УИД 61RS0008-01-2023-001224-22
Судья Цмакалова Н.В. Дело № 33а-250/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Москаленко Ю.М.,
судей Гречко Е.С., Кулинича А.П.,
при ведении протокола помощником судьи Зайцевым С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краснодарской таможни к Бабкину Сергею Валерьевичу о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, пени, по встречному административному исковому заявлению Бабкина Сергея Валерьевича к Краснодарской таможне о признании незаконными решений, по апелляционной жалобе Бабкина Сергея Валерьевича на решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Гречко Е.С., судебная коллегия по административным делам
установила:
Краснодарская таможня обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что гражданином Российской Федерации Бабкиным С.В. с территории Республики Абхазия на территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в Российскую Федерацию осуществлен ввоз транспортных средств: легкового автомобиля NISSAN PRESIDENT, 2007 года выпуска, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; легкового автомобиля NISSAN STAGEA, 2005 года выпуска, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; легкового автомобиля NISSAN STAGEA, 2005 года выпуска, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
19 сентября 2020 года Бабкиным С.В. на таможенном посту МАПП Адлер Краснодарской таможни в целях совершения таможенных операций по таможенному декларированию транспортного средства международной перевозки – легкового автомобиля NISSAN PRESIDENT, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, зарегистрировано в РЭО УГАИ МВД Республики Абхазия, подана таможенная декларация на транспортное средство НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Согласно сведениям, указанным в таможенной декларации, международную перевозку должно было осуществить ООО «Эра-2020», с которым Бабкин С.В. состоял в трудовых отношениях в должности водителя на основании трудового договора от 19 сентября 2020 года № 31-1. Лицом, ответственным за использование транспортного средства, указан Бабкин С.В., который и заполнял таможенную декларацию. Таможенным органом установлен срок временного ввоза до 29 сентября 2020 года.
Фактическое управление данным транспортным средством, равно как и совершение таможенных операций, направленных на его временный ввоз, осуществлялось Бабкиным С.В. Право управления указанным транспортным средством Бабкину С.В. предоставлено ООО «Эра-2020».
В установленный таможенным органом срок – 29 сентября 2020 года, равно как и в срок, указанный в командировочном удостоверении – 19 октября 2020 года, транспортное средство NISSAN PRESIDENT, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, за пределы Российской Федерации не вывезено, что подтверждается сведениями, внесенными в базу АС «Авто-Транспорт».
Кроме того, Бабкиным С.В. на таможенном посту МАПП Адлер Краснодарской таможни в целях совершения таможенных операций по таможенному декларированию транспортного средства международной перевозки – легкового автомобиля NISSAN STAGEA, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, зарегистрировано в РЭО УГАИ МВД Республики Абхазия, подана таможенная декларация на транспортное средство НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Согласно заявленным в таможенной декларации сведениям международную перевозку должно было осуществить ООО «Эра-2020», с которым Бабкин С.В. состоял в трудовых отношениях в должности водителя на основании трудового договора от 27 сентября 2020 года № 46-1. Лицом, ответственным за использование транспортного средства, указан Бабкин С.В., который и заполнял таможенную декларацию. Таможенным органом установлен срок временного ввоза до 8 октября 2020 года.
Фактическое управление данным транспортным средством, а также совершение таможенных операций, направленных на его временный ввоз, осуществлялось Бабкиным С.В. Право управления указанным транспортным средством Бабкину С.В. предоставлено ООО «Эра-2020».
В установленный таможенным органом срок – 8 октября 2020 года, равно как и в срок, указанный в командировочном удостоверении – 28 октября 2020 года, автомобиль NISSAN STAGEA, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, за пределы Российской Федерации не вывезен, что подтверждается сведениями, внесенными в базу АС «Авто-Транспорт».
Также Бабкиным С.В. на таможенном посту МАПП Адлер Краснодарской таможни в целях совершения таможенных операций по таможенному декларированию транспортного средства международной перевозки – легкового автомобиля NISSAN STAGEA, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, подана таможенная декларация на транспортное средство НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Согласно указанным в таможенной декларации сведениям международную перевозку должно было осуществить ООО «Абхаз Авто Люкс», с которым Бабкин С.В. состоял в трудовых отношениях в должности водителя на основании трудового договора от 11 февраля 2021 года № 43-1. Лицом, ответственным за использование транспортного средства, указан Бабкин С.В., который и заполнял таможенную декларацию. Таможенным органом установлен срок временного ввоза до 29 сентября 2020 года.
Фактическое управление данным транспортным средством, также как и совершение таможенных операций, направленных на его временный ввоз, осуществлялось Бабкиным С.В. Право управления указанным транспортным средством Бабкину С.В. предоставлено ООО «Эра-2020».
В установленный таможенным органом срок – 21 февраля 2021 года, равно как и в срок, указанный в командировочном удостоверении – 13 марта 2021 года, транспортное средство NISSAN STAGEA, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, за пределы Российской Федерации вывезено не было, что подтверждается сведениями, внесенными в базу АС «Авто-Транспорт».
В ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено, что при перемещении на таможенную территорию ЕАЭС вышеназванных транспортных средств Бабкиным С.В. в таможенные органы представлены недействительные документы, содержащие фиктивные сведения о цели ввоза транспортных средств.
Таким образом, по мнению административного истца, Бабкин С.В. в нарушение требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, переместил через таможенную границу Евразийского экономического союза транспортные средства с использованием недействительных документов, содержащих фиктивные сведения о цели их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС.
На основании решений по результатам таможенного контроля от 31 августа 2022 года № 10309000/210/310822/Т000064/001, № 10309000/210/310822/Т000064/002, № 10309000/210/310822/Т000064/003 в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» составлены расчеты таможенных пошлин, налогов от 6 сентября 2022 года № 10309000/060922/0000049, от 7 сентября 2022 года №№ 10309000/070922/0000053, 10309000/070922/0000054.
В соответствии со статьей 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, пени от 7 сентября 2022 года № 10309000/У2022/0004633 на сумму 946 066,16 руб. (в том числе недоимка – 820 604,81 руб., пени – 125 461,35 руб.), от 7 сентября 2022 года № 10309000/У2022/0004634 на сумму 2 157 834,67 руб. (в том числе недоимка – 1 869 952,80 руб., пени – 287 881,87руб.), от 7 сентября 2022 года № 10309000/У2022/0004635 на сумму 939 876,77 руб. (в том числе недоимка – 826 749,82 руб., пени – 113 126,95 руб.) направлены письмом от 8 сентября 2022 года № 15-07/24173 заказной корреспонденцией по адресу регистрации Бабкина С.В.
Сроки добровольной уплаты по вышеуказанным уведомлениям, установленные статьей 73 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ), истекли 11 октября 2022 года, однако задолженность по уплате таможенных платежей, пеней Бабкиным С.В. не погашена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые требования по мотивам принятия Краснодарской таможней решения о прекращении обязанности Бабкина С.В. по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней по требованию № 10309000/У2022/0004633 в связи с задержанием транспортного средства, административный истец просил суд взыскать с Бабкина С.В. в пользу Краснодарской таможни задолженность по уплате таможенных платежей в размере 2 696 702,21 руб. и пени по состоянию на 14 июня 2023 года в размере 968 799,56 руб., а также пени на дату погашения основного долга по уплате таможенных платежей.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 1 февраля 2023 года, резолютивная часть которого объявлена 26 января 2023 года, административное дело передано в Ростовский областной суд для направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
На основании определения председателя судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 7 марта 2023 года указанное дело направлено для рассмотрения в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела Бабкиным С.В. предъявлено встречное административное исковое заявление, в котором он просил восстановить срок на обжалование ненормативного акта, предусмотренного статьей 358 ТК ЕАЭС, и признать незаконными решения Краснодарской таможни от 31 августа 2022 года № 10309000/210/310822/Т000064/001, № 10309000/210/310822/Т000064/002, № 10309000/210/310822/Т000064/003.
В обоснование встречных административных исковых требований Бабкин С.В. сослался на то, что в отношении автомобиля NISSAN STAGEA, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, Краснодарской таможней принято решение о прекращении обязанности Бабкиным С.В. по уплате таможенных платежей, пеней на сумму 985 291,07 руб., в связи с чем решение Краснодарской таможни в части начисления таможенных платежей, подлежащих уплате по указанному автомобилю, является незаконным.
Бабкин С.В. также указывает, что автомобиль NISSAN PRESIDENT, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, согласно ответу Южного таможенного управления от 31 августа 2022 года № 01-34/Т-0671, задержан 19 апреля 2022 года при пересечении границы, а автомобиль NISSAN STAGEA, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, согласно ответу Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы от 26 декабря 2022 года № 092-19/24035, вывезен обратно в Республику Абхазия 11 февраля 2021 года.
Также Бабкин С.В. обращает внимание на то, что при оформлении таможенной декларации ему не было и не могло быть известно о том, что представленные им таможенному органу документы являлись недействительными.
Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 сентября 2023 года административные исковые требования Краснодарской таможни удовлетворены.
Суд взыскал с Бабкина С.В. в пользу Краснодарской таможни таможенный платеж по уведомлению от 7 сентября 2022 года № 10309000/У2022/0004634 в размере 1 869 952,80 руб., пени по состоянию на 14 июня 2023 года в размере 681 600,43 руб., таможенный платеж по уведомлению от 7 сентября 2022 года № 10309000/У2022/0004635 в размере 862 749,41 руб., пени по состоянию на 14 июня 2023 года в размере 287 199,13 руб., а всего 3 665 501,77 руб.
Кроме того, суд взыскал с Бабкина С.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 26 528 руб.
В удовлетворении встречного административного искового заявления Бабкина С.В. к Краснодарской таможне о признании незаконными решений от 31 августа 2022 года судом отказано.
В апелляционной жалобе Бабкин С.В., считая решение суда незаконным, принятым при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также неправильном применении норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Бабкин С.В., повторяя позицию, изложенную во встречном административном исковом заявлении, указывает на то, что решение Краснодарской таможни в части начисления таможенных платежей, подлежащих уплате по автомобилю NISSAN STAGEA, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, является незаконным, поскольку Краснодарской таможней принято решение о прекращении обязанности Бабкиным С.В. по уплате таможенных платежей, пеней на сумму 985 291,07 руб. по указанному автомобилю.
При этом заявитель апелляционной жалобы отмечает, что автомобиль NISSAN PRESIDENT, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, был изъят сотрудниками таможни 10 июня 2022 года, что является основанием для прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин.
Нарушение сроков временного ввоза автомобиля и наличие требования таможенного органа об уплате таможенных пошлин не может являться безусловным основанием для уплаты таможенных пошлин, поскольку с учетом задержания и изъятия автомобиля уполномоченным органом в ходе проверки, дознания или следствия, просрочка вывоза автомобиля предполагает административную ответственность для декларанта, а не обязательства по уплате таможенных пошлин.
Кроме того, Бабкин С.В. считает, что судом не принят во внимание тот факт, что он является наемным работником и выполняет указания работодателя, что не свидетельствует о том, Бабкин С.В. не встречался с пассажирами и не осуществлял их перевозку.
Заявитель апелляционной жалобы также ссылается на то, что при проведении таможенного контроля он не был опрошен таможенным органом на предмет того, было ли ему известно, что представленные им при декларировании транспортных средств документы, являются недействительными. Таможенным органом не направлены материалы проверки в уполномоченный орган для проведения процессуальной проверки и установления лица, изготовившего эти документы.
В апелляционной жалобе Бабкин С.В. также отмечает, что ему незаконно начислены пени за просрочку уплаты пошлин в период действия ограничений по начислению пени согласно мораторию, введенному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года № 497 в течение 6 месяцев с 28 марта 2022 года.
Также заявитель обращает внимание на то, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что размер начисленных пеней явно несоразмерен последствиям нарушения обязательств, поскольку транспортные средства, хоть и с нарушением срока, но вывезены, не применены положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу Краснодарская таможня просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Бабкина С.В. – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились Бабкин С.В. и его представитель – адвокат Ахмедова Ф.Н., действующая на основании доверенности и ордера, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили удовлетворить.
Представитель Краснодарской таможни Гришко Н.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам не находит в данном деле оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований таможенного органа, суд первой инстанции исходил из того, что Бабкиным С.В. временно ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза для использования в целях международных перевозок транспортные средства, которые были помещены под таможенный режим временного ввоза без уплаты таможенных платежей. При этом действия Бабкина С.В. не были направлены на исполнение представленных договоров, услуги по перевозке граждан осуществлены не были, с лицами, которым согласно позиции административного ответчика, должны были быть оказаны соответствующие услуги, Бабкин С.В. не встречался, международную перевозку пассажиров по маршруту, указанному в командировочном удостоверении и путевом листе, не осуществил, транспортные средства в Республику Абхазия в установленный срок не вывез, о наличии каких-либо уважительных причин невывоза таможенному органу не сообщил.
Суд первой инстанции также указал, что поскольку автомобиль NISSAN PRESIDENT, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, не задерживался в порядке, предусмотренном главой 51 ТК ЕАЭС, оснований для прекращения обязанности Бабкина С.В. по уплате таможенных пошлин и пени не усматривается, и по административному делу не установлены обстоятельства, предусмотренные пунктом 3 статьи 56 ТК ЕАЭС.
Отказывая в удовлетворении встречного административного искового заявления Бабкина С.В. к Краснодарской таможне, суд первой инстанции указал на то, что каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, предусмотренного для обжалования решений Краснодарской таможни, с учетом сведений о дате направления указанных решений Бабкину С.В., истечения срока хранения почтового отправления Краснодарской таможни, содержащего обжалуемые решения, - 8 октября 2022 года, а также обращения со встречным исковым заявлением лишь в 2023 году, в суд не представлено. При этом суд отметил, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они являются верными, основанными на материалах административного дела и постановленными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Порядок перемещения через таможенную границу ЕАЭС транспортных средств международной перевозки регулируется главой 38 ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза – это перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или не декларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары (пункт 2 статьи 56 ТК ЕАЭС).
При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза (пункт 4 статьи 56 ТК ЕАЭС).
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под следующие таможенные процедуры: при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 6 статьи 56 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза исчисляются в соответствии с настоящей главой с учетом пункта 7 настоящей статьи, а если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах, также с учетом пункта 8 настоящей статьи.
В соответствии с положениями статьи 273 ТК ЕАЭС временно ввозимые транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Временно ввезенные транспортные средства международной перевозки до истечения срока, установленного (продленного) в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса, подлежат обратному вывозу с таможенной территории Союза либо помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
Из пункта 2 статьи 275 ТК ЕАЭС следует, что временно ввезенные транспортные средства международной перевозки должны находиться в фактическом владении и пользовании лиц, осуществляющих их ввоз на таможенную территорию Союза, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящей статьей допускается передача таких транспортных средств иным лицам.
На таможенной территории Союза не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 настоящей статьи; передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (субаренду) (пункт 4 статьи 275 ТК ЕАЭС).
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении временно ввозимых (временно ввезенных) транспортных средств международной перевозки возникает у декларанта временно ввозимого транспортного средства международной перевозки - с момента регистрации таможенным органом декларации на транспортное средство (подпункт 1 пункта 1 статьи 279 ТК ЕАЭС).
По правилам статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Определение таможенной проверки закреплено в статье 331 ТК ЕАЭС, согласно которой таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании. Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов. Таможенная проверка может быть камеральной или выездной.
Правила проведения камеральной таможенной проверки определены статьей 332 ТК ЕАЭС, из которой следует, что камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19 сентября 2020 года Бабкиным С.В. на таможенном посту МАПП Адлер Краснодарской таможни в целях совершения таможенных операций по таможенному декларированию транспортного средства международной перевозки – легкового автомобиля NISSAN PRESIDENT, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, зарегистрировано в РЭО УГАИ МВД Республики Абхазия, подана таможенная декларация на транспортное средство № 10318020/190920/300113681.
Согласно сведениям, указанным в таможенной декларации, международную перевозку должно было осуществить ООО «Эра-2020», с которым Бабкин С.В. состоял в трудовых отношениях в должности водителя на основании трудового договора от 19 сентября 2020 года № 31-1. Лицом, ответственным за использование транспортного средства, указан Бабкин С.В., который и заполнял таможенную декларацию. Таможенным органом установлен срок временного ввоза до 29 сентября 2020 года.
Фактическое управление данным транспортным средством, равно как и совершение таможенных операций, направленных на его временный ввоз, осуществлялось Бабкиным С.В. Право управления указанным транспортным средством Бабкину С.В. предоставлено ООО «Эра-2020».
В установленный таможенным органом срок – 29 сентября 2020 года, равно как и в срок, указанный в командировочном удостоверении – 19 октября 2020 года, транспортное средство NISSAN PRESIDENT, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, за пределы Российской Федерации не вывезено, что подтверждается сведениями, внесенными в базу АС «Авто-Транспорт».
Как следует из ответа Южного таможенного управления от 26 декабря 2022 года № 092-19/24035, указанное транспортное средство вывезено обратно в Республику Абхазия 14 апреля 2022 года.
Кроме того, Бабкиным С.В. на таможенном посту МАПП Адлер Краснодарской таможни в целях совершения таможенных операций по таможенному декларированию транспортного средства международной перевозки – легкового автомобиля NISSAN STAGEA, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, зарегистрировано в РЭО УГАИ МВД Республики Абхазия, подана таможенная декларация на транспортное средство № 10318020/280920/300121547.
Согласно заявленным в таможенной декларации сведениям международную перевозку должно было осуществить ООО «Эра-2020», с которым Бабкин С.В. состоял в трудовых отношениях в должности водителя на основании трудового договора от 27 сентября 2020 года № 46-1. Лицом, ответственным за использование транспортного средства, указан Бабкин С.В., который и заполнял таможенную декларацию. Таможенным органом установлен срок временного ввоза до 8 октября 2020 года.
Фактическое управление данным транспортным средством, а также совершение таможенных операций, направленных на его временный ввоз, осуществлялось Бабкиным С.В. Право управления указанным транспортным средством Бабкину С.В. предоставлено ООО «Эра-2020».
В установленный таможенным органом срок – 8 октября 2020 года, равно как и в срок, указанный в командировочном удостоверении – 28 октября 2020 года, автомобиль NISSAN STAGEA, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, за пределы Российской Федерации не вывезен, что подтверждается сведениями, внесенными в базу АС «Авто-Транспорт».
Также Бабкиным С.В. на таможенном посту МАПП Адлер Краснодарской таможни в целях совершения таможенных операций по таможенному декларированию транспортного средства международной перевозки – легкового автомобиля NISSAN STAGEA, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, подана таможенная декларация на транспортное средство № 10318020/110221/300026577.
Согласно указанным в таможенной декларации сведениям международную перевозку должно было осуществить ООО «Абхаз Авто Люкс», с которым Бабкин С.В. состоял в трудовых отношениях в должности водителя на основании трудового договора от 11 февраля 2021 года № 43-1. Лицом, ответственным за использование транспортного средства, указан Бабкин С.В., который и заполнял таможенную декларацию. Таможенным органом установлен срок временного ввоза до 29 сентября 2020 года.
Фактическое управление данным транспортным средством, равно как и совершение таможенных операций, направленных на его временный ввоз, осуществлялось Бабкиным С.В. Право управления указанным транспортным средством Бабкину С.В. предоставлено ООО «Эра-2020».
В установленный таможенным органом срок – 21 февраля 2021 года, равно как и в срок, указанный в командировочном удостоверении – 13 марта 2021 года, транспортное средство NISSAN STAGEA, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, за пределы Российской Федерации вывезено не было, что подтверждается сведениями, внесенными в базу АС «Авто-Транспорт».
Согласно ответу Южного таможенного управления от 26 декабря 2022 года № 092-19/24035 вышеназванное транспортное средство вывезено обратно в Республику Абхазия 6 февраля 2021 года.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено, что Бабкин С.В. в нарушение требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, переместил через таможенную границу Евразийского экономического союза транспортные средства с использованием недействительных документов, содержащих фиктивные сведения о цели их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС.
На основании решений по результатам таможенного контроля от 31 августа 2022 года № 10309000/210/310822/Т000064/001, № 10309000/210/310822/Т000064/002, № 10309000/210/310822/Т000064/003 в соответствии со статьей 74 Федерального закона № 289-ФЗ составлены расчеты таможенных пошлин, налогов от 6 сентября 2022 года № 10309000/060922/0000049, от 7 сентября 2022 года №№ 10309000/070922/0000053, 10309000/070922/0000054.
В соответствии со статьей 55 ТК ЕАЭС уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, пени от 7 сентября 2022 года № 10309000/У2022/0004633 на сумму 946 066,16 руб. (в том числе недоимка – 820 604,81 руб., пени – 125 461,35 руб.), от 7 сентября 2022 года № 10309000/У2022/0004634 на сумму 2 157 834,67 руб. (в том числе недоимка – 1 869 952,80 руб., пени – 287 881,87 руб.), от 7 сентября 2022 года № 10309000/У2022/0004635 на сумму 939 876,77 руб. (в том числе недоимка – 826 749,82 руб., пени – 113 126,95 руб.) направлены письмом от 8 сентября 2022 года № 15-07/24173 заказной корреспонденцией по адресу регистрации Бабкина С.В.
Судом также установлено, что 7 июня 2023 года Краснодарской таможней принято решение № 10309000/070623/Иск-00051 о прекращении обязанности Бабкина С.В. по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней по требованию № 10309000/У2022/0004633 в связи с задержанием транспортного средства NISSAN STAGEA, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Выявленные обстоятельства подтверждаются материалами камеральной таможенной проверки, решения по результатам которой оспариваются Бабкиным С.В. во встречном административном исковом заявлении к таможенному органу.
Из материалов дела также следует, что уведомление о проведении камеральной таможенной проверки от 27 апреля 2022 года № 12-16/11105 направлено в адрес Бабкина С.В. 27 апреля 2022 года, акт камеральной проверки от 15 июля 2022 года № 10309000/210/150722/А000064 – 21 июля 2022 года.
Копии решений по результатам таможенного контроля от 31 августа 2022 года №№ 10309000/210/310822/Т000064/001, 10309000/210/310822/Т000064/002, 10309000/210/310822/Т000064/003 направлены Бабкину С.В. 1 сентября 2022 года.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования Краснодарской таможни, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что обязанность Бабкина С.В. по уплате в установленный срок сумм таможенных пошлин и пени, исчисленных таможенным органом в уведомлениях от 7 сентября 2022 года № 10309000/У2022/0004634 и № 10309000/У2022/0004635, не исполнена, расчет сумм (основного долга и пени), подлежащих взысканию, произведен верно, процедура и сроки обращения в суд Краснодарской таможней соблюдены.
С данными выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку по результатам таможенного контроля уполномоченный орган в соответствии с нормами действующего законодательства в рамках предоставленных ему полномочий провел проверку, в ходе которой установил факт незаконного ввоза товара; в пределах предоставленных ему полномочий исчислил подлежащие уплате обязательные платежи и санкции.
Отношения, возникающие в связи с таможенным декларированием товаров, являются публично-правовыми отношениями, и каждая сторона должна осознавать потенциальные последствия совершения ею юридически значимых действий. Вступая в таможенные правоотношения, декларант, к числу которых относится административный ответчик Бабкин С.В., принимает на себя определенные публичные обязательства и несет риск ответственности за несоблюдение требований таможенного законодательства.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что вышеуказанные транспортные средства международной перевозки ввезены по недействительным документам, содержащим фиктивные сведения о цели ввоза данных транспортных средств, что подтверждается материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы Бабкина С.В. о том, что он является наемным работником и выполняет указания работодателя, а также о том, что при проведении таможенного контроля он не был опрошен таможенным органом на предмет недействительности представленных им при декларировании транспортных средств документов, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, учитывая наличие трудовых отношений между Бабкиным С.В. и ООО «Эра-2020», а также ООО «Абхаз Авто Люкс», ему должно было быть известно об истинных целях ввоза транспортных средств международной перевозки.
При этом судебная коллегия учитывает, что Бабкиным С.В. не оспаривались обстоятельства того, что его действия не были направлены на исполнение обязательств международных перевозок пассажиров, а об уважительных причинах невывоза транспортных средств международной перевозки в установленный срок Бабкиным С.В. в ходе проведения камеральной таможенной проверки также не сообщено.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 84 ТК ЕЭАС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении встречного административного искового заявления Бабкина С.В. к таможенному органу по причине пропуска срока обжалования решений Краснодарской таможни, поскольку оспариваемые решения Бабкину С.В. были направлены в 2022 году, тогда как административное исковое заявление об оспаривании указанных решений таможенного органа впервые подано Бабкиным С.В. только 11 июля 2023 года, при этом доказательств уважительности причин пропуска такого срока Бабкиным С.В. не представлено, и материалы дела не содержат.
При этом факт вынесения таможенным органом решения о прекращении обязанности Бабкиным С.В. по уплате таможенных платежей, пеней на сумму 985 291,07 руб. не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения от 31 августа 2022 года № 10309000/210/310822/Т000064/001.
Правомерность требований таможенного органа о взыскании с Бабкина С.В. таможенных платежей и пени за нарушение сроков вывоза транспортных средств международной перевозки, а также произведенный таможенным органом расчет задолженности не вызывает у судебной коллегии сомнений, поскольку они основаны на обстоятельствах, которые подтверждаются материалами дела, расчет осуществлен в соответствии с положениями Федерального закона № 289-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что автомобиль NISSAN PRESIDENT, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, был изъят у владельца и задержан, в связи с чем имеются основания для прекращения обязанности Бабкина С.В. по уплате таможенных пошлин и пеней, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с положениями подпункта 5 пункта 3 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза прекращается у лиц, незаконно перемещающих товары, в случае задержания таможенным органом товаров в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 379 ТК ЕАЭС товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений либо которые являются такими предметами, но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (в ходе ведения административного процесса), в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 12, пунктом 10 статьи 88, пунктом 5 статьи 98, пунктом 3 статьи 101, пунктом 3 статьи 113, пунктом 5 статьи 133, пунктом 5 статьи 139, пунктом 6 статьи 152, пунктами 5 и 6 статьи 161, пунктом 12 статьи 205, пунктами 3 и 4 статьи 207, пунктом 3 статьи 215, пунктом 4 статьи 240, пунктом 6 статьи 246, пунктом 5 статьи 258, пунктом 7 статьи 259, пунктами 5 и 12 статьи 264, пунктом 7 статьи 286 и пунктом 9 статьи 393 настоящего Кодекса, задерживаются таможенными органами.
Из материалов дела следует, что 10 июня 2022 года должностным лицом отдела организации дознания Южной оперативной таможни выемка автомобиля NISSAN PRESIDENT, государственный регистрационный знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, произведена в рамках уголовного дела.
Ссылка административного ответчика на подпункт 6 пункта 3 статьи 56 ТК ЕАЭС также не свидетельствует о задержании транспортного средства в порядке главы 51 ТК ЕАЭС, поскольку изъятый в ходе производства по уголовному делу автомобиль не размещался на временное хранение и не помещался под одну из таможенных процедур.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вышеуказанный автомобиль не задерживался в порядке, предусмотренном главой 51 ТК ЕАЭС, и поскольку по административному делу не установлены обстоятельства, предусмотренные пунктом 3 статьи 56 ТК ЕАЭС, у Бабкина С.В. имеется обязанность по уплате таможенных пошлин и пени.
Относительно доводов апелляционной жалобы Бабкина С.В. о необоснованном начислении пеней в период действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года № 497, судебная коллегия отмечает, что в отношении Бабкина С.В. данные положения не применимы, поскольку касаются моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. При этом следует отметить, что в данном случае Бабкин С.В. действовал не в качестве индивидуального предпринимателя, а как физическое лицо, что подтверждается заявленным им в Арбитражном суде Ростовской области ходатайством, а также послужило основанием для передачи данного административного дела по подсудности в суд общей юрисдикции.
Довод апелляционной жалобы о неприменении судом первой инстанции положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации о снижении размера начисленных пеней не свидетельствует о незаконности постановленного судебного акта.
При этом судебная коллегия учитывает, что в соответствии с частью 9 статьи 72 Федерального закона № 289-ФЗ уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению.
Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бабкина Сергея Валерьевича – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Москаленко Ю.М.
Судья Гречко Е.С.
Судья Кулинич А.П.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 января 2024 года.