Судья Багдасарян Г.В. дело № 33-4038/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 марта 2018 г. г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи Татуриной С.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Щетининой Е.В.,
при секретаре Гребенкиной Э.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой Надежды Николаевны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ростовской области» о признании незаконным отказа в выплате пособия и обязании выплатить пособие на погребение по апелляционной жалобе Военного комиссариата Ростовской области на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 05 декабря 2017г. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия
установила:
Борисова Н.Н. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ростовской области», просит признать незаконным отказ в выплате пособия на погребение и обязать ответчика выплатить пособие на погребение. В обоснование требований сослалась на то, что её бывший супруг и отец её сына, являвшийся получателем пенсии по линии Минобороны РФ и состоявший на учете в Центре социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области», умер ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на территории Украины, в канун Нового года, когда перестали работать все государственные учреждения Украины и консульские учреждения Российской Федерации, в результате чего возникла проблема с оформлением документов. 06.02.2017г. она отправила в адрес ответчика все документы о смерти супруга, но выплат не последовало.
28.06.2017г. она обратилась в Военный комиссариат Октябрьского и Ворошиловского районов по г.Ростову-на-Дону с заявлением о разъяснении причин отказа в выплате пособия на погребение ФИО
30.06.2017г. в Военном комиссариате Октябрьского и Ворошиловского районов по г.Ростову-на-Дону ей было разъяснено, что выплат она не получит ввиду того, что не представлена справка о смерти по форме №33 и свидетельство о смерти, выданное уполномоченными органами (органы ЗАГС либо консульские учреждения Российской Федерации за границей). Считает, что основанием для выплаты пособия является не наличие справки, а наличие факта смерти ФИО который подтвержден свидетельством о смерти от 29.12.2016г. и свидетельством о погребении №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.12.2016г., и не оспаривается ответчиком.
Борисова Н.Н. указала, что в настоящее время у неё отсутствует возможность получить иные документы, подтверждающие факт смерти ФИО поскольку после получения свидетельства о смерти истица обратилась в Генеральное консульство Российской Федерации в феврале 2017 года, где ей ответили, что выдача справки по форме №33 невозможна, поскольку актовая запись и свидетельство на имя ФИО оформлены в Стрыйском городском отделе государственной регистрации актов гражданского состояния Главного территориального управления юстиции по Львовской области Республики Украина.
Ссылаясь на положения ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993г., полагает, что документы, выданные в Республике Украина могут быть использованы на территории Российской Федерации без дополнительных удостоверений, а предоставление в компетентные органы свидетельства о смерти, выданного уполномоченными органами Республики Украина, на основании которого прекращена выплата пенсии ФИО подтверждают факт смерти ФИО
Решением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 05 декабря 2017г. исковые требования Борисовой Н.Н. удовлетворены. Признан незаконным отказ в выплате пособия на погребение пенсионера Министерства обороны РФ ФИО., умершего ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. На Военный комиссариат Ростовской области возложена обязанность выплатить Борисовой Н.Н. пособие на погребение ФИО умершего ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., в размере трехмесячной пенсии, получаемой данным пенсионером ко дню смерти. С Военного комиссариата Ростовской области в пользу Борисовой Н.Н. взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 8 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. Апеллянт указал, что ФИО. с 01.04.1993 г. являлся пенсионером Минобороны России, выплата пенсии приостановлена с 01.01.2017г.в связи со смертью пенсионера, личное дело направлено в г.Балашов Саратовской области.
Ссылаясь на ч.2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ч.4 ст.6 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», п. 21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», п.9 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008г. №5, апеллянт указывает, что пособие на погребение пенсионера из числа военнослужащих, выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами – органами ЗАГС или консульскими учреждениями Российской Федерации.
Бланк справки о смерти утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998г. № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» - форма № 33, которая выдается органом ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти. Оригинал справки о смерти по форме №33 является обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение. Указанная справка о смерти также признается документом, подтверждающим правомерность назначения социального пособия на погребение. Поскольку указанное пособие может выплачиваться разными органами, справка о смерти формы №33 выдается уполномоченными органами в единственном экземпляре и при отсутствии указанной справки выплата пособия на погребение не производится. Возможность предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина и которые могут замещать справку формы №33 законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Предоставление в компетентные органы Российской Федерации легализованных свидетельств о смерти, справок о смерти, выданных уполномоченными органами других государств, доказывает только факт смерти гражданина и не является самостоятельным основанием для осуществления государственных гарантий Российской Федерации по погребению
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав истца и её представителя по доверенности, представителя ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, ФИО являлся пенсионером Министерства обороны России с 01.04.1993г., состоял на пенсионном обеспечении в ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области». Выплата пенсии за выслугу лет приостановлена с 01.01.2017г. в связи со смертью пенсионера. Указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАФИО умер. Место смерти: Украина, Львовская область, город Стрый.
Факт смерти ФИО подтверждается медицинским свидетельством о смерти №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.12.2016г. и справкой о причине смерти, выданными Стрыйской патологической лабораторией Коммунального учреждения Львовского областного Совета «Львовское областное патологоанатомическое бюро» Министерства здравоохранения Украины (л.д.50-51).
30.12.2016г. Стрыйским городским отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Главного территориального управления юстиции во Львовской области Украины выдано свидетельство о смерти серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.11-15).
Стрыйским городским комбинатом коммунальных предприятий Львовской области Украины выдано Борисовой Н.Н. свидетельство о погребении №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.12.2016г. (л.д. 22-23).
Обращаясь в суд с иском, Борисова Н.Н. указала, что является бывшей супругой умершего в городе Стрый Львовской области Украины ФИО. и матерью ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, сына ФИО что подтверждено свидетельством о рождении серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНл.д.16). Какие-либо документы, подтверждающие родственные связи между истицей Борисовой Н.Н. и умершим ФИО (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, записи в паспорте и др.) в материалах дела отсутствуют.
В июне 2017 года Борисова Н.Н. обратилась в ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» с заявлением выплате пособия в связи со смертью ФИО. (л.д. 16).
Письмом ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» от 10.07.2016г. истице отказано в выплате пособия в связи со смертью ФИО так как в представленных документах отсутствуют свидетельства о смерти и справки о смерти пенсионера формы № 33, выданных компетентными органами Российской Федерации (ЗАГС, консульским учреждением Российской Федерации), разъяснены требования действующего законодательства Российской Федерации о необходимости представления для выплаты пособия указанных документов (л.д.17-20).
08.11.2017г. Борисова Н.Н. обратилась в Генеральное консульство России в г.Львове, Украина, с заявлением о выдаче справки по форме №33 и просьбой заверить свидетельство о смерти ФИО выданное Стрыйским городским отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Главного территориального управления юстиции во Львовской области Украины (лд.45).
На данное обращение третьим секретарем Генерального консульства России в г.Львове, Украина, дано разъяснение от 10.11.2017г. о том, что согласно Федеральному закону от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» за пределами Российской Федерации справка о смерти – форма №33 – выдается родственникам умершего российского гражданина только при регистрации акта о смерти в российских консульских загранучреждениях (л.д. 44).
В обоснование вышеуказанных требований истец ссылается на незаконность отказа ответчика в выплате пособия на погребение, указывает, что документы, выданные компетентными органами иностранного государства в удостоверении актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, признаются действительными в Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что смерть ФИО наступила при его нахождении за пределами Российской Федерации, зарегистрирована не органами ЗАГС Российской Федерации или консульскими учреждениями Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния», а компетентными органами иностранного государства - Украины, поскольку объективной возможности получить необходимые для выплаты пособия на погребение документы в предусмотренной законодательством Российской Федерации форме у истца не имелось, что не должно влечь для неё негативных последствий, то отсутствие справки формы № 33 не может явиться достаточным основанием для отказа в выплате пособия на погребение, учитывая, что право истца на его получение ответчиком не оспаривается.
При этом суд сослался на положения Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 05.10.1961г.), подписанной, в том числе Российской Федерацией 31.05.1992г. и Украиной, 22.12.2003г., а также положения ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993г.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, считает их ошибочными, а доводы апелляционной жалобы, заслуживающими внимания.
Положения статьи 13 Конвенции, на которую сослался суд первой инстанции, обеспечивают лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих из органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Однако установление льгот и социальных гарантий для различной категории граждан и признание на них права указанной Конвенцией не предусмотрены. Не предусмотрены такие положения и Гаагской Конвенцией от 05.10.1961г.
Как указано в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации, и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.
Вопреки выводам суда, международный договор между Российской Федерации и Украиной о взаимном признании законодательства, регулирующего вопросы выплат пособия на погребение умерших пенсионеров Министерства обороны, отсутствует.Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует в том числе Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», статьей 10 которого предусмотрена выплата социального пособия на погребение в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Выплата указанного пособия производится органом, в котором умерший получал пенсию (пункт 2 статьи 10).
Выплата пособия на погребение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров и получавших пенсию, назначенную в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», осуществляется пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации.
Порядок и размер пособия на погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны определен Постановлением Совета Министров- Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941).
В соответствии с п.21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941, в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, выплачивается пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации. Пособие на погребение не выплачиваются, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994г. № 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
Государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти за пределами территории Российской Федерации производят консульские учреждения Российской Федерации (ст.5 Федерального закона от 15.11.1997г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
В соответствии с частью 3 статьи 76 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» записи актов гражданского состояния, которые составлены консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются на хранение в органы записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (первые экземпляры записей актов гражданского состояния вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются по истечении календарного года, вторые экземпляры записей актов гражданского состояния - ежемесячно).
В соответствии с п.9 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008г. №5, факт гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, удостоверяется медицинским работником с выдачей медицинского свидетельства о смерти. На основании этого документа регистрация смерти осуществляется в органах записи актов гражданского состояния, а для воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, - в консульских учреждениях Российской Федерации.
Таким образом, исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, если регистрация смерти произведена органом ЗАГС Российской Федерации, то справка о смерти установленного законодательством образца для получения пособия на погребение выдается данным органом.
Государственная регистрация смерти гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, производится консульским учреждением Российской Федерации, при этом справка о смерти установленного образца для получения пособия на погребение выдается архивно-информационным отделом ЗАГС Российской Федерации, после передачи Министерством иностранных дел Российской Федерации в указанный отдел ЗАГС записи акта о смерти гражданина Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что смерть пенсионера ФИО зарегистрирована Стрыйским городским отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Главного территориального управления юстиции во Львовской области Украины, в подтверждение чего родственникам вышеуказанного гражданина выдано свидетельство о смерти от 30.12.2016г.
В соответствии с абз.2 п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
Статьей 10 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти (ч.2). Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти (ч.3).
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый бланк имеет серию и номер.
Вышеуказанный бланк справки о смерти утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 г. №1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» - Форма № 33, которая выдается органом ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти.
Исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение признается оригинал справки о смерти по Форме № 33. Указанная справка о смерти также признается документом, подтверждающим правомерность назначения социального пособия на погребение.
Поскольку смерть ФИО наступила при его нахождении за пределами Российской Федерации, и не была зарегистрирована органами ЗАГС Российской Федерации, то в силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона №143‑ФЗ, государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния».
Доказательств, свидетельствующих о том, что Борисова Н.Н. обращалась в декабре 2016 года в консульское учреждение Российской Федерации на территории Украины, в материалы дела не представлено. Доводы истца о том, что на момент смерти ФИО отсутствовала возможность произвести государственную регистрацию его смерти, как гражданина Российской Федерации, умершего за пределами Российской Федерации, объективно ничем не подтверждены.
Выводы суда о том, что представленные истцом свидетельство о смерти и медицинское свидетельство о смерти, выданные компетентными органами Украины имеют юридическую силу на территории Российской Федерации, не свидетельствуют о наличии у истца права на получение пособия, так как данные документы подтверждают факт смерти, однако не соответствуют условиям реализации права на получение пособия, императивно установленным действующим Российским законодательством.
Суд при вынесении решения требования вышеуказанных нормативных правовых актов не учел, сделав необоснованный вывод о том, что представленные Борисовой Н.Н. документы, а именно свидетельство о смерти от 30.12.2016г., выданное Стрыйским городским отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Главного территориального управления юстиции во Львовской области Украины и медицинское свидетельство о смерти №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.12.2016г., выданное Стрыйской патологической лабораторией Коммунального учреждения Львовского областного Совета «Львовское областное патологоанатомическое бюро» Министерства здравоохранения Украины, являются документами, выданными компетентными органами иностранного государства и позволяющими реализовать право истца на получение на территории Российской Федерации пособия на погребение.
Возможность предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина и которые могут замещать справку формы № 33 законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Кроме того, форма бланка свидетельства о смерти, утвержденная приказом Министерства юстиции России от 25.06.2014г. №142, предусматривает информацию о гражданстве, дате рождения и месте рождения гражданина. Форма № 33 «Справка о смерти», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 г. №1274, также содержит строку «дата рождения». При отсутствии информации, содержащейся в указанных документах, невозможна идентификация личности умершего.
Представляемые истцом свидетельство о смерти и свидетельство о погребении не содержат сведений о дате рождения ФИО., месте его рождения и гражданстве. Кроме того, истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт временного выезда ФИО в Украину. Поскольку Борисовой Н.Н. не представлена справка о смерти формы № 33, то оснований для производства выплаты пособия на погребение у ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие документов, выданных компетентными органами Российской Федерации, лишает истца возможности получения пособия на погребение, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941.
Поскольку при разрешении дела судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Борисовой Н.Н. в удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ростовской области» в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 05 декабря 2017г. отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Борисовой Н.Н. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ростовской области» о признании незаконным отказа в выплате пособия и обязании выплатить пособие на погребение отказать.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.03.2018г.