НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 11.04.2019 № 33-6374/19

Судья Шматко С.Н. дело № 33-6374/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 апреля 2019 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Щетининой Е.В.,

судей Котельниковой Л.П., Шамрай М.С.,

при секретаре Гребенкиной Э.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гулиян Каринэ Вениаминовны к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в страховой стаж периодов работы. обязании назначить страховую пенсию, по апелляционной жалобе Гулиян К.В. на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06 февраля 2019 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия,

установила:

Гулиян К.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в страховой стаж периодов работы. обязании назначить страховую пенсию, указав в обоснование заявленных исковых требований, что в связи с достижением пенсионного возраста 29.06.2018 года обратилась в ГУ в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о назначении страховой пенсии представив вместе с заявлением документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы: документ об образовании, свидетельства о рождении детей, свидетельство о браке.

Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.10.2018 года в назначении страховой пенсии по старости истцу было отказано, при этом не включены в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды: с 05.03.1990г. по 28.04.1994г. и период учебы - с 01.09.1981г. по 26.06.1986г.

Истец считает отказ во включении в стаж периода учебы с 01.09.1981г. по 26.06.1986г. незаконным, поскольку она обучалась на вечернем отделении, что подтверждается приложением к диплому. Трудовой стаж истца за данный период времени подтверждается соответствующими записями в комсомольском билете и профсоюзном билете. С 26.06.1981 года находилась в декретном отпуске, а после событий 1988 года в Азербайджане, была вынуждена уехать в Армению, трудовая книжка осталась на заводе.

Кроме того, если бы истец не была трудоустроена, то согласно ст. 209 действовавшего в тот период времени Уголовного Кодекса РСФСР (действовавшего с 27.10.1960г. по 1.01.1997г.). истец должна была быть привлечена к уголовной ответственности за ведение иного паразитического образа жизни, под которым понималось длительное, более четырех месяцев подряд или в течение года в обшен сложности более четырех месяцев, проживание совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда.

В связи с изложенным, истец просила признать решение ГУ Управления Пенсионного фонда России в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.10.2018г. об отказе в назначении пенсии незаконным в части невключения в трудовой стаж периода обучения с 01.09.1981 г. по 26.06.1986г., включить период работы с 01.09.1981г. по 26.06.1986г. в качестве экономиста планового отдела Судоремонтного завода «им. Парижской коммуны» г. Баку. Азербайджанской ССР, обязать ГУ -Управление Пенсионного фонда России в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону назначить истцу трудовую пенсию с даты обращения за ее назначением - с 29.06.2018г.

Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований истца отказано.

С вынесенным решением суда не согласилась истец, ею подана апелляционная жалоба, в которой истец считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Апеллянт указывает на то, что суд не учел Постановление Совмина СССР от 04.08.1969г. № 907 « О формах и сроках обучения в высших учебных заведениях и о производственной работе и практике студентов», согласно которому вечернее обучение - это форма обучения без отрыва от производства при котором подготовка специалистов проводится путем совмещения работы на предприятиях, в учреждениях и организациях с очными занятиями в вечернее или дневное время, в зависимости от сменности работы обучающихся". При этом, поступающие на обучение без отрыва от производства на специальности, соответствующие характеру их работы в народном хозяйстве, при подаче заявления должны представлять заверенную руководителями предприятия иди учреждения выписку из трудовой или колхозной книжки. Из вышеперечисленного следует, что истец не могла учиться на вечерней форме обучения и не работать. По мнению апеллянта, факт ее обучения на вечернем отделении подтверждается приложением к диплому о высшем образовании (выписка из зачетной ведомости), а также ею был предоставлен профсоюзный билет, выданный 3 октября 1980г. и комсомольский билет от 7 марта 1978г., в котором имеются отметки об уплате взносов учащегося в размере 2 копеек, а с ноября 1980 года по июнь 1987 года взносы, уплачивались с месячного заработка.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, ее представителя, представителя ответчика, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В соответствии со ст. 8 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2).

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 г. составляет 6 лет (ч. 1 ст. 35), начиная с 01.01.2016, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 35).

При этом, как следует из требований ч.3 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ " О страховых пенсиях " с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Таким образом, продолжительность страхового стажа, необходимого истцу для назначения страховой пенсии по старости в 2018 году должна составлять не менее 9 лет, размер индивидуального пенсионного коэффициента не менее 13,8 балла.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 28.12.2013г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (иди) иной деятельности, которые выполнялись па территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 ФЗ «О страховых пенсиях», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 ФЗ «О страховых пенсиях», за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном ст раховании в Российской Федерации».

Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.06.2018 года истец Гулиян К.Б обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». К заявлению были приложены: вкладыш в трудовую книжку № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05.03.1990 года, диплом KB № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, свидетельства о рождении детей, выписка из лицевого счета застрахованного лица Гулиян К.Б.

Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.10.2018 гола истцу в назначении страховой пенсии но старости было отказано, при этом не включены в стаж на соответствующих вилах работ периоды с 05.03.1990г. по 28.04.1994г., период учебы с 01.09.1981г. по 26.06.1986г.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагает, что ответчиком незаконно отказано во включении в страховой стаж периода учебы с 01.09.1981г. по 26.06.1986г., поскольку она обучалась на вечернем отделении Азербайджанского института народного хозяйства им. Д.Буниатзаде, что подтверждается приложением к диплому, при этом, ее трудовой стаж за данный период времени подтверждается соответствующими записями в комсомольском билете и профсоюзном билете. С 26.06.1981 года находилась в декретном отпуске, а после событий 1988 года в Азербайджане, была вынуждена уехать в Армению, а трудовая книжка осталась на заводе.

Согласно части 8 статьи 13 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до 01 января 2015 года и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством, по выбору застрахованного лица.

Названная норма распространяется на порядок исчисления страхового стажа и не меняет правовое регулирование в отношении периодов, подлежащих зачету в страховой стаж.

Это значит, что периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в страховой стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения данной работы (деятельности): с 01 октября 1956 года до 01 января 1992 года - по Закону СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях"; с 01 января 1992 года по 31 декабря 2001 года - по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"; с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года - по Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; с 01 января 2015 года - по Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Поскольку период обучения истца на вечернем отделении Азербайджанского института народного хозяйства им. Д.Буниатзаде, приходится на период с 01.09.1981г. по 26.06.1986г., судебная коллегия полагает, что подлежат применению нормы действующего на тот период пенсионного законодательства, а именно Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590.

Согласно подпункту "и" пункта 109 Положения N 590 кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывались также периоды обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, в том числе, техникумах. При этом данные периоды засчитывались в стаж при назначении пенсии по старости при условии, что этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к" пункта 109 Положения.

Поскольку из материалов дела не усматривается, что до периода обучения у истца имелись периоды работы в качестве рабочего или служащего, то период обучения с 01.09.1981г. по 26.06.1986г., в Азербайджанском институте народного хозяйства им. Д.Буниатзаде, обоснованно не мог быть засчитан судом в страховой стаж.

В соответствии и с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 т. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления пенсии, в том числе страховой и накопительной пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) устанавливается в порядке, определяемом Правительством Россииской Федерации.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Согласно п.6 указанного Приказа предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы докуменгы: а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»; б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.

Правилами также предусмотрено, чю документы о заработке выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и иных документов о выплаченной заработной плате предприятием, учреждением или организацией, в которой работал гражданин, так как исчисление пенсии производится на основании документов, содержащих сведения о фактическом заработ ке гражданина.

При невозможности представления документов о заработке пенсионным законодательством не предусмотрено подтверждение среднемесячного заработка объяснениями лица, либо свидетелей.

Однако, как установлено судом и следует из материалов дела, при обращении за назначением пенсии, равно как и с настоящим иском, в подтверждение факта работы в спорный период с 01.09.1981г. по 26.06.1986г. истец в нарушение требований, предусмотренных ст. 56 ГПК РФ относимых и допустимых доказательств не представила.

Доводы жалобы истца о том. что трудовой стаж в данный период времени подтверждается соответствующими записями в комсомольском билете и профсоюзном билете, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку в соответствии с разъяснениями, данными в письме Минтруда РФ от 27 ноября 2001 года N 8389-ЮЛ. ПФ РФ N ЛЧ-06-27/9704 «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников», при невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинптеля вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника па данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, у чет ные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате груда, приказы и дру гие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Между тем, сведения, содержащиеся в комсомольском билете и профсоюзном билете на имя истца не содержат данных, позволяющих достоверно установить периоды работы истца в должности экономиста планового отдела Судоремонтного завода «им. Парижской коммуны» г. Баку, Азербайджанской ССР, следовательно, указанные документы, не содержат сведения об индивидуальном характере заработка истца в спорный период времени, тогда как пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могуг быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем. что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит ог ряда обстоятельств, таких как количество, отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.

Иных доказательств, подтверждающих осуществление трудовой деятельности истца в спорный период, истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Судебная коллегия отмечает также, что обращаясь в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, истец не представляла ни комсомольский билет, ни профсоюзный билет с целью подтверждения периода работы с 01.09.1981г. по 26.06.1986г. в качестве экономиста планового отдела Судоремонтного завода «им. Парижской коммуны» г. Баку. Азербайджанской ССР и указанный период работы истца не был предметом рассмотрения ответчиком при вынесении Решения ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.10.2018 года, что следует из содержания указанного решения и перечня документов, представленных истцом в пенсионный орган.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган

Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств - участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.

Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашения.

Выносить решения о включении в стаж периодов работы, протекавших в странах бывшего СССР после его распада, органы Пенсионного Фонда РФ не могут без подтверждения факта наличия данного стажа, поскольку у вновь образованных после распада СССР стран появилось свое законодательство как в области трудового, так и в области пенсионного права и делать заключения о соответствии представленных для назначения пенсии документов о работе, протекающей за пределами РФ, работе, дающей право на страховую пенсию по старости, протекавшей в РФ, органы ПФР без заключения компетентного органа иностранного государства не могут, тем более, что вышеуказанной ст. 10 «Соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения государств - участников Содружества Независимых Государств» от 13.03.1992 предусмотрено принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

В этой связи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение обоснованности и достоверности указанных в справках сведений о стаже (или о заработной плате), приобретенных на территории государств - участников соглашений, путем направления соответствующих запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.

При новом установлении пенсии документы, оформленные до распада СССР (до 01.12.1991г.) и содержащиеся в них сведения о трудовом (страховом) стаже за периоды до распада СССР при отсутствии сомнений в достоверности сведений, указанных в документах, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении, так как на всей территории СССР действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и подтверждению сведений, содержащихся в них.

Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже, приобретенном на территории иностранного государства после распада СССР, а также в том случае, если прием на работу осуществлялся до распада СССР, а увольнение после распада СССР, либо документы выданные после распада СССР, подтверждаются в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.8 ст.22 вышеуказанного Закона №400-ФЗ в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Для этого территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации направляют запросы в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.

Письмом Министерства социальной зашиты населения РФ от 31 января 1994г. №N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

В соответствии с п. 2 Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994№ 1-369-18, пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 (в том числе, Азербайджанская Республика), производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При назначении пенсии гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 01.12.1991.

Судебная коллегия полагает, что поскольку истцом при обращении в пенсионный орган не было представлено сведений о том, что она работала в период с 01.09.1981г. по 26.06.1986г. в качестве экономиста планового отдела Судоремонтного завода «им. Парижской коммуны» г. Баку. Азербайджанской ССР, и не представлены трудовая книжка и иные документы, позволяющие пенсионному органу четко установить как сам период работы, так и наименование предприятия, его местонахождение, то у ГУ Управления Пенсионного фонда России в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону отсутствовала обязанность направить запрос в компетентный орган Республики Азербайджан о подтверждении стажа работы истца, что же касается запроса в Республику Армения в отношении иных периодов работы истца, такой запрос пенсионным органом был сделан, что не отрицалось истцом, однако он не касается спорных периодов работы и учебы истца.

При указанных обстоятельствах, оснований для утверждения о том, что ответчиком были нарушены пенсионные нрава истца, не имеется, все действия ответчика произведены им в рамках предоставленных ему законом полномочий, о порядке реализации которых истцу были даны соответствующие разъяснения, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Гулиян К.Б. у суда не имелось.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что ответчиком на момент обращения истца в пенсионный орган за назначением страховой пенсии было обоснованно отказано в ее назначении, а повторного заявления истцом не подано, оснований полагать, что ответчиком нарушены пенсионные права истца, подлежащие восстановлению только в судебном порядке, по мнению судебной коллегии, не имеется.

При этом при рассмотрении споров, связанных с реализацией гражданами права на пенсионное обеспечение, суд не вправе подменять решения и действия уполномоченных органов и должностных лиц Пенсионного фонда РФ, в чьей компетенции находится решение вопросов, связанных с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц и назначением пенсии.

В данном случае судом первой инстанции было учтено, что суд, разрешая заявленные истцом требования, проверяет законность действий пенсионного органа на момент обращения гражданина за назначением пенсии и законность отказа в ее назначении. При этом суд даже при установлении наличия у истца соответствующего права на назначение пенсии в ходе рассмотрения дела в суде в силу действующих положений Конституции РФ не вправе вторгаться в компетенцию исполнительной власти, подменяя своим решением полномочия органа исполнительной власти.

Истец не лишена права обратиться повторно в ГУ Управления Пенсионного фонда России в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону по вопросу назначения ей страховой пенсии, представив все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ст. 21 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», подтверждающих спорные периоды работы и учебы истца.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, аналогичны процессуальной позиции истца в суде первой инстанции и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гулиян К.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 апреля 2019 года