НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 12.11.2020 № 2-733/20

Судья Масягина Т.А. дело № 33-13517/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 ноября 2020 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Юрченко Т.В.,

судей Котельниковой Л.П., Корниенко Г.Ф.,

при секретаре Иванкович В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-733/2020 по иску Анесян Варсеник Карленовны к ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону об установлении факта наличия описки в трудовой книжке в дате заполнения, обязании включить в страховой стаж периоды работы, обязании назначить пенсию по апелляционной жалобе ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону на решение Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 мая 2020 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия

установила:

Анесян В.К. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону об установлении факта наличия описки в трудовой книжке в дате заполнения, обязании включить в страховой стаж периоды работы, обязании назначить страховую пенсию, указав в обоснование заявленных исковых требований, что решением ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону от 21.01.2019 года № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости по ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого страхового стажа не менее 9 лет. В страховой стаж истца не были включены, в том числе следующие периоды: периоды ухода за двумя детьми по достижения ими возраста полутора лет с 04.08.1984г. по 04.02.1986г., с 25.09.1988г. по 25.03.1990г., поскольку ст. 12 Федерального закона от 28.12.2003 года № 400-ФЗ периоды ухода за ребенком засчитываются в трудовой стаж в том случае, если им предшествовали или за ним следовали периоды работы или иной деятельности, записи в трудовой книжке истца свидетельствуют об обратном, поскольку трудовой стаж Анесян В.К. начат в 1986г., период работы с 18.08.1986г. по 29.06.1993г., поскольку усматривается несоответствие даты заполнения трудовой книжки (15.04.1989 г.) датам первой записи о трудовой деятельности (18.08.1986г.) и выпуска бланка трудовой книжки (1987г.), период работы с 05.07.1993г. по 26.12.1995г. так как не поступили документы из компетентных органов Республики Грузия, подтверждающие уплату страховых взносов на пенсионное обеспечение в Единый государственный фонд социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия на основании Соглашения от 16.05.1997г. между Правительством РФ и Правительством Республики Грузия в установленные законом сроки. Периода работы на территории Грузии с 01.01.1991г. по 31.12.2001г. засчитываются в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в Единый государственный фонд социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Ограничение права Анесян В.К. на получение трудовой пенсии, условием отсутствия трудового стажа до рождения ребенка, неполучением сведений из компетентных органов другого государства, а также наличием описки в трудовой книжке, является нарушением ее конституционных прав.

На основании изложенного, истец просила суд: установить факт наличия описки в трудовой книжке НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕННОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на имя Анесян В.К. в дате заполнения, установив дату заполнения 18.08.1986г. вместо 15.04.1989г.; обязать УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону включить в страховой стаж Анесян В.К. для начисления страховой пенсии по старости, следующие периоды: с 04.08.1984г. по 04.02.1986г. - период ухода за ребенком от 1,6 лет; с 25.09.1988г. по 25.03.1990г. - период ухода за ребенком до 1,6 лет; с 18.08.1986г. по 29.06.1993 г. - трудовая деятельность; с 05.07.1993г. по 26.12.1995г. - трудовая деятельность; обязать УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону назначить Анесян В.К., 15.03.1963 года рождения, страховую пенсию по старости с момента наступления пенсионного возраста.

Решением Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 мая 2020 г. исковые требования Анесян В.К. к ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону об установлении факта наличия описки в трудовой книжке в дате заполнения, обязании включить в страховой стаж периоды работы, обязании назначить пенсию, удовлетворены частично.

Суд обязал ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону включить в страховой стаж для начисления страховой пенсии по старости следующие периоды работы: с 15.04.1989 года по 29.06.1993 года - инспектор зоны Отдела соцобеспечения исполкома Богдановского райсовета народных депутатов; с 05.07.1993 года по 26.12.1995 года - помощник бухгалтера Ниноцмидского р.о. «Сельхозхимия».

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований судом отказано.

В апелляционной жалобе ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы ответчик указывает на то, что документами, представленными в материалы дела, подтверждено и установлено судом, что бланк трудовой книжки Анесян В.К. выпущен в 1987г., то есть через год после внесения первой записи о приеме на работу - 08.08.1986г., тогда как дата заполнения трудовой книжки - 15.04.1989г., то есть спустя три года после даты приема на работу, что является нарушением Инструкции по ведению трудовых книжек.

По мнению заявителя жалобы, включение спорных периодов в страховой стаж является неправомерным и противоречащим нормам действующего пенсионного законодательства РФ и международного договора - Соглашению между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997г. Ссылаясь на то, что в мотивировочной части решения суд, указывая на законодательно установленные условия включения в страховой стаж периодов работы на территории Грузии, тем не менее пришел к неверному выводу и зачел в страховой стаж период с 15.04.1989г. по 29.06.1993г. и с 05.04.1993г. по 26.12.1995г. Согласно письму от 30.07.2019г. национального архива Грузии, поступившему в связи с запросами ГУ УПФР в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону следует, что документы, подтверждающие стаж и заработок истца на территории Республики Грузия, в архив не поступали. Таким образом, законных оснований для зачета в страховой стаж спорных периодов не имеется, так как нет документального подтверждения наличия страхового стажа, нет подтверждения уплаты страховых взносов в органы социального обеспечения Грузии за спорные периоды. Кроме того, из данного письма нельзя сделать однозначный вывод о том, что организации, в которых работала истец, ликвидированы. Кроме того, один из работодателей истца является органом социального обеспечения Грузии, действующей в Республике Грузия по настоящее время, следовательно, исправить допущенную описку может работодатель, как и выдать справку, подтверждающую период работы и уплату страховых взносов.

Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК Российской Федерации в отсутствие истца Анесян В.А. и представителя ответчика ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела телефонограмма, извещение о дате рассмотрения апелляционной жалобы с отметкой о получении сотрудником ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону (л.д.101, 104).

Представитель Анесян В.А. - Турабелидзе Ж.А., действующая на основании ордера от 11.11.2020г. №98363, просила оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Поскольку решение суда обжалуется по сути ответчиком только в части удовлетворения исковых требований истца, а в части отказа в удовлетворении исковых требований сторонами по делу не обжалуется, то в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГК РФ судебной коллегией в не обжалуемой части не проверяется и не ревизуется.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что 06.03.2018 г. Анесян В.К., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. рождения, обратилась в ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с наступлением пенсионного возраста.

После проверки документов пенсионным органом было установлено, что в трудовой книжке истца НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕННОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН имеется ошибка при указании даты рождения, а именно указана дата - 18.03.1963 года вместо правильной - 15.03.1963 года.

Решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16.05.2018 года установлен факт того, что трудовая книжка серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕННОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с датой заполнения 15.04.1989 года на имя Анесян В.К., принадлежит Анесян В.К., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения (л.д. 10-12).

В последующем 22.10.2018 года Анесян В.К. вновь обратилась в ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении страховой пенсии.

Решением ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону от 21.01.2019 года № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Анесян В.К. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права на данный вид пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2003 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 18-19).

В страховой стаж истца ответчиком не включены:

-периоды ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет: с 04.08.1984г. по 04.02.1986г. (1 год 06 месяцев), с 25.09.1988г. по 25.03.1990г. (1 год 06 месяцев) г. по 25.04.1984 г. (1 год 06 месяцев), в связи с отсутствием периодов работы, так как в соответствии со ст.12 Федерального закона от 28.12.2003 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» засчитывается в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы или иной деятельности;

-период работы с 18.08.1986г. по 29.06.1993г., так как 15.04.1898г. внесена запись в бланк 1987г. выпуска, в печати на увольнении в 1993г. просматривается Грузинская ССР;

-период работы с 05.07.1993г. по 26.12.1995г. так как не поступили документы из компетентных органов Республики Грузия, подтверждающие уплату страховых взносов на пенсионное обеспечение в Единый государственный фонд социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия на основании Соглашения от 16.05.1997г. между Правительством РФ и Правительством Республики Грузия в установленные законом сроки. Периода работы на территории Грузии с 01.01.1991г. по 31.12.2001г. засчитываются в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в Единый государственный фонд социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

В материалы дела истцом представлена копия трудовой книжки серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕННОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на имя Анесян В.К., дата заполнения указана - 15.04.1989 года (л.д. 15-14), которая содержит следующие записи: с 18.08.1986 - до поступления на работу трудового стажа не имела. Анесян В.К. принята на работу к качестве инспектора зоны в отдел соцобеспечения исполкома Богдановского райсовета народных депутатов; 29.06.1993 года - освободить от занимаемой должности, согласно личного заявления; 05.07.1993 года - принять на работу в качестве помощника бухгалтера; 26.12.1995 года - освободить от занимаемой работы, согласно личного заявления.

ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону были получены данные по изготовлению трудовых книжек и вкладышей к ним, представленные ФГУП «Гознак» Министерства Финансов Российской Федерации.

Из представленных данных следует, что трудовая книжка Анесян В.К. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕННОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в частности, ее бланк, был изготовлен в 1987 году, раздел «Сведения по изготовлению изделий «Грузинская ССР трудовые книжки».

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Анесян В.К., суд первой инстанции руководствовался положениями ст.265, ст. 267 ГПК РФ, ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Грузия о гарантиях прав в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 года, исходя из фактических обстоятельств дела, установив факт постоянного проживания истца на территории РФ, дав оценку записям трудовой книжки, пришел к выводу об обязании ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону включить с страховой стаж для начисления страховой пенсии по старости следующие периоды работы истца: с 15.04.1989 года по 29.06.1993 года - в должности инспектора зоны Отдела соцобеспечения исполкома Богдановского райсовета народных депутатов; с 05.07.1993 года по 26.12.1995 года - в должности помощника бухгалтера Ниноцмидского р.о. «Сельхозхимия».

При этом, давая оценку копии трудовой книжки истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные в ней записи не содержат никаких исправлений, заверены оттисками печатей организаций, в которых работала Анесян В.К., указаны реквизиты приказов, на основании которых внесены данные записи. При этом каких-либо оснований полагать, что данные записи содержат неправильные или неточные сведения, не имеется.

Руководствуясь положениями ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", учитывая, что у Анесян В.К. отсутствует необходимый, установленный законом страховой стаж на 2018 год (9 лет), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения страховой пенсии по старости.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, постановлены с учетом всех существенных обстоятельств настоящего дела.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015.

До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2).

Пенсионное обеспечение граждан, проживающих в Российской Федерации, при наличии у них (страхового) трудового стажа, приобретенного на территории Грузии, осуществляется в соответствии с заключенным между Правительством РФ и Правительством Грузии Соглашением от 16.05.1997 о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Согласно ст. 2 указанного Соглашения пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они имеют место постоянного жительства.

В соответствии с п. 2 ст. 6 названного Соглашения от 16.05.1997 для определения права на пенсию, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31.12.1991.

При этом в силу ст. 1 данного Соглашения от 16.05.1997 трудовым (страховым) стажем признается продолжительность трудовой деятельности, которая признается в качестве таковой законодательством Российской Федерации или Грузии и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.

Также в ст. 1 Соглашения даны основные понятия, так под компетентными органами понимаются органы, на которые возложено осуществление пенсионного обеспечения; «полномочные органы» - для Российской Федерации - Министерство труда и социального развития Российской Федерации, для Грузии - Министерство социальной защиты, труда и занятости Грузии; «граждане» - лица, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации или Грузии и на которых распространяется пенсионное законодательство этих государств; «место постоянного жительства» - место постоянного или преимущественного проживания граждан, определяемое или признаваемое в качестве такового законодательством Российской Федерации или Грузии.

В соответствии с Распоряжением правления Пенсионного фонда от 22.06.2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" приняты Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР. В пункте 6 данных Рекомендаций предусмотрено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения (от Соглашения от 16.05.1997 г.), учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республики Грузия (в том числе до вступления в силу данного Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31.12.1991.

В соответствии со ст. 11 Соглашения полномочные органы Сторон информируют друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, его изменениях, а также принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера.

В ч. 9 ст. 21 Федерального закона 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В рамках Соглашения между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 года территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации проводится работа по подтверждению трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории Грузии, путем направления запросов в адрес компетентного учреждения этого государства (агентство социальных субсидий Грузии).

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Федеральным законом от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также предусмотрено, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (иной) деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 1 ст. 10).

Однако, как указал Конституционный Суд РФ, неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию (Постановление от 10 июля 2007 года N 9-П).

Таким образом, работник не может быть ограничен в пенсионных правах в случае неисполнения работодателем такой обязанности.

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Грузия) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 16.05.1997, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств участников Соглашения от 16.05.1997, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства участника вышеуказанного Соглашения от 16.05.1997 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Истцу Анесян В.К. 12.04.2008г. выдан паспорт гражданина Российской Федерации (л.д. 9). Как следует из адресной справки, поступившей в адрес суда, а также копии паспорта Анесян В.К. с 01.06.2013 года зарегистрирована по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Синегорский, 32 «А» (л.д. 41).

Из ответа ГУ МВД России по Ростовской области от 24.04.2020 года № 41/5/29-8649 следует, что проведенной проверкой по имеющимся в распоряжении УВМ ГУ МВД России по Ростовской области базам данных в отношении гражданки Анесян В.К., 15.03.1963 года рождения, установлено, что в период времени с 01.01.2017 года по настоящее время указанная гражданка границу Российской Федерации не пересекала (л.д. 48).

ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону неоднократно 17.08.2017г., 24.01.2018г., 27.07.2019г. в адрес Агентства социальных субсидий Грузии направлялись запросы о предоставлении справок о стаже работы, заработке Анесян В.К. ( л.д. 62-64)

Из материалов дела следует, что 26.09.2019 года УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону из Национального архива Грузии получен ответ, согласно которому запросы, переадресованные из Агентства социального обслуживания Министерства вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц, труда и здравоохранения и социальной защиты Грузии, об истребовании справки о стаже работы Анесян В.К., документы, перечисленные в запросе организаций, в Национальный архив Грузии на хранение не поступали (л.д. 64-66).

Судебная коллегия также отмечает, что истцом также самостоятельно принимались меры для истребования из Национального архива Грузии документов и информации в отношении спорных периодов работы в связи с чем Анесян В.К. был направлен соответствующий запрос от 18.11.2019г. ( л.д. 15-17), однако ответ на него истцом так и не был получен.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В соответствии с переходными положениями ст. 35 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК), которые определяются на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона.

На 2018 год продолжительность страхового стажа необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа составляет не менее 9 лет, величина ИПК предусмотрена не ниже 13,8.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Аналогичные положения содержатся в п. 11, п. 12 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Как следует из материалов дела, обращаясь в орган пенсионного обеспечения за назначением страховой пенсии, истец в подтверждение страхового стажа представила трудовую книжку, согласно которой в период с 15.04.1989г. по 29.06.1993г. она осуществляла трудовую деятельность в должности инспектора зоны отдела соцобеспечения исполкома Богдановского райсовета народных депутатов, с 05.07.1993 г. по 26.12.1995 г. - в должности помощника бухгалтера Ниноцмидского р.о. «Сельхозхимия», 26.12.1995 г. освобождена от занимаемой должности согласно личного заявления уволена по собственному желанию.

Периоды работы истца с 15.04.1989г. по 29.06.1993г., 05.07.1993 г. по 26.12.1995 г. на территории Республики Грузия подтверждены надлежащим образом, а именно записями в трудовой книжке, которая в силу норм действующего в настоящее время и действовавшего ранее законодательства (ст. 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации) является основным документом о трудовой деятельности работника и при наличии у Анесян В.К. надлежащим образом оформленной трудовой книжки, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, что основания для отказа в иске о включении данных спорных периодов работы в страховой стаж истица отсутствуют.

При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что записи трудовой книжки истца не содержат никаких исправлений, заверены оттисками печатей организаций, в которых работала Анесян В.К., указаны реквизиты приказов, на основании которых внесены данные записи. При этом каких-либо оснований полагать, что данные записи содержат неправильные или неточные сведения, не имеется.

Статьей 6 указанных Рекомендаций установлено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 16 мая 1997 г., учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республики Грузия (в том числе до вступления в силу указанного Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.

Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в абз. 5 ст. 1 Соглашения от 16 мая 1997 г., периоды работы после 1 января 1991 г. (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 г. N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.

Согласно ст. 8 данного Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в установленном порядке на территории государств Сторон (в том числе, до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г. принимаются без легализации.

Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, не передачи в установленном порядке в архив, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.

Согласно п. 1 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 г. N 656 (ред. от 15.08.1990) "О трудовых книжках рабочих и служащих", действовавшему на момент заполнения трудовой книжки истца, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих. Заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия, учреждения, организации в присутствии работника. Сведения о работнике заверяются подписью специально уполномоченного лица и печатью (п. 5). Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации (п. 18).

В связи с изложенным, недочеты при оформлении работодателем трудовой книжки в данном случае не могут ограничивать истца в реализации пенсионных прав, а ненадлежащее оформление трудовой книжки работодателем, а также истолкование действующих норм, как позволяющих не включать спорные периоды работы с 15.04.1989г. по 29.06.1993г. и с 05.04.1993г. по 26.12.1995г. в страховой стаж на изложенных пенсионным органом основаниях, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч. ч. 1, 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

Доводы апелляционной жалобы с указанием на отсутствие документов, подтверждающих уплату страховых взносов в указанные периоды работы истца, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, так как спорные периоды работы истца имели место до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), соответственно указанные выше периоды подлежали учету при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Не предоставление компетентным органом Республики Грузия сведений о работе истца в спорные периоды, не может служить основанием для отказа истцу во включении этих периодов в страховой стаж, при наличии иных доказательств, подтверждающих её работу в спорные периоды, иное могло бы привести к нарушению прав заявителя, претендующего на назначение страховой пенсии.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

Судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции, считает, что обстоятельствам дела и представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, выводы основаны на требованиях действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции и направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом при рассмотрении дела, и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 19 ноября 2020г.