НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 12.02.2024 № 2-2245/2023

Судья Дмитриенко Е.В. УИД 61RS0012-01-2023-001917-59

дело № 33-144/2024 (33-19418/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 февраля 2024 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Калашниковой Н.М.,

судей Котельниковой Л.П., Гросс И.Н.,

при секретаре Сухомлиновой П.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2245/2023 по иску ФИО2 к Департаменту труда и социального развития г. Волгодонска, Министерству труда и социального развития Ростовской области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Ростовской области об установлении факта награждения ведомственной наградой, по апелляционной жалобе Департамента труда и социального развития г.Волгодонска на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 16 августа 2023 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л., судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социального развития г. Волгодонска об установлении факта награждения ведомственным знаком, указав в обоснование заявленных исковых требований, что в период работы на совхоз-заводе «Заря» она была награждена приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 25.11.1985г. ведомственным знаком «Ударник 11 пятилетки», о чем свидетельствует запись в трудовой книжке. Документы о награждении и знак ею были утеряны (л.д.4-5).

Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 16 августа 2023г. (с учетом определения суда от 06.09.2023г. об исправлении описки) исковое заявление ФИО2 удовлетворено.

Суд установил факт награждения ФИО2 ведомственной наградой «Ударник одиннадцатой пятилетки» (л.д.90-94).

В апелляционной жалобе Департамент труда и социального развития г. Волгодонска считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, ссылаясь на допущенное судом первой инстанции существенное нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя жалобы, Департамент труда и социального развития г. Волгодонска является ненадлежащим ответчиком, подтвердить либо опровергнуть факт награждения ФИО2 ответчик не может, так как данное награждение истца не производил. Устанавливая факт награждения ФИО2, суд первой инстанции не указал каким министерством или ведомством производилось награждение (л.д.123-124).

ФИО2 в материалы дела поданы возражения, в которых истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Департамента труда и социального развития г. Волгодонска - без удовлетворения (л.д.131-132).

Согласно ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Законным решение является, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.

В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Департамент труда и социального развития г. Волгодонска наделен полномочиями исключительно по приему документов, перечень которых указан в пункте 6.1 подраздела 6 раздела 2 Постановления Минтруда и социального развития Ростовской области от 27.06.2016 №20 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Прием документов граждан для принятия решения о присвоении им звания «Ветеран труда» и выдача гражданам удостоверения Ветерана».

Если заявитель представил необходимые документы, то Департамент направляет представление о присвоении звания «Ветеран труда» в Министерство труда Ростовской области.

Принимая во внимание, что вопрос о присвоении звания «Ветеран труда» решается Министерством труда Ростовской области и не входит в круг полномочий, осуществляемый Департаментом, исходя из предмета и характера спора, необходимо привлечь к участию деле в качестве соответчика - Министерство труда и социального развития Ростовской области.

Кроме того, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий: награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

По утверждению ФИО2, в период ее работы на совхоз-заводе «Заря», когда она была награждена приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 25.11.1985г. ведомственным знаком «Ударник 11 пятилетки», завод относился сначала к Министерству плодоовощного хозяйства СССР, а затем Министерству сельского хозяйства СССР.

С учетом изложенного, к участию в деле необходимо привлечь в качестве соответчиков Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Министерство сельского хозяйства Ростовской области.

Судом первой инстанции в нарушение вышеприведенных процессуальных норм вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков указанных учреждений на обсуждение сторон ни в ходе досудебной подготовки дела к судебному разбирательству, ни в ходе судебного разбирательства по делу не ставился.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15.01.2024г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство труда и социального развития Ростовской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Министерство сельского хозяйства Ростовской области.

Оснований для исключения указанных лиц из числа ответчиков, исходя их характера спора, у судебной коллегии не имеется.

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации представлены в суд возражения на исковое заявление истца, в котором оно просит в удовлетворении исковых требований истца отказать.

Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещалась по известному суду адресу, однако, почтовая корреспонденция была возвращена в суд с отметками: «истек срок хранения», что подтверждается представленным отчетом об отслеживании отправления почтовым идентификатором с сайта Почты Россия, почтовыми конвертами.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрационный учет гражданина по месту жительства служит определению его места жительства.

Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

В силу положений п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России № 234 от 31.07.2014 г., и ч. 2 ст. 117 ГПК Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Принимая во внимание то обстоятельство, что суд предпринял возможные меры к извещению указанного лица, его процессуальные права и законные интересы со стороны суда были гарантированы, так как, исходя из действия принципов добросовестности и разумности, истец должен был обеспечить возможность получения почтовой и иной корреспонденции по месту своей регистрации и официального проживания, что выполнено не было по субъективным мотивам.

Таким образом, риск неполучения поступившей корреспонденции лежит на адресате, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются основания считать истца надлежащим образом извещенным о слушании дела и о возможности рассмотрения дела в его отсутствие с учетом положений ст. ст. 118, 167, 327 ГПК РФ, 165.1 ГК РФ.

Представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области, действующий на основании доверенности, ФИО3 в заседании суда апелляционной инстанции доводы отзыва на исковое заявление и доводы апелляционной жалобы поддержал, просил суд удовлетворить, решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, настаивая на том, что наличие сведений о награде в трудовой книжке истца не является основанием для их удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о слушании апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются извещения, телефонограммы. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

Разрешая исковые требования по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец ФИО2 в период времени с 23.02.1977 по 13.08.1986 осуществляла трудовую деятельность в совхозе-заводе «Заря», что подтверждается также и представленной в материалы дела копией трудовой книжки.

Согласно записи в трудовой книжке на имя Жидково й Т.П. с датой заполнения 25.03.1974г., ФИО2 25.11.1985г. на основании приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 25.11.1985г. награждена знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки»

В период награждения указанным знаком ФИО2 состояла в должности «водитель электропогрузчика».

Судом установлено, что награждение знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки» осуществлялось в совхозе-заводе «Заря» администрацией предприятия и профсоюзным комитетом.

Из искового заявления и пояснений истца, данных в суде первой инстанции следует, что знак и удостоверение к знаку «Ударник одиннадцатой пятилетки» утеряны, приказ о награждении не сохранился в связи с ликвидацией предприятия, запросы в архивы не дали положительного результата, утраченный знак «Ударник одиннадцатой пятилетки» и удостоверение к нему истец восстановить не может, поскольку работодатель совхоз-завод «Заря» ликвидирован.

Давая оценку заявленным требованиям, судебная коллегия исходит из следующего.

Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 г., с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты.

В силу положений ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в ранее действующей редакции (до 01 июля 2016 г.) было предусмотрено, что к ветеранам труда относятся лица имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

С 01 июля 2016 г. в ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" внесены изменения (Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ), которые предусмотрели несколько иные основания для присвоения звания ветерана труда.

В частности, в качестве основания для присвоения звания ветерана труда, помимо награждения орденами или медалями СССР или Российской Федерации, почетными грамотами и благодарностью Президента Российской Федерации, присвоения почетных званий СССР или Российской Федерации, предусмотрено также награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), что также свидетельствует, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.

В соответствии с п. 1.1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством РФ, а порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 N 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и о награждении указанными знаками отличия, которое предусматривает, что федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, не вправе учреждать знаки отличия (п. 1); знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (п. 2); федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, при этом вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения (п. 3).

Кроме того, в силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст. ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.

В развитие приведенных положений федерального законодательства в Ростовской области 18 сентября 2006 г. принят Областной закон N 541-ЗС "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области", в соответствии со ст. 2 которого (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), звание "Ветеран труда" присваивается, в том числе лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда не менее 15 лет.

Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий: награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченные соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.

Единый общесоюзный знак "Ударник одиннадцатой пятилетки" учрежден Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.06.1981 N 580 "О порядке подведения итогов Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки", которым предусмотрено, что итоги Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки союзных и автономных республик, краев и областей, городов, автономных округов, городских и сельских районов, коллективов промышленных, производственных, научно-производственных, межхозяйственных, агропромышленных и других объединений, их производственных единиц, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений подводятся по каждому году пятилетки и пятилетке в целом по результатам выполнения ими планов экономического и социального развития; оценка работы коллективов осуществляется с учетом напряженности государственных планов, темпов роста, конечных результатов производственной деятельности, комплексного ввода в действие мощностей и объектов жилищного и культурно-бытового назначения, состояния воспитательной работы, выполнения социалистических обязательств нарастающим итогом с начала года и пятилетки.

На основании указанного постановления Постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 25.09.1981 N П-8/289 утверждено Положение о едином общесоюзном знаке "Ударник одиннадцатой пятилетки".

Данным Положением определено, что единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" награждаются рабочие, колхозники, инженерно-технические работники, специалисты и служащие промышленных, производственных, научно-производственных, межхозяйственных, агропромышленных и других объединений, их производственных единиц, предприятий, строек, совхозов, колхозов, сотрудники научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений за достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств (п. 1). Работники предприятий и организаций союзного подчинения, союзно-республиканского и республиканского подчинения награждаются единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" совместным решением министерства, ведомства СССР и союзной республики и ЦК профсоюза или совета профсоюза (п. 2). Ходатайства о награждении единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" возбуждаются совместно администрацией (правлением), комитетом профсоюза и комитетом комсомола объединений, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений. В списках лиц, представляемых к награждению единым общесоюзным знаком, указываются фамилия, имя, отчество, выполняемая работа и краткие сведения о выполнении годовых и пятилетнего плановых заданий и социалистических обязательств. Списки направляются в соответствующие министерства, ведомства или обл(край)исполкомы (п. 3). Награждение единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" может производиться в течение пятилетки один раз (п. 6).

Из п. 2 Положения о едином общесоюзном знаке "Ударник одиннадцатой пятилетки", утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 25.09.1981 N П-8/289, следует, что в вышеуказанный период времени награждение знаками от имени министерства (ведомства) было предоставлено, в том числе, администрации предприятия и профсоюзного комитета предприятия. Согласно указанному пункту 2 вышеназванного Положения, награждение знаком "Ударник десятой пятилетки" от имени союзных органов было делегировано соответствующим органам исполнительной власти и органам профсоюзов, полномочия по выдвижению кандидатов на получение знаков - администрациям и профсоюзным комитетам предприятий, организаций, строек, колхозов, совхозов и учреждений.

Согласно ответам Российского государственного архива экономики НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-с от 21.12.2022 и от 23.11.2023 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-С Коллегией министерства плодоовощного хозяйства СССР и президиумом ЦК профсоюза работников плодоовощного хозяйства и заготовок издано Постановление «О распределении единых общесоюзных знаков «Ударник одиннадцатой пятилетки» между минплодоовощхозами союзных республик» №К-47/6 от 06.07.1982 года, согласно которому в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.06.1981 N 580 "О порядке подведения итогов Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки", Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 20.08.1981 № 234/15-48№ «О распределении единых общесоюзных знаков «Ударник одиннадцатой пятилетки» между министерствами и ведомствами» коллегия Министерства плодоовощного хозяйства СССР и ЦК профсоюза работников плодоовощного хозяйства и заготовок постановила: распределить единые общесоюзные знаки «Ударник одиннадцатой пятилетки» между министерствами плодовоовощного хозяйства союзных республик и организациями, непосредственно подчиненными Министерству плодоовощного хозяйства СССР (л.д.11, 157-159, т.1).

Согласно ответу - Архивной справке Российского государственного архива экономики НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-с от 21.12.2022 в документах архивного фонда Министерства плодоовощного хозяйства СССР имеются сведения о вхождении совхоза «Заря» Волгодонского района Ростовской области в перечень предприятий и организаций Министерства плодоовощного хозяйства РСФСР по состоянию на 01.07.1981 года (л.д.8, т.1).

Из материалов дела следует, что поскольку совхоз «Заря» Волгодонского района Ростовской области ликвидирован, истец 18.04.2023г. обратилась к главе Администрации города Волгодонска ФИО4 с заявлением о подтверждении факта награждения ее и о восстановлении информации о награждении значком «Ударник XI пятилетки» в 1985 году за период работы на консервном заводе (л.д. 9, т.1), направленное обращение рассмотрено архивным отделом Администрации города Волгодонска и выдана Архивная справка от 01.03.2023г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о том, что в архивный отдел на хранение переданы документы по личному составу консервного завода (приказы по личному составу, личные карточки НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, лицевые счета), документы о награждении работников консервного завода в архивный отдел на хранение не передавались, в личной карточке НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН приказах по личному составу за ноябрь 1985 года сведения о награждении ФИО2 вышеуказанной наградой отсутствуют, приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, указанный в трудовой книжке, в приказах за 1985 год отсутствует, в решениях исполкома Волгодонского городского Совета народных депутатов за октябрь-ноябрь 1985 года сведения о награждении ФИО2 значком «Ударник XI пятилетки» отсутствуют (л.д.12, т.1).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 262, статьям 264, 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или невозможности восстановления утраченных документов.

Перечень фактов, установленный в части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим.

В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (статья 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение суда является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Исходя из указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.

При принятии решений суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).

Обратившись в суд с настоящим иском об установлении факта награждения ведомственной наградой и, сославшись в ходе рассмотрения дела на то, что в архивах не сохранились данные о награждении истца, а также на то, что должной оценки доводам истца ФИО2 и представленным ею доказательствам (трудовой книжке с отметкой о вручении нагрудного знака «Ударник XI пятилетки») ответчик - Департамент труда и социального развития г. Волгодонска при ее обращениях с заявлением о предоставлении государственной услуги «Прием документов граждан для принятия решения о присвоении им звания «Ветеран труда» и выдача гражданам удостоверения ветерана» не дал, истец вынуждена защищать свои права в судебном порядке.

В материалах дела имеются доказательства того, что еще 01.07.2021г. ФИО2 обращалась к ответчику - Департаменту труда и социального развития Администрации г.Волгодонска с заявлением о предоставлении государственной услуги «Прием документов граждан для принятия решения о присвоении им звания «Ветеран труда» и выдача гражданам удостоверения ветерана» и 04.08.2021г. ей было отказано в предоставлении государственной услуги, на том основании, что представленные документы не относятся к числу наград и знаков отличия, которые учитываются при присвоении звания «Ветеран труда», что следует из представленного в материалы дела письма Департамента труда и социального развития Администрации г. Волгодонска от 17.03.2023г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА-НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 41-42, т.1).

С учетом вышеуказанных норм права судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку правовым основанием для присвоения звания "Ветеран труда" является именно награждение лица, претендующего на такое звание, ведомственным знаком отличия органа государственной власти за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, принимая во внимание требования ст. 267 ГПК РФ, из содержания которой следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно - зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, судебная коллегия приходит к выводу, что установление данного факта может привести к правовому результату в виде присвоения истцу звания "Ветеран труда" в случае его последующего обращения в установленном порядке за присвоением такого звания.

Дополнительно судебная коллегия обращает внимание на то, что поскольку истцом ФИО2 представлены доказательства невозможности получения ею в ином порядке надлежащих документов или невозможности восстановления утраченных документов, а также доказательств обращения за получением статуса "ветеран труда", в этой связи ее обращение в суд с настоящим иском не является преждевременным, и соответствует условиям, приведенным в статье 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

По смыслу статей 3, 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявитель самостоятельно определяет предмет своего обращения в суд и его основания.

В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы суда об установленных фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.

Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 327, 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.

Из материалов дела следует, что установление юридического факта награждения ФИО2 ведомственной наградой «Ударник одиннадцатой пятилетки» ей необходимо для получения статуса "Ветеран труда", поскольку документы о награждении и знак ею были утеряны. При этом, истец при наличии спора о праве обратилась в суд в порядке искового производства.

Между тем, вопреки позиции ответчиков, отсутствие соответствующих сведений в архивных документах само по себе не опровергает доказанности факта награждения истца знаком «Ударник XI пятилетки», поскольку данный факт подтвержден совокупностью иных доказательств в материалах дела, отвечающих требованиям относимости и допустимости, оценка которым дана судебной коллегией производится в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно записям в трудовой книжке истца, ФИО2 на дату награждения - 25.11.1985г действительно работала в совхозе-заводе «Заря», 23.02.1977 по 13.08.1986 осуществляла трудовую деятельность на указанном предприятии, на основании приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 25.11.1985г. награждена знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки», в период награждения указанным знаком ФИО2 состояла в должности «водитель электропогрузчика», стаж работы на указанном предприятии составлял более 8 лет и 9 месяцев, а общий стаж работы в отрасли более 11 лет и 7 месяцев.

Достоверность записи в трудовой книжке истца о его награждении знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки» ответчиком надлежащими доказательствами в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не опровергнута, у судебной коллегии сомнений не вызывает.

В этой связи несостоятельной является ссылка ответчиков только на Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда ФИО1 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 162, согласно которой все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия, учреждения или организации после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока. С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств указание в графе 4 раздела "Сведения о награждениях и поощрениях" трудовой книжки истца в качестве основания награждения приказа работодателя, а не совместное решение администрации предприятия и профсоюзного органа, что не является основанием для сомнений в достоверности внесенной в трудовую книжку истца записи о награждении.

При таком положении доводы ответчиков о том, что запись о награждении в трудовой книжке истца в отсутствие соответствующего удостоверения и архивных документов о награждении знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки» не является надлежащим доказательством факта награждения истца не могут являться основанием для отказа в иске. Судебная коллегия полагает, что в отсутствие иных письменных доказательств, получить которые не представилось возможным по объективным причинам - ввиду утери истцом удостоверения к награде и отсутствии в архивах подтверждающих документов, запись в трудовой книжке о награждении в совокупности с вышеупомянутыми ответами из Российского государственного архива экономики НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-с от 21.12.2022 и от 23.11.2023 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-С, Архивной справки Российского государственного архива экономики НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-с от 21.12.2022, пояснениями истца об обстоятельствах награждения, показаниями допрошенных свидетелей в суде первой инстанции расцениваются судебной коллегией в качестве надлежащих, достоверных и достаточных в своей совокупности доказательств факта награждения истца знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки».

Из ответов на судебные запросы в архивные учреждения следуют, что соответствующие документы на хранение в архив не поступали, факт награждения истца не опровергнут.

Поскольку в указанный период времени награждение знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" колхозников от имени министерства (ведомства) было предоставлено, в том числе, совместным решением управления (производственного управления) сельского хозяйства обл(край)исполкома и областного (краевого) комитета профсоюза работников сельского хозяйства, никаких различий у знаков "Ударник одиннадцатой пятилетки", выданных отраслевым министерством и предприятием от имени министерства не имеется.

Знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" награждались лучшие рабочие, добившиеся наиболее высоких трудовых показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств, то есть, за высокие достижения в труде, в связи с чем, позиция ответчиков Департамента труда и социального развития г. Волгодонска, Министерства труда и социального развития Ростовской области о том, что знак "Ударник одиннадцатой пятилетки", утвержденный Советом Министров СССР и ВЦСПС, не относится к ведомственным знакам отличия в труде, является неправильным.

Принимая во внимание указанные положения, подтверждение награждения истца знаком отличия записью в трудовой книжке, свидетельскими показаниями ФИО8 (л. д. 61) работавшей с истцом на одном предприятии в период с 1978 по 1986 ( что подтверждается записью в трудовой книжке свидетеля – л.д.73-74, т.1), письменными объяснениями ФИО9, работавшей с истцом на одном предприятии в период с 1975 по 1986 ( л.д. 22, т.1), подтвердивших факт награждения истца знаком, судебная коллегия к выводу о доказанности испрашиваемого истцом факта.

Таким образом, доводы ответчиков о награждении истца неуполномоченным лицом признаются судебной коллегией несостоятельными.

Кроме того, судебная коллегия отклоняет доводы ответчиков о том, что период, за который состоялось награждение истца (по итогам одного года), не является продолжительным для целей присвоения звания "Ветеран труда", так как по состоянию на 30.06.2016 действовавшим в период награждения истца законодательством не предъявлялись к ведомственным знакам отличия в труде требования о награждении за 15-летний стаж работы в отрасли.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ) в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Кроме этого Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.

Частью 3 статьи 8 названного закона, вступившей в силу с 01 июля 2016 года, установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

В соответствии с приведенным нормативным регулированием, с учетом переходных положений в связи с внесением в законодательство изменений Федеральным законом N 388-ФЗ от 29 декабря 2015 года для присвоения гражданину звания "Ветеран труда", награжденному ведомственным знаком отличия в труде на 30 июня 2016 года необходимо подтверждение, что награждение этим знаком произведено соответствующим органом государственной власти и управления; на день обращения с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" гражданин должен иметь необходимую продолжительность страхового стажа. При этом соблюдение условия о продолжительности работы не менее 15 лет в соответствующей сфере не требуется.

Таким образом, факт награждения истца единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" подтверждается материалами дела, в то время как само по себе отсутствие в архивах вышеуказанных сведений о награждении не опровергает данный факт и не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований ФИО2 об установлении факта награждения.

В силу п. 24 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (вместе с "Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей") в трудовую книжку вносятся следующие сведения о награждении (поощрении) за трудовые заслуги: о награждении государственными наградами, в том числе о присвоении государственных почетных званий, на основании соответствующих указов и иных решений; о награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, почетными грамотами, производимом работодателями; о других видах поощрения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине.

Согласно п. 30 Правил в разделах трудовой книжки, содержащих сведения о работе или сведения о награждении, зачеркивание неточных или неправильных записей не допускается. Изменение записей производится путем признания их недействительными и внесения правильных записей.

В силу п. 45 Правил ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.

Таким образом, действия работодателя по заполнению трудовой книжки, выразившиеся в незаполнении данных о том, каким ведомством или министерством прошло награждение, не могут служить основанием для вывода об отсутствии факта осуществления соответствующего поощрения.

Поскольку запись о награждении истца знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" не содержит исправлений, нумерация записей по отношению к предшествующему и последующему пунктам не нарушена, расположение текста на странице не дает оснований сомневаться в подлинности данной записи.

В данной связи судебная коллегия отклоняет довод Департамента труда и социального развития г.Волгодонска о том, что имеющаяся в трудовой книжке истца запись о награждении знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" является неполной, не содержит сведений, о том, каким ведомством или министерством прошло награждение.

Таким образом, доводы Департамента труда и социального развития г.Волгодонска о том, что представленные истцом документы не подтверждают бесспорно факт награждения ее знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" с учетом изложенного выше отклоняются за необоснованностью.

При рассмотрении апелляционной жалобы судебной коллегией было установлено, что настоящее дело было рассмотрено судом первой инстанции без привлечения в качестве соответчиков Министерства труда и социального развития Ростовской области, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Ростовской области, в связи с чем судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства суда первой инстанции и привлекла указанные учреждения в качестве соответчиков.

Допущенное судом нарушение норм процессуального права, в силу п. 4 ч. 4,5 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции.

В силу абз.2 ст.328 ГПК РФ судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, принимает по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 16 августа 2023 года отменить, вынести по делу новое решение, которым установить факт награждения ФИО2 (ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, паспорт гражданина РФ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданный Отделом милиции №2 УВД гор. Волгодонска Ростовской области 22.10.2001г.) единым общесоюзным знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки».

Председательствующий

Судьи:

Мотивированный текст апелляционного определения составлен - 19 февраля 2024 г.