НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 06.10.2021 № 33А-18304/2021

УИД 61RS0020-01-2021-000026-38

Судья: Меликян С.В. Дело № 33а-18304/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 октября 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Авиловой Е.О.

судей: Медведева С.Ф., Яковлевой Э.Р.

при секретаре: Горбатько А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИНФС России № 12 по Ростовской области к Соловьеву А.В. о взыскании недоимки по страховым взносам, транспортному налогу и пени, по апелляционной жалобе Соловьева А.В. на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 16 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ростовского областного суда Медведева С.Ф., судебная коллегия по административным делам

установила:

Межрайонная ИФНС России №12 по Ростовской области (далее -инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Соловьеву А.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, по транспортному налогу и пени.

В обоснование заявленного административного иска инспекцией указано, что Соловьев А.В. является адвокатом, поэтому имеет обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере.

Налоговым органом исчислена сумма страховых взносов, подлежащая уплате Соловьевым А.В. за 2019 год: на обязательное пенсионное страхование в размере 29354 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 6884 руб.

Поскольку в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов административным ответчиком не исполнена, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговым органом исчислены пени и в адрес Соловьева А.В. направлено требование об уплате страховых взносов и пени № 2623 по состоянию на 13 января 2020 года.

Также налоговый орган ссылался на то, что Соловьев А.В. является плательщиком транспортного налога, поскольку за ним зарегистрированы транспортные средства, в связи с этим ему исчислен транспортный налог за 2016 – 2017 годы, расчет которого приведен в налоговом уведомлении № 7081374 от 24 июня 2018 года.

Ввиду неисполнения обязанности по оплате транспортного налога инспекцией исчислена сумма пени и в отношении Соловьева А.В. вынесено требование № 23074 по состоянию на 29 января 2019 года об оплате недоимки по транспортному налогу в размере 2336 руб. и пени в размере 33,55 руб.

В связи с неисполнением Соловьевым А.В. требования об уплате недоимки по страховым взносам, транспортному налогу и пени налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с налогоплательщика задолженности.

Вынесенный судебный приказ № 2а-1010/2020 о взыскании с Соловьева А.В. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, по транспортному налогу и пени, определением мирового судьи судебного участка №1 Новошахтинского судебного района Ростовской области от 29 июля 2020 года отменен.

На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России №12 по Ростовской области просила суд взыскать с Соловьева А.В. недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 6884 руб. и пени в размере 17,21 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 29354 руб. и пени в размере 73,38 руб., по транспортному налогу за 2016-2017 годы в размере 2336 руб., пени в размере 33,55 руб.

Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 16 марта 2021 года требования налогового органа удовлетворены в полном объеме. Также суд взыскал с Соловьева А.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1360,94 руб.

В апелляционной жалобе Соловьев А.В. просит отменить решение суда от 16 марта 2021 года, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогового органа.

Заявитель жалобы ссылается на то, что он является военным пенсионером, получающим пенсию по линии Министерства обороны, таким образом, он имеет пожизненное обеспечение от государства и, следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется Пенсионный фондом России.

Соловьев А.В., ссылаясь на разъяснения, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации о том, что страхование военных пенсионеров может быть только в добровольном порядке, считает, что Пенсионный фонд России не вправе принуждать военного пенсионера уплачивать страховые взносы.

Заявитель жалобы обращает внимание на то, что положениями Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», принятым во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года № 5-П, военные пенсионеры освобождены от уплаты страховых взносов.

Межрайонная ИФНС России №12 по Ростовской области направила в адрес судебной коллегии возражения на апелляционную жалобу, в которых просила решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 16 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соловьева А.В. – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Соловьев А.В. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Также Соловьев А.В. заявил о пропуске срока исковой давности по требованию о взыскании транспортного налога.

Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России №12 по Ростовской области Рудь Д.А. просил решение суда от 16 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соловьева А.В. – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав представителя административного истца и административного ответчика, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), для отмены решения суда первой инстанции.

Удовлетворяя административные исковые требования налогового органа, суд первой инстанции установил, что предъявленная налоговым органом к взысканию с административного ответчика недоимка не оплачена, и исходил из того, что административным истцом соблюден срок на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки, расчет взыскиваемой задолженности является верным и оснований для освобождения административного ответчика от взыскания недоимки по страховым взносам и пени не установил.

С выводами суда первой инстанции об обоснованности требований налогового органа судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данному конституционному положению корреспондирует п. 1 ст. 3 НК РФ, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 45 НК РФ правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений данного пункта.

Согласно ст. 419 НК РФ адвокаты являются плательщиками страховых взносов.

Исходя из положений п. 1 ст. 430 НК РФ, данные плательщики уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за себя.

В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 года.

В силу п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса.

Согласно частей 1 - 3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что административный ответчик Соловьев А.В. является плательщиком транспортного налога, поскольку за ним в 2016-2017 годах были зарегистрированы следующие транспортные средства: мотоцикл ИМЗ 8103, регистрационный знак ........... (дата снятия с регистрационного учета 21 июля 2017 года), легковой автомобиль Хонда, регистрационный знак ........... (дата снятия с регистрационного учета 21 июля 2017 года), легковой автомобиль Хонда Цивик, регистрационный знак ........... (дата снятия с регистрационного учета 21 июля 2017 года), легковой автомобиль Тойота Авенсис, регистрационный знак ........... (дата снятия с регистрационного учета 25 ноября 2018 года).

Расчет транспортного налога приведен налоговым органом в налоговом уведомлении № 7081374 от 24 июня 2018 года.

Поскольку Соловьев А.В. не исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2016-2017 годы, налоговым органом в отношении налогоплательщика вынесено требование № 23074 по состоянию на 29 января 2019 года об оплате недоимки по транспортному налогу в размере 2336 руб., и пени в размере 33,55 руб.

Из материалов дела также следует, что Соловьев А.В. с 1 января 2012 года зарегистрирован в качестве адвоката, в связи с этим является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов налоговым органом в отношении Соловьева А.В. выставлено требование об уплате налога, страховых взносов, пени № 2623 по состоянию на 13 января 2020 года, в котором указано на необходимость уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб., пени в размере 17,21 руб. и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 руб., пени в размере 73,38 руб. в срок до 24 марта 2020 года.

Поскольку недоимка по страховым взносам и транспортному налогу налогоплательщиком не была оплачена, инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Вынесенный судебный приказ № 2а-1010/2020 от 10 июля 2020 года определением мирового судьи судебного участка № 1 Новошахтинского судебного района Ростовской области от 29 июля 2020 года отменен в связи с поступившими возражениями Соловьева А.В.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об удовлетворении требований налогового органа судебная коллегия не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

Довод жалобы Соловьева А.В. о том, что он является военным пенсионером, в связи с этим у него отсутствует обязанность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 и подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ адвокаты признаются плательщиками страховых взносов и уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Довод заявителя жалобы на то, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года № 5-П военные пенсионеры освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год, подлежит отклонению в силу следующего.

Данным постановлением положения подпункта 1 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22, пункта 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона № 4468-1, частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абзацем 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Федерального закона № 167-ФЗ, подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, часть четвертая статьи 7 Закона № 4468-1, части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ признаны не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Федерального закона № 502-ФЗ), с учетом позиции Конституционного Суда, изложенной в вышеуказанном постановлении были определены особенности уплаты страховых взносов адвокатами, являющимися получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон № 4468-1) и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.

Изменения, внесенные в указанный закон, позволяющие плательщику страховых взносов, поименованному выше, самостоятельно определять возможность оплаты страховых взносов в заявительном порядке подлежат применению с 10 января 2021 года, при этом на предыдущие периоды действие данного закона не распространено.

Таким образом, учитывая, что адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом № 4468-1, не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, они не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя с момента вступления в силу Федерального закона № 502-ФЗ - с 10 января 2021 года.

Кроме того судебная коллегия учитывает, что Соловьев А.В. стоит на учете в налоговом органе как плательщик страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, действий по снятию с регистрационного учета не предпринимал, а законность его постановки на такой учет не является предметом рассмотрения по настоящему административному делу.

Довод заявителя жалобы в суде апелляционной инстанции об отсутствии оснований для уплаты недоимки по транспортному налогу на том основании, что налогоплательщик как ветеран боевых действий имеет льготу по уплате транспортного налога подлежит отклонению ввиду следующего.

Статьей 7 Областного закона Ростовской области от 10 мая 2012 года № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» (далее – Областной закон № 843-ЗС) предусмотрены категории граждан, обладающими льготами по уплате транспортного налога и условия предоставления указанной льготы.

Пунктом 3 части 1 статьи 7 указанного закона предусмотрено освобождение от уплаты транспортного налога граждан, подпадающих под действие статей 2 и 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», имеющие на праве собственности легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно.

При этом граждане, имеющие право на льготу (за исключением граждан, указанных в пункте 10 части 1 настоящей статьи), при наличии нескольких объектов налогообложения освобождаются от уплаты налога по одному транспортному средству по их выбору.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения, льгота предоставляется в отношении объекта налогообложения с максимальной исчисленной суммой налога (ч. 2 ст. 7 Областного закона № 843-ЗС).

Учитывая, что в 2016 и 2017 годах за Соловьевым А.В. были зарегистрированы 4 транспортных средства и по одному из них – Тойота Авенсис, гос. номер ........... налоговым органом применена налогоплательщику льгота в виде освобождения от уплаты транспортного налога, то указание административного ответчика об отсутствии у него обязанности по уплате транспортного налога подлежит отклонению.

Утверждение Соловьева А.В. о том, что транспортные средства мотоцикл ИМЗ 8103, регистрационный знак ........... легковой автомобиль Хонда, регистрационный знак ..........., легковой автомобиль Хонда Цивик, регистрационный знак и ........... отчуждены им задолго до 2016 года правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, принимая во внимание, что положениями части 1 статьи 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Из налогового уведомления № 7081374 от 24 июня 2018 года (л.д. 14) следует, что налоговый орган произвел исчисление транспортного налога на объекты налогообложения мотоцикл ИМЗ 8103, регистрационный знак ..........., легковой автомобиль Хонда, регистрационный знак ..........., легковой автомобиль Хонда Цивик, регистрационный знак ........... за 7 месяцев 2017 года.

Сведения органа регистрационного учета о снятии указанных транспортных средств в июле 2017 года подтвердил Соловьев А.В. в суде апелляционной инстанции.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 48 НК РФ и части 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Так, в адрес Соловьева А.В. направлялось налоговое уведомление №7081374 от 24 июня 2018 года об уплате транспортного налога за 2016 и 2017 годы, то есть в пределах трехлетнего срока предшествующего календарному году направления налогового уведомления.

Требование № 23074 в отношении Соловьева А.В. об уплате транспортного налога в размере 2336 руб. и пени в размере 33,55 руб. вынесено налоговым органом 29 января 2019 года, в связи с этим при разрешении настоящего спора подлежат применению положения абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ (в редакции от 29.12.2015) о том, что налоговый орган вправе обратится в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб.

С вынесением в отношении Соловьева А.В. требования № 2623 от 13 января 2020 года налоговый орган получил возможность на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика недоимки по налогам и страховым взносам. При этом такое обращение с заявлением о выдаче судебного приказа инспекцией произведено в шестимесячный срок, предусмотренный абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции от 29.12.2015) – 10 июля 2020 года.

После отмены судебного приказа о взыскании с Соловьева А.В. недоимки 29 июля 2020 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением в суд в шестимесячный срок, предусмотренный абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ.

Таким образом, налоговым органом соблюдены сроки для обращения в суд с заявлением о взыскании с Соловьева А.В. недоимки по транспортному налогу за 2016-2017 годы.

В связи с этим, вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания с Соловьева А.В. недоимки транспортному налогу за 2016-2017 годы в размере 2336 руб. и пени в размере 33,55 руб. является верным.

С учетом изложенного, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели либо могли привести к вынесению неправильного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 16 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соловьева А.В. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Е.О. Авилова

Судьи: С.Ф. Медведев

Э.Р. Яковлева

Мотивированное апелляционное определение составлено 12 октября 2021 года.