку заработной платы (должностной оклад).

Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в педагогический стаж истца периода с 19.01.2015г. по 31.08.2017г. в должности заместителя директора по информационно-коммуникативным технологиям МБОУ СОШ №2, суд исходил из того, что согласно должностной инструкции не усматривается непосредственная занятость истца в спорный период в образовательном (воспитательном) процессе с детьми (пп. «б» п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии№781 от 29.10.2002г.)

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, при этом, исходит из следующего.

В соответствии с п. п. 4, 6, 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.

Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067, предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» имеют социальные педагоги, педагог-психолог, инструктор по труду, работающие в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания (п.13 раздела «Наименование учреждений» Списка).

Из копии трудовой книжки истца (запись №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) следует, что Кузнецова Е.Б. была принята на работу на должность педагога-психолога в Цимлянскую среднюю школу №2, сведения о приеме на штатную должность учитель отсутствуют.

Согласно тарификационным спискам в должности психолога истец работает с 20.09.1999г.

Как следует из представленных истцом тарификационных списков, внутреннее совмещение по должности учитель ОБЖ составило 5 часов, что составляет менее 1 ставки (1 ставка-18 часов).

Согласно лицевому счету за 1999-2000г.с 22.09.1999г. истец - уч. ОБЖ, а по лицевому счету 2000- 2001г. уч. ОБЖ - точное наименование должности не указано.

Таким образом, из материалов дела следует, что доказательств, подтверждающий факт выполнения Кузнецовой Е.Б., начиная с 01.09.2000г. условий нормы рабочего времени (1 ставка - 18 часов) истцом суду не представлено. Кроме того, учреждение, в котором в спорные периоды, истец осуществляла деятельность педагога-психолога, Списком не поименовано.

В силу абз. "б" п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в стаж работы засчитывается: работа в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной в образовательным (воспитательным) процессом, учреждениях указанных в п.1.1.-1.7,1.9,1.10 раздела «Наименование учреждений» списка независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской деятельности.

Таким образом, для включения в специальный страховой стаж истца спорного периода работы с 19.01.2015г. по 31.08.2017г. в должности заместителя директора по информационно-коммуникативным технологиям МБОУ СОШ №2, должен быть установлен факт непосредственной занятости истца в спорный период в образовательном (воспитательном) процессе с детьми (пп. «б» п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии№781 от 29.10.2002г.)

Однако, суд, подробно исследовав штатное расписание по СОШ №2 за 1015,2016 и 2017 годы, согласно которому предусмотрены четыре должности заместителя директора школы по разным направлениям деятельности в соответствии с должностными инструкциями, представленную в материалы дела должностную инструкцию заместителя директора информатизации образовательного процесса (заместителя директора по информационно-коммуникативным технологиям) (л.д.77-81), не усмотрел факта непосредственной занятости истца в спорный период в образовательном (воспитательном) процессе с детьми (пп. «б» п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии№781 от 29.10.2002г.), в связи с чем, согласившись с позицией ответчика, отказал во включении в специальный страховой стаж истца спорного периода с 19.01.2015г. по 31.08.2017г. в должности заместителя директора по информационно-коммуникативным технологиям МБОУ СОШ №2.

Кроме того, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия полагает необходимым также отметить следующее.

Так, ст.11 и ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Как усматривается из материалов дела, Кузнецова Е.Б. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 02.08.1998 г.

По данным индивидуального персонифицированного учета вышеуказанные спорные периоды работы истца отражены без указания кода льготных условий труда, т.е. сам работодатель не подтверждает спорные периоды работы истца, как работу дающую право на досрочное пенсионное обеспечение, что нашло свое отражение в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и справке №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 16.02.2018г., выданной МБОУ СОШ №2 ( л.д. 110-114).

Между тем, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с указанным Федеральным законом подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Принимая во внимание, то обстоятельство, что пенсионный фонд в бесспорном порядке засчитал истцу в льготный стаж 20 лет 06 месяцев и 05 дней, а также с учетом зачтенных судом периодов, педагогический стаж истца составляет менее требуемых 25 лет, в этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в назначении Кузнецовой Е.Б. досрочной страховой пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсия» от 28.12.2013г. №400-ФЗ.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Кроме того, доводы апелляционной жалобы, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 21 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецовой Е.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 ноября 2018 года