НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 07.12.2020 № 2-759/19

Судья Мамонова Е.А. дело № 33-13325/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 декабря 2020г. г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Татуриной С.В.,

судей Щетининой Е.В., Тактаровой Н.П.,

при секретаре Иванкович В.В..

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-759/2019 по иску Чистякова С.В. к Ростовской таможне, Федеральной таможенной службе (ФТС России) о признании незаконным и отмене приказа о дисциплинарном взыскании, компенсации морального вреда, 3-лицо Южное таможенное управление по апелляционным жалобам Ростовской таможни, Федеральной таможенной службы (ФТС России) на решение Октябрьского районного суда Ростовской области от 26 июля 2019г. Заслушав доклад судьи Щетининой Е.В., судебная коллегия

установила:

Чистяков С.В. обратился в суд с иском к Таганрогской таможне о признании незаконным и отмене приказа о дисциплинарном взыскании, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что с августа 2003г. по настоящее время истец проходит службу в таможенных органах Российской Федерации на различных должностях и в разных структурных подразделениях Южного таможенного управления.

Истец проходит службу в Таганрогской таможне: с 23.06.2017г. в должности начальника таможенного поста Морской порт Таганрог, с 08.02.2018 г. - начальника таможенного поста МАПП Куйбышево.

Приказом и.о. начальника Таганрогской таможни от 07.03.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Чистяков С.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора за непринятие своевременных мер по уведомлению представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения в связи с прохождением братом истца ФИО11 службы в должности заместителя начальника организационно-инспекторской службы – начальника отдела инспектирования деятельности таможенных органов Южного таможенного управления.

Чистяков С.В. считает привлечение его к дисциплинарной ответственности незаконным, поскольку он не совершал вменяемого ему дисциплинарного проступка, ссылаясь на то, что между ним и его братом отсутствует прямая подчиненность и подконтрольность, а также возможность возникновения ситуации, при которой его личная заинтересованность повлияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных обязанностей. Ему и представителю нанимателя (работодателю) неизвестно о наступлении ситуации, имеющей признаки конфликта интересов или о возможности его возникновения, соответственно, у него не было обязанности подавать уведомление о наступлении такой ситуации или возможности ее наступления. Обязанность подавать уведомление представителю нанимателя (работодателю), по мнению истца, возникает только тогда, когда ему стало известно о наличии ситуации, признаки которой подпадают под установленное законом понятие конфликта интересов. У него не возникла обязанность подавать уведомление о конфликте интересов или о возможности конфликта интересов только на том основании, что его брат служит в Южном таможенном управлении.

Истец просил суд признать незаконным и отменить приказ Таганрогской таможни от 07.03.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О результатах проверки соблюдения начальником таможенного поста МАПП Куйбышево Чистяковым С.В. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. №273‑ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами».

Признать незаконными и отменить результаты проверки, оформленных докладом по результатам проверки соблюдения начальником таможенного поста МАПП Куйбышево Чистяковым С.В. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, и отраженных в приказе Таганрогской таможни от 07.03.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Взыскать с Таганрогской таможни компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Решением Октябрьского районного суда Ростовской области от 26 июля 2019г. принят отказ истца от заявленных требований о признании незаконными и отмене результатов проверки, оформленных докладом по результатам проверки соблюдения начальником таможенного поста МАПП Куйбышево Чистяковым С.В. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008г. №273‑ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, и отраженные в приказе Таганрогской таможни от 07.03.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, производство по делу в указанной части прекращено.

Исковые требования Чистякова С.В. удовлетворены частично.

Суд признал незаконным и отменил приказ Таганрогской таможни от 07.03.2019г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О результатах проверки соблюдения начальником таможенного поста МАПП Куйбышево Чистяковым С.В. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами».

Суд взыскал с Таганрогской таможни в пользу Чистякова С.В. компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

С решением суда не согласились ответчики Таганрогская таможня и Федеральная таможенная служба (ФТС России), подав апелляционные жалобы с просьбой об отмене решения суда и принятии нового решения по делу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В апелляционных жалобах Таганрогской таможни и Федеральная таможенная служба (ФТС России), ответчики полагают решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просят его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Чистякова С.В. в полном объёме.

Таганрогская таможня в апелляционной жалобе указывает на несогласие с выводами суда о том, что в решении аттестационной комиссии Таганрогской таможни от 14.12.2018г. отсутствует описание конкретной ситуации, возникновение которой может повлечь конфликт интересов у Чистякова С.В. Ссылаясь на ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», указывает, что законодатель, говоря о конфликте интересов, предполагает, в том числе и возможность возникновения конфликта интересов в будущем, а не только разрешение уже существующего конфликта. Искусственное сужение судом толкования термина «конфликт интересов», изложенное в принятом судебном акте, не позволяет осуществлять превентивную функцию, которая в силу закона возложена на представителя нанимателя. В нарушение требований ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и порядка, утвержденного приказом ФТС России от 21.03.2016г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения», Чистяковым С.В. не приняты своевременные меры по уведомлению представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов, что привело к невозможности предотвращения и урегулирования возможного наступления конфликта интересов, сторонами которого являются он и его брат, тогда как, в силу положений ст.11 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» Чистяков С.В. обязан был уведомить представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов незамедлительно при поступлении на службу в таможню.

В апелляционной жалобе Федеральная таможенная служба России (ФТС России) полагает необоснованными выводы суда о невозможности возникновения конфликта интересов. Считает, что личная заинтересованность усматривается, как со стороны ФИО12 – занимающего должность заместителя начальника организационно-инспекторской службы – начальника отдела инспектирования деятельности таможенных органов Южного таможенного управления, обладающего широким спектром властно-распорядительных полномочий в отношении подконтрольных таможенных органов, при осуществлении в отношении подконтрольных таможенных органов проверочной и текущей деятельности, что может привести к более лояльному отношению к профессиональной деятельности брата, проходящего службу в должности начальника таможенного поста МАПП Куйбышево, так и со стороны Чистякова С.В., обладающего родственными связями в вышестоящем таможенном органе, которые могут оказывать влияние на объективное принятие им решений. Не уведомление в установленный законом срок Чистяковым С.В. представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов, является недопустимым при прохождении государственной службы.

Истцом и представителем истца представлен отзыв на апелляционные жалобы и дополнения к нему, в которых они просят об отказе в удовлетворении апелляционных жалоб.

Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 октября 2019г. решение Октябрьского районного суда Ростовской области от 26 июля 2019г. оставлено без изменения, апелляционные жалобы Таганрогской таможни и Федеральной таможенной службы России (ФТС России) – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2020г. апелляционное определение судебной коллегией по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 октября 2019г. отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ростовский областной суд.

Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца Чистякова С.В., извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела телефонограмма.

При новом рассмотрении Таганрогской таможней со ссылкой на Приказ Федеральной таможенной службы от 27.03.2020г. №30 заявлено о процессуальном правопреемстве и переходе прав и обязанностей ответчика к Ростовской таможне.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07 декабря 2020г. заявление удовлетворено, произведена замена ответчика Таганрогской таможни ее правопреемником – Ростовской таможней.

Рассмотрев материалы дела, доводы жалоб, возражений, заслушав представителя ответчиков, подержавшего доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционных жалоб (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Служба в таможенных органах как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 г. №114-ФЗ).

В соответствии со ст. 30 указанного Закона порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливается Дисциплинарным уставом таможенной службы, утвержденным Президентом Российской Федерации. Такой Устав был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1998 г. № 1396.

Согласно разделу 4 Дисциплинарного устава, утвержденного Указом Президента РФ от 16.11.1998г. № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации», нарушением служебной дисциплины является виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей (п. 17).

В соответствии со ст. 29.1 Федерального закона от 21.07.1997г. №114 ФЗ за несоблюдение сотрудником таможенных органов ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ст.29 настоящего Федерального закона.

Статьей 29 Федерального закона от 21.07.1997г. № 114-ФЗ, п. 23 Дисциплинарного устава Таможенной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.11.1998г. № 1396, установлено, что за нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом, дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из таможенных органов.

Из п.п. 20, 29, 31 Дисциплинарного устава следует: до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение. При необходимости проводится служебная проверка указанных в нем сведений с вынесением соответствующего заключения по ее результатам. Отказ сотрудника от дачи письменного объяснения по существу совершенного им дисциплинарного проступка не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. В случае отказа сотрудника от дачи письменного объяснения составляется акт в порядке, установленном руководителем Федеральной таможенной службы. Основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка (п. 20 Дисциплинарного устава).

Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения установлен ст. 29.3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 114-ФЗ, пунктом 1 которой предусмотрено, что взыскания, предусмотренные ст. ст. 29.1, 29.2 вышеназванного закона применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в таможенных органах, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Взыскания, предусмотренные ст. ст. 29.1, 29.2 вышеназванного закона, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего таможенного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), и на основании рекомендации указанной комиссии (ч. 2 ст. 29.3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 114-ФЗ).

При применении взысканий, предусмотренных статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником таможенных органов коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником таможенных органов других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником таможенных органов своих должностных обязанностей (ч. 3 ст. 29.3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 114-ФЗ).

Взыскание в виде замечания или выговора может быть применено к сотруднику таможенного органа при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) (ч.3.1 ст.29.3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 114-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 29.3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 114-ФЗ, взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником таможенного органа коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.

В акте о применении к сотруднику таможенных органов взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 29.1 или 29.2 настоящего Федерального закона (ч.5 ст.29.3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 114-ФЗ).

Копия акта о применении к сотруднику таможенных органов взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику таможенных органов под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (ч. 6 ст. 29.3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 114-ФЗ).

Сотрудник таможенных органов вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке (ч. 7 ст. 29.3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 114-ФЗ).

Из материалов дела следует, что истец, проходит службу в таможенных органах с 20.08.2003г. (т.1, л.д.44-48).

Приказом руководителя ФТС России от 15.06.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-к Чистяков С.В. назначен в порядке перевода по службе с 23.06.2017г. на должность начальника таможенного поста Морской порт Таганрог Таганрогской таможни, с ним заключен контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации с 23.06.2017г. сроком на три года (т.1, л.д.8).

23.06.2017г. истец ознакомлен под роспись с должностной инструкцией начальника таможенного поста Морской порт Таганрог, утвержденной начальником таможни 07.09.2016г., согласно п.180 которой в должностные обязанности начальника таможенного поста входит принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (т.1, л.д.109-132, т.2, л.д.69-91).

Приказом руководителя ФТС России от 08.02.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-к Чистяков С.В. назначен в порядке перевода по службе с 08.02.2018г. на должность начальника таможенного поста МАПП Куйбышево Таганрогской таможни, с ним заключен контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с 08.02.2018г. сроком на 3 года (т.1, л.д.9, 10-11).

08.02.2018г. истец ознакомлен под роспись с должностной инструкцией начальника таможенного поста МАПП Куйбышево, утвержденной и.о. начальника таможни 14.07.2017г. (т.1, л.д.77-91, т.2, л.д. 27-40).

В соответствии п.96 указанной должностной инструкции начальника таможенного поста МАПП Куйбышево, начальник поста обязан принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; пунктом 97 инструкции предусмотрена обязанность в письменной форме уведомлять своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно (т.1, л.д.87, т.2, л.д. 37).

Аналогичные обязанности начальника таможенного поста МАПП Куйбышево предусмотрены пунктами 96, 97 должностных инструкций начальника таможенного поста МАПП Куйбышево, утвержденных начальником Таганрогской таможни 19.12.2017г. (т.1, л.д.92-105) и и.о. начальника Таганрогской таможни 19.07.2018г., 26.11.2018г. (т.1, л.д. 61-76, т.2, л.д. 41-53, 55-67), с которыми Чистяков С.В. был ознакомлен 08.02.2018г., 26.11.2018г., что подтверждается его подписью в листах ознакомления (т.1 л.д. 106, т.2, л.д.54, 68).

04.12.2018г. Чистяковым С.В. подано уведомление, в котором в соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и п.2 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 22.12.2015г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН он уведомил и.о. начальника Таганрогской таможни о возможности возникновения конфликта интересов в связи с замещением должности заместителя начальника организационно-инспекторской службы - начальника отдела инспектирования деятельности таможенных органов его братом ФИО13 В случае возникновения конфликта интересов обязался уведомить начальника таможни и комиссию по рассмотрению конфликта интересов, которое передано для организации рассмотрения на заседании комиссии 04.12.2018г. (т.1, л.д.133).

Вопрос о возможном возникновении конфликта интересов между Чистяковым С.В. – начальником таможенного поста МАПП Куйбышево и его братом ФИО14 – заместителем начальника отдела организационно-инспекторской службы – начальника отдела инспектирования деятельности таможенных органов рассмотрен 14.12.2018г. на заседании аттестационной комиссии Таганрогской таможни по вопросам, определенным п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в отношении сотрудников таможенных органов Российской Федерации.

Согласно выписке из протокола заседания аттестационной комиссии Таганрогской таможни от 14.12.2018г., комиссия решила признать, что при исполнении должностных обязанностей С.В. Чистяковым существует вероятность возникновения ситуации, когда личная заинтересованность может повлиять на добросовестное исполнение должностных обязанностей (п.1), рекомендовано Чистякову С.В. – начальнику таможенного поста МАПП Куйбышево исключить и не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов, при наступлении такой ситуации, при которой возможно его возникновение, реагировать в установленном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2.1); незамедлительно информировать начальника таможни в случаях перемещения заместителем начальника организационно-инспекторской службы – начальником отдела инспектирования деятельности таможенных органов ФИО15 или его родственниками через таможенную границу ЕАЭС товаров и транспортных средств в пунктах МАПП Куйбышево (п.2.3). Чистяков С.В. информирован о том, что непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение лица (т.1, л.д. 16-18, 191-195).

Приказом и.о. начальника Таганрогской таможни от 07.03.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в соответствии с пп. «г» п. 28 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с учетом положений ст. 29.1 Федерального закона от 21.07.1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» к подполковнику таможенной службы Чистякову С.В. – начальнику таможенного поста МАПП Куйбышево, применена мера юридической ответственности – строгий выговор (п.1), предписано незамедлительно принять исчерпывающие меры по устранению возможного возникновения конфликта интересов, (вплоть до изменения должностного (служебного) положения, либо иным законным путем), связанного с прохождением его братом ФИО16 службы в должности заместителя начальника организационно-инспекторской службы – начальника отдела инспектирования деятельности таможенных органов Южного таможенного управления (т.1, л.д.32-34).

Основанием издания указанного приказа явились результаты проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в отношении начальника таможенного поста МАПП Куйбышево Чистякова С.В., проведенной на основании приказа Таганрогской таможни от 19.12.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Поводом для проведения служебной проверки явилась докладная записка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН отдела инспектирования и профилактики правонарушения от 17.12.2018г. о не уведомлении Чистяковым С.В. о возможном конфликте интересов с братом – ФИО17., начальником организационно-инспекторской службы - начальника отдела инспектирования деятельности таможенных органов Южного таможенного управления (т.1, л.д.134-135).

В рамках проведенной проверки соблюдения начальником таможенного поста МАПП Куйбышево Чистяковым С.В. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, оформленного в виде доклада от 15.02.2019г., установлено, что Чистяков С.В. назначен с 23.06.2017г. приказом ФТС России от 15.06.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-К на должность начальника таможенного поста Морской порт Таганрог, с 08.02.2018г. назначен приказом ФТС России от 08.02.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-К на должность начальника таможенного поста МАПП Куйбышево. Уведомление о возможности возникновения конфликта интересов им подано 04.12.2018г., т.е. спустя 16 месяцев с момента назначения на должность.

Из доклада по результатам проверки (приложения к докладной записке ОИПП от 15.02.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), комиссия пришла к выводу, что в нарушение ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и порядка, утвержденного приказом ФТС России от 21.03.2016г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения», Чистяковым С.В. не приняты своевременные меры по уведомлению представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов, что привело к невозможности предотвращения и урегулирования возможного наступления конфликта интересов, сторонами которого являются он и его брат ФИО18 (т.1, л.д.21-31).

Обстоятельством, которое могло привести к возникновению конфликта интересов явился факт прохождения службы в Таганрогской таможне Чистяковым С.В. в должности начальника таможенного поста МАПП Куйбышево и его братом ФИО19 в должности заместителя начальника организационно-инспекторской службы – начальника отдела инспектирования деятельности таможенных органов Южного таможенного управления, что свидетельствует об обоюдном конфликте интересов.

По результатам выводов, комиссией предложено применить к подполковнику таможенной службы Чистякову С.В. – начальнику таможенного поста МАПП Куйбышево, меру юридической ответственности – строгий выговор, а также Чистякову С.В. незамедлительно принять меры по устранению возможного возникновения конфликта интересов, связанного с прохождением его братом ФИО20 службы в должности заместителя начальника организационно-инспекторской службы – начальника отдела инспектирования деятельности таможенных органов Южного таможенного управления (т.1, л.д.21-31).

С результатами проверки Чистяков С.В. ознакомлен под роспись 11.03.2019г. (т.2, л.д.129).

В соответствии с докладной запиской отдела инспектирования и профилактики правонарушений от 15.02.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в отношении начальника таможенного поста МАПП Куйбышево Чистякова С.В. принято решение о направлении доклада по результатам проверки в ФТС России для рассмотрения вопроса о применении к Чистякову С.В. меры юридической ответственности в виде строгого выговора, поскольку его должность входит в номенклатуру назначения руководителя ФТС России (т.1, л.д. 19-20, 167).

По результатам рассмотрения доклада о результатах проверки руководителем ФТС России принято решение в рамках предоставленных начальнику Таганрогской таможни полномочий в соответствии со ст. 29.1 Федерального закона от 21.07.1997г. №114-ФЗ наложить на начальника таможенного поста МАПП Куйбышево Таганрогской таможни С.В.Чистякова взыскание – строгий выговор, о чем сообщено начальнику Южного таможенного управления письмом начальника Управления государственной службы и кадров ФТС России от 05.03.2019г. (т.1, л.д. 164).

После получения информации ФТС России оспариваемым приказом и.о. начальника Таганрогской таможни от 07.03.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Чистяков С.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора.

Разрешая спор и удовлетворяя требования о признании незаконным приказа Таганрогской таможни от 07.03.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о привлечении Чистякова С.В. к дисциплинарному взысканию в виде строгого выговора, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств совершения истцом дисциплинарного проступка, придя к выводу о том, что проведенной проверкой конфликт интересов не установлен, в связи с чем, обязанность истца для принятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, не возникла.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда, по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 114-ФЗ), служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Статьей 7.1 Федерального закона № 114-ФЗ предусмотрено, что на сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником таможенного органа обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников таможенных органов, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из содержания ч.1 ст.10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Согласно ч.1 ст. 10 указанного Закона, под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

Положениями ч. 2 ст.11 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лицо, указанное в ч.1 ст. 10 настоящего Федерального закона обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Должностное лицо обязано уведомить руководителя ФТС России (начальника таможенного органа, начальника учреждения), предварительно поставив в известность своего непосредственного начальника, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения в день, когда ему стало об этом известно (при невозможности - в течение рабочего дня, следующего за днем, когда ему стало известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения) (п.2 Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, утв. утвержденного Приказом ФТС России от 21.03.2016г. №537).

Уведомление подписывается лично должностным лицом с указанием даты его составления и визируется у непосредственного начальника. К уведомлению могут прилагаться имеющиеся у должностного лица документы и материалы, подтверждающие изложенные в уведомлении обстоятельства, доводы и факты (п. 9 Порядка).

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в ч.1 ст.10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 3 ст.11 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

Непринятие лицом, указанным в ч.1 ст.10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

В соответствии со ст.29.1 Федерального закона №114-ФЗ за несоблюдение сотрудником таможенных органов ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 29 названного Федерального закона.

Взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 указанного Федерального закона, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего таможенного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии (ч. 2 ст. 29.3 Федерального закона № 114-ФЗ).

При применении взысканий, предусмотренных статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником таможенных органов коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником таможенных органов других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником таможенных органов своих должностных обязанностей (ч. 3 ст. 29.3 Федерального закона № 114-ФЗ).

Взыскание в виде замечания или выговора может быть применено к сотруднику таможенного органа при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) (ч. 3.1 ст. 29.3 Федерального закона № 114-ФЗ).

Из анализа вышеприведенных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» следует, что конфликт интересов имеет имущественную составляющую, при которой личные интересы государственного служащего не совпадают с целями государства.

Конфликт интересов всегда возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности. Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества либо непосредственно служащим, либо лицами, состоящими со служащим в близком родстве или свойстве.

Реальным или возможным конфликтом интересов является лишь такая ситуация, при которой сам служащий, на которого возложены определенные должностные (служебные) обязанности, осуществляет или может осуществлять их ненадлежащим образом в целях получения материальных или нематериальных благ им самим и/или близкими ему лицами.

Из материалов дела следует, что брат истца Чистякова С.В. – ФИО21 проходит службу в таможенных органах в должности заместителя начальника организационно-инспекторской службы - начальника отдела инспектирования деятельности таможенных органов Южного таможенного управления.

Таганрогская таможня входит в структуру Южного таможенного управления, которая по отношению к Управлению является нижестоящим (подчиненным) таможенным органом.

Южное таможенное управление осуществляет контроль за деятельностью подчиненных Таганрогской таможне таможенных постов, из чего следует, что брат истца ФИО22 проходил службу в вышестоящем таможенном органе по отношению к органу, в котором проходит службу истец.

ФИО23 занимает контролирующее положение по отношению к Чистякову С.В., как к должностному лицу, обладая широким спектром властно-распорядительных полномочий в отношении подконтрольных таможенных органов, что может приводить к более лояльному отношению к профессиональной деятельности брата Чистякова С.В.

Таким образом, нахождение в родственной связи с должностным лицом вышестоящего таможенного органа может привести к получению личной выгоды в виде более лояльного отношения со стороны контролирующего органа при проведении проверки таможни, а также в виде получения большего в сравнении с иными должностными лицами объема информации о планируемых проверочных мероприятиях и как следствие, нахождение в более выгодной ситуации по отношению к иным лицам, проходящим службу в таможенном органе, но не имеющим родственных связей в вышестоящем таможенном органе.

Принимая во внимание, что доводы ответчиков о наличии реальной ситуации подпадающей под понятие конфликта интересов выраженной в общем покровительстве по службе (работа родственников, проходящих службу в одном таможенном управлении) нашли свое подтверждение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Чистякова С.В. с момента поступления на службу в Таганрогскую таможню возникла обязанность незамедлительно уведомить представителя работодателя о возможности возникновения конфликта интересов.

В данном случае, обстоятельством, имеющим существенное значение для рассмотрения настоящего спора, является не сам факт возникновения конфликта интересов, а выполнение обязанности сотрудником таможенного органа возложенной на него законом по уведомлению работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения в день, когда ему стало об этом известно (при невозможности - в течение рабочего дня, следующего за днем, когда ему стало известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения).

Однако, как следует из материалов дела, Чистяков С.В. подал на имя и.о. начальника Таганрогской таможни уведомление на типовом бланке о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения только 04.12.2018г., тогда как был принят на службу в должности начальника таможенного поста Морской порт Таганрог Таганрогской таможни с 23.06.2017г., в должности начальника таможенного поста МАПП Куйбышево Таганрогской таможни с 08.02.2018г.

Таким образом, истцом в нарушение положений ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не исполнена обязанность незамедлительно (при поступлении на службу в таможню) уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возможности возникновения конфликта интересов.

Ответственность представителя нанимателя за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в случае, если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в ч.1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предусмотрена положениями ст. 11 указанного закона.

Не уведомление Чистяковым С.В. в установленный законом срок представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов, поставило в зависимость от ненадлежащего исполнения обязанностей должностным лицом исполнение обязанностей представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что факт несвоевременного исполнения возложенной на истца обязанности по уведомлению представителя нанимателя (работодателя) о возможности возникновения конфликта интересов подтвержден материалами дела, у работодателя имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности. Допустимых доказательств, опровергающих выводы проверенной проверки, истцом не представлено.

Взыскание в виде замечания или выговора может быть применено к сотруднику таможенного органа при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч.3.1 ст. 29.3 Федерального закона № 114-ФЗ).

Наложение на работника конкретного вида дисциплинарного взыскания является исключительной компетенцией работодателя (ст. 192 ТК РФ).

Несмотря на то, что законодателем за не уведомление о возникновении конфликта интересов предусмотрена возможность увольнения из таможенных органов (ст. 29 Федерального закона № 114-ФЗ), ответчик посчитал возможным применить к истцу меру ответственности в виде строгого выговора, с учетом того, что в докладе по результатам проверки указано на наличие смягчающих обстоятельств (обязанность по уведомлению Чистяковым С.В. исполнена, но несвоевременно).

При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии оснований для привлечения истца к дисциплинарной ответственности судебная коллегия находит неверными, законных оснований для признания незаконным и отмене приказа Таганрогской таможни НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.03.2019г. «О результатах проверки соблюдения начальником таможенного поста МАПП Куйбышево Чистяковым С.В. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» не усматривает.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда Ростовской области от 26 июля 2019г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Чистякова С.В. к Ростовской таможне, Федеральной таможенной службе (ФТС России) о признании незаконным и отмене приказа о дисциплинарном взыскании, компенсации морального вреда – отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.12.2020г.