НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 09.08.2021 № 33А-13355/2021

УИД 61RS0022-01-2021-000507-41

Судья: Фатыхова Е.М. Дело № 33а-13355/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 августа 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Сачкова А.Н.

судей: Медведева С.Ф., Зенько Н.В.

при секретаре: Горбатько А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Региональной общественной организации «Федерация авиамодельного спорта Ростовской области «АС-ДОН» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность, исключении из единого государственного реестра юридических лиц, по апелляционной жалобе Региональной общественной организации «Федерация авиамодельного спорта Ростовской области «АС-ДОН» на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 8 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Медведева С.Ф., судебная коллегия по административным делам

установила:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее – ГУ Минюста России по Ростовской области) обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать Региональную общественную организацию «Федерация авиамодельного спорта Ростовской области «АС-ДОН» (далее – РОО «ФАС РО «АС-ДОН») прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований ГУ Минюста России по Ростовской области указано, что организация зарегистрирована в УФНС России по Ростовской области 21 апреля 2011 года, с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ. В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций ГУ Минюста России по Ростовской области организация внесена за учетным номером 6154114930.

ГУ Минюста России по Ростовской области указало, что РОО «ФАС РО «АС-ДОН» в нарушение абз. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях) в период с 2014 года не представляла уполномоченному органу сведения о продолжении своей деятельности, уклоняясь от выполнения законной обязанности в течение длительного периода времени.

Указанное нарушение, по мнению административного истца, влечет возникновение основания для применения к РОО «ФАС РО «АС-ДОН» санкции, предусмотренной законом, в виде признания данной организации прекратившей свою деятельность и исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 8 февраля 2021 года требования административного иска ГУ Минюста России по Ростовской области удовлетворены.

Суд ликвидировал РОО «ФАС РО «АС-ДОН» и исключил её из единого государственного реестра юридических лиц.

В апелляционной жалобе президент РОО «ФАС РО «АС-ДОН» просит отменить решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 8 февраля 2021 года, как незаконное, необоснованное, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ГУ Минюста России по Ростовской области, повороте исполнения решения суда, признав недействительным исключение РОО «ФАС РО «АС-ДОН» из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что единственным основанием для ликвидации РОО «ФАС РО «АС-ДОН» является непредставление организацией информации о продолжении своей деятельности. По мнению заявителя жалобы, указанное нарушение не является существенным и не может повлечь за собой применение санкции в виде ликвидации юридического лица.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что деятельность организации фактически не прекращалась, организация выполняет предусмотренные уставом функции и играет социально значимую роль.

Также заявитель апелляционной жалобы указывает, что не был извещен о времени и месте рассмотрения дела и не имел возможности участвовать в рассмотрении дела. У организации не имелось возможности предоставить суду вышеназванные доказательства, которые подтверждают деятельность организации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции руководитель Федерации авиамодельного спорта РОО «ФАС РО «АС-ДОН» Курасов А.Г. и представитель административного ответчика Семак Д.С. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ГУ Минюста России по Ростовской области.

Дело рассмотрено в порядке ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в отсутствие представителя административного истца ГУ Минюста России по Ростовской области, извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями ст.310 КАС РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Удовлетворяя требования административного иска ГУ Минюста России по Ростовской области, суд первой инстанции исходил из того, что РОО «ФАС РО «АС-ДОН» не выполняла возложенную на нее обязанность по предоставлению сведений о своей деятельности в течении длительного периода времени, что является основанием для признания данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и её исключения из единого государственного реестра юридических лиц.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Законом об общественных объединениях.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях, общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Частью 3 статьи 32 Закона об общественных объединениях предусмотрено, что некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 года №14-П указано, что, исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду – с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федера от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Судебной коллегией установлено, что 21 апреля 2011 года УФНС России по Ростовской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации РОО «ФАС РО «АС-ДОН» ОГРН 1116100001148, ИНН 6154114930.

В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций ГУ Минюста России по Ростовской организация внесена за учетным № 6112011620.

В подтверждение позиции о фактическом осуществлении своей деятельности РОО «ФАС РО «АС-ДОН» представлены: документ о государственной аккредитации, подтверждающий наличие статуса региональной спортивной федерации Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области № 35 от 15 августа 2016 года (л.д. 61), приказ Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области № 285 от 7 октября 2020 года об аккредитации РОО «ФАС РО «АС-ДОН» на срок с 8 октября 2020 года по 7 октября 2024 года (л.д. 62-63), декларация по страховым взносам за 2020 год, поданная в ИФНС России по г. Таганрогу (л.д. 64-70), протокол № 1/03-2019 общего собрания членов РОО «ФАС РО «АС-ДОН» от 12 марта 2019 года (л.д. 71-72); платежное поручение № 1 от 25 января 2019 года об уплате членского взноса в Федерацию авиамодельного спорта России за 2019 год (л.д. 73).

Исходя из представленных административным ответчиком документов, судебная коллегия усматривает, что РОО «ФАС РО «АС-ДОН» фактически осуществляет свою деятельность в сфере авиамодельного спорта.

При этом каких-либо существенных нарушений закона со стороны РОО «ФАС РО «АС-ДОН» не установлено, а по своему характеру, нарушения, на которые ссылается административный истец в обоснование заявленных требований, не являются неустранимыми и столь значительными, чтобы применить к юридическому лицу наиболее строгую меру ответственности.

Сам по себе факт непредоставления документов общественной организацией регистрирующему органу либо неисполнение обязанности по ежегодному информированию органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, без учета иных, имеющих существенное значение для дела обстоятельств, не может расцениваться как неоднократное либо грубое нарушение закона.

При таких обстоятельствах, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановленное судом решение об удовлетворении требований ГУ Минюста России по Ростовской области о ликвидации РОО «ФАС РО «АС-ДОН» и исключении её из ЕГРЮЛ является неверным и подлежит отмене в силу п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Судебная коллегия не усматривает оснований для применения поворота исполнения решения суда по настоящему административного делу. Вместе с тем считает необходимым разъяснить РОО «ФАС РО «АС-ДОН», что организация не лишена возможности обращения в суд первой инстанции с заявлением о повороте исполнения судебного акта в порядке п. 2 ст. 362 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 8 февраля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Региональной общественной организации «Федерация авиамодельного спорта Ростовской области «АС-ДОН» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность, исключении из единого государственного реестра юридических лиц – отказать.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: А.Н. Сачков

Судьи: С.Ф. Медведев

Н.В. Зенько

Мотивированное апелляционное определение составлено 23 августа 2021 года.