Судья Заярная Н.В. дело №33-603/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 февраля 2018 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Татуриной С.В.,
судей Котельниковой Л.П., Маримова В.П.,
при секретаре Гребенкиной Э.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токмачевой Д.А. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда России в г. Батайске Ростовской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в трудовой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости определённых периодов вынужденного простоя, отпусков по уходу за ребёнком, отпусков без сохранения заработной платы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании недополученной пенсии, по апелляционной жалобе Токмачевой Д.А. на решение Батайского городского суда Ростовской области от 17 октября 2017г. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
Токмачева Д.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в г. Батайске Ростовской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в трудовой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости определённых периодов вынужденного простоя, отпусков по уходу за ребёнком, отпусков без сохранения заработной платы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 28.04.2016 года и взыскать недополученную пенсию, начиная с 28.04.2016 года, указав в обоснование заявленных исковых требований, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, однако, решением ГУ УПФР в г. Батайске НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15.06.2017 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия необходимого специального стажа в соответствии с пп.21 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года (далее по тексту - Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 года), поскольку специальный стаж её работы составляет 12 лет 11 месяцев 26 дней, что недостаточно для назначения страховой пенсии по указанному основанию.
Истцу не были включены в специальный стаж следующие периоды простоя: с 27.02.2003 по 16.03.2003 -18 дней; с 23.06.2003 по 12.07.2003 - 20 дней; с 26.09.2003 по 14.10.2003-16 дней; с 26.05.2004 по 26.07.2004 - 62 дня: с 04.09.2004 по 20.10.2004 - 47 дней; 27.09.2005 по 12.10.2005 - 16 дней; с 12.02.2007 по 25.02.2007 дней; с 01.03.2007 по 12.04.2007 - 43 дня; с 28.11.2007 по 08.12.2007 - 11 дней; с 21.05.2009 по 02.07.2009 - 43 дня; с 03.12.2009 по 31.12.2009 - 29 дней: с 01.01.2010 по 25.02.2010 - 56 дней, с 15.04.2010 по 30.05.2010 - 46 дней; с 08.07.2010 по 02.08.2010 - 26 дней; с 09.02.2011 по 08.03.2011 - 28 дней; с 01.06.2012 по 13.07.2012 - 37 дней; с 06.09.2012 по 17.10.2012 - 42 дня; с 20.12.2012 по 31.12.2012 - 12 дней; с 01.01.2013 по 15.01.2013 - 15 дней; с 05.09.2013 по 20.09.2013 - 16 дней; с 25.11.2013 по 31.12.2013 - 37 дней; с 01.01.2014 по 28.02.2014 - 59 дней; с 01.04.2014 по 24.04.2014 - 24 дня; с 29.08.2014 по 24.09.2014 - 27 дней; с 06.03.2015 по 09.04.2015 - 35 дней.
Также истцу не были включены в специальный стаж периоды: с 01.07.2007 по 26.10.2007 - отпуск по уходу за ребёнком в количестве 118 дней; с 04.04.2008 по 30.05.2008 - 57 дней; с 31.05.2007 по 07.12.2008 - отпуск по уходу за ребёнком в количестве 191 день; с 01.05.2016 по 31.05.2016 - отпуск без сохранения зарплаты в количестве 31 день; 17.2016 по 07.02.2017 - отпуск без сохранения зарплаты в количестве 222 дня (в силу ст. 121 ТК РФ в стаж дающий право на ежегодный отпуск входит время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года).
Истец считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку она в оспариваемые периоды времени работала артисткой-гимнасткой. Постановлением Совета Министров РСФСР № 447 от 28.08.1991 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 22.09.1993 № 953) утверждён Список профессий и должностей работников театров и других театрально зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых даёт право на пенсию за выслугу лет.
Кроме того, Токмачева Д.А. указывает на то, что начиная с 23 февраля 2000 года, ее творческая деятельность проходила в Российской государственной цирковой компании (объединении). В связи с постоянным разъездным характером работы выплату заработной платы и начисление страховых взносов работникам её жанра производят непосредственно цирковые предприятия по месту гастролей.
На участников гастролей цирковые предприятия представляют в территориальные органы Пенсионного фонда России только сведения о заработке. При этом, основным документом, в котором содержатся все необходимые сведения о специальном стаже работников цирка является трудовая книжка. Истцом для назначения пенсии была предоставлена трудовая книжка, справки, уточняющие периоды работы, в которых имеются записи о приёме на работу в должности артиста-гимнаста, то есть, очевидно, что предоставленные ею документы дают ей право на назначение досрочной пенсии.
На основании вышеизложенного, истец просила суд признать решение ГУ УПФР в г. Батайске Ростовской области № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15.06.2017 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч.1 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» незаконным, включить в трудовой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости вышеприведённые периоды вынужденного простоя, отпусков по уходу за ребёнком, отпусков без сохранение заработной платы, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с 28.04.2016 года и взыскать недополученную пенсию, начиная с 28.04.2016 года; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной ею при подаче иска, расходы по оформлению доверенности представителя в размере 1200 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 17 октября 2017 г. в удовлетворении исковых требований Токмачевой Д.А судом отказано.
В апелляционной жалобе истец Токмачева Д.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Апеллянт полагает, что ее требования о включении в специальный стаж периоды нахождения в вынужденном простое подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку в Положении ФКП «Росгосцирк» указано, что при предоставлении артистам вынужденного простоя в связи с невозможностью участия их в представлениях, оплата производится в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Факт оплаты подтверждается сведениями из расчетной книжки истца. Кроме того, факт того, что периоды вынужденного простоя оплачивались и связаны со спецификой работы, подтверждаются в пояснительной записке филиала ФКП «Росгосцирк» «Центр циркового искусства» №04 от 17.01.2017 г. Апеллянт в обоснование своей позиции ссылается также на положения ч.5 ст.157 ТК РФ, которые введены в действие 30 июня 2006 года. На основании указанной нормы ТК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации №252 от 28.04.2007 г. был утверждён Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинемотографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены ТК РФ.
Также апеллянт считает, что ее специальный стаж работы на момент обращения за назначением пенсии с учетом спорных периодов составляет более 15 лет, а именно 15 лет 01 мес. 15 дней.
На апелляционную жалобу истца ответчиком представлены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст.167, 327 ГПК РФ в отсутствие истца, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется соответствующее уведомление (л.д.188, т.2). Истец также направила в суд апелляционной инстанции заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца и представителя ответчика, действующих на основании доверенностей, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено и подтверждается материалами дела, в соответствии с трудовой книжкой от 22.03.2000 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕННОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Токмачева Д.А. была принята на должность артиста-гимнаста в Российскую государственную цирковую компанию с 23.02.2000 (приказ № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.03.2000) и уволена 17.11.2015 (приказ № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17.11.2015).
Истец 14 февраля 2017 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г.Батайске Ростовской области от 15 июня 2017 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Токмачевой Д.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.21 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года в связи с отсутствием требуемого стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. При этом, по расчету пенсионного органа, специальный стаж Токмачевой Д.А. на дату обращения к ответчику составлял 12 лет 11 месяцев 26 дней, что не давало ей право на досрочное назначение страховой пенсии по указанному выше основанию ( л.д.13-16,т.1).
В соответствии с актом проверки от 01.06.2016 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, проведённой ГУ Управлением ПФР № 10 по городу Москве и Московской области в периоды работы: с 27.02.2003 по 16.03.2003г., с 23.06.2003 по 12.07.2003; с 26.09.2003 по 14.10.2003; с 26.05.2004 по 26.07.2004; с 04.09.2004 по 20.10.2004; 27.09.2005 по 12.10.2005; с 12.02.2007 по 25.02.2007; с 01.03.2007 по 12.04.2007; с 01.07.2007 по 26.10.2007; с 28.11.2007 по 08.12.2007; с 21.05 2009 по 02.07.2009: с 03.12.2009 по 31.12.2009; с 01.01.2010 по 25.02.2010; с 15.04.2010 по 30.05.2010; с 08.07.2010 по 02.08.2010; с 09.02.2011 по 08.03.2011; с 01.06.2012 по 13.07.2012; с 06.09.2012 по 17.10.2012; с 20.12.2012 по 31.12.2012; с 01.01.2013 по 15.01.2013; с 05.09.2013 по 20.09.2013; с 25.11.2013 по 31.12.2013; с 01.01.2014 по 28.02.2014; с 01.04.2014 по 24.04.2014; с 29.08.2014 по 24.09.2014; с 06.03.2015 по 09.04.2015 Токмачева Д.А. находилась в вынужденных простоях, что подтверждается учётной карточкой работника циркового конвейера за 2000-2015 года, приказами за 2000-2015 года, личной карточкой формы Т-2.
На основании указанного акта, в соответствии с п.9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. №516, истцу не были засчитаны в специальный стаж вышеприведённые периоды простоя.
Также истцу не были включены в специальный стаж периоды: с 01.07.2007 по 26.10.2007-отпуск по уходу за ребёнком в количестве 118 дней; с 04.04.2008 по 30.05.2008г, с 31.05.2007 по 07.12.2008 - отпуск по уходу за ребёнком в количестве 191 день; с 01.05.2016 по 31.05.2016 - отпуск без сохранения зарплаты в количестве 31 дня; 17.2016 по 07.02.2017 - отпуск без сохранения зарплаты в количестве 222 дней (по ст. 121 ТК РФ в стаж дающий право на ежегодный отпуск входит время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Токмачевой Д.А., руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, суд исходил из того, что периоды, в течение которых Токмачева Д.А. не занималась творческой деятельностью (периоды простоя), не могут быть ей засчитаны в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку у истицы отсутствует необходимый льготный стаж. Также исходил из того, что в данном случае не подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку его правовые нормы не устанавливают порядок исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия не находит оснований согласиться с такими выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Аналогичные положения содержались в ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2015 г., в период возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с п.п. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста.
В силу положений п.п. 21 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.п. 3, 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.п. "в" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность, применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного Постановления.
В силу п. 1 указанного выше Списка право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 15 лет имеют артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробат-эксцентриков) цирков и концертных организаций.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 9 Правил исчисления периодов работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, предусмотрено, что в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, не включаются периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).
В соответствии с ч. 5 ст. 157 ТК РФ, если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с Перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
В соответствии с вышеуказанными положениями ч. 5 ст. 157 ТК РФ, Правительство РФ своим Постановлением от 28.04.2007 г. N 252 утвердило Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации. В указанном выше Перечне указан под N 33 "артист цирка всех жанров".
Как следует из материалов дела и установлено судом, что с 23.02.2000 г. Токмачева Д.А. была принята на должность артиста-гимнаста в Российскую государственную цирковую компанию, работает в указанной должности по настоящее время в Негосударственном Учреждении Культуры «Филармоническая концертная организация» с номером «Единство» (л.д.17-19, т.1).
Материалами дела также подтверждается, что с 27.02.2003 по 16.03.2003г., с 23.06.2003 по 12.07.2003; с 26.09.2003 по 14.10.2003; с 26.05.2004 по 26.07.2004; с 04.09.2004 по 20.10.2004; 27.09.2005 по 12.10.2005; с 12.02.2007 по 25.02.2007; с 01.03.2007 по 12.04.2007; с 01.07.2007 по 26.10.2007; с 28.11.2007 по 08.12.2007; с 21.05 2009 по 02.07.2009: с 03.12.2009 по 31.12.2009; с 01.01.2010 по 25.02.2010; с 15.04.2010 по 30.05.2010; с 08.07.2010 по 02.08.2010; с 09.02.2011 по 08.03.2011; с 01.06.2012 по 13.07.2012; с 06.09.2012 по 17.10.2012; с 20.12.2012 по 31.12.2012; с 01.01.2013 по 15.01.2013; с 05.09.2013 по 20.09.2013; с 25.11.2013 по 31.12.2013; с 01.01.2014 по 28.02.2014; с 01.04.2014 по 24.04.2014; с 29.08.2014 по 24.09.2014; с 06.03.2015 по 09.04.2015 истец находилась в вынужденных простоях (л.д.25-58, т.2)
Статьей 157 ТК РФ (до внесения в нее изменений Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, указанная редакция статьи вступила в силу со 06 октября 2006 года, при этом указания на придание норме закона обратной силы приведенный закон не содержит) ранее не предусматривался пункт 5, согласно которому время, когда творческие работники цирков, в том числе и гимнасты, не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Согласно ч. 3 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
В силу части 4 этой же статьи действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Согласно ч. 5 ст. 12 ТК РФ в отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Исходя из изложенного и с учетом вышеприведенных норм следует, что поскольку изменения в ст. 157 ТК РФ были внесены Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, до указанных изменений ст. 157 ТК РФ п. 5 не содержала, то периоды вынужденного простоя Токмачевой Д.А. с 2003 года по 2005 год не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии. Таким образом, исковые требования истца в части включения в специальный трудовой стаж периодов вынужденного простоя с 27.02.2003 по 16.03.2003г., с 23.06.2003 по 12.07.2003; с 26.09.2003 по 14.10.2003; с 26.05.2004 по 26.07.2004; с 04.09.2004 по 20.10.2004; 27.09.2005 по 12.10.2005; не подлежат удовлетворению.
При этом принимая во внимание внесённые изменения с 30 июня 2006 года, спорные периоды с 2007 года не могут являться вынужденным простоями и подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Из представленной суду апелляционной инстанции копии выплатного дела Токмачевой Д.А. усматривается, что в спорные периоды истец продолжала работать, то есть занималась индивидуальной тренировочной подготовкой для поддержания профессиональной физической формы, что подтверждается справками Магнитогорского государственного цирка (л.д.153, т.2), Государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан «Казанский государственный цирк» (л.д.154, т.2), Костромского государственного цирка (л.д.155, т.2).
Согласно приведённым справкам оплата за вынужденный простой производилась согласно трудовому договору и Положению об оплате труда работников ФКП «Росгосцирк».
Кроме того, согласно пояснительной записки директора филиала ФКП «Росгосцирк» Центр циркового искусства (л.д.156, т.2) вынужденные простои в работе цирковых артистов связаны со спецификой их работы. Это перерывы и ожидание при отправке и получении багажа, перерывы между контрактами, переезды во время гастролей, оформление личных и сопровождающих багаж документов и другие особенности технического и организационного характера. Для поддержания высокого профессионального уровня и готовности демонстрировать трюки повышенной сложности, во время простоя артистам цирка необходимо работать над усовершенствованием своего номера, поддерживать физическую и спортивную форму, занимаясь в спортивных и тренажерных залах, в цирке и других помещениях, то есть выполнять ту же работу, что и во время публичных выступлений и репетиционных периодов.
Локальным нормативным актом Росгосцирка является «Положение об условиях и оплате труда работников цирков» от 16 декабря 1993 года. В п. 85 данного Положения предусмотрена оплата периодов, когда творческие работники не участвуют в создании или исполнении (экспонировании) цирковых произведений.
Основным документом работника циркового конвейера, подтверждающим факт льготной работы в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели является расчетная книжка, в которой содержится табель учета рабочего времени, где указаны: количество выступлений, дни репетиционного периода, дни отпусков и переездов, и суммы начисленной заработной платы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции обозревались расчётные книжки Токмачевой Д.А. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, из которых следует, что периоды простоя были оплачены работодателем по месту выступлений истца.
Таким образом, учитывая специфику работы истца, необходимости постоянной подготовки между сезонными представлениями, принимая во внимание положения п.5 ст.157 ТК Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства о том, что в периоды вынужденного простоя истцу выплачивалась заработная плата в полном объеме и ею осуществлялась работа над усовершенствованием своего номера, поддержанием физической и спортивной формы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для включения в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периодов вынужденного простоя истца, которые имели место после вступления в силу новой редакции статьи 157 ТК Российской Федерации, то есть следующие периоды: с 12.02.2007 по 25.02.2007 г.; с 01.03.2007 по 12.04.2007г.; с 28.11.2007 по 08.12.2007 г.; с 21.05.2009 по 02.07.2009; с 03.12.2009 по 31.12.2009; с 01.01.2010 по 25.02.2010 г., с 15.04.2010 по 30.05.2010 г.; с 08.07.2010 по 02.08.2010 г.; с 09.02.2011 по 08.03.2011 г.; с 01.06.2012 по 13.07.2012 г.; с 06.09.2012 по 17.10.2012 г.; с 20.12.2012 по 31.12.2012 г.; с 01.01.2013 по 15.01.2013 г.; с 05.09.2013 по 20.09.2013 г.; с 25.11.2013 по 31.12.2013 г.; с 01.01.2014 по 28.02.2014 г.; с 01.04.2014 по 24.04.2014 г.; с 29.08.2014 по 24.09.2014 г.; с 06.03.2015 по 09.04.2015 г.
Что касается того, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта отсутствуют сведения об особом характере трудовой деятельности истца, судебная коллегия исходит из следующих обстоятельств.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с п. п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно пункта 5 Разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Как усматривается из материалов дела, Токмачева Д.А. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 3 апреля 2001 г.
По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы отражены без указания кода льготных условий труда.
Указывая на то, что работодателем в отношении истца были представлены индивидуальные сведения персонифицированного учета без указания кода льготы застрахованного лица, не установлено, по какой причине работодатель при предоставлении в пенсионный орган сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Токмачевой Д.А. документально не подтвердил ее право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, тем самым, не были устранены противоречия между имеющимися в материалах дела данными индивидуального персонифицированного учета и представленной представленными в судебное заседание документами работодателя о льготном характере работы истца, дающей ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Устранение противоречий между представленными сторонами спора и имеющимися в деле доказательствами являлось в соответствии со ст. 67 ГПК РФ обязанностью суда, неисполнение которой повлекло за собой вынесения решения, не отвечающего требованиям ст.195 ГПК РФ.
Так, судом установлено, что сведениями персонифицированного учета занятость истицы деятельностью, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 г. N 252, не подтверждена.
Истцом в суд апелляционной инстанции были представлены сведения о том, что Токмачевой Д.А. предпринимались меры по получению от работодателя ФКП «Росгосцирк» документов, подтверждающих льготный характер работы истца в спорный период, однако, до настоящего времени ответа на направленное посредствам электронной почты заявление, не поступило.
Таким образом, поскольку ответственность за достоверность сведений, представляемых работодателем для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, лежит на работодателе, истец не может быть лишён права на включение спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии ввиду недобросовестного исполнения работодателем своих обязанностей.
Учитывая специфику деятельности артистов цирка (постоянно-разъездной характер работы артистов циркового конвейера), индивидуальные сведения сдают цирки по месту гастролей, в связи с чем основной работодатель не имеет возможности по техническим причинам сдать индивидуальные сведения. Это обстоятельство установлено ГУ -Отделение Пенсионного Фонда РФ по г. Москве и Московской области в ходе документальной проверки сведений о трудовом стаже истца, результаты которой отражены в акте НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 1 июня 2016 г. (л.д.67, т.2)
Отсутствие на индивидуальном лицевом счете кода особых условий труда не может являться основанием для исключения периодов работы из специального стажа при условии доказанности факта работы в особых условиях, с наличием которых закон связывает право на досрочную пенсию.
В материалах дела имеется справка ФКП» Росгосцирк» от 20.11.2015 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.158, т.2, л.д.59, т.1) согласно которой в спорные периоды времени истец осуществляла трудовую деятельность в должности артиста-гимнаста, предусмотренной Перечнем профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, полный рабочий день, без совмещений и режиме полной рабочей недели. Данные обстоятельства свидетельствуют об особом характере выполняемой истцом работы в спорные периоды вынужденного простоя.
Доказательств, которые могли бы опровергнуть данные обстоятельства, ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
С учетом вышеизложенного судебная полагает, что решение Батайского городского суда Ростовской области от 17 октября 2017 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований Токмачевой Д.А. о включении в специальный трудовой стаж периодов простоя, имевших место в период с 2007 года по 2015 год, подлежит отмене, с вынесением в указанной части по делу нового решения, которым обязать ГУ УПФР в г.Батайске Ростовской области включить в специальный стаж Токмачевой Д.А. следующих периодов вынужденного простоя: с 12.02.2007 по 25.02.2007 г.; с 01.03.2007 по 12.04.2007г.; с 28.11.2007 по 08.12.2007 г.; с 21.05.2009 по 02.07.2009; с 03.12.2009 по 31.12.2009; с 01.01.2010 по 25.02.2010 г., с 15.04.2010 по 30.05.2010 г.; с 08.07.2010 по 02.08.2010 г.; с 09.02.2011 по 08.03.2011 г.; с 01.06.2012 по 13.07.2012 г.; с 06.09.2012 по 17.10.2012 г.; с 20.12.2012 по 31.12.2012 г.; с 01.01.2013 по 15.01.2013 г.; с 05.09.2013 по 20.09.2013 г.; с 25.11.2013 по 31.12.2013 г.; с 01.01.2014 по 28.02.2014 г.; с 01.04.2014 по 24.04.2014 г.; с 29.08.2014 по 24.09.2014 г.; с 06.03.2015 по 09.04.2015 г.
Что касается исковых требований о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов отпуска без сохранения заработной платы, отпусков по уходу за ребенком, отказе в назначении досрочной страховой пенсии, судебная коллегия приходит к выводу о правильности выводов суда об отказе в удовлетворении таких требований.
В соответствии с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, принимая во внимание изложенные положения закона, регулирующего спорные правоотношения, периоды с 01.05.2016 по 31.05.2016; с 17.2016 по 07.02.2017 (отпуск без сохранения заработной платы) не подлежат включению в специальный трудовой стаж истца.
Согласно статье 167 Кодекса законов о труде Российской Федерации (в первоначальной редакции) отпуска по уходу за ребенком засчитывались в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В соответствии с разъяснениями пункта 27 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от его окончания.
Между тем, периоды отпуска по уходу за ребёнком у истца имели место уже после 6 октября 1992 года, в связи с чем периоды с 01.07.2007 по 26.10.2007 и с 31.05.2007 по 07.12.2008 - отпуск по уходу за ребёнком, также не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Принимая во внимание, что на момент обращения к ответчику, даже с учётом включённых судебной коллегией периодов работы истца, у Токмачевой Д.А. отсутствовал необходимый специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части признания незаконным решения ответчика в отказе в назначении досрочной страховой пенсии и обязания ответчика назначить истцу досрочную пенсию с момента обращения к ответчику за назначением пенсии - 28.04.2016 года.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которых истцу отказано.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В случае, если в установленном порядке услуги адвоката были оказаны бесплатно стороне, в пользу которой состоялось решение суда, указанные в части первой настоящей статьи расходы на оплату услуг адвоката взыскиваются с другой стороны в пользу соответствующего адвокатского образования.
Исходя из материалов дела, исковые требования истца к ответчику удовлетворены частично.
Из материалов дела усматривается, что интересы истицы в суде представляла Серова Т.И. на основании договора на оказание юридической помощи от 12.04.2017 г. За оказание юридической помощи, подготовки заявлений, ходатайств, возражений и предоставление интересов истца в суде при рассмотрении дела по существу по указанному договору истцом оплачено 20 000 рублей, в подтверждение чего имеется расписка в тексте самого договора о получении представителем истца указанной суммы (л.д. 50, т.1). В деле имеется копия нотариально удостоверенной доверенности, уполномочивающей Серову Т.И. представлять интересы Токмачевой Д.А. в судебных инстанциях ( л.д. 12,т.1).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявление истца о возмещении понесенных ею расходов, связанных с участием в деле ее представителя, подлежит частичному удовлетворению. Размер присужденных расходов определяется судебной коллегией в размере 10 000 рублей, исходя из объема заявленных требований, сложности дела, объема работ, оказанных представителем услуг, продолжительности рассмотрения дела, принимая во внимание принципы разумности, справедливости и соразмерности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем он не относится к государственным органам, которые в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Судебная коллегия, с учетом того обстоятельства, что истцом при подаче иска и апелляционной жалобы по делу были понесены расходы по оплате государственной пошлины в общей сумме 450 рублей, что подтверждается квитанциями об оплате (л.д. 3, 97, т.1), то согласно положениям ст.96, ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" судебные расходы, состоят из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), и представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 ГПК РФ.
Между тем, с требованиями истца о возмещении расходов за нотариальные услуги по оформлению доверенности в размере 1200 рублей судебная коллегия согласиться не может, поскольку из материалов дела следует, что отсутствует подлинник доверенности представителя. Кроме того, представленная в материалах дела копия доверенности от 14.04.2017 года выдана не по конкретному делу, а для представления интересов во всех государственных, административных, судебных и иных органах, организациях, учреждениях по нескольким категориям споров. Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика расходов на оформление нотариальных услуг в сумме 1200 рублей, поскольку данные расходы не могут быть признаны судебными издержками, так как доверенность выдана не для участия в конкретном деле, на что указано в пункте 2 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Батайского городского суда Ростовской области от 17 октября 2017 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований Токмачевой Д.А. о включении в специальный стаж периодов вынужденного простоя, имевших место в период с 2007 года по 2015 год, отменить. В отмененной части принять по делу новое решение, которым обязать ГУ УПФР в г.Батайске Ростовской области включить в специальный стаж Токмачевой Д.А. следующие периоды вынужденного простоя: с 12.02.2007 по 25.02.2007 г.; с 01.03.2007 по 12.04.2007г.; с 28.11.2007 по 08.12.2007 г.; с 21.05.2009 по 02.07.2009; с 03.12.2009 по 31.12.2009; с 01.01.2010 по 25.02.2010 г., с 15.04.2010 по 30.05.2010 г.; с 08.07.2010 по 02.08.2010 г.; с 09.02.2011 по 08.03.2011 г.; с 01.06.2012 по 13.07.2012 г.; с 06.09.2012 по 17.10.2012 г.; с 20.12.2012 по 31.12.2012 г.; с 01.01.2013 по 15.01.2013 г.; с 05.09.2013 по 20.09.2013 г.; с 25.11.2013 по 31.12.2013 г.; с 01.01.2014 по 28.02.2014 г.; с 01.04.2014 по 24.04.2014 г.; с 29.08.2014 по 24.09.2014 г.; с 06.03.2015 по 09.04.2015 г.
В остальной части решение Батайского городского суда Ростовской области от 17 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Токмачевой Д.А. - без удовлетворения.
Взыскать с ГУ УПФР в г.Батайске Ростовской области в пользу Токмачевой Д.А. расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, государственной пошлины в размере 200 руб.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 февраля 2018 года