Судья Прохорова И.Г. дело № 33-8951/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 августа 2020 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе :
председательствующего Шамрай М.С.,
судей Тактаровой Н.П., Котельниковой Л.П.,
при секретаре Димитровой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 2-779/2020 по иску Восканова Х.А. к ГУ УПФ Российской Федерации в Семикаракорском районе Ростовской области о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости по апелляционной жалобе Восканова Х.А. на решение Семикаракорского районного суда Ростовской области от 26 декабря 2019г.,
Заслушав доклад судьи Тактаровой Н.П.,
у с т а н о в и л а:
Восканов Х.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА обратился в суд с иском к ГУ УПФ Российской Федерации в Семикаракорском районе Ростовской области об обязании включить в его общий трудовой стаж периоды учебы, работы в районах Крайнего Севера, предоставления пособия по безработице, произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 27.07.2009г. с учетом индексации, исходя из общего страхового стажа продолжительностью 39 лет, среднемесячной заработной платы и районного коэффициента - 1,7.
В обоснование требований истец указал, что с 27.07.2009г. он является получателем досрочной трудовой (ныне – страховой) пенсии по старости в размере 4051,79 руб., назначенной в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 Федерального закона № 173–ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (по достижении возраста 55–ти лет при наличии продолжительности стажа работы не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, страхового стажа не менее 25 лет).
При решении вопроса о назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости ответчик принял во внимание продолжительность его трудового стажа по состоянию на 01.01.2002г. - 38 лет 5 мес. 11 дней, включив в этот стаж
- период учебы в НПИ с 01.09.1973г. по 21.06.1978г. (4 года 9 мес. 20 дней);
- период работы в районах Крайнего Севера с 05.10.1978г. по 15.08.2000 г. (21 год 10 мес. 8 дней, в полуторном размере - 32 года 9 мес.12 дней);
- период получения пособия по безработице – с 01.09.2000г. по 12.02.2001г., с 31.03.2001г. по 30.08.2001г. (10 мес. 10 дней).
Выражая несогласие в порядком исчисления продолжительности его страхового стажа, Восканов Х.А. считал, что
период учебы в НПИ надлежало учитывать как 5 лет 1 мес.;
период работы в районах Крайнего Севера – как 21 год 10 мес.11 дней, (в полуторном размере - 32 года 9 мес.22 дня);
период получения пособия по безработице (с 31.08.2000г. по 08.10.2001г. как 1 год 1 мес. 9 дней), в результате общая продолжительность его страхового стажа составила 39 лет.
В этой связи, по утверждению истца, ответчику надлежало произвести перерасчет выплачиваемой ему с 27.07.2009г. страховой пенсии по старости с учетом индексации, применяя в формуле п.2 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173–ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии, его трудовой стаж общей продолжительностью 39 лет, исчисленный в соответствии с п.9 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173–ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также, применяя с 27.07.2009г. до 01.01.2016г. размер среднемесячной заработной платы, подсчитанной за период с 01.09.1995г. по 01.09.2000г., а с 01.01.2016г. – размер среднемесячной заработной платы, подсчитанной за период с 01.03.1981г. по 01.03.1986г., с районным коэффициентом 1,7 (л.д.5-7).
В ходе судебного разбирательства Восканов Х.А. уточнил предъявленный иск, просил суд обязать ответчика произвести перерасчет размера его пенсии с учетом индексации с 27.07.2009г., со страховым стажем продолжительностью 40 лет 4 мес. 6 дней.
При этом при осуществлении оценки его пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002г. в формуле, содержащейся в п.2 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173–ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применить продолжительность его общего трудового стажа 38 лет 05 месяцев 11 дней, исчисленного в соответствии с п.9 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173–ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. №2-П), а также с 27.07.2009г. до 01.01.2016г. применить районный коэффициент «1,4», размер его среднемесячной заработной платы за период с 01.09.1995г. по 01.09.2000г.; с 01.01.2016г. – районный коэффициент «1,7», размер его среднемесячной заработной платы, подсчитанной за период с 01.03.1981г. по 01.03.1986г. (л.д.73-74).
Решением Семикаракорского районного суда Ростовской области от 26 декабря 2019г. исковые требования Восканова Х.А. оставлены без удовлетворения (л.д.113-122).
Определением того же суда первой инстанции от 15 июня 2020г. произведена замена ответчика : ГУ УПФ Российской Федерации в Семикаракорском районе Ростовской области на ГУ УПФ Российской Федерации в г.Батайске (межрайонное) Ростовской области (л.д.185-186).
В апелляционной жалобе Восканов Х.А. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении предъявленных им исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих возникшие по делу правоотношения (положений ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакциях, действовавших до 01.01.2010г. и после 01.01.2010г.), а также на неверное истолкование судом содержания заявленных им исковых требований.
При этом выражает несогласие с суждениями и выводами суда первой инстанции, касающимися оценки его пенсионных прав, связанной с его стажем продолжительностью 40 лет 3 месяца 6 дней, исчисленным с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П.
Истец, ссылаясь на Разъяснения, приведенные в постановлении Минтруда Российской Федерации от 17.10.2003г. № 70 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", указывает, что суд неверно считает, что орган пенсионного обеспечения, устанавливая его стаж продолжительностью 40 лет 3 мес. 6 дней, не имел оснований для применения пункта 9 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010г.), предусматривавшей льготный порядок его исчисления в целях оценки его пенсионных прав, для определения его общего трудового стажа продолжительностью 38 лет 5 мес. 11 дней.
По утверждению истца, поскольку до 01.01.2002г. он полностью выработал необходимый для назначения пенсии стаж и, тем самым, приобрел право на полное сохранение приобретенного до 01.01.2002г. общего трудового стажа для его оценки, реализуемое п.9 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2010г., то согласно выявленному в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П конституционно-правовому смыслу положения п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010г.), данная норма не может препятствовать ему в осуществлении оценки приобретенных до 01.01.2002г. пенсионных прав, в том числе, в части, касающейся исчисления его общего трудового стажа в соответствии с пунктом 9 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010г.), предусматривающим льготный порядок его исчисления по нормам ранее действовавшего законодательства.
Истец настаивает на том, что именно на основании выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П конституционно-правового смысла нормы, содержащейся в п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ (в редакции до 01.01.2010г.), он в своем исковом заявлении и просил суд обязать ответчика осуществить оценку его пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002г., и при этом, определяя расчетный размер трудовой пенсии, применить в формулу п.2 ст.30 данного Закона его общий трудовой стаж 38 лет 05 мес. 11 дней, исчисленный ответчиком по пункту 9 упомянутого Закона (с учетом этого Постановлении от 29.01.2004г. №2-П, при установлении им его стажа продолжительностью 40 лет 3 мес. 6 дней простым подсчетом.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), выслушав истца, представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей по состоянию на день назначения истцу пенсии – 27.07.2009г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Подпункт 6 п. 1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (аналогичная норма установлена п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях"), определяющий условия назначения трудовой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, в том числе закрепляющий минимальную продолжительность стажа работы в указанных районах, выступает элементом механизма досрочного пенсионного обеспечения названной категории граждан.
При этом приведенное законоположение содержит требование о том, что стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в отличие от общего стажа), должен быть учтен календарно, т.е. по фактической продолжительности.
Такое правовое регулирование, закрепленное как ранее действовавшим, так и ныне действующим законодательством при назначении пенсий по данному основанию, в равной мере распространяется на всех лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также выехавших на постоянное жительство за пределы указанных территорий, и направлено на обеспечение реализации их пенсионных прав.
Как следует из материалов дела, с 27.07.2009г. Восканов Х.А. является получателем досрочной трудовой (ныне – страховой) пенсии по старости, назначенной в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 Федерального закона № 173–ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (по достижении возраста 55–ти лет при наличии продолжительности стажа работы не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, страхового стажа не менее 25 лет).
При решении вопроса о назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости ответчик принял во внимание общий стаж продолжительностью – 22 года 08 мес.18 дней, страховой стаж для определения права на трудовую пенсию по старости по ст.10 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. №2-П - 40 лет 3 мес. 6 дней, в том числе :
- льготный стаж - 21 год 10 месяцев 8 дней (работа в районах Крайнего Севера), что в полуторном размере - 32 года 9 мес. 12 дней (ст.94 Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации");
- 10 мес. 10 дней - периоды получения пособия по безработице – с 01.09.2000г. по 12.02.2001г., с 31.03.2001г. по 30.08.2001г.;
- 1 год 9 мес. 26 дней - период ухода за инвалидом;
отношение зарплаты пенсионера к заработной плате по стране за период с 01.09.1995г. по 31.08.2000г. (60 месяцев) – 5,547, ограничение – 1,2.
пенсионный капитал на 27.07.2009г. – 390933,51 руб., в том числе возмещение нестраховых периодов – 13235,37 руб.
СЗП (среднемесячную заработную плату в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденную Правительством Российской Федерации) - 1671 руб.;
страховой стаж для применения повышенного отношения 1,4, включая периоды работы в районах Крайнего севера 1:1,5, составил 38 лет 5 месяцев 11 дней;
стажевый коэффициент – «0,55» при исчислении расчетного размера трудовой пенсии, поскольку продолжительность страхового стажа истца по состоянию на 01.01.2002г. (22 года 08 мес.18 дней) не достигала требуемой п.п.6 п.1 ст. 28 Федерального закона № 173–ФЗ от 17.12.2001г. продолжительности - 25 лет.
С учетом изложенного, расчетный размер пенсии (РП) по состоянию на 01.01.2002г. составил: 0,55 х 1,4 х 1671 руб. = 1286,67 руб.
При определении величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002г. (141407,27 руб.) также учитывалась продолжительность стажа менее требуемых 25 лет : 22 года 08 мес.18 дней.
Размер трудовой пенсии по состоянию на 27.07.2009г. составил 4051,79 руб.
Величина расчетного пенсионного капитала по состоянию на дату назначения пенсии (27.07.2009г.) - 603761,11 руб.
Расчетный размер пенсии по состоянию на 27.07.2009г. – 5196,03 руб., на 01.01.2010г. – 6051,48 руб.
С учетом того представленной истцом справки от 14.01.2016г. с 01.02.2016г. ответчиком был произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости, при котором принято максимальное отношение СМЗ/пенсионера к СМЗ/ в стране за период с 01.02.1981г. по 28.02.1986г. – «1,7», величина расчетного пенсионного капитала – 188007,26 руб.
При зачете периода работы предпринимательской деятельности с 31.08.2015г. по 29.02.2016г. (5 мес.29 дней) страховой стаж истца по состоянию на 01.03.2016г. составил 25 лет 14 дней (с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П - 40 лет 9 мес. 7 дней), что превысило требуемую законом продолжительность (25 лет), и дало основания для перерасчета с 01.03.2016г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в связи с чем размер страховой пенсии по старости по состоянию на 01.03.2016г. составил – 15107,70 руб., с 01.01.2019г. – 17800,35 руб. (л.д.86-90).
В данном случае истец Восканов Х.А., представив свой расчет, в уточненных исковых требованиях (л.д.73-74) указывал на необходимость при исчислении расчетного размера трудовой пенсии (п.2 ст.30 данного Закона) принять во внимание продолжительность его трудового стажа (38 лет 05 мес. 11 дней), исчисленного в льготном порядке (1х 1,5) с учетом п.9 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (в редакции от 29.06.2009г., действовавшей по состоянию на день назначения ему трудовой пенсии по старости (27.07.2009г.) и Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П.
По утверждению истца, ответчиком при проведении оценки его пенсионных прав неверно применена редакция ст.30 данной Закона, поскольку на момент назначения пенсии истцу 27.07.2009г. содержание частей 3 и 4 в данной статье изменилось, а судом незаконно не применены положения п.9 ст.30 Закон №173-ФЗ в редакции от 29.06.2009г.
По мнению истца, оценка пенсионных прав истца произведена ответчиком неверно, формула подсчета взята без учета того, что по состоянию на 01.01.2002г. истцом полностью выработан стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, в решении не приведены мотивы, по которым расчеты истца признаны не соответствующими требованиям закона.
Кроме того, по утверждению истца, суд пришел к ошибочному выводу о правильности применения ответчиком формулы для расчета оценки его пенсионных прав, вывод суда о том, что расчетный размер пенсии истца определен по наиболее выгодному для него варианту противоречит положениям как Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. №2-П, в связи с чем выплата пенсии производится в меньшем размере, чем в представленном истцом расчете, который и подлежит применению.
Таким образом, правовая позиция исковых требований Восканова Х.А., направленных на перерасчет назначенной ему 27.07.2009г. трудовой пенсии по старости, сформулирована в окончательном виде и сводится к тому, что расчетный размер причитающейся ему трудовой пенсии должен был быть исчислен по формуле, приведенной в п.2 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ (в первоначальной его редакции) с применением при определении размера стажевого коэффициента льготного (кратного) порядка исчисления общего трудового стажа.
Отказывая в удовлетворении иска Восканова Х.А., суд первой инстанции принял во внимание положения Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П. При этом исходил из того, что размер пенсии истца правильно определен органом пенсионного обеспечения по наиболее выгодному для него варианту - по правилам, установленным п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12. 2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предусматривающим использование заработной платы за период после 01.01.2002г.; правовые основания для удовлетворения иска в связи с неверно произведенным ответчиком расчетом размера пенсии истца, ошибочно полагавшего, что продолжительность его общего трудового стажа в целях определения величины его расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002г. составляет 38 лет 5 мес. 11 дней, отсутствуют.
Из дела также следует, что из возможных вариантов наиболее выгодным для истца является вариант расчета трудовой пенсии по старости в порядке, установленном п. 3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку расчетный размер его пенсии по состоянию на 31.12.2001г. по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" составил бы - 1042,35 руб., при этом расчетный размер его трудовой пенсии по состоянию на 27.07.2009г. – 3977, 60 руб. (где базовая часть – 1950 руб. по нормам Федерального закона №173-ФЗ, размер страховой части - 2027,60 руб., исчисленной с учетом расчетного размера пенсии по Закону РФ от №340-1), в то время как расчетный размер его трудовой пенсии по состоянию на 27.07.2009г., исчисленный по нормам ФЗ №173-ФЗ составил 4051,79 руб. (где базовая часть – 1950 руб., размер страховой части - 2101,79 руб.).
По результатам анализа законодательства, регулирующего возникшие по делу правоотношения, исследования и оценки всех имеющихся в материалах дела доказательств, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции об отказе Восканову Х.А. в удовлетворении предъявленных по делу исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о неприменении судом положений пунктов 2 и 9 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ (в редакции от 29.06.2009г.) судебная коллегия считает подлежащими отклонению, исходя из следующего.
Согласно п.9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 01.01.2013г. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно ч. 1 ст.17 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. При этом ст. 2 названного Федерального закона предусматривает, что установление трудовой пенсии - это назначение трудовой пенсии, перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой. Таким образом, вне зависимости от того, принимается ли решение об установлении трудовой пенсии впервые или трудовая пенсия устанавливается в новом размере в связи с перерасчетом или корректировкой, размер пенсии будет определяться заново в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на день такого установления.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ в связи с введением в действие с 01.01.2002г. настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В этой связи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
На основании п. 4 указанной статьи Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002г.
При этом содержащийся в п.3 той же статьи приведенного Федерального закона альтернативный порядок определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц не предполагает включение указанных периодов в состав трудовой и иной общественно полезной деятельности, из суммарной продолжительности которых определяется общий трудовой стаж.
Довод апелляционной жалобы о не применении судом Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. №2-П является несостоятельным, так как был предметом рассмотрения суда первой инстанции, который пришел к верному выводу, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П размер пенсии может быть определен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, то есть Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1.
Для обоснования своей позиции Конституционный Суд Российской Федерации сослался также на Разъяснения Минтруда России от 17.10.2003г. № 4, утвержденные Постановлением Минтруда России от 17.10.2003г. №70 "Об утверждении Разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно п. 2 данного разъяснения при оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер трудовой пенсии по его желанию может быть исчислен исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях", размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера (включая правила подсчета общего трудового стажа, специального трудового стажа и среднемесячного заработка пенсионера) и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа этого лица по состоянию на 01.01.2002г. и его среднемесячного заработка за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд (до 01.01.2002г.) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Однако при таком варианте оценки пенсионных прав застрахованных лиц расчет размера пенсии осуществляется по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1, а не по нормам Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ. В этом случае, как отмечено выше, определение размера пенсии привело бы к его уменьшению, а не ее увеличению.
Довод апелляционной жалобы о применении ответчиком неверной формулы подсчета стажа судебной коллегией отклоняется, как необоснованный, поскольку был предметом рассмотрения суда первой инстанции, который пришел к правомерному выводу о правильном применении норм закона для исчисления стажевого коэффициента истца и исчисления расчетного размера трудовой пенсии, оснований считать его ошибочным у судебной коллегии не имеется.
В данном случае первоначальный размер пенсии истца определен пенсионным органом по наиболее выгодному для него варианту - по правилам, установленным п.п. 2, 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, предусматривающих для лиц, на которых в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.02.1993г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, дополнительный компенсационный механизм. Так, п.2 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждено установленное Федеральным законом от 08.08.2001г. № 122-ФЗ более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав. Кроме того, для указанной категории граждан Федеральным законом от 29.11.2003г. "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено применение к размеру базовой части трудовой пенсии районного коэффициента к заработной плате, установленного для соответствующей местности.
Указанный дополнительный компенсационный механизм не предусмотрен при исчислении его общего трудового стажа с применением порядка назначения пенсии, установленного п. 4 ст.30 указанного Федерального закона, исчисление размера пенсии по которому приведет к его уменьшению по сравнению ранее установленным и, соответственно, повлечет нарушение пенсионных прав истца.
Исчисление в льготном порядке общего трудового стажа истца без изменения порядка расчета размера пенсии согласно п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ противоречит п. 2 ст. 30 этого же Федерального закона, допускающего возможность выбора (со всеми условиями) лишь одной из предложенных формул расчета исчисления расчетного размера трудовой пенсии.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию, изложенную истцом в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Семикаракорского районного суда Ростовской области от 26 декабря 2019г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Восканова Х.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 17.08.2020г.