НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 13.07.2020 № 2-528/19

Судья Мищенко Е.В. дело № 33-7517/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2020 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Михайлова Г.В.

судей Поддубной О.А., Криволапова Ю.Л.

при секретаре Макаренко З.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-528/2019 по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Садковского сельского поселения, УСЗН Красносулинского района Ростовской области, Управлению образования Красносулинского района Ростовской области, третье лицо Администрация Красносулинского района Ростовской области об установлении факта, имеющего юридическое значение, обязании выплатить компенсационные расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по апелляционной жалобе УСЗН Красносулинского района Ростовской области на решение Красносулинского района Ростовской области от 28 мая 2019 года. Заслушав доклад судьи Поддубной О.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 в суд с иском к УСЗН Красносулинского района Ростовской области об установлении факта, имеющего юридическое значение, обязании выплатить компенсацию расходов на оплату жилого помещения, коммунальные услуги, указав, что в 1974 году она была принята на работу в качестве няни в детский сад Колхоза имени Октябрьской революции, где с 1975 года по 1977 год работала воспитателем детского сада.

С 3 января 1984 года истец работала заведующей детским садом Колхоза «Заря коммунизма», с 1988 года по 1992 год работала воспитателем, а затем с 1993 года до 3 января 2000 года работала в этом же детском саде в должности заведующей. 25 июля 2011 года ей была назначена пенсия по старости. В общей сложности истец работала воспитателем детского сада и заведующей детским садом в выше указанных колхозах 20 лет и постоянно проживает по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

29 июля 1977 года она вступила в брак с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. В собственности имеют жилой дом, который отапливается твердым топливом: дрова и уголь.

Истец обратилась в УСЗН Красносулинского района с заявлением о получении компенсационных выплатах как лицу, ранее отработавшему 20 лет и имеющего право на эти компенсационные выплаты, однако ей было отказано. На её обращение в Управление образования Красносулинского района поступил отрицательный ответ в связи с тем, что ею не предоставлены сведения о педагогическом стаже с 1974 года по 2000 год.

Администрация Красносулинского района на её заявление сообщила, что в архиве Администрации Красносулинского района отсутствует информация о её работе с 1983 года по 2000 год в должности заведующей детским садом х.Садки Красносулинского района Ростовской области. В связи с отсутствием информации, кроме указанной в трудовой книжке колхозника, истцу было отказано в предоставлении льгот.

Истец просил установить факт, имеющий юридическое значение, признав 20 лет трудовой деятельности истца, в том числе в Колхозе имени Октябрьской революции в должности воспитателя с 1975 года по 1977 год 3 года, в Колхозе «Заря коммунизма» в должности воспитателя с 1988 года по 1993 год, с 14 мая 2007 года по 13 сентября 2007 года и с 12 ноября 2007 года по 14 июля 2008 года, а всего 7 лет и в должности заведующей детским садом Колхоза «Заря коммунизма» с 3 января 1984 года по 1987 год и с 1994 года по 1999 год, а всего 10 лет.

Обязать УСЗН Красносулинского района Ростовской области производить компенсационные ежемесячные выплаты за понесенные истцом расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 28 мая 2019 года заявленные требования удовлетворены.

Суд установил факт осуществления ФИО1 педагогической деятельности:

в колхозе им. Октябрьской революции в должности воспитателя в период с 1975 года по 1977 год включительно;

в колхозе «Заря Коммунизма» в должности воспитателя в период с 1988 года по 1992 год включительно;

в должности заведующей детским садом колхоза «Заря Коммунизма» с 03 января 1984 года по 1987 год, включительно и с 1993 года по 3 января 2000 года.

Обязал Управление социальной защиты населения Красносулинского района Ростовской области назначить компенсационные выплаты ФИО1 за понесенные расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как пенсионеру-педагогическому работнику, проживающему в сельской местности.

Представитель УСЗН Красносулинского района Ростовской области в апелляционной жалобе просит отменить решение. Апеллянт указывает, что право на предоставление мер социальной поддержки имеют исключительно работники государственных областных и муниципальных образовательных учреждение и пенсионеры, однако ФИО1 являлась работником детского сада, являющегося ведомственным детским садом колхоза.

Кроме того, право истца как гражданина, претендующего на получение выплат, не подтверждается управлением образования Красносулинского района Ростовской области в установленном законом порядке. С заявлением установленного образца ФИО1 в орган социальной защиты не обращалась. Из МАУ МФЦ соответствующее заявление от гражданки ФИО1 не передавалось.

Кроме того, в данном случае усматривается наличие спора о праве, при этом ФИО1 подано заявление в порядке особого производства, в связи с чем, исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.

Также указывает, что исходя из положений Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года № 438-1 «О социальном развитии села», Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», педагогические работники внешкольных учреждений, расположенной в сельской местности, к которым относится истец, не пользуются льготами по коммунальным услугам.

На апелляционную жалобу поданы возражения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 09 сентября 2019 года решение Красносулинского района Ростовской области от 28 мая 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба УСЗН Красносулинского района Ростовской области без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04 февраля 2020 года апелляционное определение от 09 сентября 2019 года было отменено, дело возвращено на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений в пределах, установленных ст. 327.1 ГПК РФ, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, в порядке, предусмотренном положениями ст. 167 ГПК РФ, приходит к выводу об отмене решения.

Принимая решение, суд руководствовался положениями Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Областного закона РО от 17.01.2005 года № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» и исходил из того, что трудовой стаж ФИО1 в качестве педагогического работника в сельской местности составляет более 10 лет, во время трудовой деятельности она имела право на соответствующие компенсации как работник дошкольного учреждения, расположенного в сельской местности, в которой продолжает проживать в настоящее время.

Данные выводы являются незаконными и необоснованными, исходя из следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, ФИО1 осуществляла педагогическую деятельность в колхозе им. Октябрьской революции в должности воспитателя в период с 1975 года по 1977 год включительно; в колхозе «Заря Коммунизма» в должности воспитателя в период с 1988 года по 1992 год включительно; в должности заведующей детским садом колхоза «Заря Коммунизма» с 3 января 1984 года по 1987 год включительно и с 1993 года по 3 января 2000 года, что подтверждается копией трудовой книжки колхозника (л.д. 19-25), копией протокола НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 5 декабря 1983 года (л.д. 26), копией пенсионного дела (л.д. 76-105), сообщением начальника УПФР в г. Красный ФИО2 Ростовской области, а также пояснениями свидетелей ФИО9 и ФИО10, подтвердивших в судебном заседании 20 мая 2019 года, что ФИО1 примерно с 1980 года и до 2000 года работала в детском саду воспитателем и заведующей.

В ответ на заявление ФИО1 как педагогическому работнику по вопросу предоставления мер социальной поддержки УСЗН Красносулинского района Ростовской области письмом от 08.04.2014 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 15) было отказано об отсутствии у нее права на получение мер социальной поддержки со ссылкой на ст. 1 Областного закона РО от 17.01.2005 года № 274-ЗС компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится педагогическим работникам областных и муниципальных образовательных организаций. Так как ФИО1 работала Колхозе в «Заря коммунизма», она не имеет права на получение мер социальной поддержки в соответствии с вышеуказанным законом.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ».

Пункт 1 данного постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (подпункт «б» пункта 6 названного постановления).

На педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности, действие постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 и подпункта «б» пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 распространено пунктом 23 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г. № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения».

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 были утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», в подпункте «а» пункта 1 которых, в частности, указывалось на то, что за руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности, сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если стаж их работы в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

В соответствии с подпунктами «е», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования, жилищное законодательство.

Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5).

Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации, отнесено решение вопросов предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста.

Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством.

Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.09.2013 г.

До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании».

Так, в соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

С 1 января 2005 года редакция указанной правовой нормы дополнена на основании пункта 30 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

Из приведенных положений нормативных правовых актов, действовавших в период педагогической деятельности ФИО1 и на момент выхода ее на пенсию (25 июля 2011 г.), следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось работающим в сельской местности педагогическим работникам, в том числе руководящим и педагогическим работникам дошкольных учреждений. Для таких работников, перешедших на пенсию, было предусмотрено сохранение этого права, если общий стаж их работы в сельской местности составлял не менее 10 лет, то есть в качестве обязательного условия получения названной льготы после прекращения трудовых отношений и выхода на пенсию необходимо было пользование ею на момент выхода на пенсию.

Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, на момент выхода ФИО1 на пенсию 25 июля 2011 г. вопрос о наличии у нее права на бесплатную квартиру с отоплением и освещением компетентными органами рассматривался, и она пользовалась данной льготой на момент выхода на пенсию. Напротив, из материалов дела следует, что она только в 2014 г. впервые обратилась в УСЗН Красносулинского района Ростовской области с заявлением о предоставлении ей как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, компенсации расходов за оплату коммунальных услуг.

В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующего на момент обращения ФИО1 в УСЗН Красносулинского района Ростовской области и в настоящее время) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Ростовской области регламентированы Областным законом Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области».

В силу статей 1 и 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 % платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в ред. Областного закона от 18.09.2006 № 544-ЗС).

Уровень социальных гарантий педагогических работников остался прежним и в связи с внесением изменений в указанные положения Областного закона РО от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области».

Так, согласно положениям ст.ст. 1, 2 Областного закона, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится, в том числе, педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее - работающим и проживающим в сельской местности).

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом совместно проживающих с педагогическим работников членов его семьи.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, производится в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в редакции Областного закона от 27.06.2013 г. N 1106-ЗС).

Вместе с тем, на момент обращения ФИО1 в УСЗН Красносулинского района Ростовской области с письменным заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как проживающему в сельской местности педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, в Ростовской области действовали правовые акты, предусматривающие предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения проживающим в сельских населенных пунктах пенсионерам из числа педагогических работников, работавших в краевых и муниципальных образовательных организациях, при соблюдении следующих обязательных условий: занятие педагогической деятельностью в краевых и муниципальных образовательных организациях непосредственно перед выходом на пенсию, наличие у них не менее 10 лет стажа работы в названных учреждениях (организациях) и получение на момент выхода на пенсию указанной меры социальной поддержки.

Суд первой инстанции, неправильно истолковав изложенные нормативные положения, регулирующие спорные отношения как на момент выхода ФИО1 на пенсию, так и на момент ее обращения в УСЗН Красносулинского района Ростовской области с письменным заявлением о предоставлении ей меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, не определил в качестве одного из юридически значимых для разрешения настоящего спора обстоятельств и не устанавливал факт получения истцом на момент выхода на пенсию меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Суд также оставил без внимания то обстоятельство, что документ, подтверждающий получение ФИО1 такой компенсации на момент выхода на пенсию, ею в УСЗН Красносулинского района Ростовской области не представлялся и в материалах дела этот документ отсутствует.

Между тем, факт получения истцом на момент выхода на пенсию компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, в том числе и на момент ее обращения к ответчику, исходя из приведённых выше и подлежащих применению в данном случае норм материального права, является обстоятельством, имеющим значение для установления наличия у ФИО1 права на предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как вышедшему на пенсию педагогическому работнику, проживающему в сельском населенном пункте Ростовской области.

Однако, исходя из представленных материалов дела доказательств указанного факта истцом не представлено и судом не установлено.

Кроме того, исходя из требований Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится гражданам из числа работников и пенсионерам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области, однако истец являлась педагогическим работником детского сада, являющегося ведомственным детским садом Колхоза имени Октябрьской революции, а затем Колхоза «Заря коммунизма».

Таким образом, истец к названной законом категории граждан, имеющих право на компенсацию оплаты коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат, не относится.

Ввиду изложенного, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у ФИО1 права на меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, в том числе и на момент обращения истца к ответчику с соответствующим заявлением, являются неправомерными.

Что касается требований об установлении факта, имеющего юридическое значение, и признании 20 лет трудовой деятельности истца, в том числе в Колхозе имени Октябрьской революции в должности воспитателя с 1975 года по 1977 год 3 года, в Колхозе «Заря коммунизма» в должности воспитателя с 1988 года по 1993 год, с 14 мая 2007 года по 13 сентября 2007 года и с 12 ноября 2007 года по 14 июля 2008 года, а всего 7 лет и в должности заведующей детским садом Колхоза «Заря коммунизма» с 3 января 1984 года по 1987 год и с 1994 года по 1999 год, а всего 10 лет, судебная коллегия также не находит оснований для их удовлетворения.

Согласно положениями статья 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Как следует из материалов дела, трудовая деятельность истца, заявленная в иске, подтверждается копией трудовой книжки колхозника (л.д. 19-25), копией протокола НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 5 декабря 1983 года (л.д. 26), копией пенсионного дела (л.д. 76-105), и не оспаривается УПФР в г. Красный ФИО2 Ростовской области. Таким образом, необходимости установления данных фактов в судебном порядке не имеется.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 28 мая 2019 года - отменить.

Принять по делу новое решение, которым ФИО1 в иске к Администрации Садковского сельского поселения, УСЗН Красносулинского района Ростовской области, Управлению образования Красносулинского района Ростовской области об установлении факта, имеющего юридическое значение, обязании выплатить компенсационные расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 июля 2020 года