Судья Маслова Н.Г. дело № 33-19021/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 ноября 2019г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Шамрай М.С.,
судей Котельниковой Л.П., Юрченко Т.В.,
при секретаре Иванкович В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-962/2019 по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда России в г. Сальске Ростовской области (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в стаж на соответствующих видах работ и назначить досрочную страховую пенсию, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сальского городского суда Ростовской области от 12 августа 2019г.
Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратился в суд с иском к ГУ УПФР в г.Сальске Ростовской области (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в стаж на соответствующих видах работ и назначить досрочную страховую пенсию, указав в обоснование заявленных исковых требований, что 25.07.2018г. он обращался к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ УПФР в г. Сальске от 22.08.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в стаж на соответствующих видах работ включено -1 год 11 месяцев 29 дней. Не согласившись с данным решением УПФР в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от 22.08.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, истец обратился в суд. Решением Сальского городского суда Ростовской области от 17.10.2018г. установлено, что должностям с 1998 года, указанным в трудовой книжке, а также должностям асфальтировщик либо машинист автосмесителя пенсионным органом оценка не давалась. Суд же не вправе вторгаться в компетенцию исполнительной власти, подменяя своим решением полномочия пенсионного органа.
В последующем 21.03.2019г. ФИО1 повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, однако, решением ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области от 22.04.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ФИО1 отказано в досрочном назначении пенсии, при этом ответчиком не включены спорные периоды работы: с 08.09.1986г. по 01.07.1987г. - оператор АБЗ 4 разряда Сальского РСУ «Ростовоблремстрой» (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.09.1986г.); с 01.07.1987г. по 03.10.1994г. - асфальтировщик (машинист автосмесителя), оператор АБЗ СХСДРУ «Сальскгражданстрой», ДСУ АО «Сальскгражданстрой», ТОО «Дорстрой» (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНа от 01.07.1987г.); с 04.10.1994 по 01.09.2000 - дорожный мастер, прораб ТОО «Дострой»; с 16.02.2011г. по 01.10.2012г. - мастер группы водо-канализационного хозяйства ремонтно-эксплуатационного участка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ОАО «Славянка»; с 03.06.2013г. по 02.02.2015г. - мастер группы эксплуатации РЭУ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН РЭР НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ОАО «Славянка»; с 03.04.2017г. по 25.07.2018г. - слесарь аварийно-восстановительных работ водопроводно-канализационное хозяйство ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Ссылаясь на то обстоятельство, что спорные периоды он работал в тяжелых условиях, истец просил суд: признать незаконным решение ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить вышеуказанные периоды работы и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 25.07.2018г.
Решением Сальского городского суда Ростовской области от 12 августа 2019г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО1 считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований. Не соглашаясь с выводами суда, заявитель жалобы указывает, что в целях устранения возникших у суда сомнений по поводу наименования должностей, в которых работал истец, им были получены сведения непосредственно у ответчика в архивном отделе, архивные выписки были составлены на основании приказов по личному составу. Суду также были представлены копии приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.09.1986г. и приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.07.1987г. Согласно приказу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.09.1986г. ФИО1 принят на работу оператором по 4 разряду с повременно-премиальной оплатой труда с 08.09.1986г. и направлен на АБЗ. Согласно приказу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.07.1987г. ФИО1 переведен на ХС ДРСУ асфальтировщиком. Кем, когда и на каком основании сделаны исправления в приказы, истцу не известно, оригиналы приказов хранились в отделе кадров, затем переданы в архив. В период с 08.09.1986г. по 01.09.2000г. ФИО1 был занят на работах с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня. По мнению заявителя жалобы, неисполнение работодателями обязанности по предоставлению сведений о работе в льготной профессии не может повлиять на его право на досрочную пенсию.
ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе (межрайонное) в материалы дела поданы возражения, в которых ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения (л.д.102-106).
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления (л.д.108-110).
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, проверив законность вынесенного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-03).
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается женщинам, достигшим возраста 60 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно ст.35 приведённого закона действуют переходные положения в части требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента, в 2019 необходимая продолжительность страхового стажа для назначения пенсии составляет 10 лет, требуемая величина индивидуального коэффициента 16,2 балла, возраст выхода на пенсию по старости на общих основаниях для женщин 55 лет 6 мес.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (п.1.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ)
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона №350-ФЗ от 03 октября 2018 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Срок назначения пенсии по старости при возникновении права на пенсию в 2019 году составляет не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (приложение №7 Федерального закона №400-ФЗ).
Согласно ч. 2, ч.3 и ч.4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), лающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", сохранено действие Списка N 1 и Списка N 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, применявшихся на территории Российской Федерации сначала на основании пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, а затем на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537.
Кроме того, вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 было установлено, что при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение". При этом для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. применяется Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".
В соответствии со Списком N 2 от 1956г. в разделе XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" поименованы мастера (десятники) и прорабы.
Списком N 2 от 1991 г в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" поименованы мастера строительных и монтажных работ, а также производители работ.
В подтверждение соответствия характера и условий труда требованиям Списков принимаются уточняющие справки, выдаваемые организациями на основании документов того периода, когда производились работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка (статья 66 Трудового кодекса Российской Федерации). Тогда как при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 25.07.2018г. ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА обратился в ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области (межрайонное) от 22.08.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по указанному основанию ввиду отсутствия специального стажа требуемой продолжительности.
При этом, в специальный стаж истца на соответствующих видах работ пенсионным органом не включены следующие периоды работы:
08.09.1986 - 30.06.1987 - так как вызывает сомнение подлинность сведений о периодах работы заявителя, отраженных в представленных документах, усматривается работа заявителя в разных профессиях: «строймастер» - «оператор» - «оператор АБЗ». Уточняющие справки заявителем не предоставлены. Документы, уточняющие льготный характер работы в течение полного рабочего дня не предоставлены.
01.07.1987 - 03.10.1994 - так как вызывает сомнение подлинность сведений о периодах работы заявителя, отраженных в представленных документах, усматривается работа заявителя в разных профессиях: «строймастер» - «асфальтировщик» - «машинист автосмесителя». Уточняющие справки заявителем не предоставлены.
04.10.1994 - 31.12.1997 - так как вызывает сомнение подлинность сведений о периодах работы заявителя, отраженных в представленных документах, усматривается работа заявителя в разных профессиях: «дорожный мастер» - «прораб». Документы, уточняющие льготный характер работы в течение полного рабочего дня не предоставлены.
01.01.1999 - 30.06.1999 и 01.07.2000 - 01.09.2000 - прораб в ТОО «Дорстрой», т. к. документы, уточняющие льготный характер работы в течение полного рабочего дня не предоставлены.
16.02.2011 - 01.10.2012 - мастер в группе водоканализационного хозяйства ремонтно-эксплуатационного участка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ОАО «Славянка», т.к. профессия не предусмотрена Списками льготных профессий НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН г. и 1991 г. Отсутствует в ИЛС код льготной профессии, работодатель не подтверждал занятость заявителя в льготной профессии.
03.06.2013 - 02.02.2015 - мастер группы эксплуатации РЭУ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН РЭР НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ОАО «Славянка», т. к. профессия не предусмотрена Списками льготных профессий НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН г. и 1991 г. Отсутствует в ИЛС код льготной профессии, работодатель не подтверждал занятость заявителя в льготной профессии. Согласно п. 13 Порядка подтверждения периодов работы.
03.04.2017 - 31.12.2018 - слесарь аварийно-восстановительных работ водопроводно-канализационного хозяйства военного городка № 5 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, т.к. профессия не предусмотрена Списками льготных профессий 1956 г. и 1991 г. Отсутствует в ИЛС код льготной профессии, работодатель не подтверждал занятость заявителя в льготной профессии.
При этом, общий страховой стаж истца составил 33 года 01 месяц 03 дня, льготный стаж истца составил 01 год 11 месяцев 29 дней ( л.д.9-11).
Не согласившись с вышеуказанным решением ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области (межрайонное) от 22.08.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, истец обратился в суд.
Решением Сальского городского суда Ростовской области от 17.10.2018 в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ УПФР в г.Сальске и Сальском районе Ростовской области о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в стаж на соответствующих видах работ и назначить досрочную страховую пенсию отказано в полном объеме.
В последующем 21.03.2019г. ФИО1 повторно обратился в ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии, однако решением ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области (межрайонное) от 22.04.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии, при этом ответчиком не включены спорные периоды работы: с 08.09.1986г. по 01.07.1987г. - оператор АБЗ 4 разряда Сальского РСУ «Ростовоблремстрой» (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.09.1986г.); с 01.07.1987г. по 03.10.1994г. - асфальтировщик (машинист автосмесителя), оператор АБЗ СХСДРУ «Сальскгражданстрой», ДСУ АО «Сальскгражданстрой», ТОО «Дорстрой» (приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНа от 01.07.1987г.); с 04.10.1994 по 01.09.2000 - дорожный мастер, прораб ТОО «Дострой»; с 16.02.2011г. по 01.10.2012г. - мастер группы водо-канализационного хозяйства ремонтно-эксплуатационного участка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ОАО «Славянка»; с 03.06.2013г. по 02.02.2015г. - мастер группы эксплуатации РЭУ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН РЭР НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ОАО «Славянка»; с 03.04.2017г. по 25.07.2018г. - слесарь аварийно-восстановительных работ водопроводно-канализационное хозяйство ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
По подсчетам пенсионного органа общий страховой стаж истца составил 34 года 01 месяц 02 дня, льготный стаж истца составил 01 год 11 месяцев 28 дней (л.д. 16-18).
Полагая отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, истец вновь обратился в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств тому, что в спорные периоды он занимал должности, соответствующие Списку №2, напротив, документы, имеющиеся в распоряжении пенсионного органа, опровергают позицию истца.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Вступившим в законную силу решением Сальского городского суда Ростовской области от 17.10.2018г. установлено, что в трудовой книжке истца имеется запись: «08.09.1986 Принят строймастером в Сальское РСУ «Ростовоблремстрой» Пр. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.09.1986 г.», в то время как в архивной выписке, выданной Архивным отделом Администрации Сальского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 21.11.2017 г. со ссылкой на пр. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.09.1986 г. имеется запись: «зачислить ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА оператором 4 разряда».
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, истец представил в суд справку Сальского РСУ от 15.09.1986г., из которой следует, что ФИО1 направляется для обследования в поликлинику, так как он будет работать на ремонтно-строительных работах, оператором АБЗ 4 разр., при этом, имеется дописка - профессия связана с электроустановкой, а также представила копию самого приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.09.1986 по Сальскому РСУ, согласно которого ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА зачислен оператором 4 разряда (л.д. 45).
Также в трудовой книжке истца имеется запись: «01.07.1987 Зачислен в порядке перевода строймастером в Сальское ХСДРСУ», в то время как из записи в приказе НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНа от 01.07.1987 следует, что кадры Сальского РСУ в ХС ДРСУ приняты в порядке перевода с 01.07.1987 согласно списку, в котором истец указан как асфальтировщик, что в последующем зачеркнуто и исправлено на машинист автосмесителя (л.д. 53-54). Представленная истцом справка от 31.01.2001 указывает на то, что ФИО1 с 01.07.1987 работал в Сальском ТОО «Дорстрой», уволен 01.09.2000, должность не указана (л.д. 44).
В рамках рассмотренного судом ранее гражданского дела суд отклонил доводы истца о том, что должность истца исправлена с асфальтировщика на машиниста автосмесителя, поскольку согласно трудовой книжке истца должность ФИО1 указана как строймастер, должностям асфальтировщик либо машинист автосмесителя пенсионным органом оценка не давалась (л.д. 15).
Как установлено судом первой инстанции, пенсионным органом еще раз исследованы данные периоды работы истца, однако, сомнения в достоверности указанных сведений так и не были устранены, документальных данных о том, какую именно должность занимал истец в указанный выше спорный период, не представлено, судом не добыто. Кем выполнены исправления в приказе № 3а от 01.07.1987, судом также не установлено, данные исправления не оговорены и не внесены в установленном законом порядке.
Порядок ведения трудовых книжек на предприятиях в спорный период работы истца регулировался Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 года N 162.
Согласно положениям данной Инструкции:
п. 2.3 все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения) Записи производятся аккуратно, перьевой или шариковой ручкой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета;
п. 2.5 в случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу, о награждениях и поощрениях и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь;
п. 2.8 исправленные сведения о работе, о переводах на другую постоянную работу, о награждениях и поощрениях и др. должны полностью соответствовать подлиннику приказа или распоряжения. В случае утраты приказа или распоряжения либо несоответствия их фактически выполнявшейся работе исправление сведений о работе производится на основании других документов, подтверждающих выполнение работ, не указанных в трудовой книжке. Свидетельские показания не могут служить основанием для исправления внесенных ранее записей;
п. 2.9 в разделах "Сведения о работе", "Сведения о награждениях", "Сведения о поощрениях" трудовой книжки (вкладыша) зачеркивание ранее внесенных неточных или неправильных записей не допускается.
При необходимости, например, изменения записи сведений о работе после указания соответствующего порядкового номера, даты внесения записи в графе 3 пишется: "Запись за N таким-то недействительна. Принят по такой-то профессии (должности)" и в графе 4 повторяется дата и номер приказа (распоряжения) администрации, запись из которого неправильно внесена в трудовую книжку.
Из указанного следует, что в трудовой книжке истца в части указания спорного периода работы имелись неоговоренное в установленном порядке исправление, т.е. на дату назначения пенсии вышеуказанная запись в трудовой книжке не была принята во внимание, так как не была произведена и заверена в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что представленными документами, содержание которых никак не согласуется со сведениями, указанными в трудовой книжке, не устранены сомнения, помешавшие как ответчику, так и суду при вынесении решения ранее, и в настоящем деле, сделать вывод о включении данного периода в стаж на соответствующих видах работ.
Судебная коллегия полагает, что период работы истца с 04.10.1994 по 01.09.2000 в должностях дорожный мастер, прораб ТОО «Дострой» также правомерно не включен судом в специальный стаж истца, оснований для включения данного периода в специальный стаж не имеется, так как из представленных документов достоверно не следует, какую именно должность занимал истец прораба или дорожного мастера, то последняя не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, несмотря на приведенное дополнительное обоснование указанного периода в иске каких-либо иных доказательств с целью подтверждения возникших противоречий в настоящем гражданском деле истцом не приведено. Кроме того, не представлены доказательства работы истца в особых условиях в течение полного рабочего дня.
Между тем, характер работы и другие факторы для подтверждения периодов работы, определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежат доказыванию в соответствии с требованиями закона.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом положения ч. 7 ст. 21 указанного закона. В случае, если к заявлению гражданина о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за пенсией, разъяснение какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, то днём обращения за страховой пенсией считается день приёма заявления о назначении страховой пенсии.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Основным документом, подтверждающим льготный характер работы истца в спорные периоды, после принятия Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" помимо трудовой книжки, являются сведения из индивидуального (персонифицированного) учета (выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом о 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии работнику.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу разъяснений Министерства труда РФ от 08.01.1992 г. N 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 г. N 3/235, "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517", действующих в спорный период, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29).
Ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками №1 и 2, в течение полного рабочего дня, до 1 января 1992 года не требовалось, а после указанной даты должно подтверждаться соответствующими доказательствами, представляемыми работником в пенсионный орган при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии.
Таким образом, как указано в вышеприведенных положениях ст. 14 Закона N 400-ФЗ, периоды работы застрахованного лица до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - подтверждаются на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) и после такой регистрации.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен:
постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, которым определено, что основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца;
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", которым установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 4 раздела II).
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае условиями, при которых истцу могут быть включены в специальный стаж спорные периоды работы, имевший место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, являются занятость истца в течение полного рабочего дня на соответствующих работах, подтвержденная документами, выданными работодателем и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, содержащими указание на льготный характер такой работы.
Истцом заявлены требования о включении в стаж на соответствующих видах работы периодов: с 16.05.1982г. по 29.05.1983г. - служба в рядах Советской армии, с 16.02.2011г. по 01.10.2012г. - мастер группы водо-канализационного хозяйства ремонтно-эксплуатационного участка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ОАО «Славянка», с 03.06.2013г. по 02.02.2015г. - мастер группы эксплуатации РЭУНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН РЭР НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ОАО «Славянка», с 03.04.2017г. по 25.07.2018г. - слесарь аварийно-восстановительных работ водопроводно-канализационного хозяйства ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Указано, что данные периоды не были предметом рассмотрения в качестве льготных при вынесении решения от 22.08.2018.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 25.08.1998 г.
По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы после регистрации в системе государственного пенсионного страхования, отражены без указания кода льготных условий труда (л.д. 39-43).
Кроме того, как следует из решения ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области (межрайонное) от 22.04.2019, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН вышеуказанные должности не предусмотрены Списком № 2 как 1956г. так и 1991г., в выписке из индивидуального лицевого счета ФИО1 код льготной профессии отсутствует, соответственно работодатели не подтверждали занятость истца в льготных условиях труда в спорные периоды.
Принимая во внимание, то обстоятельство, что сами работодатели истца не подтверждают его работу в спорные периоды в особых условиях труда, судебная коллегия приходит к выводу о том, что законных оснований для включения спорных периодов работы после 25.08.1998г. у суда первой инстанции не имелось.
Поскольку у истца отсутствовал требуемый специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, вынесенное ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области (межрайонное) решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии - является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы относительно доказанности обстоятельств полной занятости истца при выполнении им в спорные периоды работы в определенных условиях труда не опровергают выводов суда, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами, к которым пришел суд первой инстанции, к переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда.
Решение суда законно и обоснованно, соответствует действующему законодательству, установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения. Оснований к отмене решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сальского городского суда Ростовской области от 12 августа 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 15 ноября 2019 года